КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и упражнения для самостоятельного решения. Примеры решения задач
Примеры решения задач Пример 35.1. Вычислить молярную массу эквивалентов и эквивалент KCrO2 как восстановителя, если KCrO2 окисляется до K2CrO4. Решение. При окислении KCrO2 степень окисления хрома повышается с +3 до +6. Молярная масса эквивалентов восстановителя равна частному от деления молярной массы восстановителя на число отданных электронов: М эк (KCrO2) = 123 / 3 = 41 г/моль; эквивалент KCrO2 равен ⅓ KCrO2. Пример 35.2. Найти нормальность раствора NaOH, если нa титрование 20 мл 0,1 н. раствора щавелевой кислоты израсходовано 21мл NaOH. Решение. Поскольку вещества взаимодействуют в эквивалентных количествах, то можно записать н.к ∙ V к = н.щ ∙ V щ где н.к. – нормальность раствора кислоты, V к − объем кислоты; н.щ – нормальность раствора щелочи, V щ – объем щелочи. Следовательно, нормальность NaOH равна н.щ = н.к.∙ V к / V щ = 0,1∙20 / 21 = 0,952. Таким образом, для титрования был использован 0,952 н. раствор NaOH. 35.1. На титрование 20 мл 0,1 М раствора HCl потребовалось 16 мл КОН. Чему равна молярная концентрация КОН? (Ответ: 0,125 моль/л). 35.2. Вычислить титры растворов: а) 0,05 М NaCl; б) 0,004 н. Ca(OH)2; в) 0,5 н. HNO3. (Ответ: а) 0,00292 г/мл; б) 0,148∙10−3 г/мл; в) 0,0315 г/мл). 35.3. Чему равна масса осадка, образующегося при сливании 250 мл раствора карбоната натрия с молярной концентрацией 0,1 моль/л и 200 мл хлорида бария с молярной концентрацией 0,15 моль/л? (Ответ: 4,925 г). 35.4. При гравиметрическом определении свинца в сплаве получено 1,4642 г PbSO4. Какова масса свинца в сплаве? (Ответ: 1 г). 35.5. Вычислить титры растворов: а) 1 н. H2SO4, б) 1 M H3PO4, в) 0,1 н. расвора КОН. (Ответ: а) 0,049 г/мл; б) 0,098 г/мл; в) 0,0056 г/мл). 35.6. На осаждение гидроксида железа (Ш) из 15 мл раствора FeCl3 пошло 10 мл 0,1 н. щелочи. Вычислить массу образовавшегося осадка гидроксида железа (Ш). (Ответ: 0,0356 г). 35.7. На нейтрализацию 10 мл соляной кислоты неизвестной концентрации пошло 12 мл 0,1 н. раствора NaOH. Определить нормальность и титр раствора соляной кислоты. (Ответ: 0,12 н.; 4,38∙10−3 г/мл). 35.8. Написать уравнения реакций взаимодействия перманганата калия KMnO4 с сульфитом натрия Na2SO3 в: а) кислой среде, б) нейтральной среде и вычислить эквивалент и молярную массу эквивалентов в каждом случае. (Ответ: а) 1/5 KMnO4; 31,6 моль/л; б) 1/3 KMnO4; 52,7 моль/л). 35.9. Вычислить нормальность одномолярного раствора дихромата калия K2Cr2O7 в окислительно-восстановительном титровании, сопровождающимся образованием сульфата хрома (Ш). (Ответ: 6 н.). 35.10. Для осаждения в виде AgCl всего серебра, содержащегося в 100 мл раствора AgNO3, потребовалось 50 мл 0,2 н. раствора соляной кислоты HCl. Какова нормальность раствора AgNO3? Какая масса AgCl выпала в осадок? (Ответ: 0,1 н.; 1,433 г). 35.11. Какая масса HNO3 содержалась в растворе, если на нейтрализацию его потребовалось 35 мл 0,4 н. раствора NaOH? Каков титр раствора NaOH? (Ответ: 0,882 г; 0,016 г/мл). 35.12. 25 мл КОН нейтрализуется 20,5 мл 0,2 н. раствора соляной кислоты. Чему равна нормальность раствора КОН? (Ответ: 0,164 н.). 35.13. Навеска 5,912 г хлорида натрия растворена в 2 л раствора. Чему равны молярная концентрация эквивалентов и титр этого раствора? (Ответ: 0,05 моль/л; 0,002956 г/мл). 35.14. Сколко граммов H2SO4 содержится в растворе, если на нейтрализацию израсходовано 20 мл раствора КОН, титр которого равен 0,0046 г/мл? (Ответ: 0,805 г). 35.15. Для нейтрализации 20 мл 0,1 н. раствора NaOH расходуется 30 мл соляной кислоты. Чему равна молярная концентрация эквивалентов HCl? (Ответ: 0,067 моль/л). 35.16. На нейтрализацию 31 мл 0,16 н. раствора щелочи требуется 217 мл раствора серной кислоты. Чему равна нормальность и титр серной кислоты? (Ответ: 0,023 н.; 0,0011 г/мл). 35.17. Какой объем 2 М раствора соляной кислоты HCl потребуется для нейтрализации 14 г гидроксида калия КОН, содержащихся в 1 л раствора? Чему равна молярная концентрация эквивалентов такого раствора? (Ответ: 125 мл; 0,25 моль/л). 35.18. Определить содержание железа в 1 л раствора сульфата железа (II), если на титрование 10 мл его пошло 5 мл 0,1 н. раствора перманганата калия KMnO4. (Ответ: 75,9 г). 35.19. Какова молярная концентрация эквивалентов раствора NaCl, если на титрование 20 мл его израсходовано 18,3 мл 0,1 н. раствора нитрата серебра AgNO3. (Ответ: 0,0915 моль/л). 35.20. Вычислить, сколько процентов кристаллизационной воды содержалось в BaCl2∙2H2O, если навеска хлорида бария до высушивания составляла 1,5723 г, а после высушивания 1,3395 г. (Ответ: 14,8 %). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Настоящее учебно-практическое пособие написано коллективом авторов на основе многолетнего опыта работы кафедры химии Иркутского государственного технического университета. Оно охватывает основные разделы химии, предусмотренные действующими учебными программами по данной дисциплине, и представляет собой практическое руководство к выполнению лабораторных работ. Материал систематизирован и изложен в форме, удобной для изучения и усвоения. Использование пособия в учебном процессе будет способствовать закреплению теоретических знаний студентов о химических веществах, их свойствах, превращениях, а также о явлениях, которыми сопровождаются превращения одних веществ в другие. Поможет овладеть способами безопасного обращения с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Позволит приобрести навыки самостоятельного выполнения химического эксперимента, обобщения и анализа результатов работы, формулирования выводов, составления отчетов. Выполнение заданий, предлагаемых после каждой темы, требует серьезной работы с учебником и стимулирует самостоятельную работу студента. Полученные в курсе химии знания необходимы студентам при изучении последующих курсов, таких как сопротивление материалов, материаловедение, основы теплопередачи, теоретические основы различных технологических процессов в электротехнике, энергетике, машиностроении, в строительстве и других направлениях подготовки бакалавров.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |