Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая система. Государственный бюджет и централизованные финансы




 

Экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (иначе, финансовых ресурсов) в процессе перераспределения национального дохода называются финансовыми отношениями или финансами. Их место и роль в системе экономических отношений определяется тем, что они являются, во-первых, мощным инструментом влияния государства на хозяйственные процессы, и, во-вторых, средством согласования экономических интересов на различных уровнях – национальном, отраслевом, региональном, предприятий и отдельных граждан.

К финансовым отношениям относятся лишь те отношения, которые обслуживают процесс воспроизводства.

Финансы возникают при формировании прибыли, уплате налогов организациями и населением, уплате штрафов, при получении кредитов, внесении денег в банковские вклады, начислении пенсий, пособий и др.

Денежные отношения, которые обслуживают розничную торговлю, транспортные, зрелищные, бытовые и другие услуги в финансовые отношения не входят.

Совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств характеризует финансовую систему, в которой общепризнано выделяют два звена: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы – это система денежных фондов, находящихся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения присущих ему функций (управление национальной экономикой, поддержание национальной безопасности и т.д.).

Государственные финансы включают бюджетную систему, то есть совокупность всех бюджетов административно-территориальных единиц государства, и внебюджетные фонды денежных средств, то есть денежные средства государства, имеющие целевое назначение (например, государственный фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, государственный пенсионный фонд).

Децентрализованные финансы – это финансы предприятий, населения и общественных организаций. Задачей финансов предприятий является формирование денежных фондов и их использование для производственной и иной деятельности. Задачей финансов населения является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества и создание финансового портфеля.

В рыночной экономике государственные финансы формируются на основе принципа фискального федерализма, который предполагает, во-первых, обособленность и самостоятельность функционирования звеньев бюджетной системы на основе четкого разграничения между ними бюджетных прав, то есть доходов и бюджетных функций, или расходов.

Во-вторых, осуществление связей между местными, региональными и федеральными бюджетами в форме субсидий, субвенций и дотаций.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.

По целям расходы государства могут быть разделены на:

1. политические расходы идут на:

¾ обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.);

¾ содержание аппарата управления государством;

2. экономические расходы идут на:

¾ содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

¾ помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

3. социальные расходы идут на:

¾ социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий);

¾ образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды;

¾ выплату процентов по государственным облигациям, т.е. на обслуживание государственного долга, которые не входят в ВВП, так как являются результатом перераспределения национального дохода, а не его создания.

Доходы государственного бюджета характеризуют источники покрытия расходов и состоят из налоговых и неналоговых доходов.

К налоговым доходам относятся налоги с предприятий и населения, включая взносы на социальное страхование.

Неналоговые доходы включают прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

Детальная структура расходов консолидированного бюджета России отражена в табл. 8.1.

 

Таблица 8.1. - Расходы консолидированного бюджета России

Расходы - всего
Из них:
- на государственное управление и местное самоуправление
- на международную деятельность
- на национальную оборону
- на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
- на промышленность, энергетику и строительство
- на сельское хозяйство и рыболовство
- на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику
- на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию
- на социально-культурные мероприятия
- на обслуживание государственного и муниципального долга
- расходы целевых бюджетных фондов
- прочие расходы

 

Структура доходов консолидированного бюджета РФ отражена в таблице 8.2.

Таблица 8.2. -Доходы консолидированного бюджета РФ

Доход - всего
Из них:
налоговые доходы
из них:
налог на прибыль организаций
налог на доходы физических лиц
налог на добавленную стоимость
акцизы
налоги на имущество
платежи за пользование природными ресурсами
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
неналоговые доходы
от внешнеэкономической деятельности
от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций
доходы целевых бюджетных фондов

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Множественность целей экономического развития обусловливает компромиссный характер бюджета. Он всегда отражает соотношение сил основных групп – носителей различных социально-экономических интересов в стране. Например, компромисс между государственными и местными интересами по поводу доли бюджетных средств, выделяемых на социальные и иные цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.