Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникационные аспекты эволюции культуры




Введение

Общая теория социальной коммуникации

Тема Экология экосистем

Тема Синэкология – экология сообществ

Тема Демэкология или экология популяций

Тема Аутэкология

Лекция 1 – Экология как наука………………………………………………………………………….1

Лекция 2 – Среда обитания………………………………………………………………………………8

Лекция 3 – Факторы среды. Взаимодействие экологических факторов………………..……………16

Лекция 4 – Важнейшие абиотические факторы и

адаптация к ним организмов……………………………………………………………………………29

Лекция 5 – Биотические факторы среды и

Обусловленные ими типы взаимоотношений организмов……………………………………………39

Лекция 6 – Понятие о популяции……………………………………………………………………….54

Лекция 8 – Экологические стратегии популяций.

Сравнительная характеристика r- и К-стратегий…………………………………………………..….67

Лекция 9 – Определение биоценоза…………………………………………………………………….72

Лекция 10 – Видовая структура биоценоза…………………………………….………………………76

Лекция 11 – Определение экосистемы……………………………………………...………………….81

Лекция 12 – Основные круговороты веществ в биосфере…………………….…..….……………….92

Лекция 13 – Продуктивность и динамика экосистем………………………………………………….97

Лекция 14 – Разнообразие экосистем биосферы…………………………………………..…………103

Лекция 15 Определение, структура, границы и эволюция биосферы………………………………119

Раздел Неоэкология

Лекция 1 - Понятие о техногенном загрязнении биосферы. Виды загрязнений………………...…130

Лекция 2 – Техногенное воздействие на атмосферу. Последствия загрязнения…………………..133

Лекция 3 - Загрязнение гидросферы и его последствия……………………………………………137

Лекция 4 – Концептуальные основы неоэкологии………………………………………………….140

Лекция 5 – Влияние сельскохозяйственной деятельности человека

на экологическое равновесие в природе…………………………………………………………….145

Лекция 6 – Здоровье человека и окружающая среда……………………………………………….149

Лекция 7 – Контроль, управление и нормирование качества природной среды…………………162

Список литературы……………………………………………………………………………………171

 

Соколов А. В.

http://www.i-u.ru/biblio/archive/sokolov_social_communication/2.aspx

  • Введение
  1. Понятие о социальной коммуникации.
  1. Коммуникационная деятельность и общение
  1. Социальная память
  1. Коммуникационные каналы
  1. Эволюция социальных коммуникаций
  1. Семиотика социальной коммуникации
  1. Социальная информация
  1. Коммуникационные потребности
  1. Социально-коммуникационные институты
  1. Социальная коммуникация как объект и предмет научного познания
  • Заключение

Культура всякого сообщества людей представляет собой, во-первых, культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценностей), как овеществленных (изделия), так и неовеществленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хранению, распространению и освоению культурных ценностей, называемую культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие + культурная деятельность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация — необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция.

Эволюцию культуры можно представить в виде следующих пяти стадий, где неизменно присутствуют коммуникационные аспекты:

0. Пракультура (1,5 млн. лет назад — 40 тыс. лет назад) — период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками человека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появился современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.

I. Археокультура (40 тыс. лет назад — III тыс. лет до н. э.) — период каменного века (верхний палеолит, мезолит, неолит), когда в первобытных общинах получила развитие не только материальная культура в виде "каменной индустрии", но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV —III тыс. до н. э. локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии палеокультуры.

I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э.— XV в. н. э.) время возникновения мощных восточных цивилизованных государств, расцвета античной культуры, и сменившего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на стенах древнеегипетских пирамид — алфавитное письмо — Александрийская библиотека — печатный станок И. Гутенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой стадии — стадии неокультуры.

III. Неокультура в разных регионах наступила в разное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера — западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком — эпохой Высокого Возрождения и Реформации, за которым последовали век Просвещения (вторая половина XVII — XVIII вв.) и XIX век — век индустриализации. К неокультуре относится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипотетической стадией культурной эволюции.

IV. Постнеокультура — это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей. Короче: это время господства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.

Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культуры неизменно прослеживалась закономерность: совершенствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.

В дописьменной археокультуре, где устная коммуникация служила главным способом хранения и распространения культурного наследия, существовало обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно требовало осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном стихотворении "Слово" обрисовал этот культ следующим образом:

В оный миг, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, словно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для здешней жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число…

Обожествление слова означало обожествление Коммуникации. Жрецы Древнего Египта и Месопотамии, освоившие письменность ("иероглиф" означает "священное письмо"), способствовали трансформации культа Слова в культ Книги. Священные писания мировых религий не что иное, как результат коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с коммуникации, недаром "религия" в переводе с латыни значит "связь", но для священнослужителей коммуникация была (и остается) предметом культа, а не предметом исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.