КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Западная цивилизация
Тема IV
Тип прогрессивного развития представляет в истории человечества античная цивилизация Древней Греции и Рима и современная европейская цивилизация. США, Канада, Новая Зеландия, Австралия и другие страны самостоятельными цивилизациями не являются: большие массы эмигрантов привнесли в эти страны варианты европейского пути развития. И хотя США со временем сумели ослабить европейское влияние, в ходе и к концу XX века существует обобщенное понятие — Западная цивилизация. Если Китай и Индия всегда продолжали в своей жизни собственное прошлое, то для Западной цивилизации характерна изначальность, возникающая как беспрерывное продолжение прошлого далеких ему народов, которое он усваивает, перерабатывает и преобразует. Так, от иудеев сюда пришли религиозные импульсы, от греков — философская широта, сила и ясность мысли, от римлян — знаменитое «римское право» и высокая степень организованности государства. Запад возник на основе христианства. Для западного сознания «ось истории» — Христос. Христианство стало для Западной цивилизации самой великой формой организации человеческого духа, однако его влияние было не только духовным и политическим, но, начиная со средневековья, стало основным источником западной свободы. Гуманизм па Западе стал формой образованности и сознания. Однако Западная цивилизация привнесла нечто новое, неповторимое: —наука и ее результаты в технике внутренне и внешне революционизировали мир, положив начало подлинно мировой, глобальной истории человечества; —в отличие от замкнутых континентов Китая и Индии, территория Запада чрезвычайна разнообразна, поэтому страны и народы Запада имеют своеобразный и разнообразный облик; —если Китай и Индия не знают политической свободы, Западу известна идея политической свободы и се реальность; —Запад познает рациональность: уже греческая рациональность отличается от восточного мышления последовательностью, позволившей развить математику, формальную логику, правовые основы государства; —западный человек осознал, что он есть начало и творец всего, он — «мера и ценность всех вещей», осознал некое абсолютное «Я»; —беспредельная динамика Запада вырастает из «исключений»; в этом — постоянное беспокойство, неудовлетворенность, стремление к постоянному развитию, обновлению если Восток — это состояние единения и отсутствие напряжения (от Византии до Китая), то Запад — это постоянное духовное и политическое напряжение, требующее растущей духовной энергии. Запад — это постоянная борьба между государством и церковью, христианством и культурой, между империей и отдельными народами, между католицизмом и протестантизмом, философией и теологией. Под сомнение ставится решительно все; —с самого начала западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Греки заложили основу Западной цивилизации, но сделали это так, что мир этот находится в размежевании с Востоком, отстраняется от Востока, но постоянно направляет свой взор на Восток. Постоянные изменения человека на протяжении жизни одного поколения — особенность цивилизации этого типа. Опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Отсюда вечная проблема «отцов и детей», неприятие молодыми образа жизни старших. Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, общество ориентированно на движение в будущее. Греко-латинская цивилизация впервые поставила и разрешила сложнейший вопрос: чтобы достичь гармонии в обществе, нужны хорошие законы, где личность и се права первичны, а коллектив, общество — вторичны. Демократия в греко-латинском мире предусматривала равенство для всех граждан на принципе равных возможностей. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или вмешивалось очень незначительно. У этой цивилизации не сложилось мощной единой духовной основы, и в V —VI вв. этот мир погиб под грузом противоречий. На протяжении многих веков европейцы планомерно осваивали зеленые пространства: 1492 г. — Колумб у берегов Америки; 1498 г. — Васко да Гама достигает индийского побережья; 1522 г. — завершение кругосветного путешествия Магеллана. Цивилизационные процессы были направлены одновременно и к организации ближайшего пространства вокруг человека как все более комфортного; в 1670 г. был основан Английский банк; в 1709 г. Абрахам Дарби строит коксовую печь, а в 1712 г. Томас Ньюмен — первую паровую машину с использованием поршня; з 1716 г. швед Мартин Тривалд создал систему центрального отопления с помощью горячей воды; англичанин Исаак Ньютон изобрел отражательный телескоп (1668), немцем Габриэлем Даниеэлем Фаренгейтом был изобретен ртутный термометр, итальянец Бартоломео Кристофи создал в 1709 г. пианино, в Берлине была открыта первая абонементная библиотека (1704). В XVIII в. в Европе складывается само понятие «цивилизация». Цивилизация справедливо ассоциируется с жизненным комфортом, появлением множества мелочей, без которых жили тысячи лет, но после изобретения их отсутствие кажется странным, неудобным (газ для освещения помещений, электричество, непромокаемый плащ — «макинтош», фотография и т.д.). Для Европы понятие цивилизации совсем недавно имело лишь историко-культурный интерес в плане выявления различий между народами. Сегодня понятие цивилизации стало категорией, отражающей единство народов Европы, общность ценностей общеевропейского дома. Зарождение и становление этого типа цивилизации проследим ниже в лекциях данной темы.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |