КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая подготовка
Основные задачи психологической подготовки — форми- рование интереса и любви к спортивному метанию ножей, го- товности к тренировочной и соревновательной деятельности, требующей волевых усилий для преодоления внешних и внутрен- них препятствий, совершенствование эмоциональных свойств личности, развитие и совершенствование интеллекта спортсмена. Успешное решение этих задач зависит от знаний и педагогического мастерства тренера, от владения спортсменами системой специ- альных знаний о психике человека. Спортсмены должны знать, что такое восприятия, представления, внимание, его виды и свой-
ства, память, мышление, воля, волевые качества, чувства, эмоции, каковы их значение, роль и влияние на деятельность человека. Задачи психологической подготовки: — формирование значимых морально-волевых качеств; — совершенствование свойств внимания; — развитие координационных способностей; — овладение умением сосредотачиваться и мобилизовывать- ся во время выполнения упражнения; — овладение умением управлять своими чувствами, дейст- виями, эмоциями, поведением; — овладение умением регулировать психическое состояние во время соревнований; — развитие способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе; — овладение умением противостоять неблагоприятным воз- действиям внутренних и внешних факторов; — создание уверенности в своих силах; — формирование готовности к выступлениям на соревно- ваниях; — воспитание стремления целеустремленно бороться за победу. Наиболее значимой из основных задач психологической под- готовки является достижение состояния готовности к соревнова- ниям, выражающееся в мобилизованности спортсмена на решение поставленных задач. Особенно это важно перед ответственными, главными соревнованиями. Этой способности мобилизовываться нужно учиться при решении повседневных задач, в процессе учеб- но-тренировочных занятий постоянно, изо дня в день. В психологической подготовке спортсменов применяются следующие методы: — словесные воздействия: разъяснение, рассказ, беседа, убе- ждение, педагогическое внушение, одобрение, критика, осуждение; — выполнение посильных задач для достижения результата; — введение ситуаций, требующих преодоления трудностей: волнения, страха, неприятных ощущений (используя их, необходи- мо соблюдать постепенность и осторожность, не требуя предель-
ной мобилизации); — применение установок перед соревнованиями, исходя из их уровня и подготовленности спортсмена; — смешанное воздействие: поощрение, выполнение обще- ственных поручений, наказание. Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до них и опирается на базовую подготовку и решает сле- дующие задачи: — формирование значимых мотивов, готовности к сорев- нованиям; — воспитание уверенности в своих силах, стремления к обязательному достижению определенного результата, победы; — выработка эмоциональной устойчивости к соревнова- тельному стрессу; — сохранение нервно-психической свежести; — предупреждение перенапряжений; — овладение самоконтролем и саморегуляцией собствен- ного психологического состояния в соревновательной обста- новке. Велико значение произвольной саморегуляции при подго- товке к выступлению и во время соревнований, когда спортсмен должен справиться с психологической напряженностью, снижаю- щей его работоспособность. Задача тренера — подготовить уче- ника к тому этапу его спортивной деятельности, когда метатель высокой квалификации обязан самостоятельно оценить сложив- шуюся соревновательную ситуацию, быстро принять правильное решение и справиться со своим состоянием. Такую подготовку следует начать с первых шагов юного ме- тателя. Тренер должен строить многолетний учебно-тренировоч- ный процесс так, чтобы подготовленный технически спортсмен, владел приемами саморегуляции в совершенстве. Сообщая об- учаемым общие сведения об основных понятиях саморегуляции, расширяя и углубляя эти знания, тренер должен постепенно добавлять сведения о средствах саморегуляции и учить тому, как при необходимости их использовать. Для снижения уровня возбуждения с целью успокоения,
расслабления перед выступлением применяют следующие спосо- бы саморегуляции: — словесные воздействия: — переключение мыслей на технику действия, а не на ре- зультат; — переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоции (картины природы, приятные люди, радостные события и другое); — самоубеждение, направленное на успокоение: «Я хорошо подготовлен», «Противник не так уж силен»; — самоприказы: «Успокойся», «Не волнуйся», «Возьми себя в руки» и другие; — приемы, связанные с использованием поз, движений и внеш- них воздействий, направленные на снижение уровня возбуждения: — регулирование дыхания изменением интервалов вдоха и выдоха, задержкой дыхания, замедлением или ускорением вдоха и выдоха, их глубины; — последовательное расслабление основных и локальных групп мышц; — чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц; — успокаивающие приемы массажа (легкое поглаживание, потряхивание). Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед выступлением применяются следующие методы: 1) слове- сные и психологические воздействия: — концентрация мыслей на достижении высокого результа- та, победы; — настройка на использование своих технических и физиче- ских возможностей; — создание представлений о преимуществах над соперниками; — мысли о высокой ответственности за результат выступления; — самоприказы: «Отдай все и выиграй», «Мобилизуйся», «Я должен» и другие; 2) приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на повышение уровня воз-
буждения: — использование «тонизирующих» движений; — регуляция дыхания применением кратковременной ги- первентиляции; — использование элементов разминки; — возбуждающие приемы массажа (поколачивание, разми- нание, растирание). Глава 5. Тактическая подготовка Понятие «тактика», означающее искусство подготовки и ве- дения боя, впервые появилось в военном деле. Со временем оно стало использоваться для обозначения совокупности средств и приемов не только в общественной и политической борьбе, но не менее широко — в спорте. Спортивное метание ножа имеет свою специфику, заключаю- щуюся в отсутствии конкретного противника. Основными «сопер- никами» метателя-спортсмена являются изменения его психофун- кционального состояния и внешней среды, которые усложняют выполнение метаний и могут привести к ошибкам, снижению результативности выступления на соревнованиях. Основу спортивно-тактического мастерства составляют каче- ство тактического мышления и тактические знания, умения, навыки. Тактическое мышление проявляется (выражается) в спо- собности спортсмена, восприняв возникшие изменения, быстро оценить новую ситуацию и переработать эту информацию, суще- ственную для решения тактической задачи, и главное — кратчай- шим путем найти среди нескольких вариантов решений то, кото- рое ведет к успеху с наибольшей вероятностью. Не менее значимыми являются проявления тактического мышления в способности метателя организовать подготовку к выступлению, а во время соревнований — свое поведение и дей- ствия при изменении условий внешней среды и психического со- стояния. Эта организация необходима для сохранения эффектив- ности выполнения каждого броска и всего упражнения в целом. Варианты возникающих изменений во внешней среде и в состо- янии психики соревнующихся хорошо известны, и в целом пред-
сказуемы. Спортсмен должен хорошо знать не только возможные изменения, но и содержание вариантов тактических решений, на- правленных на преодоление негативных последствий неожиданно возникших изменений. Готовясь к выступлению, метатель во время учебно-трени- ровочных занятий по заданию тренера или самостоятельно, пред- ставив себе разные варианты изменений внешней среды, должен вносить коррективы в организацию выполнения бросков. Должны быть продуманы общий план выполнения отдельных упражнений, подготовки экипировки, порядок и задачи выполнения пробных серий, те действия, выполнение которых необходимо контролиро- вать, сосредоточив на них внимание. Не менее важно предусмо- треть вероятность контактов перед стартом, так как результатом их могут быть переключение мыслей на сообщаемую новость, определенный эмоциональный «всплеск». Такие отвлечения на- рушают общий настрой, сосредоточенность — психологическую готовность спортсмена к выступлению. Объективные факторы изменений обстоятельств и внешней среды при выполнении упражнений на соревнованиях, проводи- мых на открытом воздухе: — изменение освещенности при переменной облачности; — сильный порывистый ветер, изменяющийся по направле- нию и силе; — несоответствие высоты установки мишеней на сорев- нованиях привычному уровню установки мишеней в месте под- готовки; — сбои, задержки смены мишеней из-за технических не- поладок; — нехватка времени, определяемого условиями правил про- ведения соревнований; — шум от отскоков, неожиданные реплики на соседних стендах или среди зрителей; — повышенное, эмоционально выражаемое внимание зрите- лей к ходу выполнения упражнения; — вмешательство судьи. Субъективные факторы, отрицательно влияющие на чет-
кость выполнения всех элементов броска в целом: — высокая ответственность; — сомнения, неуверенность в оценке своих действий; — посторонние мысли, не связанные с выполнением пред- стоящего броска; — боязнь неточного броска; — неготовность к неожиданно высокому результату несколь- ких серий; — утомление, развивающееся в процессе выполнения упражнения; — ухудшение (нарушение) согласованности действий по вы- полнению броска. Успешность преодоления сложностей, вызванных объектив- ными факторами, определяется техническим мастерством спор- тсмена. Со сложностями субъективного характера легче справля- ются волевые спортсмены, овладевшие приемами саморегуляции. Заключение Спортивное метание ножей в России стремительно набира- ет популярность. Так, в юношеском Первенстве России 2010 года участвовало 47 юношей и девушек из 8 регионов Российской Феде- рации. Любознательность и естественное для подростков желание научиться красиво и результативно метать нож приводят многих из них к решению испробовать свои силы в этом виде спорта. Воз- можность проявить себя, достигнуть определенных высот в спор- те, кажущиеся доступность и простота подкрепляют решимость. Работа с юными спортсменами требует повышенной ответст- венности тренерских кадров, терпения и внимания. В отсутствии специальной подготовки тренеров по спортивному метанию ножа, отрадным является тот факт, что у нынешних педагогов — под- вижников, осваивавших эту дисциплину методом проб и ошибок, появляются ученики, избравшие для себя тренерский путь, такие как Павел Зудов (г. Москва) и Андрей Герасимов (г. Самара). Имен- но на их плечи ляжет дальнейшее практическое и научно-методи- ческое развитие данной спортивной дисциплины и превращение ее в полноценный вид спорта.
Приложения.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |