КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая психология. 26 страница
Антропологизированная таким образом немецкая психология личности или характерология на этапе расцвета была представлена широким типологическим течением, собственно характерологическими подходами, психологией рас и психологией наследственности. При этом между типологами и характерологами существовало некоторое напряжение вследствие различия общих познавательных позиций: более умозрительные теории типологов противопоставлялись более ориентированной на практику характерологии (например, исследование основных задатков в генетической психологии целостности А. Веллека). Однако, общее обоих направлений заключалось в понимании того, что "тип" — это понятие, обозначающее группу людей с подобными свойствами, а "характер" — структуру свойств индивидуума. Едины психологи были также и в принятии того, что типы и характеры образованы не простым сочетанием свойств, а едиными целостными структурами. Основанная Л.Клагесом характерология с начала 1930 гг. все более приобретает форму общей психологии личности и даже становится, как у ученика Н. Аха — М. Симонейта, вообще исходным базисом общей психологии. Ее расцвет обусловливался, прежде всего, широким спектром практического применения: например, отбор офицеров в Вермахт полностью базировался на характерологии и осуществлялся с помощью специально разработанных критериев психологической проверки и широкой сети отборочных пунктов целой армией характерологов. При этом проводилась отдельная работа по интерпретации полученных результатов на языке, понятном психологически не образованным чиновникам военных инстанций. Характерологизация психологии в Германии этого периода приобрела такие масштабы, что даже, например, индивидуальная психология А. Адлера была представлена в "Третьем Рейхе" как "диалектическая характерология". Эталоном немецкой психологии личности (характерологии) 1930—40 гг. фактически являлась идея слойного строения душевной жизни, представленная рядом так называемых "слойно-теоретических" концепций характера. В своем релевантном психологии значении эта идея впервые была сформулирована в рамках медицины Ф. Краусом и получила большой научный резонанс в философском обрамлении Н. Гартмана и Э. Шпрангера, предложивших некие онтологические теории слоев. В целом эта идея рассматривалась как попытка преодоления дуализма между биологическим (естественно-научным) и философским (гуманитарным) подходами в психологической антропологии. Наименьшее общее основание теории слоев — это пространственная модель расположения круга психических функций или инстанций и идей, согласно которой более высокие слои "несутся" или основаны более низкими. Психология наследственности в рамках Х. н. имела более естественно-научную ориентацию (В. Петерс) и, в отличие от типологов и характерологов, которые без достаточного эмпирического обоснования на основе общетеоретических моделей следовали предписанной официальной идеологией врожденности психических свойств, утверждали это положение с применением статистического анализа наряду с генеалогическими и близнецовыми методами. Наиболее продуктивными и методически корректными были психологические исследования наследственности, проводимые К. Готтшальдом в Институте антропологии Вильгельма Кайзера. Он сопоставлял гомозиготных и дизиготных близнецов и осуществлял как планомерное лонгитюдное наблюдение, так и множество функционально-аналитических экспериментов, опираясь прежде всего на методы, разработанные К.Левином, и развивая их в направлении жизненных экспериментов. Как психолог, изучающий личность, в общетеоретическом плане Готтшальд опирался на теорию слоев и, интерпретируя в ее контексте полученные данные, выделял значительно большую врожденность "эндотимных слоев активности" по сравнению с высшими слоями "интеллектуального оснащения", при этом собственно характерологический анализ в наследственно-психологическом исследовании играл у него роль "первичной ориентировки" и диагностики пригодности человека для чего-либо. Окончательный перелом в Х. н. произошел в 60 гг. ХХ столетия, когда резко пошло на спад количество исследований, выполненных в традиции Х. н., что было обусловлено всем комплексом внешних и внутренних причин. Во-первых, с падением национал-социализма был утерян широкий социальный заказ на подобные исследования в условиях повсеместного отказа немцев от всего, что было связано с фашистской Германией этого периода. Во-вторых, был исчерпан научно-мотивационный потенциал и вера психологов в возможность быстрого преодоления кризиса своей науки подобным путем. В-третьих, в условиях экспансии американской психологии вообще и психологии личности, в частности сильное влияние которой наблюдалось в Германии с 60 гг., специфический язык и научное мышление немецких характерологов слабо адаптировались к американизированной психологической терминологии и стандартизации научного знания, требующей конкретности, объективно-количественных методов и экспертности в разработке и осуществлении психологических исследований. Наконец, в условиях обновляющейся научной практики стало роскошью (в том числе экономической) постановка глобальных проблем, умозрительное моделирование "сущности" человеческой индивидуальности с точки зрения одной науки и в неопределенно широких рамках философско-биологических спекуляций. Преодоление подобной теоретической несостоятельности Х. н. требовало уменьшения исследовательского масштаба, конкретизации задач и целесообразно-практической избирательности их решения. И хотя упадок Х. н. хронологически не совпал с падением национал-социализма, к 1960 гг. (выдержав по инерции некоторое время) Х. н. как специфическое историко-психологическое явление утеряла всякую актуальность и прекратила свое существование. В настоящее время, помимо психоанализа, в сильно измененном и интернационализированном виде продолжают развиваться отчасти восходящая к Х. н. психогенетика ("психология наследственности") и основанная В. Штерном дифференциальная психология. Старая "наука о выражении" или физиогномика имеет вид психологии эмоций и анализа невербальной коммуникации. Основанный Клагесом метод языкового анализа свойств развивается в рамках психосемантических подходов и тестологии. Описанные в Х. н. графологический и идеографический методы в сильно объективизированном и ограниченном виде также используются в современных исследованиях личности. В целом, в отличие от прежней, абстрактно-умозрительной характерологии, современная Х. н. как учение о человеческом характере, человеческих различиях и специальная дисциплина общей психологии личности развивается по канонам эмпирической науки. Тем не менее богатство идей и оригинальность методов Х. н. продолжают служить важным источником развития психологической мысли. А.К. Никишов
Харьковская психологическая группа — группа психологов, работавших в 1930-е гг. (примерно с 1931 по 1941 г.) в ряде научных учреждений Харькова и развивавших идеи Л.С. Выготского в "деятельностном ключе" (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, В.И. Аснин, Г.Д. Луков, О.М. Концевая, К.Е. Хоменко и др.). Особенно большой разработке подверглась в Х. п. г. проблема "практическая деятельность и сознание". В теоретических, экспериментальных и практически ориентированных работах представителей этой группы разрабатывались идеи о сознании как особой деятельности, включенной в практическую деятельность и "обслуживающей" ее. Также разрабатывались идеи отображения предмета деятельности в сознании, которое происходит поэтапно, идея психологического различения между средством деятельности у животных и орудием деятельности у человека, макроструктуры человеческой деятельности и соотносимой с ней структуре сознания, особенностей различных психических процессов в зависимости от разного включения их в структуру деятельности, возникновения психического отражения в ходе эволюции и др. Работы Х. п. г. внесли значительный вклад в становление деятельностного подхода в психологии и в разработку теории деятельности А.Н. Леонтьева. Е.Е. Соколова
Холерик [греч. chole — желчь] — субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Х. склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. И.П. Павлов относил Х. к сильному неуравновешенному типу. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах. А.Е. Ольшанникова
Хронотоп [греч. chronos — время и topos — место] — термин, употребляемый в различных отраслях научного знания. М.М. Бахтин дает общее определение Х. как слияния пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. В социальной психологии Х. означает типическую повторяющуюся ситуацию, в которой происходит процесс общения. Известны Х. школьного урока, где формы общения заданы традициями обучения, Х. больничной палаты, где доминирующие установки (острое желание излечиться, надежды, сомнения, тоска по дому) накладывают специфический отпечаток на предмет общения, и др. Ритуализация Х. (календарное распределение обрядов, соборы, святые места и пр.) весьма характерна для религиозной психологии: специфическую роль играет при этом Х. исповеди. А.А. Брудный
Целеобразование — процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой. Существует ряд механизмов Ц.: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющихся требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании, превращение побочных результатов действия в цель, преобразование неосознанных предвосхищений в цель, выделение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования Ц. образуют одно из важных направлений психологического анализа деятельности (индивидуальной и совместной): изучаются зависимость Ц. от мотивации деятельности, роль эмоций в актах Ц., оценки достижимости результата, соотношение общих и конкретных целей. Анализ Ц. ведется в функциональном плане, в плане исторического развития психики, онтогенетического развития психики и биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия. О.К. Тихомиров
Целостная психология — общее название для ряда школ и направлений в психологии, предложивших и обосновавших целостный подход к анализу различных явлений человеческого сознания и поведения. К ним относят Лейпцигскую школу, гештальтпсихологию, школу К. Левина. Австрийскую школу, которая поставила проблему целостности в психологии, но осталась в основном на позициях элементаризма, следует рассматривать как непосредственную предшественницу Ц. п. Е.Е. Соколова
Целостность восприятия — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Проблема Ц. в. впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии. Однако здесь Ц. в. выступала как изначальное его свойство, определяемое законами сознания. Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, который по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук, туловища и даже характер его походки. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта. Б.М. Величковский
Целостный подход (в психологии) — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Основные составляющие Ц. п.: 1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и "степени" ее целостности: является ли данное целое (система) "суммативным" (целое равно сумме своих частей, как понимались, например, ассоциативные образования в ассоциативной психологии), "организованным" (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их — так понималось гештальт-качество в Австрийской школе), "органическим" (части не могут существовать вне целого — психологическое поле, гештальт в гештальтпсихологии); 2) выделение "целостных" единиц анализа, которые несут в себе основные свойства этого целого (как молекула воды несет в себе свойства воды, а атомы водорода и кислорода таковыми свойствами не обладают); 3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы "психологического поля" в гештальтпсихологии, эмоции и "структуры" в Лейпцигской школе, "ведущая деятельность" в концепции Д.Б. Эльконина и др.); 4) законы развития целого. Ц. п. был введен в психологию гештальтпсихологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и другими школами (в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, "описательной психологии" В. Дильтея, гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой представляется соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются как синонимы, более обоснованной представляется точка зрения, считающая Ц. п. составной частью более общего системного подхода, который исследует не только целостность систем, но и другие их свойства и компоненты (например, феномен обратной связи, функции того или иного элемента в системе и т. п.). Е.Е. Соколова
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. В психологии понятие Ц. также употребляется в следующих значениях: формальное описание конечных ситуаций, к достижению которых стремится любая саморегулирующаяся функционирующая система; предвосхищаемый полезный результат (образ "потребного будущего", по Н.А. Бернштейну), определяющий целостность и направленность поведения организма. Представления о Ц. как предвосхищаемом полезном результате используются при анализе биологической предыстории возникновения осознаваемой цели человека и исследовании психофизиологических механизмов регуляции целенаправленных поведенческих актов. Понятие о Ц. как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности. Основой формирования Ц. у человека является его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. А.Г. Асмолов
Ценность — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных подходах Ц. рассматривается как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает Ц. или является Ц.); как любой значимый предмет или предмет особого рода; как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование. Основной вопрос философского анализа проблемы Ц. заключается в понимании ее природы. В субъективном переживании ориентации на Ц. содержится некоторая двойственность: с одной стороны, она переживается субъектом как свободное проявление его индивидуальности, с другой стороны — как нечто высшее, трансцендентное индивидуальному Я, как императив, которому субъект следует в своих поступках. Абсолютизация одного из этих двух моментов присуща крайним подходам к проблеме Ц. в философии: в одном случае Ц. трактуется как чисто субъективный феномен, порождение индивидуального сознания, в другом — как особая объективно-идеальная сущность, трансцендентная материальному миру. Односторонность и кажущаяся противоречивость идеалистических трактовок природы Ц., а также утилитарно-психологической трактовки, видящей в Ц. лишь отражение потребностей субъекта, преодолеваются в социокультурном подходе к Ц. Признавая объективный и трансцендентный характер Ц. по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, социокультурный подход рассматривает Ц. как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, в том числе человечества в целом, каждая из которых выступает в этом процессе как единый совокупный субъект. Будучи порождением жизнедеятельности социума, Ц. отражают в себе ее особенности, характерные для данного социума и общие для всех его членов. Система Ц., характеризующих исторически конкретную социальную общность, представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и социальных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни. Можно говорить о двух формах Ц. Во-первых, Ц. выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и присутствующее в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие Ц. могут быть как общечеловеческими, "вечными" (истина, красота, справедливость) так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, Ц. предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых, мировоззренческих и т. п.). Другим основанием классификации Ц. выступает классификация социальных общностей, отражением жизнедеятельности которых они являются. Наиболее общими являются общечеловеческие Ц. Их универсальность и неизменность отражает некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности. Вместе с дифференциацией образа жизни людей, принадлежащих к различным социальным общностям, дифференцируются и Ц., порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие его специфику. Можно говорить о системе Ц., характеризующих не только историческую эпоху, социально-экономический уклад, классовых, национальных и т. д. Ц., но также о специфических Ц. профессиональных и демографических групп (например, молодежи, пенсионеров) и других объединений людей, в том числе с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда противоречивых Ц. Социальные Ц., преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных Ц. Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия личностных Ц., которые выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности, социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности. Система личностных Ц. складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных Ц., объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Этот процесс является существенной составной частью процесса социализации личности. В структуре зрелой, развитой личности Ц. выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, создании ею новых объективированных предметных форм Ц. Таким образом, взаимодействие личности и социальных общностей выражается во взаимопереходах социальных и личностных Ц. Становление системы Ц. в процессе индивидуального развития происходит путем интериоризации ценностей больших и малых социальных групп и превращения их в источники индивидуальной мотивации, наряду с генетически более ранними индивидуальными потребностями. В структуре мотивации Ц. выполняют те же функции, что и потребности, отчасти занимая их место. Процесс интериоризации социальных Ц., превращения их в личностные Ц. и вытеснения последними потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры личностных Ц. Как нормальное, так и девиантное развитие Ц. сферы личности происходит под опосредующим влиянием Ц. первичных малых групп, в которые индивид включен на ранних этапах развития, в первую очередь семьи. Как правило, личностные Ц. характеризуются высокой осознанностью, отражаясь в сознании в форме Ц. ориентаций. Ц. ориентации, выполняющие функцию осознанной ценностно-нормативной регуляции социального поведения личности, отражают, помимо личностных Ц., также широкий круг социальных Ц., признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных жизненных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных Ц. в сознании, так и ориентация в плане сознания на Ц., не являющиеся реальными мотивами деятельности личности. Д.А. Леонтьев
Центрация [лат. centrum — центр круга] — эффект, описанный в гештальтпсихологии немецкими психологами В. Келером и М. Вертгеймером при исследовании зрительных иллюзий. Суть эффектов Ц. заключается в том, что элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными: поле восприятия как бы расширяется в зоне "фокуса внимания" при одновременном сжатии и некотором искажении периферийной части поля. Следствием Ц. является частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления "систематических ошибок" в оперировании с его образом и практической деятельности с ним. Гештальттеоретики отмечали наличие эффектов Ц. не только в экспериментальных исследованиях восприятия, но и в полевых исследованиях мышления, а также и как более широких явлений культуры. Для всех этих случаев способ "центрирования" определял внутреннюю структуру ситуации, задавал характер отношений и связей, а также функциональное значение каждого элемента. Е.Н. Емельянов
Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Ч. выступает как организм (наделенный психикой); индивид (принадлежащий роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в себе самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом). Ч. является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме Ч. как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений Ч. в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создало образы Ч., явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития. В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие "образы Ч.", оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми: "ощущающий Ч." (Ч. как сумма знаний, умений и навыков; Ч. "как устройство по переработке информации"); "Ч. — потребитель" (нуждающийся Ч. как система инстинктов и потребностей); "запрограммированный Ч." (в поведенческих науках — Ч. как система реакций, в социальных — как репертуар социальных ролей); "деятельностный Ч." (Ч., осуществляющий выбор; Ч. как выразитель смыслов и ценностей). Образ "ощущающего Ч.", наиболее ярко описанный Э.Б. де Кондильяком в виде статуи, рождающейся в ходе усвоения разных чувств, стал основой для разработки в XIX в. психологии сознания (В. Вундт), а во второй половине XX в. — когнитивной психологии. Последняя опирается на т.н. компьютерную метафору, согласно которой Ч. — это устройство по переработке информации. Если в практическом человекознании, в т.ч. в педагогике, исходят из образа "ощущающего Ч.", то личность сводится к сумме знаний, ее действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания личности подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями. В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании Ч. происходит процесс "обнищания души при обогащении информацией". Образ Ч. как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений в психологии прежде всего под влиянием психоанализа. Согласно З. Фрейду, развитие "нуждающегося Ч." идет через непрекращающиеся конфликты, разыгрывающиеся одновременно во внешнем и внутреннем планах: во внешнем — между личностью и обществом, во внутреннем — между такими субстанциями личности, как Сверх-Я (социальные нормы, запреты, цензура совести), Я (осознаваемый мир личности) и Оно (неосознанные нереализованные и подавленные влечения). Многие направления — индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), неопсихоанализ (Э. Фромм и др.) исходили в своих представлениях из образа "Ч. нуждающегося", выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей и мотивов. Если в педагогике, в технологии обучения и воспитания опираются на образ "Ч. нуждающегося", то невольно проектируется особый тип личности — интеллектуально пассивного потребителя информации. Образ "запрограммированного Ч.", оформившийся в разных сферах человекознания, определяет представления о Ч. в социобиологии (развитие Ч. как развертывание генетических программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие Ч. как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и социально-психологических ролевых концепциях Ч. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка Ч. в психологии основывается на образе "запрограммированного Ч.", то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать "живые социальные автоматы". Образ "Ч.-деятеля" — основа для построения культурно-исторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию личности, гуманистического социального психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Если концепции личности исходят из образа "Ч.-деятеля", то личность понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центр педагогического процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми. От образов Ч. в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа развития личности. Преобладание образов "ощущающего Ч.", "нуждающегося Ч." и "запрограммированного Ч." во многом обусловило реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций человекознания. В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития Ч. как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат преимущественно потребностные процессы организма, которые изучаются в психофизиологии индивидуальных различий, психогенетике, психосоматике, нейропсихологии, психоэндокринологии и сексологии. Представители разных течений социогенетической ориентации изучают преимущественно процессы социализации Ч., освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера Ч. как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации Ч., разрабатываются главным образом в социальной психологии, этнопсихологии, исторической психологии. В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации, личностного выбора, поиска смысла жизни. С изучением всех этих проявлений Ч. связана психология личности, разные аспекты которой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии и гуманистической психологии. В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов — среды и наследственности. В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Ч. В этой схеме свойства Ч. как индивида рассматриваются как "безличные" предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение Ч. Будучи условием осуществления деятельности Ч., социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития Ч. выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Ч. в мире людей, приобщение его к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление, самореализация и персонализация Ч.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |