КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
Правоохранительные органы РФ сотрудничают с другими государствами в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии соответствующих преступлений. Формами сотрудничества являются: обмен представляющей интерес информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах; исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий; розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора; некоторые другие. Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное соглашениями, производятся на основании запросов. Форма и содержание запроса о содействии, порядок исполнения запроса, представление документов и других материалов, содержание предоставляемой информации, в принципе не отличаются от предусматриваемых договорами о правовой помощи. 1. Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства В настоящее время Российской Федерацией подписаны пять соглашений о сотрудничестве по вопросам соблюдения налогового законодательства: с Арменией, Белоруссией, Грузией, Узбекистаном и Таджикистаном (все вступили в силу). Участники соглашений сотрудничают: в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства; в предоставлении по запросу о содействии или в инициативном порядке информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами; в предоставлении информации о национальных налоговых системах и текущих изменениях налогового законодательства; в создании и функционировании компьютерных систем, обеспечивающих работу налоговых органов; в организации работы с налогоплательщиками и налоговыми органами, включая разработку методических рекомендаций по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства; в области обучения кадров и обмена специалистами; по другим вопросам, которые требуют совместных действий. Соглашения подробно регулируют форму и содержание запроса, порядок его выполнения, использование полученных сведений, возмещение расходов и др. вопросы. 2. Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями таможенного законодательства Сотрудничество в сфере борьбы с нарушениями таможенного законодательства осуществляется как на универсальном (Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г.), так и на региональном (Соглашение СНГ о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 г.), а также двустороннем уровнях (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1995 г., Соглашение между правительствами РФ и Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1996 г. и др.). Установлены прямые связи между территориальными таможенными органами России и Белоруссии, в ближайшее время прямые связи будут установлены с таможенными органами Казахстана. В стадии рассмотрения находится вопрос предоставления права прямого обращения региональных таможенных управлений России в территориальные подразделения таможенных служб стран СНГ и наоборот. На основании соглашений таможенные службы сотрудничают в целях: а) обеспечения правильного взимания таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применения таможенных льгот; б) предотвращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений; в) борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Таможенные службы передают друг другу по запросу, в том числе путем пересылки сообщений, протоколов и иных материалов или их заверенных копий, находящиеся в их распоряжении сведения: об обстоятельствах, связанных с взиманием таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применением таможенных льгот; о совершенных или готовящихся таможенных правонарушениях. По запросу таможенной службы одного государства таможенная служба другого государства проводит проверку или расследование по согласованным в договоре вопросам. Запрашиваемая таможенная служба может разрешить официальным лицам запрашивающей таможенной службы присутствовать при проверке или расследовании. Соглашения подробно регулируют форму и содержание запроса, порядок его выполнения, использование полученных сведений, возмещение расходов и др. вопросы. 3. Сотрудничество органов внутренних дел РФ с зарубежными правоохранительными органами в борьбе с общеуголовной преступностью МВД России заключено несколько десятков соглашений о борьбе с преступностью. В их числе: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их проживания 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел стран СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью 1994 г. и др. В целях унификации положений заключаемых соглашений Правительство РФ в 1995 г. утвердило типовой проект Соглашения о сотрудничестве между МВД РФ и министерствами внутренних дел иностранных государств, устанавливающий порядок и формы взаимодействия органов внутренних дел РФ с соответствующими органами зарубежных государств. В соответствии с договорами органы внутренних дел РФ сотрудничают в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений и прежде всего: насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности; террористических актов; коррупции и деятельности организованной преступности, незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов; незаконных производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления; преступлений в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных от преступной деятельности; изготовления и сбыта поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей; преступных посягательств на культурные и исторические ценности; преступлений на транспорте и др. Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное соглашениями, производятся на основании запросов. § 6. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции. Целями Интерпола объявлены: обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции; развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней. Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. Интерпол имеет следующую организационную структуру. Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно. Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-Президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица — на три). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год. Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем). Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией. Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года. Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Франция). Основные направления деятельности Интерпола следующие. 1. Уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих международный характер. 2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола — это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.). 3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями. 4. Розыск лиц, пропавших без вести. 5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.). В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и «международных преступниках». В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности, собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издаются многочисленные ведомственные бюллетени (например, Бюллетень «Подделки и подлоги») и др. РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД РФ создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола. НЦБ Интерпола в РФ — это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ. В задачи НЦБ Интерпола в РФ входят: обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ; наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация. Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органамиРФ, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола. НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции: принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов; принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств — членов Интерпола запросов из РФ; определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие госорганыРФ; иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ. Документы и литература Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. // СДД СССР. Вып. IX. М., 1929. С 100—105. Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изменениями 1953 г.) // СДД СССР. Вып. XVII и XVIII. М., I960. С. 274—278. Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. // СДД СССР. Вып. VII. С 40—51. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // Ведомости СССР. 1954. № 12. Ст. 244. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. // Российская юстиция. 1995. № 7. Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. // Ведомости СССР. 1957. № 8. Ст. 224. Устав Международной организации уголовной полиции 1956 г. // Информационный вестник НЦБ Интерпола в РФ. 1992. № 1. Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости СССР. 1962. № 46. Ст. 467. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // СДД СССР. Вып. XXIII М., 1970. С. 105—136. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна 1963 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 571—576. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. // СДД СССР. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292—296. Конвенция о борьбе с незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXIX. М., 1975. С 90—95. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXXV. М, 1981. С. 416-436. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXIII. М., 1979. С 90—94. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXII. М., 1978. С. 58—63. Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г. // ГиП. 1995. № 4. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г. // Ведомости СССР. 1979. № 33. Ст. 539. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. // СМД СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С 99—105. Конвенция о физической защите ядерного материала 1980г. //СМД СССР. Вып..XLIII. М., 1989. С. 105—109. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 584—587. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и В. А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С.77—83. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. // Там же. С. 83—85. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Там же. С. 44—64. Конвенция Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. // Там же. С. 65—72. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. С. 812—819. Договор между РФ и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. // БМД. 1995. №5. Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Литовской Республикой 1992 г. // БМД. 1995. № 6. Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры 1992 г. // Бюллетень Генеральной прокуратуры РФ. 1993. № 4. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2. Договор между РФ и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // СЗ. 1995. № 20. Договор о правовой помощи и правовых отношениях между РФ и Латвийской Республикой 1993 г. // СЗ. 1995. № 21. Ст. 1932. Решение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью, иными опасными видами преступлений на территории СНГ 1993 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 132—135. Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г. // Там же. С. 51—60. Положение о Национальном центральном бюро Интерпола в России 1996 г. // СЗ. 1996. №43. «Грязные» деньги и закон Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов / Под общ. ред. Е. А. Абрамова. М., 1994. Анчсимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. М., 1974. Бастрыкин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. Л., 1986. Бастрыкин А.И. Институт выдачи, взаимодействие национальных и международных норм//СЕМП. 1989—90—91. СПб, 1992. С. 115—124. Бельсон Л.М. Россия в Интерполе // Правоведение 1994. №4. С 110—115. Блищенко И.П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1994. Бирюков П.Н. Особенности расследования преступлений, совершаемых иностранцами. международные договоры и законодательство РФ. Воронеж, 1995. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997. Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М.,1983. Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве (Некоторые вопросы теории и практики) Казань, 1976. Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. Горшкова С.А., Турсунов И. Ю. О применении норм международного права правоохранительными органами РФ (обзор материалов научно-практической конференции)//ГиП 1996. №5. С. 138—151. Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980. Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992. Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера//ГиП. 1995. №6. Николаева З.А. Квалификация преступлений, совершенных на территории иностранных государств // Правоведение. 1994. № 2. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991. Орлов Г.С. Расследование преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении их. Иркутск, 1993. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М.,1993. Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. Степаненко В.И. Заключение под стражу с целью выдачи иностранному государству// СГиП.1991. №11. - Глава 19 МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |