КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5
Проходная и типовая мощность. ЛЕКЦИЯ 4 ТЕМА: Особенности конструкции и режимы работы автотрансформаторов.
Однофазный АТ имеет электрически связанные обмотки ОВ и ОС (рисунок 4.1). Часть обмотки заключённая между В и С, называется последовательной, а между С и О общей.
Рис. 4.1. Схема однофазного автотрансформатора
При работе АТ в режиме понижения напряжения в последовательной обмотке проходит ток Iв , который, создавая магнитный поток наводит в общей обмотке ток Iо. Ток нагрузки вторичной обмотки Iскладывается из тока Iв проходящего благодаря гальванической (электрической) связи обмоток, и тока Iо, созданного магнитной связью этих обмоток: , откуда Полная мощность, передаваемая АТ из первичной сети во вторичную, называется проходной. Если пренебречь потерями в сопротивлениях обмоток АТ, можно записать следующее выражение: Преобразуя правую часть выражения, получаем: , (4.1) где: ( мощность, передаваемая магнитным путём из первичной обмотки во вторичную; электрическая мощность, передаваемая из первичной обмотки во вторичную за счёт их гальванической связи, без трансформации. Эта мощность не нагружает общей обмотки, потому что ток из последовательной обмотки проходит на вывод С минуя обмотку ОС. В номинальном режиме проходная мощность является номинальной мощностью АТ (S = S), а трансформаторная мощность – типовой мощностью (). Размеры магнитопровода, а следовательно, его масса, определяются трансформаторной (типовой) мощностью, которая составляет лишь часть номинальной мощности: (4.2) где: коэффициент трансформации, выбирают ; коэффициент выгодности или коэффициент типовой мощности. Из (4.2) следует, что чем ближе к , тем меньше и меньшую долю номинальной составляет типовая мощность. Это означает, что размеры АТ, его масса, расход активных материалов, уменьшается по сравнению с трансформатором одинаковой номинальной мощности. Например, при Uа при Наиболее целесообразно применение АТ при сочетаниях напряжений 220/110, 330/150, 500/220, 750/330. Из схемы рис. 4.1 видно, что мощность последовательной обмотки: . мощность общей обмотки: . (4.3) Таким образом, обмотки и магнитопровод АТ рассчитываются на типовую мощность, которую иногда называют расчётной мощностью. Какая бы мощность не подводилась к зажимам В и С, последовательную и общую обмотки загружать больше чем на нельзя. Этот вывод особенно важно помнить при рассмотрении комбинированных режимов работы АТ. Третья обмотка АТ (обмотка НН) используется для питания нагрузки, для присоединения генераторов и синхронных компенсаторов (а в некоторых случаях служит лишь для компенсации токов третьих гармоник). Мощность обмотки НН-Sне может быть больше Sт. к. иначе размеры АТ будут определяться мощностью этой обмотки. 4.2.Режимы работы 3-х обмоточных АТ с ВН, СН и НН. Автотрансформаторные режимы (рисунок 4.2а и б).
а) б) Рисунок 4.2. Схемы автотрансформаторных режимов работы АТ
Возможна передача номинальной мощности из обмотки ВН в обмотку СН или наоборот. В обоих режимах в общей обмотке проходит разность токов а поэтому последовательная и общая обмотки загружены типовой мощностью, что допустимо. Трансформаторные режимы (рисунок 4.2 в, г). Возможна передача мощности из обмотки НН в обмотку СН или ВН, причём обмотку НН можно загрузить не более чем на Условие допустимости режима НН→ ВН или НН → СН: = . (4.4) Если происходит трансформация из НН в СН, то общая обмотка загружена такой же мощностью и дополнительная передача мощности из ВН в СН невозможна, хотя последовательная обмотка не загружена. В трансформаторном режиме передачи мощности из обмотки НН в ВН (рисунок 4.2г), общая и последовательная обмотки загружены не полностью: , (4.5) поэтому возможно дополнительно передать из обмотки СН в ВН некоторую мощность.
Комбинированные режимы ( рисунок 4.2 д,е.)
в). г).
в) г)
д) е) Рисунок 4.2. Схемы трансформаторных и комбинированных режимов работы автотрансформаторов.
Передача мощности осуществляется автотрансформаторным путём ВН → СН и трансформаторным путём НН → СН (рисунок 4.2 д). Ток в последовательной обмотке: , (4.6) где: - активная и реактивная мощности передаваемые из ВН в СН. Нагрузка последовательной обмотки: . (4.7) Отсюда видно, что даже при передаче номинальной мощности последовательная обмотка не будет перегружена. В общей обмотке токи автотрансформаторного и трансформаторных режимов направлены одинаково: . Нагрузка общей обмотки: Подставляя значения токов и производя преобразования, получаем: , (4.8) где: активная и реактивная мощности передаваемые из обмотки НН в обмотку СН. Т.о. комбинированный режим НН-СН, ВН-СН ограничивается загрузкой общей обмотки и может быть допущен при условии: . (4.9) Если значения cos на стороне ВН и НН незначительно отличаются друг от друга то кажущиеся мощности можно складывать алгебраически и (4.8) упрощается: . (4.10) В комбинированном режиме передачи мощности из обмоток НН и СН в обмотку ВН распределение токов показано на рисунке 4.2е. В общей обмотке ток АТ режима направлен встречно току трансформаторного режима, поэтому загрузка обмотки значительно меньше допустимой и в пределе может быть равна нулю. Этот режим ограничивается загрузкой последовательной обмотки: , (4.11) где: активная и реактивная мощности на стороне СН, Рнв, Qнв- на стороне НН. Комбинированный режим НН-ВН, СН-ВН допустим, если . (4.12) Если значения cosна стороне СН и НН незначительно отличаются друг от друга то (4.11) упрощается . (4.13) Возможны и другие комбинированные режимы передачи мощности из обмотки СН в обмотки НН и ВН. В этом случае направления токов в обмотках изменяются на обратные по сравнению с рис. 4.2 д, е; но приведенные рассуждения и формулы (4.8)-(4.13) останутся неизменными. Во всех случаях надо контролировать загрузку АТ, устанавливая трансформаторы тока (и амперметры) во всех обмотках. Допустимая нагрузка общей обмотки указывается в паспортных данных АТ. Выводы, сделанные для однофазного трансформатора справедливы и для трёхфазного трансформатора, схема которого представлена на рисунке 4.3. Обмотки ВН и СН соединяются в звезду с выведенной нулевой точкой, обмотки НН в треугольник. К особенностям конструкции АТ следует отнести необходимость глухого заземления нейтрали общей для обмотки ВН и СН.
Рисунок 4.3 Схема трехфазного автотрансформатора
Объясняется это следующим: Если в системе с эффективно заземленной нейтралью включить понижающий АТ с незаземлённой нейтралью, то при замыкании на землю одной фазы в сети СН на последовательную обмотку этой фазы будет воздействовать полное напряжение вместо , напряжение выводов обмотки СН возрастёт примерно до , резко увеличится напряжение, приложенное к обмоткам неповреждённых фаз. Аналогично будет при подключении повышающего АТ. Такие перенапряжения недопустимы, поэтому нейтрали всех АТ глухо заземляются. В этом случае заземления на линии со стороны ВН и СН не вызывают опасных перенапряжений, однако в системах ВН и СН возрастают токи однофазного КЗ.
Преимущества АТ по сравнению с трансформатором той же мощности. 1. Меньший расход меди, стали, изоляционных материалов. 2. Меньшая масса, меньшие габариты, что позволяет создавать АТ больших номинальных мощностей, чем трансформаторов. 3. Меньшие потери и большие КПД. 4. Более легкие условия охлаждения
Недостатки АТ. 1. Необходимость глухого заземления нейтрали, что приводит к увеличению токов однофазного КЗ. 2. Сложность регулирования напряжения. 3. Опасность перехода атмосферных перенапряжений вследствие электрической связи обмоток ВН и СН.
Контрольные вопросы. 1. Понятия проходной и типовой мощности АТ, коэф. выгодности. 2. Автотрансформаторный и трансформаторный режимы работы АТ. 3. Комбинированный режим работы АТ. 4. Достоинства (преимущества) и недостатки АТ по сравнению с трансформатором такой же мощности. ТЕМА: Электродвигатели механизмов собственных нужд
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |