Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единое - это числа. Пифагор




Единое — это материальная субстанция

Первым философом часто называют Фалеса из го­рода Милета. Фалес разрешил головоломку многого и еди­ного следующим образом: он заявил, что началом все­го является вода. Мир удивителен, он одушевлен и полон божеств, но началом всего существующего яв­ляется вода. Ученик Фалеса Анаксимен считал нача­лом всего воздух. Гераклит признал первоначалом огонь. Анаксимандр считал, что все произошло из бес­предельного вещества, которое он назвал ап е йроном. Эм-педокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.

Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в ос­нове мира находится материальная субстанция. Суб­станция есть то, что не нуждается для своего объ­яснения в другом.

Читатель вправе спросить: разве действительно можно все объяснить исходя из одной (или нескольких) материальных, т.е. вещественных, субстанций? Ко­нечно же, нельзя. Но первые философы были правы в дру­гом: имея дело со многим, полезно искать общее. Ес­ли на этом пути удастся добиться успеха, то человек получит ключ, которым он откроет тайны сразу же мно­гих мириадов явлений. Неплохо!

Первая атака на проблему многого и единого ока­залась несколько грубоватой, возможно успех достига­ется более изящными средствами. Видимо, Пифагор ду­мал именно так. Он не отказался от четырех субстанций — огня, воды, земли и воздуха, но стремил­ся найти их первоосновы, каковыми он считал числа. Начало всего единица, двойка, тройка, четверка; им со­ответствуют по порядку точка, линия (два конца), пло­скость (три вершины треугольника), объем (четыре вершины пирамиды). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют че­тыре основы — огонь, воду, землю и воздух; превра­щение последних приводят к миру живого и человека. Пифагор везде как первичную рассматривает число­вую сторону дела. А это означает, что все надо соиз­мерять, в том числе свои усилия. Один из афоризмов Пифагора гласил: «Весы не переступать», т.е. не пере­ступать равенства и справедливости. Дружба есть ра­венство, у друзей все должно быть общим. Говорят, что ученики Пифагора считали свое имущество общим.

Автор немного увлекся следствиями из основного тезиса Пифагора. Возвратимся непосредственно к его анализу. В какой степени прав Пифагор? В очень боль­шой. Пифагора должны глубоко чтить математики (что, кстати, насколько нам известно, они и делают). Действительно, именно математики показали всю си­лу теории чисел и числовых методов. Отдавая должное математике, мы все-таки вряд ли согласимся с Пифа­гором, что все можно свести к числу. Числа позволя­ют нам понять количественную сторону дела, но не ка­чественную. Допустим, у меня зубная боль. Используя

числа или их своеобразные словесные заместители ти­па «сильно», «не очень», «немножко», «противно», я могу сообщить врачу значимую для него информацию («Ой, как сильно болит зуб!»), но отсюда не следует, что зубная боль есть число; зубная боль, как и всякая боль, есть чувство.

Если бы Пифагор был прав, то философия была бы математикой. Но в такой подмене нет необходимости. Математика не может заменить философию, философия не может заменить математику.

Нам вновь не удалось раз и навсегда разрешить про­блему многого и единого. Тем не менее в понимании этой проблемы мы сделали существенный шаг вперед. Это ясно из того, что числа позволяют нам описывать са­мые различные по качеству явления, используя едино­образный подход.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.