КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двухобмоточный трансформатор
Общие сведения Параметры схемы замещения трансформаторов Лекция № 5
План.
13. Общие сведения. 14. Двухобмоточный трансформатор. 15. Трехобмоточный трансформатор. 16. Двухобмоточный трансформатор с расщепленной обмоткой низкого напряжения. 17. Автотрансформатор.
На электростанциях и подстанциях устанавливаются трехфазные и однофаз-ные, двухобмоточные и трехобмоточные силовые трансформаторы и автотранс-форматоры, и силовые однофазные и трехфазные трансформаторы с расщеп-ленной обмоткой низшего напряжения. В аббревиатуре трансформатора последовательно (слева направо) приво-дится следующая информация: · вид устройства (А – автотрансформатор, без обозначения – трансфор-матор); · количество фаз (О – однофазный, Т –трехфазный); · наличие расщепленной обмотки низшего напряжения – Р; · система охлаждения (М – естественная циркуляция масла и воздуха, Д – принудительная циркуляция воздуха и естественная циркуляция масла, МЦ – естественная циркуляция воздуха и принудительная циркуляция масла, ДЦ – принудительная циркуляция воздуха и масла и др); · количество обмоток (без обозначения – двухобмоточный, Т – трехобмо-точный); · наличие устройства регулирования напряжения под нагрузкой (РПН); · исполнение (З – защитное, Г – грозоупорное, У – усовершенствованное, Л – с литой изоляцией); · специфическая область применения (С – для систем собственных нужд электростанций, Ж – для электрификации железных дорог); · номинальная мощность в кВ∙А, · класс напряжения обмоток (напряжения сети, к которой подключается трансформатор) в кВ.
На электрических схемах двухобмоточный трансформатор представляется следующим образом (рис. 5.1): В обмотках указывается схемы соединения обмоток (звезда, звезда с нулем, треугольник) и режим работы нейтрали: · звезда – с изолированной нейт- ралью; · звезда с нулем – имеется соеди-нение нейтрали с землей. В соответствии с принятой систе-мой обозначений аббревиатура транс-форматора ТДН-10000/110/10 расшиф-ровывается: трансформатор трехфазный, двухобмоточный с принудительной циркуляцией воздуха и естественной циркуляцией масла и системой регулирования напряжения под нагрузкой. Номинальная мощность – 10000 кВ∙А, класс напряжения обмотки высшего напряжения – 110 кВ, низшего напряжения – 10 кВ. В практических расчетах двухобмоточный трансформатор чаще всего представляется Г-образной схемой замещения (рис. 5.2).
Активное и реактив-ное сопротивления трас-форматора (продольная ветвь) представляют собой сумму активных и реак-тивных сопротивлений об-мотки высшего напряже-ния и приведенной к ней обмотки низшего напря-жения:
Поперечная ветвь схемы замещения представлена активной G т и реактивной В т проводимостями. Проводимости обычно подключают со стороны первичной обмотки: для повышающих трансформаторов – со стороны обмотки низшего напряжения, для понижающих – со стороны обмотки высшего напряжения. В такой схеме замещения отсутствует трансформация, то есть отсутствует идеальный трансформатор. Поэтому в расчетах вторичное напряжение оказывается приведенным к напряжению первичной обмотки. Активная проводимость обусловлена потерями активной мощности в стали трансформатора на перемагничивание и вихревые токи, реактивная проводимость – намагничивающей мощностью. В расчетах режимов электрической сети проводимости заменяются нагрузкой, равной потерям холостого хода. Параметры схемы замещения трансформатора определяются из двух опытов – холостого хода и короткого замыкания. В опытах определяют следующие величины, которые указывают в паспортных данных трансформатора: · потери активной мощности в режиме холостого хода в кВт; · потери активной мощности в режиме короткого замыкания в кВт; · напряжение короткого замыкания U к, в %; · ток холостого хода I х, в %. Величины активного и реактивного сопротивлений находят из опыта короткого замыкания (рис. 5.3). Опыт выполняют следующим образом: обмотку низшего напряжения закорачивают, а на обмотку высшего напряжения подают такое напряжение (U к), чтобы в обеих протекал номинальный ток. Так как напряжение короткого замыкания намного меньше номинального напряжения трансформатора, то потери активной мощности в проводимости практически равны нулю. Таким образом, все потери активной мощности в режиме короткого замыкания идут на нагрев обмоток. Математически это можно записать:
(5.1)
Если в формуле (5.1) значение тока записать через мощность и номинальное напряжение обмотки высшего напряжения
,
то получим выражение для расчета активного сопротивления двухобмоточного трансформатора:
Напряжение короткого замыкания U к складывается из падения напряжения на активном U к а и реактивном U к р сопротивлениях. Выразим их в процентах от номинального напряжения. Падение напряжения в активном сопротивлении трансформатора:
Подставим в выражение значение R т. Получим:
Таким образом, величина падения напряжения в активном сопротивлении, выраженная в процентах, пропорциональна потерям активной мощности в режиме короткого замыкания. Выражение для падения напряжения в реактивном сопротивлении в процентах выглядит следующим образом
(5.2)
Из него можем найти величину реактивного сопротивления трансформатора:
Умножим и разделим полученное выражение на U в ном:
В современных трансформаторах активное сопротивление гораздо больше реактивного. Поэтому в практических расчетах можно принять, что U к р ≈ U к. Тогда, формула для расчета индуктивного сопротивления трансформатора имеет вид:
Трансформаторы имеют устройства регулирования напряжения (РПН или ПБВ), которые позволяют менять коэффициенты трансформации. Поэтому величина U к (следовательно, и величина индуктивного сопротивления) зависит от ответвления устройств РПН или ПБВ. В расчетах установившихся режимов этой зависимостью пренебрегают. Ее учитывают при расчете токов короткого замыкания при выборе устройств автоматики и релейной защиты. Проводимости ветви намагничивания определяются из опыта холостого хода (рис. 5.4), который выполняется при номинальном напряжении. В этом режиме трансформатор потребляет мощность, равную потерям холостого хода:
.
Потери активной мощности пропорциональны активной проводимости трансфор
Отсюда может быть определена величина активной проводимости:
Потери реактивной мощности пропорциональны реактивной проводимости трансформатора:
Следовательно, величина реактивной проводимости трансформатора равна:
Величина потерь реактивной мощности пропорциональна току намагничивания
(5.3)
где U ном ф – фазное номинальное напряжение трансформатора. Величина тока холостого хода складывается из тока намагничивания I μ и тока в стали I стали:
I х = I μ + I стали.
Так как величина тока в стали составляет около 10 % от тока намагничивания, то выражение (5.3) можно записать:
В паспортных данных величина тока холостого хода приводится в процентах от номинального тока. Поэтому мы можем записать:
С учетом полученного выражения, формула для расчета реактивной проводимости имеет вид:
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 5222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |