КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Позиции (интересы), варианты сторон к урегулированию конфликта
Позиции (интересы), варианты сторон к урегулированию конфликта. Отношение к разрешению конфликта. Отношение сторон на момент конфликтного противоборства. Сущность конфликтной проблемы. Стороны конфликта. Карта диагностики конфликта
· характеристика субъектов конфликта (профессиональные, личностные, лидеры в конфликте и т.д.); · история взаимоотношений: § не было взаимоотношений до конфликта, § нормальные деловые, без соперничества и враждебности, § отношения соперников, но не врагов, конкуренция интересов осуществляется лично, через посредников (руководителей). § острые отношения в прошлом, сопровождавшиеся враждебными отношениями. · основные причины и их взаимосвязь; · какие аспекты являются главными/второстепенными; · «точки соприкосновения» — какие вопросы/интересы объединяют/могут объединить; · какие позиции занимают и отстаивают; · что предпринималось и чем закончилось, почему; · какой информации не хватает, как ее получить; · как отражается конфликт на функционировании. · взаимное доверие и уважение; · недоверие/подозрительность; · недоверие переносится с деловых наличные и наоборот, Стороны поляризованы; · члены враждующих лагерей избегают общения друг с другом; · нескрываемая враждебность. Установка на победу над «притом» любой ценой. · стремление прекратить конфликт любой ценой; · найти взаимоприемлемое решение; · намерение продолжать противоборство: · победить оппонента любой ценой. · позиции сторон известны/неизвестны; · стороны обсудил» ряд решений: позиции сторон по отношению к ним ясны/неясны; · отсутствует свой вариант, но готовы обсуждать другие варианты; · жесткое навязывание своего варианта, позиции не изменены; · каковы возможные мотивы и потребности сторон:, лежащие в основе их позиции; · что могло бы сблизить позиции сторон и подтолкнуть их к взаимному поиску приемлемого решения. 6. Выбор управленческой стратегии и форм ее осуществления. Основывается на результатах анализа и оценки информации о конфликте. · выбор стратегии, тактики, этапов; · разработка плана, вопросов, правил, процедур; · возможные тупиковые ситуации и способы их преодоления;
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте определение малой группы, назовите ее основные качественные признаки, перечислите основные виды малых групп. Почему люди объединяются в малые группы? Назовите основные механизмы образования малых групп (формальных и неформальных. 2. Перечислите основные характеристики социометрической структуры малой группы. 3. Расскажите об основных типах коммуникативных структур малой группы. 4. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и конформизма. 5. Расскажите об экспериментальных исследованиях конформизма. 6. Назовите основные теории и классификации лидерства. 7. Расскажите об основных этапах, которые проходит группа в своем развитии. 8. Опишите феномен групповой сплоченности. 9. Дайте определение организационного конфликта и его классификацию. 10. Охарактеризуйте способы разрешения конфликтов на межличностном уровне. 11. Раскройте содержание процедуры диагностики групповых конфликтов в организации. 12. Опишите модель управления групповыми конфликтами в организации. 13. Перечислите возможные стратегии управления групповыми конфликтами в организации.
Литература
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.. 1990. 2. Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 2. С. 11-20. 3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000. 4. Барлас Т.В. От конфликтов к обретению Я. //Популярная психология М.: Academia, 1997 5. Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 19S9. 6. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979. 7- Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. /Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 1996. 8. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001. 10. Ермаков П. Н., Терехин В. А. Способ прогнозирования эффективности совместной деятельности на основе сочетания членов группы с разной функциональной латерализацией. // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990. С. 128-135. 11. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии коллектива. // Психол. журн. I9S8. Т. 9. № 6. С. 53-64. 12. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. // Совместная деятельность: методология, теория, практика. /Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, I988. С. 19-36. 13. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменении. Дисс. д-ра психол. наук. М., 1999. 14. Коллектив и личность. /Под ред. К.К. Платонова, О.И. Зотовой, Е.В. Шороховой М.: Наука, 1975. 15. Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 5. 16. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малом группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. 17. Куликов В., Гительмайер Р. Приборы в социально-психологическом исследовании. Иваново, 1985. С. 1-12. 18. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997. 19. Мастенбрук У. Переговоры. Калуга, 1993. 20. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996. 21. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.. 1995. С. 154-161. 22. Методы социальном психологии. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977. С. 161- I65. 23. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 91-101 24. Обозов Н. Н Психология межличностных отношении. Киев: Издательство «Лыбедь». 1990. 25. Пайке Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 26. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятии М.: Изд-во «Высшая школа», 1981. 27. Позняков В.П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности. // Совместная деятельность: методы исследования и управления. М.: ИП РАН. 1992. С. 140-165. 2S. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2000. 29. Позняков В. П. Психологии малых групп // Coupe мен на я психолоши; Справочное руководство / Отв. рея. В.Н.Дружинин. М.: Инфра-М, 1999. С. 524-532. 30. Психологин совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев. Е.В. Шорохова. М.: Идя-во «Социум», «Институт психологии РАН», 2001. 31. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В Петровского. М.: Педагогика, 1979 32. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1997. 33. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: Психодиагностика, 1992. 34. Сетров М. И. Организация биосистем. Л.. 1971. 35. Совместная деятельность: методология, теория, практика. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, П. Н.Шихирев, Е. В.Шорохова. М.: Наука, 1988. 36. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменении. / Отв. ред. А. Л.Журавлев. М., 1997. 37. Соснин В. А. Автономные рабочие группы: теория и практика метод;» в исследованиях западной организационной психологии. // Психологич. журн. Т. 11. 1990. № 6. С. 28-37. 38. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-но «.Питер», 2000. 39. Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда / Отв. ред. Е.В. Шорохова, А.Л- Журавлев. М: Наука, 19S7. 40. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Отв. ред. Е.В Шорохова и др. М.: Наука, 1983. 41. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения/Ота. ред. Е.В. Шорохова. О.И. Зотова. М.: Наука, 1979 42. Социальные конфликты в современной России. М.: УРСС, 1999. 43. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социально» психологии. М.: Наука, 1977. С. 77-86. 44. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в социальной психологии. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и прежде всего — межгрупповой агрессии — представлены уже в работах таких классиков, как Г. Лебон (1896) и У. Макдугалл (1908). Однако регулярные эмпирические (в том числе — экспериментальные) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны. Одну из причин этого специалисты видят в специфике самого объекта исследований, который является традиционным для социологической науки. Между тем постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение для теории и методологии. Рассматривая специфику предмета социальной психологии, Б.Ф.Поршнев (1979) отмечает, что социальная психология только тогда может претендовать на статус самостоятельной научной дисциплины, когда исходной единицей психологического знал и за становятся не отношения между индивидами, а отношения между общностями, Б.Ф.Поршнев считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуально-психологического исследования, является общность, понимаемая не только как социальное объективное, но и как субъективное психологическое объединение людей. Общая теория социальной психологии, по мнению Б.Ф.Поршнева, является не чем иным, как всесторонним психологическим анализом этого центрального понятия — понятия общности. В качестве психологической первопричины образования общности Б.Ф.Поршнев выделяет не межличностные отношения и взаимодействия, складывающиеся между отдельными индивидами и объединяющие людей в группы, а межгрупповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления, на основе которого формируются групповое самосознание и чувство общности. Обособление отдельной социальной общности, даже противопоставление ее другим является, по мнению автора, необходимым условием и изначальным импульсом объединения людей к их познанию себя как общности. «Субъективная сторона всякой реально существующем общности, всякого коллектива конституируется путем этою двуединого или двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением «мы» и «они», путем отличения от других общностей, коллективов, групп вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри» (Б Ф. Поршнев, с. 107). Процесс уподобления и процесс обособления, по мнению Б Ф Поршнева, взаимно противоположны, но в то же время они взаимодействуют, находятся в разнообразнейших сочетаниях. Объединение людей с общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами — то есть общественные отношения. При этом социально-психологические общности или «сцепления» являются, по меткому определению автора, своеобразной формой, которая в конкретных экономических и общественно-исторических условиях наполняется объективным общественным содержанием. Производственно-экономические и общественно-политические отношения, обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнения совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами людей, служат объективной основой, базисом, на котором действует механизм межгрупповых отношении.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |