Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды открытых вопросов





Таблица 2.5


 

Название Суть постановки вопроса Примеры
Неструкту­рированный Допускает любую словесную форму ответа Каково Ваше мнение о предприятии А?
Подбор словесных ассоциаций Опрашиваемому называют­ся отдельные слова с целью выяснить возникающие у него ассоциации Какие ассоциации вызыва­ет у Вас предприятие А?
Завершение предложения Предлагается завершить не­законченное предложение Я пользуюсь товарами пред­приятия А потому, что... (закончите предложение)
Завершение рассказа Предлагается завершить не­законченный рассказ Вы посетили офис пред­приятия А и это вызвало у Вас следующие чувства... (закончите рассказ)

Окончание табл. 2.5

 

Название Суть постановки вопроса Примеры
Завершение рисунка Опрашиваемого просят пред­ставить себя на месте одно­го из героев, как правило, шутливого рисунка и от его имени написать на рисунке собственное мнение На рисунке изображены два собеседника. Один из них говорит. «Я буду пользовать­ся товарами предприятия А». Представьте себя на месте другого собеседника. Что бы Вы сказали в ответ?
Тематический апперцепци­онный тест Предлагается придумать рассказ по предложенной картинке На картинке выставочного стенда предприятия А изо­бражены два человека. При­думайте рассказ о том, что на картинке может про­изойти

Особая роль в анкете принадлежит контрольным вопросам. Их назначение — проверка достоверности данных. Допустим, основ­ной вопрос такой: «Какие характеристики предлагаемых нашим предприятием услуг в наибольшей степени Вас удовлетворили?» Контрольный вопрос может быть следующим: «Пользовались ли Вы услугами нашего предприятия?» Сопоставление ответов на эти во­просы дает информацию об искренности опрашиваемого. Необхо­димо подчеркнуть, что контрольный вопрос никогда не должен сле­довать за тем вопросом, ответ на который он контролирует: ответ опрашиваемого на каждый последующий вопрос находится под влиянием содержания ответа на предыдущий.

Завершают анкету заключительные вопросы. Их цель — снятие психологического напряжения у респондента (например, «Не уто­мила ли Вас наша беседа?»). В последний раздел анкеты включают также вопросы, позволяющие определить социально-демографический портрет респондентов (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование, уровень доходов и т.д.).

В конце анкеты обязательно следует выразить благодарность оп­рашиваемому за участие в исследовании.

Повышению качества анкет и успешному проведению с их по­мощью сбора данных будет способствовать выполнение следующих рекомендаций.

1. Соблюдение принципиальных требований к формулированию во­просов:

* вопросы должны быть простыми и понятными; «вопросы должны быть однозначными;


«вопросы должны быть нейтральными (исключающими прида­ние ответам определенной направленности);

* каждый вопрос должен быть настолько конкретен, насколько
это возможно;

» следует использовать общепринятую терминологию.

2. Соблюдение принципов построения анкет:

» инструкции и указания должны размещаться до соответствую­щих вопросов;

» порядок вопросов: от простых — к сложным, от общих — к спе­циальным, от непринужденных — к деликатным;

» не следует применять слишком много различных инструментов (например, сначала пяти-, а затем семиступенчатую шкалу);

» сначала размещаются вопросы, устанавливающие доверие, за­тем вопросы по существу, затем, если это необходимо, — контроль­ные и, наконец, — вопросы о личности;

* самые сложные вопросы, требующие анализа, размышления,
активизации памяти, помещаются в середине анкеты. К концу ан­
кеты сложность вопросов должна снижаться.

3. Выбор оптимального объема анкет:

» громоздкие анкеты вызывают большое число отказов респон­дентов;

* короткие анкеты создают впечатление незначительности обсуж­
даемой проблемы или самого факта обращения к мнению конкрет­
ного человека;

» максимальное время, необходимое для заполнения анкеты, при почтовом опросе не должно превышать 20—30 мин.

4. Предварительная оценка качества анкет:

» разработанные анкеты подвергаются логическому контролю, проверяются все вопросы и варианты ответов, а также композиция анкеты в целом;

* проводится пробный опрос небольшой (10—15 человек) группы
людей, на основе которого осуществляется доработка и уточнение
анкеты.

5. Обеспечение привлекательности анкет:

* внешний вид анкеты оказывает влияние на склонность респон­
дента к сотрудничеству (особенно при проведении почтовых опро­
сов);

» используемый шрифт должен быть отчетливым и четким, во­просы должны отделяться друг от друга;

» необходимо предусмотреть наличие свободного места для отве­тов на открытые вопросы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.