Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа




Г


самооценка, несформированное представление о себе, не­адекватное эмоциональное реагирование и т. п.). Результаты интеллектуальных тестов позволяют оценить общий уровень развития интеллекта, а также темповые харак­теристики деятельности. Соотнесение с успешностью в учебной деятельности дает основание выделить группы школьников, у которых существует прогноз снижения успешности в учебной деятельности в пятом классе. Кроме того, результаты данного сравнительного анализа можно использовать для формирова­ния прогноза о необходимости комплектования тех или иных профильных классов через несколько лет.

Рисуночная методика (например, «Рисунок несуществую­щего животного») используется для исследования актуального эмоционального состояния, самооценки, агрессивности, тре­вожности. Методика обрабатывается индивидуально по каждо­му ребенку, выделяются группы детей в соответствии с изучае­мыми симптомами. Также производится сравнительный анализ по классам для выявления существующих тенденций, в том числе с целью обобщения опыта наиболее эффективно рабо­тающих педагогов.

Методика незаконченных предложений может быть состав­лена самостоятельно педагогом—психологом, или незаконченные предложения могут быть взяты из уже существующих методик. Первоначально определяется круг сфер, необходимых для иссле­дования. Это могут быть отношения со сверстниками, отноше­ние к школе, удовлетворенность положением в классе, отноше­ние к себе, к учению. При обработке определяется круг школь­ников, требующих психолого-педагогической поддержки.

Цель анализа карты наблюдений для учителя начальной школы — выделение групп детей, склонных к дезадаптации: имеющих нарушения в коммуникативной сфере (агрессивность, замкнутость, враждебность, тревожность и др.), в социальных отношениях (со сверстниками, значимыми взрослыми и т. п.), а также особенности учебной деятельности (низкий темп дея­тельности, повышенную утомляемость и т. п.).

Результаты по всему психодиагностическому минимуму используются для организации коррекциейно-развивающей работы с учащимися четвертых классов. С этой целью возмож-


но направление в группы по содействию формированию ком­муникативной компетентности, в группы по профилактике на­рушений в эмоциональной и поведенческой сфере, проведение воспитательных мероприятий в классе, имеющих целью разви­тие классного коллектива, расширение знаний друг о друге.

В пятом классе психодиагностические исследования начи­наются после мероприятий, проводимых для адаптации (на­пример, после цикла больших психологических игр).

Цель исследования — изучение степени сформированности и структуры классных коллективов, оценивание преобладаю­щего эмоционального состояния школьников.

Рекомендуемые методики:

1)социометрия;

2) тест школьной тревожности Филипса;

3) анкета для школьников (изучение интересов к предме­
там) — при необходимости.

Результаты социометрии анализируются совместно с клас­сным руководителем, определяются микрогруппы, их лидеры, учащиеся, не имеющие коммуникативных связей в классе — для использования в воспитательной работе. Результаты теста школьной тревожности Филипса, а также социометрии — для выделения группы детей, у которых адаптация проходит ослож­нение

После мониторинговых мероприятий вся аналитическая информация предоставляется классным руководителям, учите­лям-предметникам, администрации для целесообразной орга­низации учебно—воспитательного процесса.

Данные психодиагностического минимума используются для проведения педсоветов, семинаров с учителями, психоло­го-педагогических консилиумов, родительских собраний.

6.3. Психодиагностический минимум на этапе перехода учащихся в профильные классы

Цель третьего психодиагностического минимума — мони­торинг уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление психологической информации при отборе учащихся в профильные классы.


 



 


Результаты этого минимума служат основанием для органи­зации последующей профориентационной работы.

При построении психодиагностической программы обеспе­чения формирования профильных классов педагогу—психологу необходимо исходить из критериев, сформулированных учреж­дением образования. Отбор в профильные классы может быть основан как на педагогических критериях (показатели уровня обученности по профильным дисциплинам), так и на психоло­го-педагогических (соотношение показателей уровня обучен-ности со степенью сформированности психических познава­тельных процессов, а также интересов и склонностей) и исклю­чительно на психологических. Данные психодиагностических обследований учащихся могут обеспечивать формирование профилей и служить основанием для комплектования профиль­ных классов, создания новых профилей или перехода к мульти-профильному обучению.

Примерная программа мониторинговых мероприятий по сопровождению профильного обучения школьников на протя­жении всего периода обучения обычно укладывается в рамки психодиагностических минимумов и начинается с момента по­ступления ребенка в школу, продолжаясь в течение всего обу­чения.

Работа с ребенком начинается со старшей группы детского сада с определения готовности детей к школьному обучению для построения образовательного пути, а также для выявления способностей.

Методики, рекомендуемые для третьего психодиагностиче­ского минимума:

1) анкеты для учащихся и родителей;

2) карта интересов;

3) школьный тест умственного развития;

4) методика измерения мотивации учения.

Инструмент мониторинга умственного развития школьни­ков — школьный тест умственного развития (ШТУР) позволяет отслеживать процесс формирования различных умственных действий в целом, сформированность отдельных мыслительных операций, уровень владения программными понятиями в есте­ственнонаучной, физико-математической, общественно-тума-


нитарной областях знания. Соотнесение результатов ШТУРа, карты интересов, которая диагностирует интересы в большом числе сфер учебной, познавательной, общественной и других видах деятельности, анкет и степени успешности в учебной деятельности по различным предметам, помогают учащимся сориентироваться не только в своих желаниях, но также в воз­можностях и способностях, а педагогическому коллективу дают основания для формирования профильных классов.

6.4. Другие психодиагностические работы

Другие психодиагностические работы могут проводиться педагогом-психологом в соответствии с планом и актуальными задачами, решаемыми учреждением образования. Например, если в числе решаемых задач «содействие сохранению психи­ческого и физического здоровья школьников», то психологу целесообразно провести анкетный опрос и оценить степень ин­теллектуальной загруженности учащихся, выделить школьни­ков, имеющих специфику работоспособности, в том числе с низким или высоким темпом деятельности, астенизированных, соматически ослабленных, дезадаптированных детей для орга­низации последующей психолого-педагогической работы. Важно провести наблюдения на уроках за особенностями ком­муникативной деятельности учителя, эмоциональным состоя­нием школьников, провести психологический анализ соответ­ствия методик и технологий обучения возрастным особенно­стям учащихся.

Благополучное эмоциональное состояние школьников во многом зависит от психологического климата в классном и школьном коллективах.

Опытный учитель, классный руководитель и без дополни­тельного изучения может его оценить, определить лидеров в классе, кого из ребят не принимают одноклассники. Но не все­гда наблюдению поддается оценка таких явлений, как наличие и состав устойчивых микрогрупп, взаимоотношения в них, ос­нования объединения членов микрогрупп и т. д.

Наличие в классе сплоченных, достаточно хорошо очерчен­ных микрогрупп — признак его социальной зрелости. Практика показывает: если класс стабильно существует несколько лет, то

 


процесс внутреннего группообразования в нем практически за­вершен. При этом любая микрогруппа, возникнув, стремится к обособлению и внутреннему сплочению. Чаще всего такие группы объединяют людей с близкими статусами. Большие микрогруппы (шесть—семь и более человек) образуются вокруг «звезд» и других высокостатусных людей; непопулярные тяго­теют к небольшим объединениям — «триадам» и «диадам». Наличие внутри микрогруппы противоречивых связей свиде­тельствует о неблагополучии эмоциональных отношений, воз­можном распаде или переструктурировании отношений. Такие процессы, и это очень важно, редко остаются локальными, они затрагивают не только данную микрогруппу, но и весь класс. Члены распавшегося сообщества начинают искать возможность примкнуть к другим микрогруппам, в результате чего на неко­торое время может смешиваться вся групповая структура. Рас­считывать на высокую учебную активность детей в такой пери­од несерьезно: они будут глубоко погружены в свои эмоцио­нальные отношения. Вот почему целесообразно в классных коллективах регулярно проводить социометрию. Классные ру­ководители самостоятельно могут справиться с этой несложной процедурой при предварительной консультации психолога.

От социально-психологического климата в коллективе учителей во многом зависят эффективность работы всего педа­гогического коллектива, эмоциональная устойчивость, психо­логическое здоровье, степень профессионального «сгорания» каждого его члена. Под социально-психологическим климатом понимается общий эмоционально-динамический настрой, в ко­тором отражается установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлека­тельность работы, стабильность и рост кадров, единство кол­лективных и личных целей, стабильность и профессиональное развитие работающих специалистов, степень сближения офи­циальных и неофициальных взаимоотношений на дружествен­ной и деловой основе.

Социально-психологический климат формируется на осно­ве субъективного мнения и отношения человека к окружающей его на работе обстановке: коллегам, условиям труда, стилю ру­ководства, групповым нормам и ценностям — на основе лично-


го восприятия и оценок и взаимного обмена мнениями. Оценка социально-психологического климата (СПК) необходима для выявления путей его развития, прогноза влияния на решение задач, стоящих перед коллективом, и осуществляется регулярно (например, один раз в год).

Решение о проведении диагностики социально-психологи­ческого климата в коллективе принимается руководителем уч­реждения образования. Анкетирование анонимное. «Сырой» ма­териал обрабатывается специалистом, проводившим опрос. Ре­зультаты представляются руководителю в виде сводной таблицы.

Используемые методы: специально разработанные анкеты (см. прил. 3), наблюдение и т. д. Опрос можно проводить груп­повым способом, желательно участие не менее 75—80 процен­тов членов коллектива. Желательно также, чтобы опрос прово­дился педагогом-психологом, работающим в другом учрежде­нии образования.

6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных

При обработке результатов диагностических минимумов первоначально по каждому инструменту исследования состав­ляется протокол, а затем в сводный протокол заносятся в сопо­ставимых цифрах результаты по всему психодиагностическому минимуму.

В сводный протокол вносятся в столбец фамилии и инициа­лы испытуемых одной группы (класса) по алфавиту. Возможно размещение респондентов по подгруппам в зависимости от по­ла. Каждая строка сводного протокола содержит значения всех показателей одного испытуемого. В каждом столбце записаны значения одного показателя по всем испытуемым. В самой верхней строке в ячейках обозначены измеренные показатели. Если протокол составляется вручную, в таблицу должны быть занесены результаты в том виде, в котором они получены после обработки теста, а также переведенные в сопоставимые значе­ния (например, уровни).

При обработке результатов важно проверить достоверность полученных данных. Массив данных проверяется на наличие так называемых «выскакивающих» результатов — выделяю-

 


щихся значений, которые могли быть получены в результате неточных подсчетов, ошибок в записях и т. п. Любая итоговая цифра пересчитывается несколько раз.

Итоговые показатели по группе можно представить как среднюю арифметическую величину, как среднюю оценку изу­чаемого психологического свойства. Сравнивая средние значе­ния двух или нескольких выборок, мы можем судить об отно­сительной степени развития у людей, входящих в эти выборки, оцениваемого качества. Чтобы подсчитать среднюю арифмети­ческую величину, надо суммировать все значения ряда и разде­лить сумму на количество суммированных значений. Если в ряду есть значения со знаком минус, то суммирование произ­водится с учетом знаков.

Перевод полученных итоговых значений в сопоставимые результаты производится на основании кривой нормального распределения. «Нормальным» такое распределение было на­звано потому, что оно наиболее часто встречалось в естествен­нонаучных исследованиях и казалось «нормой» распределения случайных величин. В психологических исследованиях нор­мальное распределение используется в первую очередь при ин­терпретации тестов интеллекта и способностей. К другим пси­хологическим категориям, таким как личностная и мотиваци-онная сфера, нормативы нормального распределения не приме­няются. Используемые в психодиагностических минимумах тесты интеллекта и способностей, как правило, имеют шкалу перевода итоговых показателей в уровни или группы.

Примерная форма сводной таблицы данных

ФИО   Равен Тест интеллекта Мотива ция Рисуночная методика
Я Уровень Балл Уровень Вые. Низ. Повыш. тревожн. Агрессивн. Низ. само оценка
  Львов   средний   средний   +   + +
  Лыков   высокий   высокий +        
  Панов   низкий   низкий   +     +

6.6. Использование компьютера

Можно выделить несколько основных аспектов использо­вания компьютерной техники. Это:

1) обработка полученных данных. Все используемые тесто­
вые методики целесообразно обрабатывать с использованием
специальных программ. Это значительно сократит объем ру­
тинной обработки информации. В том случае, когда отсутству­
ют готовые программы, удобно пользоваться электронными
таблицами «Excel», функционирующими в системе Windows.
«Excel» также позволяет производить математико-статистичес-
кую обработку данных;

2) организация хранения полученных данных. Преимущества
компьютерной реализации полученных задач: возможность
хранения больших объемов информации, оперативный доступ к
любому элементу хранящейся информации; оперативная селек­
ция информации одновременно по многим критериям; гибкость
в переструктурировании объемов и принципов организации.


 



 

Другие мыслительные операции

 

Система "Джордано" рассматривает и практически использует только операции визуального мышления.

Речевое (или логическое) мышление рассматривается как производное визуального (образного) мышления. Речевое мышление вторично, медленнее, менее эффективно и часто только мешает решать логические задачи, по причине того, что во многих речевых конструкциях "заморожены" неадекватные (неправильные, ложные) связи.

Визуальное мышление – это прямое мышление, а речевое – опосредованное. Назначение речи – вывод информации из мозга в устной или письменной форме для передачи информации другому человеку или для управления мышлением другого человека. Когда человек использует внутреннюю речь для управления зрительными образами, он использует механизмы воссоздающего воображения.

Таким образом, речевое мышление – это процесс управления зрительными образами с помощью внутренней речи на основе механизма воссоздающего воображения.

Любые так называемые логические операции (сравнение, анализ, обобщение, ранжирование, систематизация, классификация и т.п.) основываются на простейших операциях визуального мышления и невозможны без них.

Если у человека недостаточно развито визуальное мышление, то автоматически страдают как функция понимания речи, так и функция изложения собственных высказываний в письменной и устной форме. Такой человек использует слова "ни к селу, ни к городу", потому что не видит (не понимает) их смысла.

Поэтому нарушение функции ПОНИМАНИЯ следует искать в нарушении способности представлять зрительные образы и управлять ими в воображении. Так как функция запоминания также связана с развитием визуального мышления, следовательно (следите за логикой), при изучении техники запоминания улучшается функция понимания речевой информации. Запоминание без понимания невозможно. Это практически одно и то же.

В технике запоминания используются следующие мыслительные операции.

 

Операция "Увеличение-уменьшение образа"

 

Эту мыслительную операция можно расценивать как сознательное управление сменой фильтров пространственной частоты. Когда вы представляете сотовый телефон маленьким, вы видите только его общие контуры. Когда вы крупно увеличиваете этот образ в своем воображении, вам становятся доступны для восприятия различные его части. В свою очередь, переключив внимание на какую-нибудь часть сотового телефона и крупно представив ее, вы как бы выделяете определенную пространственную частоту, увеличиваете ее амплитуду.

 

Увеличивая образ, вы получаете возможность выделять из целостного образа составляющие его подобразы (аналогия с простыми числами: 3 х 5 х 7). Уменьшая образ, вы как бы вновь смешиваете составляющие его частоты в одну общую частоту (аналогия с простыми числами: 105).

 

Операция "Вращение образа"

 

Вращая зрительный образ в своем воображении, вы получаете возможность рассматривать его с разных сторон, под разными углами. Благодаря этой операции, вы можете из одного образа выделить большее количество составляющих его подобразов.

 

Интересно отметить, что с помощью тренировки вы можете добиться того, что представляемый образ сам будет вращаться в вашем воображении. Практика показывает, что упражнения визуального мышления в бодрствующем состоянии способствуют появлению способности сознательно управлять образами, которые человек видит в обычных сновидениях.

Здесь мнемотехника плавно перебрасывает "мостик" из области психологии в область парапсихологии. Так как управляемые, контролируемые (луцидные) сновидения – это уже тема парапсихологической науки.

 

Операция "Соединение образов"

 

С этой мыслительной операцией вы познакомились в предыдущей статье. Еще раз обращаю ваше внимание на главное.

В один момент времени в воображении следует соединять только два образа. Эти образы должны быть крупными, то есть занимать все пространство вашего воображения, и быть максимально детализированными – от этого зависит яркость представляемых образов.

 

Данная мыслительная операция является той самой "кнопкой", с помощью которой вы сознательно включаете процесс "память".

 

Операция "Выделение подобразов (частей образа)"

 

Эта мыслительная операция используется для "разборки" целостного образа на составляющие его части и получения большого количества более простых образов. Например, образ "магнитола" вы можете разобрать на составляющие части и представить каждую часть отдельно: ручка, регулятор, кнопка, кассета, ножки и т.п.

 

Операция "Видоизменение образа"

 

Одно и то же слово может соответствовать разным зрительным образам. Например, слово "лампочка" можно представить в разных вариантах. Может быть обычная электрическая лампочка, неоновая лампа, лампочка для фонарика, галогеновая лампа для автомобиля. Эта операция применяется для создания разнообразия образов при запоминании.

Образы могут использоваться многократно для временного запоминания информации. Образы могут быть использованы для долговременного запоминания. В этом случае на занятые образы более ничего запоминать нельзя. Вот тут и используется операция "Видоизменение образа".

 

Операция "Трансформация образа"

 

Назначение этой операции то же, что и предыдущей – создание разнообразия зрительных образов.

Пример трансформирования образа "карандаш". Обычный карандаш. Короткий и толстый карандаш. Длинный и тонкий карандаш. Карандаш, закрученный спиралью, как сверло. Карандаш, завязанный в узел. Карандаш, согнутый в окружность.

При применении операций видоизменения и трансформации следует понимать, что мозг "обращает внимание" в основном на КОНТУР. Поэтому изменение цвета предмета не следует относить к трансформации или видоизменению.

 

3.8 Относительные размеры образов

 

При запоминании образы соединяются в ассоциации – комбинации зрительных образов. В зависимости от применяемого приема запоминания образы в ассоциации могут быть разного размера друг относительно друга.

Выделяется три размера образов: большие, средние и маленькие.

Представьте в воображении образ кота. Это большой образ. В этом образе выделите образы: "ушки", "спина", "хвост". Теперь представьте образы: "кубик", "шар", "гайка". Создайте в воображении следующие связки образов: "ушки – кубик" (в ушах кота находятся кубики), "спина – шар" (на спине кота – шар), "хвост – гайка" (на хвост надета гайка).

При образовании связей между образами в воображении следует крупно представлять только соединяемые образы: "ухо – кубик", "спина – шар", "хвост – гайка".

Теперь рассмотрите кота целиком. В получившейся ассоциации образ кота – большой образ, а образы "кубик", "шар" и "гайка" – средние по размеру, относительно образа кота.

Найдите в образе кота какую-нибудь мелкую деталь, маленький образ. Например, коготок. Представьте этот образ крупно, используя мыслительную операцию "Увеличение образа". Образуйте связь "коготок – кекс". При образовании этой связи соединяемые образы должны быть крупными, они должны занимать весь объем вашего воображения.

Снова представьте кота целиком. В этой ассоциации образ кота – крупный образ, образы кубика, шарика, гайки – средние, образ "кекс" – маленький относительно образа кота.

Еще раз обратите внимание на то, что при соединении двух образов в воображении, соединяемые образы обязательно должны быть крупными, независимо от их относительных размеров в создаваемой вами ассоциации.

Чтобы представить, что должно происходить в вашем воображении при увеличении образа, представьте, будто образ кота находится на экране вашего монитора. Чтобы выделить из этого образа образ ушей, вам необходимо обвести рамочкой нужный образ и увеличить его. В результате этой операции образ уха займет всю площадь экрана. Остальное изображение уйдет за рамки экрана. Абсолютно то же самое должно происходить в вашем воображении, когда вы выделяете из образа какие-то его части. По аналогии с экраном монитора, соединяемые образы должны занимать все пространство экрана. Другие образы уходят за кадр вашего воображения.

 

3.9 Опорные (стимулирующие) образы

 

Опорные или стимулирующие образы – это дополнительные образы, с помощью которых обеспечивается поиск информации мозге.

Напомню вам аналогию со струнами пианино. Как быстро найти нужную струну среди большого количества струн? Для этого необходим камертон, настроенный на частоту нужной нам струны. Если мы ударим молоточком по камертону и поднесем его к струнам, струна с такой же частотой, как у камертона, возбудится по резонансу и начнет звучать, вы даже увидите, как она вибрирует.

Конкретного места локализации запоминаемых связей в мозге нет. Все связи находятся одновременно в одном месте – запоминает вся кора головного мозга. И единственный способ быстро извлечь из мозга необходимую нам связь, это предъявить мозгу один из образов ранее образованной связи.

Если вы запоминаете один-два телефонных номера, то их легко вспомнить без специальных методов. Но если вы запоминаете десятки телефонных номеров, каждый из которых закодирован в комбинацию зрительных образов, то вспомнить их будет практически невозможно. Припоминание всегда происходит при поступлении в мозг стимулов, запускающих процесс генерации информации.

Опорные (стимулирующие) образы – это просто большое количество зрительных образов, которые человек может легко вспомнить всегда в одинаковом порядке. Любые запоминаемые сведения ОБЯЗАТЕЛЬНО фиксируются на опорных образах. Даже если вы запоминаете в день всего один телефонный номер, это делать необходимо. Ведь через месяц в вашем мозге накопится 30 телефонных номеров!

В дальнейшем припоминание информации осуществляется с помощью вспомогательных опорных образов. С нейрофизиологической точки зрения опорные образы являются ФИЛЬТРАМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЧАСТОТ. Когда вы вспоминаете и представляете в своем воображении один из таких фильтров, механизм поиска нужной частоты в мозге аналогичен примеру камертона и струн. Опорный образ служит своеобразным камертоном, а ваш мозг – беспорядочным набором струн. В результате резонанса частот опорный образ быстро находит и выводит в воображение свою "частоту", и все другие образы, ранее с ним связанные.

Последовательно припоминая заранее заученную последовательность опорных образов, вы заставляете свой мозг генерировать информацию в том порядке, в котором она запоминалась. Это позволяет достигать абсолютной точности в припоминании запомненных ранее сведений.

Системы опорных образов позволяют свободно перемещаться по информации, содержащейся в мозге, буквально, как по файлам в компьютере.

Формирование в памяти систем опорных образов можно сравнить с процессом форматирования диска в компьютере. Если диск не отформатирован, на него ничего нельзя записать. Если в памяти нет системы опорных образов, вы не имеете возможности последовательно запоминать и припоминать информацию.

Как же раньше вы запоминали информацию? Ведь раньше в вашей памяти не было систем опорных образов? Ответ простой: раньше вы не запоминали информацию так, как она может запоминаться вашим мозгом, то есть безошибочно и в большом объеме.

Системы опорных образов строятся из комбинации разных методов запоминания последовательности образов. В разделе "Запоминание последовательности" вы найдете подробное описание одиннадцати способов запоминания последовательности.

Так как опорные образы являются вспомогательными при запоминании, то нет необходимости выводить их из мозга. Эти образы не нужно сообщать другим людям. Следовательно, при операциях со вспомогательными опорными образами речевое мышление может быть (и должно быть) полностью отключено. Опорные образы не нуждаются в словесном обозначении, даже на уровне мысленного проговаривания. Это, конечно, можно делать, но, кроме резкого снижения скорости запоминания и припоминания, это ничего не даст.

 

3.10 Два типа образов

 

В мнемотехнике зрительные образы делятся на два основных типа.

Первый – это опорные образы. Они не несут никакой информационной нагрузки и служат для последовательного запоминания и припоминания информации, а также для системного запоминания. Последовательность опорных образов заранее хорошо закрепляется в памяти и припоминание любой информации осуществляется через систему опорных образов.

Второй – это ассоциации – комбинации зрительных образов, в которых закодированы запоминаемые сведения: телефонные номера, адреса, названия, исторические даты и другая точная информация.

Ассоциации, закодированные в них сведения, могут припоминаться и без опорных образов, без перебора последовательности. В этом случае воспроизведение ассоциации мозгом происходит в том случае, когда в мозг воспримет один из элементов ассоциации. Это разнообразные вопросы по запомненным сведениям. С точки зрения мнемотехники любой вопрос является прямой подсказкой, так как АВТОМАТИЧЕСКИ активизирует в мозге ассоциацию, которая содержит в себе как сам вопрос, так и ответы на него.

В связи с этим может показаться, что возможно ограничиться запоминанием только ассоциаций. Ведь они воспроизводятся, как реакция на вопрос. Однако это не так. Дело в том, что запоминание последовательности, то есть запоминание на систему опорных образов, необходимо в любом случае. Это связано с тем, что вновь образованные ассоциации самопроизвольно разрушаются, если информация не активизируется. Поэтому система опорных образов используется не только для обеспечения возможности последовательного припоминания. Запоминание последовательности информации делает возможным принудительную равномерную активизация всех запомненных сведений с целью их ЗАКРЕПЛЕНИЯ в мозге.

 

 

3.11 Понятие "Информационное сообщение"

 

Понятие "Информационное сообщение" вводится впервые, поэтому дадим ему формулировку.

Информационное сообщение – это группа простейших элементов информации, имеющих внутреннюю взаимосвязь.

Смысл запоминания любой информации заключается именно в выявлении внутренних связей в информационных сообщениях и в запоминании этих связей.

Информационное сообщение состоит из элементов информационного сообщения. Информационное сообщение не может состоять из одного элемента. В этом нет смысла. Связь может быть образована как минимум между двумя элементами.

 

Вот примеры информационных сообщений:

 

Водопад Анхель находится в Южной Америке, его высота 1054 метра.

Критическая температура ртути – 1460 градусов.

Телефонный номер кинотеатра "Аврора" – 337-26-00.

Рогова Ольга Давыдовна.

Улица Косыгина, дом 40, квартира 2.

Номер автомобиля Даршта Владимира Николаевича – л232пр.

Битва при Креси произошла в 1346 году 26 августа.

Порядковый номер алюминия в таблице Менделеева – 13, атомная масса – 27.

 

К понятию "Информационное сообщение" относится любая точная (знаковая) информация. Если человек не умеет запоминать знаковую информацию, то запоминание носит поверхностный характер. Чего стоит память, неспособная воспроизводить информацию точно?

Любые запоминаемые сведения состоят из набора информационных сообщений. Если это таблица водопадов мира, то для ее запоминания необходимо запомнить несколько информационных сообщений. Если это список из 50-ти телефонных номеров, то для его фиксации в мозге, необходимо запомнить 50 информационных сообщений.

В любом учебном тексте (география, история, анатомия, фармакология, программирование и т.п.) содержится большое количество отдельных информационных сообщений.

В художественной литературе практически нет точных сведений. В научно-популярной литературе обычно присутствует небольшое количество точной информации. Научная и учебная литература содержит в себе большое количество точных сведений – отдельных информационных сообщений.

Методы мнемотехники позволяют запоминать не только тематически организованные точные сведения (хронологические таблицы, списки телефонных номеров), но и тексты любого уровня сложности. При этом, чем сложнее текстовой материал с точки зрения нормальной памяти, тем более точно он может быть запомнен методами мнемотехники. Так как запоминание текстов осуществляется по общему принципу – от частей к целому. Части – это отдельные информационные сообщения. Чем их больше, тем более подробно запоминается текст.

На примере понятия "Информационное сообщение" хорошо просматривается смысл и задача запоминания. Рассмотрим для примера следующую информацию: водопад Анхель находится в Южной Америке, его высота равна 1054 метра.

Что значит запомнить это сообщение? Вы уже знаете, что мозг не запоминает названия и числа. Мозг способен запоминать только связи. Смысл запоминания заключается в том, чтобы связать вместе ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ (элементы) информационного сообщения. В нашем примере это: Анхель, Южная Америка, 1054. Мы должны знать, что к названию "Анхель" относится именно Южная Америка, а не другой материк, и именно число 1054, а не другое число. Если связь будет зафиксирована неправильная, то это будет ложная информация.

Когда элементы информационного сообщения, преобразованные в зрительные образы, связываются вместе, припоминание возможно двумя способами. Либо с помощью дополнительных опорных образов, на которые фиксируются все запоминаемые информационные сообщения, либо при поступлении в мозг стимула-вопроса. Так, если вам зададут вопрос: "Какой водопад имеет высоту 1054 метра?", воспринимаемое число включит в вашем мозге соответствующий образ, сработают ранее созданные связи, и в воображении появятся другие образы, в которых закодированы "Анхель" и "Южная Америка".

Если вопроса нет, то вы можете самостоятельно активизировать созданные связи с помощью системы опорных (стимулирующих) образов.

В рассматриваемых примерах информационных сообщений выделим красным цветом ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ информационных сообщений, то есть ЭЛЕМЕНТЫ, подлежащие связыванию, то есть запоминанию.

 

Водопад Анхель находится в Южной Америке, его высота 1054 метра.

Критическая температура ртути1460 градусов.

Телефонный номер кинотеатра " Аврора " – 337 - 26 - 00.

Рогова Ольга Давыдовна.

Улица Косыгина, дом 40, квартира 2.

Номер автомобиля Даршта Владимира Николаевичал232пр.

Битва при Креси произошла в 1 346 году 26 августа.

Порядковый номер алюминия в таблице Менделеева – 13, атомная масса – 27.

 

 

Основной способ запоминания в системе "Джордано" – это образование искусственной ассоциации. Ассоциация может включать в себя от 2 до 6 образов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.