КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международного права. Ответственность за нарушение норм
Ответственность за нарушение норм Реализация норм международного права. Реализация норм международного права - обязанность государств, гарантируемая Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., устанавливающей, что государство не может ссылаться на положение своего внутреннего права для невыполнения международного договора (ст. 27). Более того, реализация международно-правовых норм требует содействия национального права. Способы реализации (имплементации) норм международного права закрепляются в национальном законодательстве государств и различны по содержанию. Согласно Конституции Республики Беларусь «признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивается соответствие им законодательства» (ст. 8). Кроме того, в ряде законов Республики Беларусь (Закон «О правах ребенка», Закон от 22 февраля 1995 г. в редакции от 4 января 2003 г. «О беженцах» ') провозглашается, что если в международном договоре закрепляются иные положения, чем в законе, применяются положения международного договора. В Законе Республики Беларусь от 23 октября 1991 г. в редакции от 15 ноября 2004 г. «О международных договорах Республики Беларусь» 2 устанавливается, что «общепризнанные принципы и нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта» (ст. 27). Аналогичное положение содержится и в ГК Республики Беларусь (ст. 6). Реализация норм международного права происходит: — путем внесения изменений в действующий закон для приведения его в соответствие с ратифицированным договором; - путем выработки новых норм национального права в силу существования пробелов в законодательстве. Так, на содержание ст. 21-51 Конституции Республики Беларусь, касающихся прав граждан, оказали прямое влияние Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ратифицированные ею. В УК введены соста- ' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 229; НРПА. 2003. № 8. 2/927. 2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 469; НРПА. 2004. № 180. 2/1080. вы военных преступлений и преступлений против человечества с учетом положений Женевских конвенций по международному гуманитарному праву 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. Правовая база для трансформации национального законодательства может содержаться в самих международных договорах. Упомянутые Пакты о правах человека 1966 г., Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. предписывают государствам принимать соответствующие законодательные или административные меры для реализации указанных соглашений. Обеспечить соблюдение норм международного права невозможно без введения ответственности за их нарушение. В международном праве в отличие от внутригосударственного права нет системы правоохранительных органов (прокуратура, суд), обладающих полномочиями контролировать и наказывать за нарушение норм. Государства являются субъектами ответственности и реализуют ее путем применения индивидуальных и коллективных мер к государству-нарушителю. В международном праве отсутствует конвенция, регулирующая основные виды и формы ответственности. В 2001 году Комиссия международного права (вспомогательный орган ООН, занимающийся кодификацией международного права) разработала Проект статей об ответственности государств. В связи с этим институт ответственности продолжает базироваться на международном обычае. Ответственность государства наступает в результате нарушения им международного обязательства независимо от того, обусловлено оно международным договором или обычаем. Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов. Государство отвечает за действие любого органа (законодательного, исполнительного, судебного, центрального или местного). Государство не отвечает за противоправное поведение физических или юридических лиц, если явно не установлено, что они действовали от имени государства или по его поручению. Нарушения международных обязательств различаются по степени тяжести и объектной направленности и делятся на две I категории: международные преступления и международные правонарушения (деликты). Под международным преступлением в соответствии с Проектом статей, подготовленных Комиссией международного права, понимается тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основополагающие интересы международного сообщества в целом и поэтому квалифицируемое международным сообществом как преступление. К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, апартеид, рабство, экоцид (грубое и массовое загрязнение окружающей среды), международный терроризм. Международный деликт - это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства. Предусматривается два вида ответственности государства: нематериальная и материальная. К формам нематериальной ответственности относятся сатисфакция и ресторация. Сатисфакция - это действие государства-нарушителя, направленное на восстановление чести и достоинства потерпевшего государства. Ресторация - восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства). Кроме того, государство может применить контрмеры (ответные меры) в ответ на нарушение международного обязательства в форме реторсии или репрессалий. Реторсия - это ответная мера, аналогичная по объему и содержанию той, которую применило государство-нарушитель. К формам материальной ответственности относятся: репарация (денежное возмещение ущерба), реституции (возвращение вывезенных культурных и иных ценностей). В случае уничтожения или порчи культурных ценностей применяется субституция (замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение). Если государство совершило международное преступление, Советом Безопасности ООН принимается решение о введении санкций против государства-нарушителя. Резолюции о санкциях могут быть приняты только при совпадении голосов 5 постоянных членов и 4 непостоянных членов Совета Безопасности к государству-нарушителю. Применяются экономические санкции (приостановление торговых отношений), разрыв дипломатических, воздушных, железнодорожных сообщений, перерыв почтовой связи. В санкциях против нарушителя участвуют все государства. Если нарушение продолжается, Совет Безопасности принимает резолюцию о введении военных санкций (применение вооруженных сил ООН, состоящих из национальных контин-гентов государств - членов ООН (военные санкции были впервые применены в 1991 г. Советом Безопасности к Ираку за агрессию против Кувейта)). После прекращения международного преступления государство-нарушитель по решению Совета Безопасности несет нематериальную и материальную ответственность. Кроме того, привлекаются к уголовной ответственности физические лица - исполнители международного преступления. Суд осуществляется Международным трибуналом. Впервые такой трибунал был создан на основе Лондонского соглашения от 8 августа!945 г., заключенного Советским Союзом, США, Англией и Францией для суда над главными военными преступниками Второй мировой войны - высшими должностными лицами и генералитетом фашистской Германии. В 1993 г. на основе резолюции 827 Совета Безопасности ООН был учрежден Международный трибунал для суда над лицами, виновными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии. К 2003 г. Международный трибунал приговорил к различным срокам лишения свободы четырнадцать человек за этнические чистки, убийства гражданского населения в период вооруженных конфликтов в Боснии, Хорватии и Герцеговине в 1992-1994 гг. В 1998 г. была принят статут Международного уголовного суда, вступивший в силу в 2002 г., юрисдикция которого распространяется на такие преступления, как агрессия, военные преступления, геноцид, преступления против человечности. Содержание Введение.................................................................................................. 7 Раздел I
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |