КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы отражательно-познавательных связей между
субъектом и объектом: · Связи отражения (от объекта к субъекту); · Связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания); · Связи обозначения (формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты). ·
5.5 Пути познания: · Репродуктивное познание (означает фиксацию моментов отражения в сознании и закрепление их в мыслительных образах такими, какими они были восприняты; без изменений свойств и связей в знании). · Продуктивное познание (означает творчество, творческий характер познавательной деятельности.
Атрибуты научно-познавательного творчества: Творчество означает: · Выбор значимой или сложной познавательной цели; · Сочетание экспериментального теоретического уровня; · Опору на обыденно-чувственные знания и опыт исследования других субъектов; · Использование современной методологии и технической базы; · Основательную информированность субъекта в основной и смежных областях исследования; · Многообразие способов проверки полученных результатов.
Виды познания: · Обыденно-практическое; · Теоретическое (научное); · Вненаучное.
5.6 Специфика научного познания: · Предполагается познаваемость мира; · Предполагается причинность и закономерность явлений и процессов природы; · Объективность и достоверность познания; · Высшим авторитетом считается только объективная истина; · Применяются специальные средства познания (приборы, аппараты, инструменты и т.д.); · Применяются теоретические и экспериментальные методы познания; · Применяются математические методы описания.
Разновидности вненаучного познания: · Паранаучное; · Религиозное; · Народная наука; · Иррациональное.
Специфика религиозного типа познания: · Познаваемость мира допускается только частично; · Причинность и закономерность явлений ставятся под сомнение; · Субъективная вера доминирует над объективным знанием; · Превалируют чувственные и иррациональные методы познания; · Велико влияние традиции и авторитета; · Догматизм.
Разновидности иррационального познания: · Интуиция, · Ясновидение, · Озарение, · Яснослышание, · Инсайт, · Психометрия, · Предчувствие, · Восприятие во сне. 5.7 Виды истины: Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом; это такое знание, которое соответствует объекту познания.
· Абсолютная истина – полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо. · Относительная истина – истинное, верное, но неполное знание о чем-либо. · Объективность истины – истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта); содержание и смысл информации об объекте познания. · Субъективность истины – истина, зависимая от человека (субъекта). Может совпадать с объективной или не совпадать. · Конкретность истины – соотносимость знания с определенным объектом познания. · Абстрактность истины (абстрактное знание) – выражает возможность самостоятельного существования знания от объекта познания, когда в нем опускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые – сохраняются.
5.8 Способы проверки истинности знания: 1. многократное повторение чувственного опыта; практический эксперимент. 2. теоретический критерий (формально-логическая или диалектическая проверка). 3. практика.
Практика -конкретная целенаправленная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого себя в целях удовлетворения своих потребностей и интересов.
Главные виды практики: · материально-производственная деятельность; · научно-исследовательская деятельность (эксперимент, опыт); · управленческая деятельность и др.
Гносеологические функции практики (то, чем она является): · исходным пунктом, основой, источником познания; · целью познания; · движущей силой познания; · результатом познания; · критерием истинности знания.
5.9 Методы научного познания: · Метод (греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели; совокупность приемов практического или теоретического познания (освоения) действительности. · Методология – совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о методах научного познания и преобразования мира; общая теория предметно-практической и познавательной деятельности.
Классификация методов научного познания: · Общефилософский метод – совокупность всеобщих принципов, законов и категорий диалектики, регулирующих познавательную и практическую деятельность в целом. · Общенаучные методы – приемы и операции, посредством которых решаются отдельные общепознавательные задачи: · Эмпирические: - наблюдение, - эксперимент, - обследование, - обобщение, - сравнение и др. · Теоретические: - анализ и синтез, - индукция и дедукция, - аналогия, - абстрагирование, - идеализация, - моделирование, - формализация и др. · Специальные методы частных наук – приемы и операции, посредством которых решаются специфические задачи данных наук.
5.10 Формы научного познания: Относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования.
· Основные этапы исследования: - эмпирический; - теоретический.
· Основные формы научного познания: - факты действительности, - научные факты, - проблема, - гипотеза, ее доказательство или опровержение, - теория.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |