Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделяют следующие стили управления




Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую) нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, т.к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси, К. Бландэд).

Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партисипативный (соучаствующий) стиль, которому свойственны следующие черты: 1) регулярные совещания руководителя с подчиненными; 2) открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; 3) вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; 4) делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, прав; 5) участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений; 6) создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»); 7) предоставление работнику возможности автономно (от других членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи.

Партисипативный стиль применим, если: 1) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие предложения подчиненных; 2) подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потребность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к работе; 3) задача, стоящая перед людьми, предполагает множественность решений, требует теоретического анализа и высокого профессионализма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого подхода. Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.

В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуациях можно выделить пять типов: 1) доминирование, утверждение своей позиции любой ценой; 2) уступчивость, подчинение, сглаживание конфликта; 3) компромисс, позиционный торг («я тебе уступлю, ты — мне»); 4) сотрудничество, создание взаимной направленности на разумное и справедливое разрешение конфликта с учетом обоснованных интересов обоих сторон; 5) избегание конфликта, уход из ситуации, («закрывание глаз, как будто ничего не произошло»).

Наиболее эффективным, хотя и трудно реализуемым стилем поведения руководителя в конфликтной ситуации является стиль «сотрудничества». Крайне неблагоприятными стилями являются «избегание», «доминирование», «уступчивость», а стиль «компромисс» позволяет достичь лишь временного недолговечного решения конфликта, позднее он может появиться вновь.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет, обусловленный тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный,

Направленность на понимание, принятие позиции другого

уступчивость сотрудничество

о (соглашатель) о

-----1------------1-----------1--------►

низкая средняя высокая Направленность

на отстаивание своей позиции Типы поведения в конфликтных ситуациях

должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных; 100%-ную отдачу от работника руководитель может получить лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет, который состоит из 2) морального и 3) функционального авторитета.

Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется: 1) компетентностью руководителя; 2) его деловыми качествами; 3) его отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему люди вступают во взаимодействие? Какие теории межличностного взаимодействия, на ваш взгляд, более полно раскрывают характер взаимодействия?

2. Какие условия способствуют формированию социальных

групп? Что такое социальная группа?

3. Межличностные отношения в группекак они проявляются? Как мы воспринимаем и оцениваем людей?

4. Какие типы установок на восприятие другого человека возможны? Почему бывают искаженные представления о другом человеке?

5. Какие психологические механизмы влияния людей друг на друга существуют?

6. Какие уровни понимания личности другого человека воз-

можны?

7. Что такое социометрический статус? Какие слои выделяются внутри группы? Как оценить уровень благополучия взаимоотношений в группе?

9. Какие отличительные признаки присущи малым группам?

10. Какие психологические характеристики присущи группе?

11. Чем характеризуется референтная группа? Опишите особенности пирамидальных, случайных, открытых, синхронных групп.

12. Какие роли присущи людям в группе?

13. Укажите отличительные особенности коллектива, его структуру из стратслоев, этапы создания коллектива.

14. Каковы стадии зрелости коллектива?

15. Укажите, какие признаки присущи руководителю с высокой способностью создавать коллектив?

16. Какие факторы влияют на эффективность работы группы?

17. Какие социально-психологические феномены влияния людей и группы на человека возникают?

18. Конформизмэто плохо или хорошо? Это естественное или искусственное?

19. Как меньшинство может повлиять на большинство?

20. Каковы функции социально-психологических установок?

21. В чем сходство и различие между заражением, внушением, убеждением?

22. Какие методы воздействия на мотивы, установки и состояния людей вам известны?

23. «Звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «изолированные», «отвергаемые» в группекак их достоверно выделить?

24. Стили руководствакакие бывают и какие из них эффективнее?

25. Как реализуются руководителем основные управленческие функции?

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. МГУ, 1990.

2. Брендель С, Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива. М., Мир, 1984.

3. Вудкок М., Фрэнсис. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

4. Громова О. Н. Конфликтология. М., 1998.

5. Донцов А. И. Психология коллектива. МГУ, 1984.

6. Дизель П. М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М., 1993.

7. Западная социальная психология в поисках новой парадигмы. М., ИНИОН, 1993.

8. Зимичев А. М. Психология политической борьбы. СПб., 1993.

9. Исаев М.Ю., Хмелевский В.Н. Психотерапевтическая помощь коллективу. Красноярск, 1992.

10. Каверин СВ. Психология и политика. Тамбов, 1992.

11. Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. МГУ, 1991.

12. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. М., 1993.

13. Минделл А. Лидер как мастер единоборства. Ч. 1, 2. М., 1993.

14. Паркинсон С. Н. Как преуспеть в бизнесе. Тула, 1992.

15. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992.

16. Платанов Ю. П. Психология коллективной деятельности. ЛГУ, 1990.

17. Проблемы развития личности и коллектива. Ростов н/ Д., 1986.

18. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 1990.

19. Утюжанин А. П., Устюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М., 1993.

20. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993.

21. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996.

22. Руденский У. В. Социальная психология. М., 1997.

23. Руднеский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. М., 1997.

24. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.

25. Андреева С. Г., Горская Т.А. Психологические основы управления персоналом. Спб., 1997.

26. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.

27. Валеева Н.Ш., Рогов М.Г. Психологические основы менеджмента. Стратегия успеха. Казань, 1996.

29. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология управления. Ростов н/Д, 1997.

30. Гуменная И. Г., Стровский Л. Е. Имидж фирмы. Екатеринбург, 1997.

31. Лебон Г., Тард Т. Психология толпы. М., 1998.

32. Преступная толпа. М., ИП РАН, 1998.

33. Московичи С. Век толп. М., 1998.

34. Майерс.Д. Социальная психология. СПб., 1997.

35. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997.

36. Шейное В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.

Глава 7 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.