Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос. Кривая AD




Модель экономического равновесия AD-AS

Совокупный спрос. Кривая AD

Лекция 2. Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS

2.2. Совокупное предложение. Кривая AS

2.4. Механизмы регулирования экономики: неоклассический и кейнсианский подход

 

Основные понятия:

 

совокупный спрос, кривая совокупного спроса, неценовые факторы совокупного спроса, эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок, совокупное предложение и кривая совокупного предложения, неценовые факторы совокупного предложения, закон Сэя, парадокс бережливости, модель AD – AS, эффект храповика.

 

 

На реальном рынке встречаются множество продавцов и покупателей, которые устанавливают цены на базе не единичных, а массовых сделок, рыночное значение которых формирует совокупный спрос и совокупное предложение в рамках национального рынка всеми участниками сделок. Конкретные товары объединяются в совокупную массу товаров, имеющие стоимостное выражение, которые отражают совокупный спрос и предложение.

Совокупный спрос формируют все субъекты хозяйственной деятельности на национальном рынке, которыми являются домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор. Домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, который представляется их расходами, обозначающиеся в макроэкономике, как «С»,расходы фирм на инвестиционные товары и услуги формируют их совокупный спрос, обозначающийся, как «I», спрос государства на приобретаемые государством товары и услуги, или государственные закупки обозначаются, как «G». С другой стороны, это совокупный спрос отражает совокупное предложение ВВП или ВНП, рассчитанного по уровню цен, сложившимся на рынке в текущее время.

Таким образом, совокупный спрос (AD) характеризует реальный объем национального производств а, который готовы приобрести домашние хозяйства, фирмы и государство в лице правительства при любом возможном уровне цен.

Таким образом, стоимостное выражение совокупного спроса определяется суммой планируемых расходов (AE) на отечественные товары и услуги для каждого из уровней совокупного дохода. То есть, совокупный спрос (AD) является синонимом выражения совокупные расходы (AE).

Совокупный спрос состоит из тех же компонентов, что и совокупные расходы для закрытой экономики (2.1).

 

АD = AE= С +I +G (2.1),

для открытой экономики к этим расходам прибавляется расходы иностранного сектора, выражаемые величиной чистого экспорта «NХ» (2.2):

АD = AE= С +I +G+ NХ (2.2).

 

Модель совокупного спроса графически может быть представлена кривой совокупного спроса, как показано на рисунке 2.1.

Кривая совокупного спроса АDимеет отрицательный наклон и отражает обратную зависимость между уровнем цен Р, измеряемым индексом - дефлятором ВВП, и реальным объемом национального производства Yпри прочих равных условиях.

Рисунок 2.1 - Кривая совокупного спроса

 

В отличии от микроэкономики, в которой ценовыми факторами, влияющими на спрос, являются два эффекта: доход и замещение, на уровне макроэкономики обратная зависимость объема реального объема национального производства от уровня цен объясняется действием трех ценовых факторов: эффекта процентной ставки (эффект Кейнса), эффекта богатства (эффект Пигу), эффекта импортныхзакупок (эффект Манделла – Флеминга).

1. Эффект процентной ставки проявляется в том, что при неизменном объеме денежной массы, повышение или понижение уровня цен вызывает соответственно рост или падение спроса на денежную массу, который, в свою очередь, вызывает соответственно, повышение или снижение уровень процентной ставки. В ответ на это начинают изменяться потребительские цены, домашние хозяйства и фирмы начинают в ответ или сокращать или повышать свои расходы.

2. Эффект богатства проявляется в том, что рост или снижение уровня цен изменяет реальную ценность активов с фиксированной денежной стоимостью, которыми, например, являются срочные счета или облигации с фиксированным процентом. Это явление соответственно, сокращает или повышает потребительские расходы и объем национального производства, на который предъявляется спрос.

3. Эффект импортных закупок отражает обратную связь между объемом чистого экспорта страны и с уществующим уровнем цен данной страны и других стран. Этот эффект показывает, что повышение (снижение) уровня цен в стране приводит к замене относительно подорожавших (подешевевших) отечественных товаров на относительно подешевевшие (подорожавшие) иностранные товары, и соответственно, приводит к сокращению (росту) объема чистого экспорта, на который предъявляется спрос.

Ценовые факторы обусловливают изменения объема совокупного спроса и движение вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовые факторы вызывают изменения в самом совокупном спросе и приводят к сдвигу кривой совокупного спроса, как показано на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Смещение кривой совокупного спроса

 

При увеличении совокупного спроса кривая сдвигается вправо, при сокращении – влево.

Так как в масштабах национальной экономики экономические субъекты, совершающих расходы, образуют четыре основные группы, то, соответственно, неценовые факторы совокупного спроса включают 4 группы факторов:

Первая группа неценовых факторов совокупного спроса обуславливает изменения в потребительских расходах, вызванных изменениями в уровне доходов потребителей, в ожиданиях потребителей, в ставках подоходного налога, уровне потребительской задолженности;

Вторая группа факторов совокупного спроса обуславливает изменения в инвестиционных расходах, вызванных изменением процентных ставок при изменении объема денежной массы, ожиданием прибылей от инвестиций, изменением налогов с предприятий, усовершенствованием технологий, изменением размера избыточных мощностей;

Третья группа факторов совокупного спроса обуславливает изменения в государственных расходах, вызванных уменьшением или увеличением объема государственных закупок, изменениями в расходах государственного бюджета;

Четвертая группа факторов обуславливает изменения в расходах на чистый экспорт, вызванных изменениями в доходе других стран и изменениями в валютных курсах.

Макроэкономический анализ совокупного спроса основан на фундаментальном положении количественного уравнения Фишера, по которому стоимостная величина всех продаж конечных товаров Y в экономике за определенный период времени должна равняться произведению предложения денег M на число оборотов V, или скорости обращения денег между всеми секторами экономики (2.3):

 

M ∙ V = Y (2.3),

где Y = РQ -совокупный доход от продажи конечных товаров и услуг.

Из (2.3) следует, что объем реального объема национального производства может увеличиваться (снижаться) либо в случае изменения предложения денег М, либо скорости их оборота V.

Если реальный объем национального производства Y растет, то при каждом уровне цен Р будет предъявляться совокупный спрос на большее количество товаров Q, то есть совокупный спрос возрастет, и, наоборот, совокупный спрос упадет при сокращении реального объема национального производства.

Таким образом, согласно уравнению (2.3) с овокупный спрос есть функция величины денежной массы и скорости обращения денег между секторами экономики, то есть АD = f (M, V).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.