Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Типология личности и личностный рост




ВОПРОС 66

Диспозиционное направление исследования личности (по Г. Олпорту)

В психологии существуют два главных направления иссле­дования личности: в основе первого лежит выделение в лично­сти тех или иных черт, в основе второго — определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связан­ных психологических признаков.

Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления Гордон Олпорт полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность может быть понята через определение конкретных черт личности, так как поведе­ние человека всегда является результатом определенной кон­фигурации личностных черт. Черта — это предрасположен­ность вести себя сходным образом в широком диапазоне си­туаций, например, если человек по сути своей робок, он будет вести себя робко и сдержанно во многих различных ситуациях: в классе, кафе, магазине, на вечеринке и пр. Черта личнос­ти — это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных ситуаций особенности поведе­ния человека, это важная составляющая «личностной струк­туры». Олпорт выделял общие черты и индивидуальные черты. Общие черты включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах определен­ной культуры, ведь члены определенной культуры испытыва­ют на себе схожие эволюционные и социальные воздействия и поэтому у них развиваются похожие модели адаптации, общие параметры личности, например измеряемость такой общей чер­ты как «доминантность — подчиненность» позволяет сравни­вать одного человека с другим по этому значимому психологи­ческому параметру. Индивидуальные черты, или индивиду­альные диспозиции — это такие характеристики человека, ко­торые не допускают сравнений с другими людьми, это уни­кальные черты конкретного человека, которые наиболее точно отражают его личностную структуру. Олпорт выделял три типа индивидуальныех диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальная диспозиция настолько пронизыва­ет человека, что почти все его поступки можно свести к ее вли­янию. Олпорт отмечал, что немногие люди обладают карди­нальной диспозицией. Центральные диспозиции — это яркие характеристики индивидуальности человека, это такие тенден­ции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие. У среднего человека может быть где-то 5—10 центральных диспозиций, которые наиболее точно отражают существенные характеристики его конкретной личности. Чер­ты менее обобщенные, менее устойчивые, менее заметные на­зывают вторичными диспозициями, к ним, например, можно отнести индивидуальные предпочтения в одежде, еде.

Личность — это единство и интеграция всех диспози­ций. Существует некий принцип, организующий установки, мотивы, ощущения, склонности в единое целое («это проприум, который охватывает все аспекты личности, способствует формированию чувства внутреннего единства) (Олпорт). Лич­ность представляет собой динамичную развивающуюся систе­му, включающую черты личности и ее мотивацию, объединен­ные в единое целое. Олпорт выдвинул концепцию функцио­нальной автономии мотивов, которая гласит, что мотивы зре­лой личности не определяются прошлыми мотивами, т. е. при­чины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе. не зависят от того, какие причины первоначально побудили его к такому поведению, в результате первоначальной причины по­ведения больше нет, а поведение сохраняется. Олпорт разли­чал два уровня функциональной автономии: устойчивая функ­циональная автономия как набор привычек, как склонность людей к удовлетворению своих потребностей привычным об­разом; собственная функциональная автономия — главная си­стема мотивации, которая обеспечивает постоянство в стрем­лении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. Собственная функциональная автономия представля­ет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственно­сти за свою жизнь.

Ценности и ценностные ориентации человека можно рас­сматривать как черты личности, но более глубокого уровня. Олпорт выделял следующие ценностные черты личности, на­правления ценностных ориентации: теоретическая (ценность в раскрытии истины, в научном и рациональном подходе к жизни); экономическая (ценно то, что полезно, выгодно, при­носит материальный успех); эстетическая (такой человек боль­ше всего ценит красоту и гармонию, наслаждение жизнью); социальная (наибольшей ценностью для социального типа людей является любовь людей, гуманизм); политическая (глав­ная ценность для людей этого типа — власть и влияние, слава и известность); религиозная (ценность в понимании мира как единого целого, религиозная личность видит в мироздании единство и высший смысл).

Черты личности, подчеркивал Олпорт, существуют реаль­но и их можно эмпирически выявлять и изучать, количествен­но измерять.

 

ВОПРОС 67




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.