Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 11 • РЕЧЬ




ПОНЯТИЕ

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Многозначность речи выражается в неоднозначности ее определе­ний. Речь возникла как средство общения, а затем и как средство мышления в практической деятельности человека Речь можно оп­ределить как процесс пользования специальной системой знаков -языком (естественным).

Речь - 1) исторически сложившаяся форма общения людей с по­мощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла воз­можность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также полу­чать ее из прошлого и передавать в будущее; 2) это специфически че-

ловеческий способ формирования и формулирования мыслей с по­мощью языковых средств; 3) процесс общения людей посредством языка; 4) система используемых человеком звуковых сигналов, пись­менных знаков и символов для представления, переработки, хране­ния и передачи информации; 5) это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значе­ние, что и соответствующая им система письменных знаков; 6) про­цесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности; 7) процесс пользования естественным языком.

Общение- взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Язык - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, ан­глийский и пр.)- это средство общения и интеллектуальной деятель­ности человека.

Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет, яв­ление или действие, выступающие в процессе познания и общения в качестве другого предмета или явления и используемые для получе­ния, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковая система - набор знаков, объединенных общими прави­лами их взаимосвязи и практического использования.

Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых сис­тем, замещающих реальные объекты в процессе познания.

Психосемиотика - наука, изучающая процесс создания и использо­вания знаков человеком.

Коммуникация (в психологии) - передача информации при помо­щи языка и других знаковых средств.

Слово - единица речи.

Значение слова— предметное содержание слова, содержание со­общения слова. Слово как единица языка имеет две стороны - вне­шнюю звуковую (фонетическая) и внутреннюю смысловую (семан­тическую). Слово является носителем информации, оно всегда соот­носится с обозначаемыми им определенными предметами и явлени­ями действительности. Эта информация и есть значение слова.

Семантика - значение единиц языка (слова» предложения, текста).

ФУНКЦИИ

Речь выполняет ряд важных для человека функций: 1) комму­никативную (осуществляет прием и передачу информации между людьми). Эта функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении; 2) мнести-ческую (с помощью речи информация переводится в кратковремен­ную и долговременную память); 3) экспрессивную, отражающую отношение человека к событиям действительности, оценку этих со­бытий и собственное эмоциональное состояние; 4) интеллектуаль­ную, которая дает возможность осуществить главнейшее назначе­ние речи - быть орудием мышления; 5) регулятивную (участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Речевой процесс базируется на работе первой и второй сигналь­ных систем (И.П. Павлов).

Если первая сигнальная система условно-рефлекторно реагирует на раздражители через непосредственное восприятие условных раз­дражителей, то вторая сигнальная система обеспечивает реагирова­ние на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, обозначающим его. Управляющие речью отделы сосредото­чены в левом полушарии головного мозга, которое иногда называ­ют речевым. При различных поражениях левого полушария чело­век теряет возможность говорить, читать, писать и пр.

В левом полушарии находятся специальные зоны, ответствен­ные за: моторные функции речи - центр французского хирурга Бро-ка; сенсорные функции - центр немецкого нейрохирурга Вернике; исполнительные (артикуляционный отдел). Речь человека возникла и развилась на основе слуховой системы. При отсутствии слуха чело­век становится немым.

ТЕОРИИ РЕЧИ

Вплоть до XX в. исследования речи носили глобальный характер, ставились вопросы общего свойства: происхождение языка, его при­роды, связи с рациональной и эмоциональной сторонами психики.

В начале XX в. появились исследования конкретно-эмпирического характера, главным методом при этом было наблюдение. Появились описания детской речи (онтогенез, факты ошибок речи, нарушений и пр.). Видное место в этот период занимает идея И.П. Павлова о вто­рой сигнальной системе. Он утверждал, что слово несет на себе фун-

кцию особого рода сигнала, действующего в сфере высшей, нервной деятельности. Тем самым вся нервная деятельность человека преоб­разуется, поскольку возникает основа для отвлеченного мышления, а в конечном счете для научного познания. В последующих исследова­ниях отечественных и зарубежных ученых был выявлен условно-реф­лекторный характер связей между словами, что эта связь вырабатыва­ется в жизненном опыте и является достаточно стабильной.

В бихевиоризме детально разрабатывалась идея о том, что речь представляет собой одну из форм поведения. Люди приучаются упот­реблять определенную речевую форму в некоторых повторяющихся ситуациях. По сути, происходит выработка обусловленной вербаль­ной реакции. Она подкрепляется взаимным пониманием людей и их адекватными действиями, а повторное возникновение данной ситу­ации автоматически вызывает ту же вербальную реакцию в скрытой или явной форме.

Следующий период ознаменовался появлением психолингвистики (1953, Ч. Осгуд, Н. Хомский, Н.И. Жинкин). Одной из главных задач ее является изучение природы речевой способности: связи языка и речи с другими психическими функциями, развитие языка и речи в онто- и филогенезе, их функционирование в социуме.

Было установлено (Ч. Осгуд), что система грамматики языка (Н. Хомский) является вторичной по отношению к общей семанти­ческой системе психики человека. В исследованиях Н.И. Жинкина были выделены два принципиальных механизма, действующие при произнесении: один из них управляет дискретными структурами (артикуляторными), другой образует непрерывность, плавность го­ворения (слогообразование).

Широко известна концепция внутренней речи, предложенная Л.С. Выготским. По мысли автора, внутренняя речь происходит из эгоцентрической речи ребенка.

В рамках деятельностного подхода разработана теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев). Порождение речи, согласно этой те­ории, проходит несколько этапов: внутреннее программирование высказывания, грамматико-семантическая реализация внутренней программы.

В настоящее время разрабатываются многочисленные пробле­мы психолингвистики: функционирование ментального лексикона; проблема языка и сознания; речевые механизмы говорящего чело­века; психологические аспекты текста; природные корни речевой способности детей (младенцев) и др.

Лингвистика - наука о языке (языкознание).

Психолингвистика- научное направление, которое изучает при­роду и функционирование языка и речи, используя данные и подхо­ды двух наук - психологии и лингвистики.

Артикуляция - работа органов речи при произнесении звука (в языкознании).

Дискретный- разделенный, состоящий из отдельных частей.

Ментальный - относящийся к уму, к умственной деятельности.

Лексикон - запас слов.

Текст - 1) всякая записанная речь (сочинение, документ, письмо и т. д.); 2) в лингвистике: внутренне организованная последователь­ность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.

РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Видовая классификация речевых процессов связана с их модаль­ностью и степенью активности информанта.

Слушание. Длительное вслушивание в сменяющие друг друга звуковые обозначения приводит к умению дифференцировать их между собой, узнавать, соотносить с ними объекты и явления ми­ра. Конечная цель слушания - это понимание речи даже в услови­ях помех. Для хорошего понимания речи очень важна собственная позиция слушателя: внимание, заинтересованность и пр. Экспери­ментально подсчитано, что потери информации составляют 70-80%.

Говорение. Говорение занимает 30% речевого времени и вмес­те с аудированием на 3/4 закрывает собой все речевые процессы. Речь - продукт социального развития. Человек научается говорить точно, правильно, логически связно, выразительно и т.д.

Аудирование. Ведущим видом речи является аудирование. В нем заметно проявляется эмоциональное состояние и отношение к теме разговора. Через акустический речевой канал идет большой поток информации, зачастую более ценной, чем через зрительный.

Бывает гораздо важнее не то, что сказано, а как сказано, каким тоном голоса, с каким акцентом и паузами.

Письмо. Письменная речь слабее всего представлена в общей структуре речевых процессов, так как обилие технических уст­ройств типа клавиатурного ввода информации или электронных приспособлений делает сам графический процесс трудоемким, ста­ромодным и непопулярным. Тем не менее по письму можно многое узнать о пишущем, особенно когда навыки письменной речи уже сформировались. Психологическими показателями могут быть рас­положение текста на странице, наличие полей, размер букв, их кон­фигурация, наклон букв, степень нажима, тщательность выполне­ния мелких деталей, относительные размеры прописных и строч­ных букв, характер соединения букв между собой. Психографичес­кие свойства, как и говорение, очень подвержены разнообразным эмоциональным изменениям.

Чтение. Из зрительных модальностей речи более распростране­на ее пассивная форма - чтение. Эта форма относится к поздней и не во всех странах достаточно развита, Направленность чтения может быть самой разнообразной - от поверхностного просмотра текстов до углубленного многократного изучения. Читабельность (легкость усвоения и понимание текста) зависит от длины предложений, слов, частоты их встречаемости, степени абстрактности и пр. Существу­ет некоторый диапазон скоростей чтения: низкая - 200 слов в мин., средняя - 250-300, высокая - 300-450 слов в мин. Существуют при­емы, ускоряющие чтение

Аудирование - слушание, слуховое восприятие.

Речь внешняя - речь, связанная с процессом общения, обмена ин­формацией. Это устная и письменная речь.

Речь внутренняя - особый вид человеческой речевой деятельнос­ти, непосредственно связанный с бессознательными, автоматичес­ки протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Это речь, прежде всего связанная с обеспечением процесса мыш­ления. Внутренняя речь - это процесс преобразования мыслей до оформления их в устной и письменной форме. Эта речь сильно со­кращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепен­ных членов предложения.

Речь эгоцентрическая - речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представ­ляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Иногда при ослабленном самоконтроле этот феномен свойствен и взрослым, особенно пожилым людям.

Речь монологическая - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.). Эта речь более развернута и организованна (обычно заранее спланирована), в ней мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации.

Речь диалогическая - речь двух или нескольких собеседников, ко­торые меняются ролями, то есть переменно бывают относительно активными или пассивными собеседниками. Эта речь недостаточ­но организована грамматически и синтаксически, поскольку осу­

ществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями.

Речъустная-звуковая речь, которая воспринимается другими на

слух.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Это разновидность монологической речи. Письменная речь осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, из ее содержания исключаются интонации, мимика и жесты и т.д., а потому и содержание, и свое отношение к нему нуж­но выражать на бумаге в словесной форме в развернутом виде. От­сюда эта речь всегда более сложная по сравнению с устной.

Речь жестовая - способ общения людей, лишенных слуха, при по­мощи системы жестов.

Речь сенсорная - это понимание смысла речи на основе сенсорной информации.

Экспрессия - выразительность; сила проявления чувств. Речь экспрессивная - эмоционально окрашенная речь.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Речь не существует вне языка.

Речь рассматривается и как языковая деятельность. С ее помо­щью можно обеспечить общение, решение мнемических, мысли­тельных, учебных и других задач.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Развитие речи ребенка подчинено определенным закономер­ностям. Сензитивным периодом развития речи являются первые три года. По истечении этого периода процесс слухо-речевого раз­вития и обучения замедляется и требует больших усилий. Ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный (фонем­ный) - от рождения до 1,5-2 лет, этап самостоятельной речи - от 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи -школьный период.

Сензитивные периоды развития (лат. sensus - чувство, ощущение) -периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода вли­яниям окружающей действительности. Сензитивный период - это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон пси­хики - процессов и свойств. Эти периоды не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.

НАРУШЕНИЯ

Расстройства речи, возникающие при ранениях, опухолях и дру­гих нарушениях мозга, называют афазиями. Известный отечествен­ный психолог А.Р. Лурия выделил несколько видов афазий: 1) дина­мическую, связанную с нарушением возможности строить фразы, хотя больной не ощущает трудности при повторе слов, назывании предметов, в понимании языка; 2) сенсорную - утрату фонематично­го слуха, то есть потеря связи между звуковым составом и значени­ем слова; 3) семантическую - трудность находить слово и понимать семантические отношения между словами (понимает слова «отец» и «брат», но не может понять, что означает «брат отца»); 4) эфферент­ную, моторную - разрушение структуры высказывания при сохран­ности отдельных слов (нарушен принцип сукцессивности - последо­вательности). Известны в клинической психологии и другие нару­шения речи.

Афазия (а + греч. phasis - речь) - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой де­ятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В зависимости от возраста, характера деятельности, среды оби­тания человек приобретает определенные особенности, несмот­ря на то что люди говорят на одном языке. Каждому человеку при­сущи индивидуальный стиль речи, отличия в артикуляции звуков, интонации, логической выразительности. Одни люди говорливы, другие отличаются определенной сдержанностью, замкнутостью. Индивидуальные особенности речи проявляются также в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности и образности выска­зывания мыслей.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

В качестве примера экспериментального изучения речи опишем эксперимент Л.С. Выготского по изучению эгоцентрической речи.

Гипотеза состояла в том, что эгоцентрическая речь с развитием ребенка не отмирает, как утверждал Ж. Пиаже, а развивается в на­правлении внутренней речи.

Испытуемые - дети семи лет.

Процедура. Дети должны были свободно рисовать. В отличие от Пиаже были введены затруднения в поведение ребенка, а именно - в нужную минуту у ребенка не оказалось под рукой необходимого ему цветного карандаша, бумаги, краски и т.д.

Результаты. Оказалось, что коэффициент эгоцентрической ре­чи быстро возрастает почти вдвое по сравнению с нормальным ко­эффициентом Пиаже и для ситуации без затруднений. Ребенок, на­толкнувшись на затруднение, пытался осмыслить положение: «Где карандаш, теперь мне нужен синий карандаш; ничего, я вместо этого нари­сую красным и смочу водой, это потемнее и будет, как синее». Все эти рас­суждения с самим собой и есть эгоцентрическая речь.

Вывод. Эгоцентрическая речь не только сопровождает детскую активность, но и очень легко становится средством мышления, то есть начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, развивается в направлении к внутренней речи.

Диагностические

В большинстве своем диагностика развития речи осуществляет­ся в детском возрасте при обучении, выявлении патологии развития или в клинической психологии для диагноза нарушений психичес­ких функций при травмах и различных заболеваниях.

В психологии существуют различные методы и отдельные мето­дики для изучения речи.

Определяются в основном: понимание речи, запаса слов, владение звуковой стороной речи, связность речи, связь с мышлением и т.д.

В качестве заданий используются беседа, рассказ по картинке, пересказ, сочинение, различные тестовые задания и пр. Использу­ются также вербальные субтесты, которые содержатся в интеллек­туальных тестах (Векслер, ЩТУР и др.).

Субтесты - небольшие тесты, входящие в состав основного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.