Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение емкости и доли рынка




Одной из основных задач исследования товарного рынка явля­ется определение его емкости. Данный показатель демонстрирует принципиальную возможность работы на конкретном рынке.

Емкостью рынка называют потенциально возможный объем то­варов, реализуемых на нем в течение определенного промежутка времени (как правило, за год).

Определение емкости рынка предполагает оценку численности потребителей и прогнозирование среднего уровня потребления. В этом случае расчет потенциальной емкости рынка (F) в общем осуществляется следующим образом:

где К — предполагаемый объем потребления данного товара одним по­требителем в течение определенного периода; N— максимальное число потребителей, готовых приобрести данный товар в течение определен­ного периода.

Предполагаемый объем потребления определяется как на осно­ве фактического потребления в предшествующих периодах, так и на основе специально разрабатываемых нормативов. Так, примени­тельно к потребительским товарам рассчитываются рациональные нормы потребления, минимальные потребительские бюджеты для различных категорий населения, нормы прожиточного (физиологи­ческого) минимума и т.п. Расчет емкости рынка товаров произвол-


ственного назначения базируется на нормативах производственного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу производимого товара).

В ходе оценки емкости рынка чрезвычайно важно учесть влия­ние так называемых неконтролируемых факторов. Они могут быть связаны с совершенно непредсказуемыми обстоятельствами: напри­мер, отказ президента Дж. Кеннеди от ношения шляп (вопреки тра­дициям американской моды) имел в свое время катастрофические последствия для соответствующих отраслей производства и торговли.

Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, предприятие получает возможность оценить перспективы своей деятельности на том или ином рынке. Нет смысла работать на рынке, емкость кото­рого незначительна по сравнению с возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем могут не окупиться. Следует, однако, иметь в виду и то, что большая емкость рынка не всегда означает наилучшие возможности для его освоения. На та­ком рынке может быть сильная конкуренция, высокая степень удовлетворенности потребителей товарами конкурентов; могут дей­ствовать и другие факторы, которые следует учитывать при приня­тии решений о выборе того или иного рынка для последующей ра­боты на нем.

Более широкое применение, чем емкость рынка, в практике маркетинговых исследований получил другой показатель — доля рынка. Он достаточно достоверно отражает результаты деятельности предприятия и обычно определяется как отношение объемов про­даж — фирмы и общего на данном рынке, учитываемых в натураль­ных или стоимостных единицах.

Доля рынка — это показатель, который необходимо интерпре­тировать с большой осторожностью. Дело в том, что ее величина прямо зависит от выбора базы сравнения, т.е. базового рынка. Так, доля обслуживаемого рынка (рассчитывается не применительно ко всему потенциальному рынку, а относительно продаж на рынках, где работает предприятие) всегда выше, чем доля рынка в целом. Относительная же доля рынка определяется путем сопоставления продаж предприятия с продажами конкурентов. Если фирма удер­живает 30 % рынка, три ее основных конкурента имеют доли рынка соответственно 20, 15 и 10 %, а остальные — 25 %, то относительная доля рынка будет равна 43 % (30: 70). Если относительная доля рынка рассчитывается относительно трех главных конкурентов, то она составит 67 % (30: 45).

При определении доли рынка могут возникнуть трудности, свя­занные с ограниченной доступностью необходимых данных. Так,


расчет доли обслуживаемого рынка подразумевает, что предприятие должно оценить суммарный объем продаж в каждом сегменте, а оп­ределение относительной доли рынка требует информации об объе­мах продаж основных конкурентов.

С помощью рассмотренного выше показателя можно оценить уровень конкурентоспособности предприятия с точки зрения осво­енного им рыночного потенциала (табл. 3.2).

Таблица 3.2 Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка

 

Оценка доли рынка Критерии оценки
Высокая Доля предприятия находится на уровне доли двух-трех круп­нейших конкурентов или превышает ее
Средняя Доля предприятия равна средней доле ведущих конкурентов
Пониженная Доля предприятия несколько ниже доли ведущих конкурентов
Низкая Доля предприятия значительно ниже доли ведущих конку­рентов

Очевидно, что с ростом доли рынка позиции предприятия вы­глядят все более устойчивыми. Дело в том, что она в наибольшей степени влияет на норму прибыли. Результатом исследований Амери­канского института маркетинга и Гарвардской школы бизнеса явля­ется опытная закономерность, показанная на рис. 3.7.

Рис. 3.7. Зависимость между долей предприятия на рынке и,нормой получаемой им прибыли.

В практике деятельности предприятий, использующих концеп­цию маркетинга, считается обязательным иметь данные по емкости и доле рынка. В противном случае будет трудно или вообще невоз­можно реагировать на изменения рыночной ситуации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.