Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психологического воздействия




Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы воздействия — совокупность при­емов, реализующих воздействие 1) на потребности, интересы, склонности — т. е. источники мотивации активности, поведе­ния человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей — т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, воз­бужденность или депрессивность и т. п.) и которые изменяют его поведение.

1. Методы воздействия на источники активности направ­лены на формирование новых потребностей или изме­нение побудительной силы имеющихся мотивов пове­дения. Чтобы сформировать новые потребности у чело­века, применяются следующие приемы и средства: во­влекают его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным ли­цом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению — если же новая деятельность для человека слишком обремени­тельна, то он теряет желание и интерес к этой деятельно­сти.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно из­менить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворе­ния основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность мно­гих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

2) Чтобы изменилось поведение человека, требуется изме­нить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности — чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тре­вожность, и тогда пропадает целенаправленность деятель-•ности. Метод создания неопределенных ситуаций позво­ляет ввести человека в состояние «разрушенных устано­вок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов вос­принять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование резуль­татов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность. Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изме­нение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей. Метод ори­ентирующих ситуаций, когда практически каждый чело­век какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требова­ния к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы, — позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой си­туации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

Требуемая социальная установка формируется у челове­ка: 1) если он периодически включается в соответствующую деятельность; 2) многократно получает соответствующую ин­формацию; 3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддержива­ется (например, лидеров рабочего движения включают в актив фирмы, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции — этот прием известен с древности и назывался «кооптация»).

Для того чтобы сформировать установку на требуемое от­ношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: вклю­чить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста.

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую ус­тановку, способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием «совмещения сте­реотипных фраз с тем, что хотят внедрить», поскольку сте­реотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отноше­ние человека на какой-то момент, достаточный для срабатыва­ния требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут: «Запустить ракету в объект Б» (а не в город Б), поскольку стереотипное слово «объект» снижает эмо­циональное отношение человека и усиливает его готовность выполнять требуемый приказ, требуемую установку). Для из­менения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горько­го прошлого» — если человек станет припоминать прошлые неприятности, «как было плохо до того, как...», воспринимая прошлую жизнь в черном свете, непроизвольно снижается дис­гармоничность, недовольство сегодняшним днем и рождаются «розовые иллюзии о будущем. В нашей стране этот прием применялся неоднократно.

Для разрядки отрицательного эмоционального состояния с требуемым эффектом издавна используется прием канализа­ции настроения. Его специфика состоит в следующем: на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей, когда нарастает возмущение и недовольство людей действиями пра­вителей, провоцируется излияние гнева толпы на людей, кото­рые лишь косвенно или вовсе не причастны к возникновению трудностей, но выступают «козлами отпущения» или громоот­водом, позволяющим отвести гнев толпы от правителей в нуж­ное тем направление. Отыскивая «виноватых стрелочников», до сих пор решают аналогичные задачи воздействия на людей.

Если все три фактора — мотивация (желания людей), ус­тановки (мнения) и эмоциональные состояния людей — будут учтены, тогда воздействие окажется наиболее действенным как "на уровне отдельного человека, так и группы лиц. В каждой существуют свои групповые нормы, которые регулируют пове­дение ее членов и самой группы в целом. Чтобы изменить ее поведение, нужно воздействовать на ее нормы и изменить их. Это может осуществить лидер, либо этого можно достичь че­рез включение группы в иную деятельность.

 

ВОПРОС 130




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.