КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этническая психология
Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп — народов. С древних времен существовала потребность в психологических характеристиках этносов, обусловленная дипломатическими, военными и иными нуждами. В связи с этим изучение психологических особенностей народов и практическое использование полученных материалов стало осуществляться задолго до создания основ этнической психологии. В истории исследований по этнической и кросскультурной психологии за рубежом и в России выделяют четыре периода (этапа). Первый этап (донаучный) включает работы до середины XIX века. В 1859 г. в Германии вышел первый номер журнала «Психология народов и языкознание» под редакцией Г. Шгейнталя и М. Лацаруса. В России в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программным заявлением на заседании Русского географического общества по изучению народов, входящих в состав Российского государства. В программе исследования он выделил три области: язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую» (Будилова, 1983), Как видно по датам, донаучный период за рубежом и в России примерно совпадают. Второй этап (описательный) в западной этнической психологии закончился в 1905 г. Наиболее известной работой данного периода являются первые тома многотомного издания немецкого ученого В. Вундта «Психология народов» (Вундт, 2001). В России этот период длился до 1935 г. Наиболее известной работой этого периода является работа Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию», которая была опубликована в 1927 г. (Шпет, 1996). Третий период (создание научных основ) в западной этнической психологии начался в 1906 г., когда В. Риверс в Великобритании опубликовал результаты исследований по зрительному восприятию в разных этносах, полученные с помощью экспериментальных методов. 1925 г. — знаменательная дата в истории развития этнической психологии: в США был впервые опубликован психологический и социально-психологический тест на этническую предубежденность (шкала Богардуса) (Bogardus, 1925). Это позволило в дальнейшем перейти от описательных характеристик этносов к количественным замерам. В 1934 г. в США сложилось первое научное направление в этнической психологии «Модели культуры», основоположником которого является Р. Бенедикт (Benedict, 1934). Затем появляется совместная концепция А. Кардинера и Р. Линтона «Основная структура личности» (Kardmer, 1939; Linton, 1945). В России создание научных основ началось в 1936 г. Названная дата связана с проведением А.Р. Лурия в Средней Азии полевых работ с использованием экспериментальных методик. Результаты этого исследования были опубликованы лишь в 1974 г. (Лурия, 1974). Этот этап характеризовался первоначальным запретом на исследования по этнической психологии (1937-1958), а потом значительным увеличением количества публикаций и защит диссертаций по проблемам национальной психологии. В данный период более активно использовалось понятие «национальная психология». К исследованиям по национальной психологии активно подключились философы, этнографы, психологи, историки и представители многих других профессий, публикации которых носили в основном теоретический характер (исключение составляют работы военных психологов, проводивших прикладные исследования). Четвертый период (становление этнической психологии) на Западе с 1946 г. и продолжается по настоящее время. Данный этап характеризуется лавинообразным потоком публикаций по кросскультурной и этнической психологии и стремительной тенденцией использования экспериментальных методов. В научных изысканиях также участвуют этнологи, психологические антропологи и представители других профессий, использующие качественные методы исследования, Возникшая позднее теория национального характера представлена работами М. Мид и Дж. Горера (Mead, 1951; Gorer, 1950). Подход, связанный с «модальной личностью», был предложен X. Дьюкером и Н. Фрайда, А. Инкелисом, Д. Лсвинсоном, (Duijker, Frijda, 1960; Inkeles, Levinson, 1965) Теория географических факторов в этнопсихологии разрабатывалась В. Хелльпагом и П. Хофштеттером (Hellpach, 1954; Hoffstatter, 1957). В настоящее время наиболее известными специалистами в этой области считаются X. Триандис {Triandis, 1979, 1994), В. Лоннер, Д. Берри (Lonner, Berry, 1989), Хофштед (Hofstede 1980, 1991) и др. В России четвертый период начался в 1985 г., когда Г.У. Кцоева (Солдатова) защитила в Институте психологии АН СССР кандидатскую диссертацию, впервые использовав количественные методики сбора информации и методы математической статистики для обработки результатов (Кцоева, 1985). Этот период в нашей стране характеризуется активным привлечением экспериментальных методов в проводимые исследования, увеличением числа публикаций и подготовкой высококвалифицированных специалистов (кандидатов и докторов наук) по проблемам этнической психологии. Для данного этапа характерно резкое снижение финансирования фундаментальной науки (в том числе и этнической психологии), но оказание целенаправленной помощи ученым с помощью различных грантов, в том числе и зарубежных. В России появляются многочисленные публикации по этнической и кросскультурной психологии. Снимается запрет на исследование политически острых проблем этнической психологии. Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г. Г. Шпета (Шпет, 1927), С. И. Королева (Королев, 1970), И. С. Кона (Кон, 1971), Б. Ф. Поршнева (Поршнев, 1979), в экспериментальном плане — А. Р. Лурию (Лурия, 1974) и Г.У. Кцоеву (Солдатову) (Кцоева, 1985). Основными центрами по исследованию различных проблем этнической психологии в настоящее время являются Институт психологии и Институт антропологии и этнологии РАН, кафедры социальной психологии Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, а также других вузов, где работают преподаватели, занимающиеся этой проблемой [Единственной кафедрой в России, в название которой входит этническая психология, является кафедра «Социальной и этнической психологии», организованная А Л. Журавлевым в 1994 г. в Московской гуманитарно-социальной академии]. Основные понятия. В настоящее время в мировом этническом процессе прослеживаются две тенденции. Первая заключается в глобальной интеграции народов, а вторая — в дифференциации этносов, сохранении этнической идентичности. Выделяют следующие общественно-исторические типы этнических общностей: нация, народность, племя и род. Применительно ко всем группам используется понятие «этническая психология». По отношению к нации и народности иногда применяется понятие «национальная психология», а к племени и роду — «трайбалистская психология» (в России употребляются понятия «родоплеменная психология» и «родоплеменные пережитки»). В англо-американской научной литературе вместо понятия «этническая психология» принято название «кросскультурные исследования», или «кросскультурная психология», что предполагает проведение эмпирических работ, цель которых — сравнение психологических характеристик одного, двух, а иногда и большего количества представителей разных народов. Этническая психология занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения. Этнические (национальные) стереотипы — широко распространенные традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представителях разных этнических групп. Они могут формироваться как на основе личного опыта общения с представителями этнической общности, так и на основе прочитанных книг (научных, популярных и др.), просмотренных видео- и кинофильмов, рассказов о данной национальной группе и пр. Выделяются гетеро- и автостереотипы. Гетеростереотип — это представление об этнопсихологическом облике другого народа (аутгруппы) и фиксация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппе) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения. Этническое (национальное) сознание представляет собой отражение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в духовной и материальной культуре, а также в обыденном сознании (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.). Процесс перемещения народов с одних мест в другие принято называть этническими миграциями, а приспособление к новым, ранее неизвестным для них условиям, — этнической адаптацией. Процесс адаптации к языку и культуре, сопровождаемый сложностью и напряженностью, носит название аккультурации, а процесс социальной адаптации — эджастмент (приспособление) (Стефаненко, 1993). Психологические проблемы процесса адаптации мигрантов к новой среде глубоко и обстоятельно исследованы в англоязычной литературе (Oberg, 1960; Bochner, 1982; Kim, 1988; Berry, 1976, 1992). Среди отечественных источников этим проблемам посвящены работы Н.М. Лебедевой (1993) и Т.Г. Стефаненко (1993,1996). В названных исследованиях рассматриваются вопросы «культурного шока» (негативные чувства, дискомфорт и пр.), который сопровождает приспособление мигрантов к ранее неизвестным им условиям, формы адаптации: геноцид (доминирующая или обладающая большими ресурсами общность стремится уничтожить противоположную группу; здесь проявляется этническая нетерпимость или интолерантносгь к представителям другой общности); ассимиляция (господствующая этническая группа принуждает представителей других этнических общностей заимствовать ценности, образ жизни и другие стороны своей доминирующей культуры); сегрегация (раздельное независимое развитие двух этнических общностей; допускается идея их реального существования) и интеграция (обе этнические группы сохраняют идентичность; их представители «принимают» другой образ жизни и находят в положительные моменты). Последующие исследования выявили так называемые U-образную и W-образную кривые (психические подъемы и спады), которые сопровождают адаптационные процессы мигрантов. За рубежом и в России разрабатываются конкретные программы по подготовке людей к межкультурному взаимодействию (Tnandis, 1975, 1994, Handbook of intercultural training, I983; Bnslm, Cnshner, Cherrie, Yong, 1989; Стефаненко, 1996; Шеинов, 1996; Резников, Марасанов, 1998) В них рассматриваются конкретные методики повышения межкультурной сензитивности и рекомендации к общекультурному и культурно-специфическому подходам (когда человеку придется общаться с большим количеством представителей разных этносов или с представителем одной этнической группы). Р. Альберт предложил метод, назвав его «техникой повышения межкультурной сензитивности» (культурный ассимилятор), представляющий описание разнообразных ситуаций, в которых взаимодействуют представители двух разных культур и четырех вариантов пояснений (интерпретаций) возможного поведения персонажа в каждой ситуации. Человек, проходящий подготовку, должен выбрать один из возможных вариантов и пояснить мотивы своего выбора (Albert, 1983). Л. Коле выделяет четыре типа обучающих программ: просвещение, ориентирование, инструктаж и межкультурный тренинг (Kohls, 1987). При описании психологического облика конкретного этноса порой некорректно используются выражения типа «психология русских», «психология японцев» и пр. Точнее будет сказать — «психологические (этнопсихологические или национально-психологические) особенности русских», «психологические (этнопсихологические или национально-психологические) особенности японцев». Рассмотрим, что вкладывается в понятия «национальный характер», «национальный темперамент» и «национальное чувство». Национальный характер вбирает в себя наиболее типичные и достаточно устойчивые психологические особенности, выражающие отношения большинства представителей этнической общности к разным явлениям окружающего мира. Он может быть концептуально рассмотрен как детерминант поведения представителя этнической общности. Под национальным темпераментом понимаются типичные проявления его свойств у большинства представителей этноса. Несмотря на то, что в каждом народе имеются все типы темпераментов, динамика проявления их психической деятельности осуществляется по исторически закрепленным в сознании народа канонам (этническим нормам). В основе этнического (национального) чувства лежит эмоциональная сторона осознания своей этнической принадлежности. Оно тесно связано с существованием в народе национальных и националистических идеи. В зависимости от господства национальных или националистических идей в обществе проявляются и соответствующие национальные чувства. Национальное чувство из всех компонентов этнической психологии является наиболее ранимым. Этническая психология тесно связана с этнологией (этнографией), социологией (этносоциологией), историей, культурой и многими общественными науками. Природа этнической психологии. На формирование этнопсихологических особенностей народа влияют многие факторы. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором становления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик. На формирование психологии этносов большое влияние оказывает политика и идеология, господствующие в обществе. Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенациональных масштабов. Своеобразие психологии этноса может быть обусловлено и религией. В ходе распространения мировых религий сложившаяся религиозная система накладывалась на местные традиции, обычаи и привычки. В результате происходило взаимное изменение как местных нравов, так и религиозных концепций. На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.) и межнациональный опыт общения. Определенное значение для образования этнопсихологического своеобразия имела географическая среда. Важная роль в изменении психологии народов принадлежит миграциям. Перемещающимся представителям этноса приходится адаптироваться к новой географической среде и культурным условиям. Проживание в сходных экономических, социальных и природно-экономических условиях обусловило возникновение одинаковых черт в национальном характере различных народов, похожих между собой норм и правил поведения. В быстро меняющихся общественно-политических и экономических условиях этнопсихологическое своеобразие народа является относительно устойчивой системой. Вместе с изменением основополагающих детерминант происходит и незаметное изменение этнопсихологических характеристик (Резников, 1997; Резников, Нгуен Нгок Тхыонг, 1999). Функции этнической психологии. Этническая психология раскрывается в трех взаимосвязанных функциях: отражательной, регулятивной и воспитательной (Резников, 1997). Особенностью отражательной функции является то, что она включает в себя информационный аспект. В этом плане в этнопсихологических особенностях отражаются своеобразные природно-климатические условия, в которых происходило формирование и развитие этнической общности, исторические события и другие факторы. Регулятивная функция заключается в регламентировании различных форм общения и поведения представителей этнической группы. С содержательной стороны она представляет собой те нормы поведения и образа жизни, которые выработала этническая общность за время своего существования (Бобнева, 1978). Вследствие этого компоненты этнической психологии являются как бы алгоритмами, предписывающими представителю рассматриваемой этнической общности вести себя согласно «общенациональным канонам». Особенно четко прописано ролевое поведение представителей этноса в различных жизненных ситуациях. Отсюда следует необходимость изучения национальных норм и правил общения для прогнозирования поведения членов этнических групп. Воспитательная функция — привитие населению черт, свойственных ее национальному характеру, общенациональным привычкам и т. д. Освоение правил и норм этнического поведения, формирование черт национального характера и т, д. происходит в процессе этнической социализации. За их воплощением в жизнь, оценкой (в случае отклонения от этнических норм) этническая общность, применяя позитивные и негативные санкции, осуществляет социальный контроль. Структура этнопсихологических характеристик народа. Исследование структуры этнопсихологических явлений находит свое отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Для выделения структурных компонентов используются различные принципы; динамичности и осознанности (Горячева, 1965), психологического способа переработки информации, ценностно-мотивационных подходов и т. д. (Inkeles A., Levinson D., 1965). Иногда в структуру включаются разнопорядковые элементы, связь между которыми трудно прослеживается (например, поверья, вкусы, предрассудки, темперамент, самосознание и пр.). Структуру этнопсихологических характеристик народа можно рассматривать как сложную динамическую и многоуровневую систему, компоненты которой логично и тонко связаны между собой; изменение одних опосредствованно влияет на другие. К первому уровню можно отнести ценностные ориентации. Для разных этнических общностей они имеют различные доминантные профили. Ценностные ориентации включают в себя ценности, господствующие в образе жизни большинства ее представителей. Они, как правило, наиболее осознанны и могут нести в себе определенную идеологическую нагрузку. Их влияние на формирование психологических характеристик народа довольно велико. Выделение этого уровня дает возможность исследователям соотнести категории «классовое» (сословие, страта) и «этническое», показать место и роль влияния ценностей на формирование психологического облика народа. Сказанное наглядно видно на примере России, когда социалистические ценности были заменены на рыночные и повлияли на нижележащие уровни этнопсихологических характеристик народов, проживающих в нашей стране. К этому уровню относятся и моральные ценности народа, различное их понимание, толкование и отношение к ним. Второй уровень предполагает широкий спектр разнообразных отношений представителей этноса к различным явлениям окружающего мира (отношения между собой, к представителям других народов, работе и пр.). Третий уровень охватывает компоненты, связанные со спецификой психических процессов и темперамента. Выделение трех уровней в этнопсихологических характеристиках позволяет, во-первых, описать в системе психологические составляющие и элементы каждого уровня, во-вторых, проанализировать уровни как организованную целостность и, в-третьих, определить место и роль каждого уровня в иерархической системе, установить взаимосвязи и взаимозависимости между ними. В этом плане нельзя не согласиться с Б. Ф. Ломовым, который писал, что «непонимание (или игнорирование) уровневого «строения» психики приводит к упрошенной ее трактовке, к представлению о ней как некоторой аморфной, диффузной целостности, к смазыванию специфики различных психических явлений» (Ломов, 1984; 96). Вместе с тем необходимо заметить, что взаимосвязи между уровнями этнопсихологических характеристик неоднозначны, часто трудно прослеживаемы, характеризуются большой динамичностью, что представляет огромные трудности для их исследования. Наличие в структуре этнопсихологических особенностей народа трех, а не 4-5 уровней далеко не бесспорно. Судя по качествам, которые исследователи выделяют в прикладных работах, в принципе, можно рассмотреть и четвертый уровень — психофизиологический. Например, Г. В. Старовойтова также придерживалась этой позиции (Старовойтова, 1983). Интересны и перспективны исследования ученых Института генетики РАН по определению биохимических маркеров генов у народов двух групп коми. Полученные результаты свидетельствуют об европеоидном (в основном) характере генофонда народов коми и дают возможность определить генетическое положение коми в системе народов Евразии (Шнейдер, Петрищев, Лебедева, 1990). Таким образом, можно сказать, что, в принципе, существует и генетический уровень этнопсихологических характеристик народов. Описанный выше системный подход к структуре этнопсихологических характеристик ранее использовался в прикладных исследованиях по этносам из разных культур и положительно зарекомендовал себя. Вместе с тем он, естественно, требует дальнейших теоретических и эмпирических обоснований (Резников, 1999; Резников, Товуу, 2001). Субъекты этнопсихологических явлений. Носителями этнопсихологических характеристик могут быть большие группы — этносы (макроподход), профессиональные, возрастные и другие группы (мезоподход) и конкретные личности (микроподход) (Резников, 1999) Большая группа как носитель этнопсихологических особенностей народа, в свою очередь, может быть разделена на составные группы. По мнению Л. Н. Гумилева, большие этнические общности называются суперэтносами, включающими этносы, а последние выделяют субэтносы, т. е. этнические группы, проживающие в различных регионах. Далее следуют конвиксии (различные слои в этнической общности) (Гумилев, 1994). Представляется, что данный подход может быть продуктивным в прикладных исследованиях по национальной психологии, так как этнопсихологические характеристики различных групп у некоторых народов варьируются в достаточно широком диапазоне. Западные и восточные этносы различаются по следующим основным психологическим характеристикам: индивидуализм—коллективизм (в западных культурах преобладает индивидуализм, а в восточных — коллективизм); низкая и высокая контекстуальная коммуникация (большинство азиатских народов относятся к высококонтекстуальным, а западные — к низкоконтекстуальным}; низкий — высокий уровень избежания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властная дистанция (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маскулинность—фемининность (к примеру, в США и Германии низкий уровень маскулинности, а в Японии — высокий) (Hofstede, 1983; Gudykunst, Ting-Toomey, Chua, 1988; Hofstede, 1991; Tnandis, 1995). Малая группа путем поощрения и наказания формирует у представителей своего этноса модели установления межличностных, а также ин- и аутгрупповых контактов в различных ситуациях общения с членами разных социальных, профессиональных, национальных и иных групп. Психологические характеристики различных групп русского населения интересно рассмотрены В.В. Кочетковым (Кочетков, 1998). Идиосинкразический кредит (кредит доверия) к руководителям в разных этносах различается (в восточных выше, чем в западных). Зависит от этнической культуры и стиль управления на производстве (в западных этносах преобладает инструментальный, в восточных — эмоционально-межличностный). Имеет этнопсихологическую специфику и процесс принятия решений (на Востоке — более авторитарный, а на Западе — более демократический). В личности наиболее ярко проявляются этнопсихологические характеристики. Наиболее исследованными проблемами в России являются этническая социализация (этнизация) личности, этническое самосознание, этническая идентификация и психологический аспект миграций. Этнизация активно осуществляется в детские годы; она заключается в освоении и воспроизведении национального образа жизни, в котором личность находится. Этническая социализация подростка в разных культурах изложена в совместной работе Е.П. Белинской и Т.Г. Стефаненко (Белинская, Стефаненко, 2000). Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое самосознание связано с этническим самоопределением. По мнению В.Ю. Хотинец, этническое самосознание представляет собой относительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцируюших и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса (Хотинец, 2000). Этническая идентификация подразумевает процесс отождествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит. Данный процесс может быть осознаваемым и мало осознаваемым. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональными переживаниями. Данный феномен рассматривается как механизм формирования этнического самосознания При рассмотрении личности как носителя этнопсихологических характеристик рассматриваются проблемы формирования имплицитной структуры личности, социально-психологической наблюдательности, стиля общения и ее локуса контроля в разных национальных общностях. По-разному оценивается в этносах хронологический возраст ее представителей. Проявление активности и сензитивности по-разному проявляется и поддерживается представителями этнических общностей (особенно это относится к ролевому поведению мужчин и женщин). Этнопсихологические особенности общения. Этническое общение можно рассматривать как многоаспектное, многомерное и многоуровневое системное явление. На социальном уровне оно является институционализированным и может быть отнесено к общественным отношениям В связи с этим этническое общение имеет разные аспекты: правовые (межгосударственные и внутригосударственные), политические, моральные, экономические, социальные и т. д. На социально-психологическом уровне этнического общения можно выделить перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны (Резников, 1999). В межличностном восприятии (познании) срабатывает механизм этноцентризма, который обусловливает восприятие партнера по общению через призму своего этнического бытия. В случае, если воспринимаемый принадлежит к собственной общности (ингруппе), оценка, как правило, завышается. И наоборот, если воспринимаемый принадлежит к другой общности (аутгруппе), его оценка может снижаться. Этноцентризм обусловливает часто полярную оценку ин- и аутгруппы (Левкович, Андрушак, 1995). При недостаточном знакомстве представителя одного этноса с представителем другого этноса срабатывает механизм стереотипизации, т. е. осуществляется приписывание воспринимаемому человеку психологических характеристик его этноса (особенно в тех случаях, если воспринимаемого хорошо не знают). Функционирование систем психического отражения (акустической, оптической, тактильно-кинестетической и ольфакторной системе обоняния) в разных этнических общностях обусловливает своеобразие восприятия человека человеком во внутри- и межэтническом общении (в одних культурах внимание обращают на речь, в других — на экспрессию, в третьих— на запахи и т. д.) Этнопсихологическое своеобразие сказывается в коммуникативном аспекте общения. Этническое своеобразие заключается в манере излагать информацию (емко и быстро — по-западному, не спеша и витиевато — по-восточному), в использовании невербальных средств общения (пара- и экстралингвистических), предпочтении методов психологического воздействия и т, д. По-разному оценивают представители Латинской и Северной Америки, европейских и азиатских народов время, отведенное на решение деловых вопросов. Известна роль проксемики при установлении межэтнических контактов. Этническая специфика просматривается и во взаимодействии. В процессе исторического развития этническая общность вырабатывает определенные принципы и правила сотрудничества и разрешения конфликтов. К сожалению, в отечественной литературе данный вопрос почти не исследован. Из зарубежных подходов интересна позиция, рассматривающая взаимодействие как обмен ресурсами. Данный феномен характеризуется тремя измерениями: партикуляризм — универсализм в обмене ресурсами; конкретность - абстрактность ресурсов и процесс передачи - получения ресурсов. Коллективистским общностям присущ общецелевой обмен (типичность любой общающейся диады и интеракции для всех представителей данного этноса), а индивидуалистским общностям свойственен целеспецифический обмен (уникальность общающейся диады и интеракции по сравнению с другими взаимодействующими в данном этносе). В маскулинных культурах акцент делается на обмене глубинными ценностями, связанными с конкретными материальными ресурсами, в то время как в фемининных культурах уделяется внимание обмену ценностями, связанными с эмоциями и информацией (воспитание и качество жизни). Представители низкоконтекстуальных общностей (например, в США) ценят строгую логику, ясное изложение вербальной информации, индивидуализацию невербального поведения, индивидуалистскую интеракцию (вплоть до отклоняющейся стратегии взаимодействия). Члены высококонтекстуальных общностей (к примеру, Япония) ценят витиеватую логику, неявное изложение информации, невербальную информацию, соответствующую ситуации взаимодействия. В целом при обмене ресурсов они действуют в непрямом стиле получения и отклонения (Gudykunst, Tim-Toomy, Chua, 1988). Разрешение конфликтов в различных этносах осуществляется по разным алгоритмам (с привлечением посредников или без них, с высоким уровнем эмоциональной вовлеченности или с низким и пр.). При этом этнопсихологический подход к конфликтам просматривается не только на межличностном, но и на межгосударственном уровне. В этом плане представляют ценность результаты исследования Г. У. Солдатовой «Психология межэтнической напряженности» и «Социальные конфликты в современной России» (Солдатова, 1998; Социальные конфликты в современной России, 1999). Межличностные отношения. В этнических общностях межличностные отношения имеют различное содержание, которое проявляется в характерной для данной группы форме. Как показывают результаты эмпирических исследований в США, своеобразие межличностных отношений обусловливается этническим происхождением конкретного американца. Кросскультурные исследования свидетельствуют, что представители коллективистских общностей относительно легче формируют межличностные отношения с членами одноименных групп, чем с представителями индивидуалистских общностей, В таких этносах культивируется формирование межличностных отношений с родственными связями. Самораскрываемость в межличностных отношениях обусловливается принадлежностью к коллективистской или индивидуалистской культуре (например, североамериканцы более охотно раскрываются, чем японцы). Представляет интерес проблема аттракции среди разных этносов. Проведение прикладных исследований по этнической психологии определяется запросами общества, экономическими и финансовыми возможностями страны, теоретико-методологическим уровнем исследованности этнопсихологических проблем, разработанностью программ проведения прикладных изысканий, опытом проведения подобных исследований в стране и наличием научных кадров, способных осуществить такие работы. Эмпирические исследования основываются на принципах детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности, системности и сопоставимости. Принцип сопоставимости четко прослеживается в кросскультурных исследованиях (психологические особенности одного этноса сравниваются с психологическими характеристиками другого народа), Эмпирические исследования по различным аспектам этнической психологии проводятся в Институте психологии РАН (Кцоева, 1985; Науменко, 1992; Шихирев, 1993; Левкович, Андрушак, 1995; Резников, 1999; Ключникова, 2001), Институте этнологии и антропологии РАН (Лебедева, 1993, 1995, 1998; Дробижева, 1996; Солдатова, 1998), МГУ (Стефаненко, Шлягина, Ениколопов, 1993; Стефаненко, 1986, 1999) и Российской академии государственных служащих (Кокорев, 1992; Фетисов, 1995; Набиев, 1995). Особое место занимают прикладные комплексные исследования военных психологов по этнопсихологическим особенностям личного состава зарубежных армий (Феденко, Луганский, 1966; Луганский, 1968), в которых раскрываются психологические характеристики населения и показывается их влияние на боеготовность личного состава армий. Проведение прикладных исследований по этнической психологии чаше всего определяется практическими запросами государственных организаций. В 1992 г. в Институте молодежи вышла из печати «Этнопсихология» в двух частях (Крысько, Деркач (Ч. 1); Деркач, Крысько, Саракуев (Ч. 2), 1992). В последней работе даются краткие характеристики народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Описание психологического облика зарубежных этносов освещается в книгах Сухаревых (В. А. Сухарев, М. В. Сухарев, 1997) и С. Д. Льюиса (Льюис, 1999). Эмпирические исследования по этнической психологии в России почти исчерпываются названными выше работами. Ограничения на их проведение в прошлом были связаны с идеологическим запретом, а после 1991 г. — с отсутствием финансовых возможностей. Вместе с тем были выполнены интересные исследования Н. М. Лебедевой «Новая русская диаспора» (1995 г.), Г, У. Солдатовой «Психология межэтнической напряженности» (1998 г.), «Социальная и культурная дистанция» (под редакцией Л. М. Дробижевой, 1998 г.) и проведена 1-я Этнопсихологическая конференция секцией этнической психологии при Российском психологическом обществе в октябре 1997 г. (Этническая психология и общество, 1997). Позитивным явлением в этнической психологии является публикация авторских методик по различным аспектам этнопсихологических явлений (Стефаненко, Шлягина, Еникополов, 1993; Левкович, 1992; Кочетков, 1998; Солдатова, 1998). В связи с социально-экономическими преобразованиями в России, у нас стала развиваться экономическая этническая психология. Предметом ее исследования является проявление этнопсихологических характеристик в экономической сфере деятельности (Льюис, 1999; Шихирев, 2001). Как видно из изложенного, исследований по теоретическим и прикладным проблемам этнической психологии в России, к сожалению, не очень много, и они представляют мозаичную картину. За рубежом количество публикаций составляет более 10 тысяч; изданы фундаментальные справочники (например, по проблемам кросскультурной психологии, подготовки личности к межкультурному общению). Перспективными теоретическими проблемами этнической психологии являются природа, функции и структура этнопсихологии, психологические аспекты миграции народов, этнопсихологические характеристики различных этносов (проживающих как в России, так и за рубежом) и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Объясните основные понятия этнической психологии. 2. Расскажите историю развития этнопсихологической науки. 3. Поясните, какие факторы формируют этнопсихологические особенности народа. 4. Прокомментируйте, зачем надо знать функции этнопсихологических явлений. 5. Объясните, какова структура этнопсихологических характеристик. 6. Ответьте на вопрос, кто может быть субъектом этнопсихологических явлений. 7. Назовите основные характеристики межэтнического общения и поясните, как их надо учитывать при взаимодействии. 8. Охарактеризуйте перспективные теоретические и прикладные проблемы по этнической психологии для дальнейшего исследования. 9. Выделите, пожалуйста, у себя как у представителя этноса, к которому вы принадлежите, типичные характеристики своего народа.
Литература
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990. 2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка, Москва-Воронеж, 2000 3. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978. 4. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983 5. Вунд В. Проблемы психологии народов. СПб., 2001. 6. Гаджиев А. X. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов-на-Дону, 1982, 7. Горячева А. И. О некоторых категориях социальной психологии // Проблемы общественной психологии. М., 1965. с. 186-234. 8. Горячева А. И., Макаров М. Г, Общественная психология: философские и социально-психологические характеристики. Л., 1979, 9. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. М., 1994. 10. Деркач А. А., Крысъко В. Г.. Саракуев Э. Л. Этнопсихология. Ч. 2. Принципы и методы построения этнопсихологическою исследования. М., 1992. 11. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, М., 1996. 12. Дробижева Л. М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующимся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации в начале 1990-х гг. М., 1996. 13. Знаков В. В. Психология понимания правды. СПб., 1999. 14. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. С. 122-158. 15. Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970. 16. Королев С. И. Психологическая ориентация В этнопсихологии: Механизмы субъективации. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.. 1979. С. 20-43, 17. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. Саратов, I998. 18. Крысько В. Г.. Деркач А. А. Этнопсихология. Ч. I. Теория и методология. М., 1992. 19. Кцоева Г. У. Методы изучения этнических стереотипов. // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 225-231. 20. Ле Бон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. 21. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. 22. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора: Социально-психологический анализ. М,, 1995. 23. Левкович В.П. Социально-психологическая диагностика супружеских отношений. Учебно-методическое пособие. М., 1998. 24. Левкович В. П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен. // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 70-81. 25. Луганский Н.И. Влияние национально-психологических особенностей населения ФРГ на морально-политические качества личного состава бундесвера. Дисс. на соискание степени канд. пед. наук. М.: В ПА. 1968. 26. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974. 27. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 1999. 28. Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении. Автореф. дисс. на соискание стелен и канд. психол. наук. М., 1995. 29. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.,1979. 30. Резников Е.Н. Этническая психология. // Современная психология / Отв. ред. В. Н.Дружинин. М., 1999. С. 571-577. 31. Резников Е.Н., Нгуен НгокТхыонг. Изменение социально-психологических особенностей малых народностей Северного Вьетнама в новых социально-экономических условиях. // Социальная психология экономического поведения. М., 1999. С. 208-216. 32. Резников Е Н., Товуу И.О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика. М., 2001. 33. Саракуев Э. А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996. 34. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 35. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. /Отв. ред. Л. М. Дробижева. М., 1998. 36. Социальная психология и общественная практика. / Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М., 1985. 37. Социально-психологические исследования межнациональных отношений. / Отв. ред. П. Н. Шихирев. М.,1993. 38. Социальные конфликты в современной России. М., 1999. 39. Старовойтова Г. М. О предметной области этнопсихологии. // Советская этнография. 1983. № 3. 40. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999. 41. Стефаненко Т. Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ, 1993. 42. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Введение в практическую социальную психологию. М., 1966. 43. Сухарев В., Сухарев М, Психология народов и наций. М., 1997. 44. Товуу Н.О. Психологические характеристики семьи этноса тыва. М., 2001. 45. Феденко Н.Ф., Луганский Н.И. О некоторых национально-психологических особенностях населения и личного состава армий империалистических государств. М., 1996. 46. Фетисов И.В. Особенности национальной психологии испанцев. Автореф. дисс. на соискание степени канд. психол. наук. М.,!995. 47. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.. 2000. 48. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996. 49. Шихирев П.Н.. Введение в российскую деловую культуру. М.,2001. 50. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1989. С. 475-574. 51. Шнейдер Ю. В., Петрищев В. Н., Лебедева И. А. Биохимические маркеры генов у народов коми. // Генетика. 1990. Т. 26. № 5. С. 1102-1109. 52. Этнопсихологический словарь. М., 1999. 53. Albert R.D. The intercultural sensitizer or cultural assimilator: A cognitive approach. //Handbook of inteicultiira Urain Lng. Vol.2. N.J., 1983, P, 136-149. 54. Benedict R. Patterns of culture. Boston, 1934, 55. Berry J.W. Ecology, cultural adaptation and psychological differentiation; traditional patterning and acculturative stress // Cross-cultural perspective on learning. N.J., 1975. P. 156-163. 56. Berry J., Poortinga Y., Segall V., Dasen P, Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge, 1992. 57. Bogardus E.S. Measuring social distance. //Journal of applied sociology. 1925. Vol. 9. P. 299-309. 58. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations. // Cultures in contact: Studies in cross-cultural interaction. Oxford, 1982. P. 235-242. 59. Brislin R.W., Cushner K,, Cherrie C., Yong M. intercultural research. A practical guide. Calif/. Newbury Park, 1989. 60. Duijker H.C.J.. Fnjda H.Y. National character and national stereotypes: A trend report prepared for the international union of scientific psychology. Amsterdam, 1960. 61. GorerG. The concept of national character//Science news. 1950, № 18. P. 105-123. 62. Guciykunst W.B., Ting-Toomey S.. Chua E. Culture and interpersonal communication. Nevrbury Park, 1988. 63. Handbook of intercultural training. N.J., 1983. Vol. 1-3. 64. Hellpach W. Der Deutsche character. Bonn,!954. 65. HoffstatierP. Gruppendynamic die kritic der massen psycliologie. Hamburg,!957. 66. Hofstede G. Culture's Consequences: International differences in work related value. Beverly Hills, 1980. 67. Hofs:ede G. Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions // Explications in cross-cultural psychology / Deregowski L, Dzuirawiec S., Annis R. Lissc, Netherlands, [983. 68. Hofstede G. Cultures and organizations: Soft ware of the mind. London, 1991. 69. Inkeles A., Levinson D. National character: The study of model personality and sociocultural systems // The handbook of social psychology: In five volumes / Lindsey G. and Aionson E. Reading (Mass.), 1969. Vol. IV. P. 418-492. 70. Kardmer A, The individual and its society. With a forward and two ethnological reports by R. Linton. N.Y., 1939. 71. Kim Y.Y. Communication and cross-cultural adaptation. Philadelphia, 1988. 72. Linton R. The cultural background of personality. N.Y., 1945. 73. Lonner W., Berry J.W. Field methods in cross-cultural research. Newbury Park, Calif., 1989. 74. Mead M. The study of national character // Policy sciences: Recent development m scope and method / D. Lernerand H.D Lasswell. Stanford University Press, 1951. H. 70-85. 75. Oberg K. Culture Shock: Adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology, 1960. Vol. 7. P. 145-157 76. Triandis H.C Cultural training, cognitive complexity and interpersonal on learning. N.Y., 1975
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |