КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды восприятиявыделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека
Согласно деятелъностной парадигме познавательное действие возникает в ответ на рассогласование прогнозируемых событий на «сенсорном входе» с тем, что реально имеет место или в ответ на совершение самим субъектом действия, которое должно привести к прогнозируемому изменению чувственных впечатлений. Вкачестве интегрального конструкта познавательной сферы личности выступает целостный образ мира — «многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, себе и своей деятельности». Та Те Шч Ш2 Mi То Т По Юч Ю1 Too Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события. Келли считал, что система конструктов каждого человека уникальна, и люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. Люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. Люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, как они организуют свои конструкты. Конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчинительной позиции относительно других частей системы. Люди создают различную иерархию личностных конструктов, так, подчиняющие и подчинительные конструкты в системе одного человека не обязательно занимают такое же положение в системе другого человека. Келли предположил, что, если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его Основы психологии 8U поведении, т. е. узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события. Люди имеют несколько конструктов, с помощью которых они интерпретируют события своей жизни и каждый день они должны выбирать, какой конструкт и какой полюс использовать для прогноза событий. Если человек стоит перед выбором конструкта, то он выбирает то, что наиболее вероятно, либо расширяет его понимание мира, либо уточняет конструктную структуру. Конструктная система разрабатывается либо в направлении определения, либо в направлении расширения. Определение включает в себя выбор наиболее вероятной альтернативы, опираясь на прежний опыт, используется конструкт знакомым способом. Расширение — включает выбор такой альтернативы, которая позволит расширить понимание событий, увеличит диапазон применимости конструкта, использует конструкт для прогноза события, которое ранее было ему неизвестно. В новой или неопределенной ситуации человек осуществляет действия: ориентировка — выбор — исполнение, т. е. последовательно обдумывает несколько возможных конструктов и выбирает тот из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. Выбор делается на основании оценки, какой альтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или к определению системы, и выбранный конструкт определяет поведение человека. Отсюда следует, что если человек изменит свои конструкты, то он изменит свое поведение и свою жизнь. Конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать последовательность событий. Система личностных конструктов — это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым сни относятся. Изменения в отношениях со значимыми другими заставляют и наши конструкты меняться. Если два человека разделяют взгляды на мир, схожи в интерпретации личного опыта, то они, вероятно, и вести 85 Психологические концепции себя будут похоже. Люди похожи не потому, что пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что их поведение похоже, — они похожи потому, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. У представителей одной культуры имеется схожесть в поведении, в конструктах. Культурные различия коренятся в разнице конструктов, которыми пользуются люди. Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность; чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, надо, чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Оптимальные отношения предполагают взаимное понимание взглядов на жизнь. Люди интерпретируют мир одинаково в той мере, в какой они используют схожие системы конструктов, и значимое социальное общение с кем-либо требует понимания того, как этот человек воспринимает мир. Люди с общим восприятием мира с большей вероятностью обратят внимание друг на друга и в конце концов станут друзьями, чем те, кто воспринимает мир по-разному. Келли объяснял возникновение ряда эмоциональных состояний через понятие «конструкты», например состояние тревоги, неопределенности, беспомощности возникает у человека, если он осознает, что присущие ему конструкты неприменимы для предвидения событий, с которыми он сталкивается. Стержневая система конструктов включает стержневые роли (профессиональная роль, роль родителя, близкого друга), и их неадекватное исполнение может иметь неприятные последствия, возникновения чувства вины, стыда у человека, когда он осознает, что его поведение противоречит его восприятию самого себя. Эмоциональное состояние угрозы возникает, если человек осознает, что его конструктная система может быть существенно изменена вследствие каких-то событий, если неминуема «встряска» личностных конструктов. Враждебность, склонность вести себя мстительно по отношению к другим возникает тогда, когда человек вместо признания того, что его ожидания насчет других людей нереалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение. Изменить свои конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно, и поэтому человек пытается изменить мир, других лю- Основы психологии 86 дей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам. Психические расстройства — любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность, когда проявляется непригодность системы личностных конструктов для достижения целей человека, т. е. человек не может прогнозировать события, терпит неудачу в познании мира и совладаниии с ним. Келли предполагал, что депрессия имеет тенденцию появляться у тех людей, которые сократили свое перцептивное поле до минимума (так как сузились интересы), испытывают трудности в принятии даже самых маленьких решений, когда происходит сужение конструктной системы. Келли видел задачу психотерапии в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшить ее прогностическую эффективность, помочь пациенту развивать и апробировать новые гипотезы, новые конструкты, сделать доступными факты, по которым пациент может проверить свои гипотезы, сформировать или реорганизовать конструктную систему, более прогностически эффективную. В результате он осознает и интерпретирует и ситуацуии и себя иначе, становится новым, более эффективным человеком. Келли использовал терапевтический метод фиксированной роли, который состоит из нескольких этапов: 1 — пациент пишет от третьего лица самохарактеристику (описывает свой характер как бы со стороны), на основе чего выявляются конструкты, которые он использует для интерпретации себя и своих отношений с другими людьми; 2 — психотерапевт разрабатывает модель, конструктную систему, полезную для пациента и описывает ее в виде «фиксированной роли некоего человека»; 3 — пациента просят в течение определенного времени разыгрывать эту роль, стараясь думать, вести себя как требует эта «фиксированная роль», чтобы он смог открыть новые грани своей личности, внести коррективы в свои конструкты, изменить свое реальное поведение. 5. Гуманистические теории личности Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова которой расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни». «Я обычно искренен»), т. е. противоречивую, нецелостную, несовершен- 87 Психологические концепции ную личность, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующиеся» личности, к сожалению, составляют лишь 1—4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития. А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней: ступень 1 — физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите. Ступень 2 — потребность в надежности — стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п. Ступень 3 — социальные потребности. Удовлетворение их потребностей необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно. Ступень 4 — потребность в уважении, осознании собственного достоинства — здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень 5 — потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека: 1) мотивы имеют иерархическую структуру; 2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию; 3) пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу; 4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут Основы психологии 88 проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого. Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. «Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности: 1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее); 2) принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»); 3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; 4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; 5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям; 6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; 7) различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»); 8) спонтанность, естественность поведения; 9) юмор; 10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующееся творчество в работе, любви, жизни; 11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности. Конгруэнтность — это соответствие переживания его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтных, истинных переживаний. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности — это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я». Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прлбегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу пробле- 89 Психологические концепции мам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста, — вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения — необходимые условия для самоактуализации, т. к. человек может понять себя только получая информацию с себе от других людей. Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты «Я» (проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию). Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности: 1) формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»); 2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости; 3) создание «чистоты» социального окружения — разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя; 4) создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал; 5) сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии); 6) формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений). В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», у человека формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты, потерял социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому человеку требуется «логотерапия» — борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то человек может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями. Основы психологии 90 Смысл жизни можно найти, пожалуй, тремя путями: 1) совершением поступков; 2) переживанием ценностей, переживанием единства с другими людьми, переживанием любви; 3) переживанием страдания. Разные пути самоактуализации могут быть при условии, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости. 5.1. Феноменологический подход Роджерса Феноменологический подход базируется на следующих идеях: • поведение человека можно понимать только на основе анализа его субъективного восприятия и познания действительности; • люди способны сами определять свою судьбу, т. е. самоопределение является существенной частью природы человека и люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют; • люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя внутренние возможности и личностный потенциал. Феноменологически подход к личности наиболее выражен в работах Карла Роджерса, который оказал огромное влияние на формирование терапевтических и педагогически-образовательных современных стратегий. Роджерс признавал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой («поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может порой вести себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, антисоциально и вредно, но в глубине каждого есть позитивные тенденции»), и когда люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими людьми. Роджерс утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости, т. е. все люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования. 91 Психологические концепции Все поведение регулируется объединяющим мотивом — тенденцией к актуализации, тенденцией развивать свои способности, чтобы сохранять и развивать личность: «Важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы». Голод, сексуальное влечение, безопасность, стремление человека к достижениям — это разнообразные проявления господствующего мотива, направленного на то, чтобы «сохранить» человека, развить его внутренний потенциал, тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она движет человека в направлении повышенной автономии и самодостаточности. Поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые испытывает (например, маленький ребенок учится ходить, падает, разбивает нос, но упорно актуализируется — ив конце концов развивается, овладевает ходьбой и бегом). Все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию. Люди оценивают позитивно те переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. И напротив, люди избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как препятствующие их актуализации. Субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Люди реагируют на события в соответствии с тем, как они субъективно воспринимают их. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому. Понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя данным образом, необходимо понять его внутренний мир, его субъективные переживания, которые ответственны за его поведение. Основы психологии 92 Роджерс доказывал, что никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности лучше или правильнее, чем у кого-то еще: никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других, необходимо с уважением и эмпатиеи относиться к мыслям и чувствам других людей, даже если они резко отличаются от ваших собственных. Прошлый опыт влияет на восприятие человеком настоящих событий, но именно актуальная интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства влияют на настоящее поведение человека, т. е. на поведение данного момента всегда влияет актуальное восприятие и интерпретация, и то, как человек прогнозирует свое будущее. Восприятие и интерпретация человеком самого себя, или его Я-концепция («самость), отражают те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть («реальное-Я»), но также и то, какими, мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть, то есть «идеальное-Я». «Идеальное-Я» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится. Я-концепция представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». «Я» символизирует главную часть сознательного опыта человека. В значительной степени содержание «Я-концепции» является продуктом социализации, формируется постепенно под влиянием оценок других людей. Роджерс выделяет условия, важные для развития Я-концепции: • Для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие — эта потребность в позитивном внимании развивается как осознание возникновения «Я». • Людям необходимо позитивно рассматривать себя — эта потребность в позитивном внимании к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так. чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках, т. е. человек вряд ли поведет себя не в соответствии с Я-копцепцией, так как это не будет удовлетворять потребность в позитивном внимании к себе. Обычно поведение человека согласуется с его Я-концепцией. • Люди, осоГэнно дети, сильно подвержены влиянию значимых лиц, а поскольку чаще всего значимые лица (родители, учителя, друзья) позитивно относятся только к Психологические концепции желаемому поведению человека, проявляя тогда внимание, любовь, уважение (по принципу: «Я буду уважать, любить и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть»), то ребенок старается соответствовать стандартам, ожиданиям и требованиям других, ведет себя так, как требуется, чтобы получить одобрение и признание людей, и скрывать все то, что может не понравиться этим значимым лицам. В таких условиях ребенок пытается оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку окружающих значимых людей. Таким образом создаются обусловленное позитивное внимание или условия ценности, которые заставляют человека ограничивать свое поведение, искажать реальность, скрывать, подавлять какие-то свои желания, мысли, действия, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление. Чем шире эта область скрываемого, подавляемого, тем сильнее выражается «притворство» в поведении человека, тем более нарастает разрыв между «Реальным-Я» и реальным поведением, а также между «Реальным-Я» и «Идеальным-Я», тем невротичнее состояние и поведение человека, тем более затрудняется процесс актуализации и развития личности. • Роджерс считал, что единственный способ не мешать тенденции актуализации и развития личности человека — это дать ему безусловное позитивное внимание, т. е. человека любят и принимают без критики и оговорок. Безусловное позитивное внимание не означает, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит, особенно его опасные, ошибочные или антисоциальные действия. Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы тебя очень любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. Безусловное позитивное внимание и принятие ребенка со стороны других лиц обусловливает и позитивное отношение человека к самому себе, искренность его поведения и чувств, раскрывает его естественную тенденцию самоактуализации, присущую каждому человеку. Основы психологии 94 Обычно поведение человека согласуется с его Я-концеп-цией, поэтому переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека могут осознаваться и точно восприниматься. Но те переживания, которые находятся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции, и они не допускаются к сознанию и точному восприятию. Реакцией человека на состояние несоответствия Я-концепции обычно бывает напряжение, замешательство и вина, тревога. Тревога является эмоциональной реакцией на угрозу, которая сигнализирует, что организованная Я-концепция испытывает опасность дезорганизации, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания. Если человек осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция, главная цель которой — сохранить целостность Я-структуры Угрожающее переживание не допускается в сознание не потому, что оно «грешно» или противоречит нравственным нормам, а потому, что оно несовместимо с Я-концепцией. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение. Чаще всего реализуются защитные механизмы: искажение восприятия и отрицание. Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа человека. Например, студент считает себя умным и способным, но получает заслуженно двойку на экзамене, и он ради сохранения Я-концепции невольно искажает интерпретацию данной ситуации: «преподаватель несправедливо ставит оценки», «мне не повезло» (это механизм выборочного искажения или рационализации). В случае защитной реакции отрицания, человек сохраняет целостность своей Я-концепции. полностью уходя от осознания угрожающих переживаний, не признаваясь себе, что переживание в принципе имело место. В тяжелых случаях отрицание может привести к паранойе, бреду и другим психическим расстройствам. Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с гереживанием, которое угрожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Но когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой или когда несогласующиеся пере- 95 Психологические концепции живания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить его психическое состояние и поведение, тогда человека в таком состоянии называют невротиком, но у невротика Я-концепция остается почти невредимой. В случае, если «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний и начинает разрушаться, возникают личностные расстройства и психопатологии, людей с такими расстройствами обычно называют психотиками, и их поведение кажется странным и даже безумным. Роджерс полагал, что расстройства поведения являются результатом несоответствия между «Я» и переживаниями человека. Люди с сильным несоответствием между реальным-осознанным Я и «идеальным Я» обладают плохой психологической адаптацией, имеют более низкую степень самоактуализации, почти не способны к самоприятию, более тревожны, эмоциональны нестабильны и невротичны. Многие люди имеют негативную Я-концепцию, то есть недовольны собой, не способны принимать себя и соответственно не могут принимать других, недовольны всей жизнью и всеми окружающими людьми. Нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим, т. е. отношение к себе отражается на отношении к другим. Самоприятие является важным и необходимым условием для полноценного функционирования человека. Исследования показали, что родители, которые принимают себя (то есть обладают позитивным отношением к себе), с гораздо большей вероятностью принимают своих детей такими, какие они есть, таким образом, диапазон, в котором ребенок развивает позитивный образ «Я» определенно зависит от того, в какой степени его родители способны принять себя. Психически здоровый и «полноценно функционирующий» человек — это тот, кто использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил 5 основных личностных характеристик общих для полноценно функционирующих людей: • Открытость к переживанию, способность тонко осознавать свои самые глубокие мысли и чувства, а не подавлять их и не искажать. Полноценно функционирующий человек достаточно благоразумен, чтобы осознавать свои чувства и действовать рассудительно в любой данный момент времени. психологии 96 • Экзистенциальный образ жизни, тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое ощущение воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Такие люди гибки, адаптивны, терпимы и непосредственны. • В выборе действий в любой ситуации опираются не только на социальные нормы, суждения других или свой прежний опыт, а способны принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения: «внутреннее ощущение типа "я поступаю правильно» является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения» (Роджерс). • Человек способен свободно жить так, как он хочет, без внешних ограничений и запретов, способен делать выбор и руководить собой, осознавая свою эмпирическую свободу по принципу: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия, — это я сам», не перекладывая ответственность на других. • Для оптимальной психологической зрелости присуща креативность, творческий образ жизни, способность жить конструктивно и адаптивно, создавая продукты творчества (идеи, проекты, действия), гибко, творчески приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Подход Роджерса к психотерапии мало похож на психоанализ или бихевиористскую модификацию поведения. его подход называют недирективной терапией или терапией, центрированной на человека. В данной терапии психотерапевты никогда не давали советов, не отвечали на вопросы, не пробовали задавать вопросы, они лишь пытались отразить то, что сказал пациент, и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения, выполняя как бы роль «выпрямляющего зеркала», т.е. отразить пациенту более точно то, что он в действительности говорит и чувствует, понять самовосприятие пациента, установить благоприятные взаимоотношения с ним. Для осуществления конструктивных личностных изменений необходимы терапевтические условия: • должен существовать психологический контакт, благоприятные уважительные взаимоотношения между терапевтом и пациентом; • пациент находится в состоянии несоответствия между его переживанием и Я-концепцией, он уязвим и тревожен; 97 Психологические концепции • терапевт является гармоничным и интегрированным, целостным и искренним во взаимоотношениях, полностью самим собой; • терапевт проявляет безусловное позитивное внимание к пациенту, относится к нему тепло, хвалит его как человека в процессе становления и не дает оценок его чувствам, переживаниям и действиям, в результате у пациента появлятся уверенность, что его понимают и принимают. Возникает спокойная атмосфера, в которой пациент может выразить свои искренние чувства, не боясь упрека, и проинтегрировать эти чувства с измененной Я-концепцией; • терапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат пациента и стремится передать это ему, терапевт способен чувствовать внутренний мир переживаний пациента так, как если бы он был его собственный, способен смотреть на мир как бы глазами пациента; • должна произойти передача пациенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного принятия психотер-певта, т. е. пациент должен узнать, почувствовать, что его понимают, принимают, уважают, что психотерапевт позитивно относится к нему; • сам пациент ответствен за любой личностный рост во время курса терапии; • сам пациент является реальным действующим фактором изменения своей личности. Цель терапии — ликвидировать несоответствие между переживанием и Я-концепцией человека, тем самым открывая для него возможность жить более богатой, полной жизнью. 5.2. Теория личности Г. Тома В поведении личности Г. Том выделяет следующие категории: 1. Покой — активность (частота фаз, форм покоя и активности). 2. Однообразие — разнообразие (степень повторяемости или частота смены различных направлений и форм поведения). 3. Зависимость — независимость (поведение зависит от внешних обстоятельств или определяется инициативой самого человека). 4. Степень пристрастности (периодическая эмоциональная изолированность от социальной ситуации или постоянная тесная связь). 4. Л. Столяренко Основы психологии 98 5. Рассогласование — уравновешенность (степень разрыва между целями и возможностями человека). 6. Отрицательная и положительная тональность (частота чувства неудовлетворенности чем-либо). 7. Замкнутость — открытость (степень принятия требования ситуации, своей роли в ней). 8. Малая или большая тематизация (наличие или отсутствие четкой «Я-концепции», разработанной системы жизненных целей). Г. Том выделяет семь фундаментальных тематик мотивации: 1. Регулятивная (гомеостатическая) мотивация (личные события, компенсация, нарушения и восстановления равновесия). 2. Антиципационная тематика — стремление к профилактическому снятию потенциального будущего нарушения. 3. Активация существования — стремление к активности, к деятельности, к полноте жизни. 4. Социальная интеграция (стремление к расширению, продолжению социальных связей). 5. Социальное выделение (желание отличаться от других, стремление к власти, престижу). 6. Креативная тематика (творческое самоосуществление). 7. Нормативная тематика (стремление следовать нормам, правилам). 6. Аналитическая психология К. Юнга Карл Густав Юнг (1875—1961) — известный швейцарский психолог, психиатр и философ. В 1909—1913 гг. сотрудничал с 3. Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. Наряду с 3. Фрейдом, А. Адлером и др. Юнг является одним из основателей глубинной психологии, которая изучает так называемые глубинные уровни психики личности. Их составляют влечения и другие мотивационные тенденции, среди которых главную роль играют бессознательные мотивы, вообще бессознательное, противопоставляемое психическим процессам, функционирующим на верхних «этажах» человеческой психики. В своей теории бессознательного Юнг во мдогом продолжает линию Фрейда. 99 Психологические концепции Прежде всего он разделяет и развивает общий фрейдовский подход к психике как энергетической противоречивой системе — многоуровневой и многополюсной. Вместе с тем он не соглашается с пансексуалистской трактовкой либидо, утверждая — вопреки Фрейду, — что основой личности и источником ее конфликтов является не половое влечение, а психическая энергия как таковая, то есть любая потребность, а не только связанная непосредственно с соматической, телесной сферой. Такое очень широкое, десексуализированное понятие либидо не могло быть принято Фрейдом. Между ним и Юнгом в 1913 г. произошел разрыв. В дальнейшем Юнг отошел от фрейдизма и разработал собственную теорию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу. Юнг является автором «аналитической психологии» и одним из основателей трансперсональной психологии. Его вклад в развитие психологии трудно переоценить. Структура психики Юнг рассматривал структу- человека в концепции РУ личности как состоящую из К. Юнга трех компонентов: 1) созна- ние — ЭГО — Я; 2) индивидуальное бессознательное — «ОНО»; 3) «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов». К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Рассмотрим подробнее, как понимал Юнг структуру сознания и структуру бессознательного в психике человека (представим их в виде схемы): 4* Основы психологии 1. СОЗНАНИЕ Восприятие Эмоции Мышление Интуиция Воля Влечения Сновидения 2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 1. Информация из внешнего мира малой интенсивности, которая не достигла уровня сознания 2. Содержания, которые потеряли интенсивность и забыты 3. Врожденные биологические инстинкты и побуждения 4. Вытесненные из сознания, подавленные желания, мысли, переживания, образующие «бессознательные комплексы» 3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Архетипы обусловливают: 1. Предрасположенность к поведению определенного типа 2. Коллективные идеи человечества в определен- ную эпоху, «дух эпохи» 3. Влияют на внешний физический мир, природу, космос Юнг отмечал, что в сознании человека могут быть представлены следующие содержания, или компоненты: 1 — Восприятие. Человек видит, слышит, осязает мир и тем самым его осознает. Восприятие говорит нам, что есть — нечто. Но оно не говорит, что это такое. Об этом говорит нам процесс апперцепции — это комплексный процесс работы памяти и мышления, который позволяет нам понять, чем является что-либо. Таким образом, 2-й компонент сознания — это мышление. Но часто, еще полностью не проанализировав информацию, мы уже испытываем эмоциональные реакции приятного или неприятного характера, т. е. чувственные, эмоциональные оценки — обязательный компонент человеческого сознания (3-й компонент). Процесс предвосхищения, интуиции (интуиция — это восприятие, заключенных в ситуации потенциальных возможностей) — одна из основных функций психики, и человек может осознавать интуитивные предвосхищения (4-й компонент сознания). Психологические концепции В зависимости от того, какой из компонентов сознания является преобладающим у конкретного человека, на какой из них человек прежде всего опирается в получении и переработке информации, Юнг выделял типы людей: мыслительный тип — либо эмоциональный тип, ощущающий тип (опирается прежде всего на свои реальные восприятия в данный момент) — либо интуитивный тип (больше опирается на предчувствия и интуицию), а также волевой, рациональный тип (у него более выражены процессы воли — это 5-й компонент сознания, причем процессы воли представляют собой направленные мышлением импульсы, которые позволяют человеку действовать по своему усмотрению на основе принятия четкого решения и последовательно реализовывать свои решения) — либо у человека может преобладать 6-й компонент сознания — процессы влечений — которые побуждают человека к многократным изменениям своих решений и действий, к колебаниям, к гибкому реагированию; такой тип людей можно назвать воспринимающим, иррациональным, стихийным типом, с преобладанием «влечений — импульсов, проистекающих из бессознательного и имеющих характер зависимости и принуждения» (Юнг). Сновидения — специфический компонент сознания, по словам Юнга, это «вторгнувшаяся в сознание равнодействующая бессознательных процессов». «Сон является состоянием, в котором сознание в значительной степени ограничено, но не исчезло полностью, также как бессознательная душевная жизнь не прекращается во время бодрствования. Часто наши сознательные намерения и действия перечеркиваются бессознательными процессами (например, оговорки, описки — "Оговорка выдает правду")». Юнг отмечает, что любая работа, обычно совершающаяся в сознании, может протекать и в бессознательном — даже интеллектуальная деятельность (например, поиск решения может осуществляться бессознательно, во сне). Заслуга Юнга заключается в том, что он показал, что бессознательная часть психики человека является важнейшей информационной и творческой базой человека, что бессознательное содержит значительно больше информации, чем сознание, и поэтому является связующим звеном с миром, с природой, космосом. Юнг указывал, что именно в бессознательное поступает та информация из внешнего мира, которая изначально обладает малой интенсивностью или иными параметрами, делающими ее недоступной для сознания человека. Современные Основы психологии Ю2 исследования подтвердили правоту Юнга: оказывается, каждую секунду человек получает из внешнего мира и космоса около миллиарда бит информации, но ощутить и осознать он может лишь 16 бит информации в секунду, а остальная информация поступает в бессознательное. Таким образом, бессознательная часть психики несравненно более информационно насыщена, чем сознание, и более тесно связана с миром, природой, с людьми, с космосом. И в то же время в бессознательной части психики хранятся вытесненные из сознания, подавленные мысли, чувства, желания, события, о которых человек не хочет и не может думать в силу их запретности или травматичности. Изучая динамику бессознательного Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название «комплексы». Комплексы — это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассо-цирующихся с определенными чувствами. «Комплексы — особые аффективные содержания, которые обладают определенной автономией, способны оказывать сопротивление сознательным намерениям, способны появляться и исчезать, когда им заблагорассудится, так как они лишены контроля со стороны сознания. Комплексы являются либо следствием, либо причиной конфликта, шока, потрясения, неловкости. Они содержат воспоминания, желания, опасения, обязанности, мысли, от которых никак не удается отделаться и потому они постоянно мешают и вредят, вмешиваясь в нашу сознательную жизнь. Комплексы, по мнению Юнга, являются «узловым пунктом душевной жизни», они дают стимул к новым устремлениям, не дают возникнуть «пагубному застою», но с другой стороны, «комплекс-означает ту область в человеке, в которой он сейчас терпит поражение, где не может что-либо преодолеть». Комплексы проявляются в виде тех или иных симптомов (психические и поведенческие странности и нарушения, телесные недомогания и болезни). Устраняя отдельные симптомы, не удается реально помочь человеку до тех пор, пока не будет устранен сам комплекс — первопричина этих симптомов. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал «архетипами». В ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно переплетаются с различными аспектами физической среды. Сначала он посчи- юз Психологические концепции тал это знаком того, что проявляющийся архетип создает предрасположенность к поведению определенного типа Позже, исследуя случаи необыкновенных совпадений, син-хронностей, которые сопровождают этот процесс, он пришел к выводу, что архетипы должны каким-то образом влиять на наш физический мир. Поскольку они представлялись связующим звеном между материей и психикой, он назвал их психоидамт. Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы ЭГО и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии. 6.1. Коллективное бессознательное и архетипы Коллективное бессознательное — в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) — идентично у всех людей, общее для всего человечества и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное — наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как априорные формы психики, и как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие «дух времени». Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», это «общая душа, не имеющая временных пределов», это фундамент индивидуальной психики. Коллективное бессознательное — есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны». Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов. Архетипы, по определению Юнга, — это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмо- Основы психологии циями. Архетипы передаются по наследству вместе со структурой мозга, более того, они являются ее психическим аспектом. С одной стороны, они формируют чрезвычайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой — являются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться, хтоническую часть души, то есть ту ее часть, через которую душа связана с природой или, по крайней мере, в которой связь души с землей и миром наиболее заметна. Влияние земли и ее законов на душу проявляется в этих первообразах, пожалуй, особенно отчетливо» — пишет Юнг. Архетипы, с одной стороны, обусловливают, предрасположенность к поведению определенного типа, с другой — обусловливают коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху, проявляются в мифах, сказках, искусстве, выражая «дух эпохи». По мнению Юнга, таким новейшим примером «духа эпохи» является созданный уже в нашу эпоху миф о летающих тарелках. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это религиозные, научные, философские, моральные представления). «Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу скорее всего можно сравнить с ориентировкой в пространстве. «Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют — архетипы», — пишет Юнг. Мифы народов — это проявление, проекция коллективного бессознательного. Поэтому исследовать коллективное бессознательное можно двумя путями: через изучение мифологии, а также путем анализа психики человека («аналитическая психология»). Исследования мифов показали, что они содержат отражение каких-то физических процессов, психических и жизненных ситуаций, но не сами физические явления запечатлеваются в виде образов, а вызванные ими эмоциональные, аффективные фантазии. Так, внешние физические условия (например, чередование дня и ночи, гром, буря и т. п.) вызывают аффективные фантазии (например, миф о герое в 105 Психологические Koini.r;:;niii солнечной колеснице, которого на западе проглатывает дракон, а после борьбы с ночным змеем он рождается вновь утром). Внешние психологические условия, например опасные ситуации, вызывают эмоции и аффективные фантазии, а поскольку такие ситуации типичны, то в результате образуются архетипы, которые находят отражение в мифах, искусстве. Обычные и вечно повторяющиеся реальности человеческой жизни создают мощные архетипы — архетип «Мать», «Отец», «Женщина» и пр. «Образ Матери представляет собой архетипическое переживание, мать на бессознательном уровне вначале воспринимается не как конкретная личность, а как архетип, как обобщенный образ всех матерей прошлого, как могущественный первообраз, который окрашивает в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение человека к матери, женщине, обществу, чувствам, но делает это настолько тонко, что сознание обычно ничего не замечает. Однако то, что многие мужчины неосознанно выбирают себе жену, основываясь только на том, что она похожа или, наоборот, противоположна его матери — это факты совершенно реальные. Отец также представляет собой могущественный архетип, живущий в душе ребенка. Архетип Отца — это обобщенный образ всех отцов прошлого, этот архетип определяет отношение человека к мужчине, к закону, к государству, к разуму, а первоначально архетип Отца может быть образом Бога, власти, борьбы, образом всех стихийных сил, готовых помочь или навредить». В детстве очень выражена бессознательная связь, единство детей с родителями, затем это бессознательное единство ослабевает, но полностью не исчезает, а во взрослой жизни у человека образуется новая личная бессознательная связь с другим человеком — любимым человеком, вместо связи с родителями. У мужчин проявляется архетип женщины — Ани-мы, у женщины — архетип мужчины — Анимус. Чем сильнее бессознательное влияние родительского образа, тем чаще фигура любимого человека выбирается в качестве положительной или отрицательной замены родителям — т. е. дети как бы заново вступают в брак со своими родителями в облике выбранных любимых избранников. Архетип женщины — «Анимы» — чувственный образ женщины, который тысячелетиями носит в себе мужчина, причем много мужчин до деталей могут описать образ «желанной женщины, чувственный образ желанной любовницы, без черт материнского поведения», и среди огромного числа Основы психологии Ю6 женщин могут распознать и искать тех, кто больше всего подходит под тип Анимы. Архетип мужчины — «Ани-мус» — это образ мужчины, каким его с давних пор знала женшина. это чувственный образ желанного мужчины, героя, либо чувственный образ тирана, которого следует остерегаться. Юнг полагал, что до тех пор, пока архетип не спроецирован на какой-то объект, архетип остается идентифицированным с человеком, и помимо его воли будет в нем проявляться, например в мужчине выражается его архетип Анимы в виде необузданных эмоций. Сознательно мужчина подавляет свои эмоции как женские черты, но в бессознательном накапливаются качества, которые, прорываясь наружу, выдают в нем существование женского существа — эти женские черты могут проявиться как необузданность чувств, как капризы Анимы, как самоубийства, как иррациональные чувства. У женщин бессознательный архетип Анимуса помогает им проявлять стойкость в жизненных ситуациях, а также побуждает их спорить, используя нелогические аргументы, не признавать ничьей правоты, оставляя за собой последнее слово в споре, считая свое мнение, которое на самом деле является иррациональным, логически необъяснимым, необдуманным суждением — самым, верным. Таким образом, Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, а то время как Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме женщин и мужчин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Анализ психотерапевтической практики показал Юнгу, что в снах, бредовых фантазиях многих людей имеется определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами и даже с древнейшими космологическими идеями, хотя человек сознательно этих мифов, идей мог и не знать, не быть с ними знаком. Но архетип как таковой отличается от переработанных форм — от сказок, от мифов и т. д. Он представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется по мере его сознания и восприятия: оно трансформируется под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. Образно архетип можно сравнить с «руслом реки», он, как «русло», дает общее направление, но конкретное содержание приобретает индивидуализированные формы. Ю7 Психологические концепции Архетипы обнаруживают себя в виде очень разных символов — в сновидениях, в психических расстройствах, в научном и художественном творчестве и т. д. С точки зрения Юнга, сновидения — это как бы окно в коллективное бессознательное, поскольку они имеют свою собственную функцию и целеполагающую структуру, указывающую на подспудную идею или намерение (мотивацию). Архетип представляет собой бессознательное содержание, которое меняется по мере его осознания и восприятия; оно трансформируется под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого возникает. Архетип сам по себе — вне этих конкретных форм — является образом, недоступным созерцанию. Юнг рассматривает бессознательную часть психики как творческое начало в человеке, а творческий процесс у человека выступает прежде всего как оживление архетипа. Поэтому творческий процесс у него подобен существу, ведущему автономную жизнь в душе человека, независимому от сознания и над ним доминирующему. В таком случае возникает реальная опасность того, что творческий процесс начинает превращаться в субъекта, подменяя собой человека, личность, то есть подлинного субъекта, автора, создающего то или иное художественное, научное и т. д. произведение. И действительно, по словам Юнга, писатель, например, — это реагирующий объект (не субъект), а художественное произведение есть некое живое существо, которое пользуется автором как своим рупором. Поэтому не мы создаем идеи, а мы созданы ими. Когда пациент рисует, он является объектом действующих в нем бессознательных сил. С другой стороны, по мнению Юнга, существуют такие художественные произведения, которые написаны автором по заранее намеченному плану и с определенной целью достигнуть того или иного впечатления. Здесь автор полностью владеет материалом и подчиняет его художественному намерению. В итоге Юнг выделяет два типа творческого процесса — интровертированний и зкстравертированный. По его словам, интровертированная установка характеризуется утверждением субъекта и его сознательных намерений и целей по отношению к требованиям обьекта, экстраверти-рованная установка, напротив, характеризуется подчинением субъекта требованиям объекта. Именно такой видится Юнгу общая проблема творчества и, в частности, мышления. Основы психологии Ю8 Тем самым для Юнга в разных формах встает «вечный» в философии и психологии вопрос: «Я мыслю или мне мыслится?», который, однако, может быть поставлен и в иной, не столь альтернативной, дизъюнктивной форме. Ведь субъект формирует и развивает свое (творческое) мышление как сложное многоуровневое системное образование, В личностном плане оно выступает прежде всего со стороны мотивов и целей субъекта, то есть как деятельность. Однако мышление — это не только деятельность, но и внутри нее формирующийся непрерывный психический процесс анализа, синтеза и обобщения постоянно изменяющихся обстоятельств жизни данного человека, и мышление как процесс формируется во многом на уровне бессознательного, хотя и под косвенным контролем со стороны сознания человека (его целей, осознанных мотивов и т. д.). Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое место в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме. аниму-су, тени и самости. Персона (от латинского слова — «маска») — это публичное лицо человека, то, как он проявляет себя в отношениях с людьми, какие социальные роли он играет в соответствии с социальными требованиями. Персона служит цели производить впечатление на других и утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Архетип «Тень» представляет собой подавленную, теневую, дурную и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у Тени есть и положительные свойства. Юнг рассматривает Тень как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека. Юнг считал, что функция сознания-ЭГО состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, несколько обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью. Самость — самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы Юнг отмечает, что архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует «персону» 109 Психологические концепции («маску»), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, — это «тень», («тень» носит врожденный характер: если сорвать «маску», то увидим «тень», которая проявляется в комплексах, симптомах). По мнению Юнга, все эти различные уровни бессознательного (коллективного и индивидуального) и сознания образуют взаимосвязанные системы психики: «Я», Маску (Персона), Тень, образы женщины и мужчины (Анима, Анимус) и т. д. Их призвана объединить Самость. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга, развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Но гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур достичь трудно либо даже невозможно, по меньшей мере к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализуется до конца до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, и сознательных, и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного человека. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается в течение всей жизни, и включает в себя процесс, получивший название индквиду-ация, в ходе которого происходит интеграция многих противодействующих внутриличносткых сил и тенденций, полное развитие и выражение всех элементов личности. «Обретение самости» является результатом стремления различных компонентов личности к единству. Архетип «самости «становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности. Итогом осуществления индивидуализации является самореализация, но на эту конечную стадию развития личности способны подняться высокообразованные и способные люди, имеющие к тому же достаточный досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей. Психологическая коррекция эффективна, лишь если происходит коррекция «тени» и «персоны». Индивидуальное бессознательное человека можно познать через «бессознательные комплексы» — совокупность психического содержания, — заряженных одной Основы психологии эмоцией, одним аффектом Комплексы проявляются через симптомы, а совокупность симптомов образует синдром (например, страх, агрессивность). Корректировать надо комплексы в целом, чтобы корректировать «комплекс», необходимо извлечь из бессознательного эмоционально заряженный «комплекс», переосознать его и изменить его эмоциональный знак, поменять направление аффекта, то есть цель — устранить не симптом, а тот аффект, который лежит в основе «комплекса». Юнг открыл закон «единства бытия в общей бессознательности»: если у двух людей в одно и то же время проявился один и тот же комплекс, то возникает эмоциональная проекция, вызывающая между ними притяжение или отталкивание, т. е. к этому человеку вы начинаете относиться так, как относились бы к этому комплексу, будь он вами осознан. Юнг отмечает, что такая бессознательная проекция, связь существует между родителями и детьми: «общеизвестным примером является теща, которая отождествляет себя с дочерью и таким образом как бы вступает в брак со своим зятем; или отец, который считает, что заботится о своем сыне, наивно заставляя его выполнять свои отцовские желания, например, в выборе профессии или при женитьбе; или сын отождествляет себя с отцом, или наличие тесной бессознательной связи между матерью и дочерью».<
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |