Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орфоэпические ошибки




Акцентологические ошибки

Орфоэпические ошибки

Нарушения орфоэпических норм и пути их преодоления

Современный русский литературный язык отличается от жаргонов, внелитературного просторечия, местных говоров тем, что имеет систему норм произношения. Как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических позициях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов − всеми этими вопросами и занимается орфоэпия (от греч. слов orthos − правильный и epos − речь). Следовательно, орфоэпия − совокупность правил, которые устанавливают литературное произношение.

Значение орфоэпических правил для общения огромно. Они способствуют более быстрому и более легкому взаимопониманию говорящих. Ошибки в произношении отвлекают от содержания речи и тем самым мешают языковому общению. Несмотря на большие успехи, достигнутые в области народного образования в целом и в повышении речевой культуры нашего населения, в частности, произношение до сих пор является в ней наиболее слабым звеном. В настоящее время в связи с расширением влияния средств массовой коммуникации (радио, телевидение), отражающих и передающих «живые голоса» больше, чем в недавнем прошлом, количества носителей языка в прямом эфире, вопрос о правильности произношения стоит особенно остро.

Правила орфоэпии в русском языке можно разделить на три группы:

· произношение гласных,

· произношение согласных,

· произношение заимствованных слов.

Еще в начале прошлого века образцом служило московское произношение в том виде, как оно сложилось к концу XIX в. Многие его черты оказались устойчивыми и сохранились до настоящего времени в литературном языке. В произношении гласных, например, наиболее характерной чертой является изменение в зависимости от их положения (позиции) в ударном или безударных слогах. Так, для русского литературного языка свойственно аканье, т.е. произношение [о] в безударном слоге, стоящем перед ударным, после твердых согласных как звука, близкого к [а], обозначаемого знаком α − альфа: к[ α ]рова − корова, с[ α ]бака − собака, ст[ α ]ю − стою. В остальных безударных слогах, независимо от того, находятся ли они до или после ударного слога, заметно изменяется произношение не только [о], но и [а]. Оба звука произносятся как неясный, в большей или меньшей степени сокращенный (по-научному − редуцированный) ы-образный звук, средний между [а] и [ы], условно обозначаемый знаком ер [ъ]. Например, пишем сковорода, проволока, а произносим скъвърада, провълъкъ. При произношении слов с неясными, по большей части сокращенными (редуцироваными) гласными, есть одна опасность, о которой надо постоянно помнить. Если мы будем слишком сокращать [а] и [о], некоторые слова могут зазвучать так, как звучат слова с другими значениями. Тогда наши собеседники могут не все понять из сказанного нами. Так, слово голова [гълава] может звучать как глава [глава], пароход [пърахот], − как проход [прахот], паровоз [пъравос] − как провоз [правос], сторона [стърана] − как страна [страна].

При произнесении согласных по-прежнему характерно в литературном языке, например, оглушение звонких согласных на конце слова (закон конца слова) и перед глухими и, наоборот, озвончение глухих перед звонкими (ассимиляция по глухости-звонкости). Приведем примеры возможного оглушения: дуб − ду[п], любовь − любо[ф'], круг − кру[к], площадь − площа[т'], дорожка − доро[ш]ка, алмаз − алма[с].

Однако некоторые говорящие при оглушении звонкого [г] на конце слова используют не парный ему глухой [к], что соответствовало бы орфоэпической норме, а согласный [х]. Говорят, например, вра[х] − враг, вдру[х] − вдруг, сне[х] − снег, фла[х] − флаг, что соответствует просторечному или диалектному произношению.

Приведем примеры и озвончения глухих перед звонкими согласными: во кз ал − во[ гз ]ал, фу тб ол − фу[ дб ]ол, сд ать − [ зд ]ать, которые стали нормативными.

Однако у московского произношения с середины XIX в. был сильный конкурент − петербургское произношение. Оно отличалось от московского большей близостью к письменной речи, т.е. произношением, близким в некоторых случаях к написанию. Например, москвичи говорили м[ и ]ста, сладк[ ъй ], було[ ш ]ная, петербуржцы произносили, как писали − м[ е ]ста, сладк[ ий ], було[ ч ]ная.

В 20-х гг. XX века и в последующие десятилетия в русском литературном языке происходили большие изменения. Причины:

· массовыми перемещениями населения в стране,

· изменением социального статуса людей, не владевших произносительными нормами,

· смешением, особенно в городах, выходцев из разных местностей,

· ликвидацией неграмотности,

· повышением общего культурного уровня народа под влиянием средств массовой информации, кино, а потом и телевидения.

Да и само население Москвы и Ленинграда-Петербурга очень изменилось, поэтому в настоящее время трудно говорить о каких-то серьезных различиях в московском и петербургском произношении.

И все же старомосковское произношение до сих пор слышится в речи многих дикторов радио и телевидения, до сих пор культивируется на сцене многих театров, причем отнюдь не московских. Некоторыми оно и сейчас признается образцовым.

К наиболее заметным чертам старомосковского произношения обычно относят произношение:

1) окончаний 3-го л. мн.ч. глаголов II спряжения через =ут, =ют по аналогии с глаголами I спряжения − во[з'ут], но[с'ут], слы[шут]; ср. современное во[з'ът], но[с'ът] слы[шът];

2) окончаний И.п. ед.ч. прилагательных м.р. с основой на заднеязычные согласные г, к, х редуцированным звуком [ъ] на месте [и]: стро[гъj], тон[къj], mи[xъj]; ср.современное cmpo[г'uj], moн[к'uj], ти[x'uj];

3) суффиксов в инфинитиве, стоящих после заднеязычных г, к, х, также с редуцированным [ъ] на месте [и]: покри[къвъ]тъ, перепры[гъвъ]тъ, сма[хъвъ]тъ; ср. современное покри[к'ива]ть, перепры[г'ива]тъ, сма[хива]тъ,

4)гласного [а] как среднего между [ы] и [э], т.е. э], после шипящих ж и ш в 1-м предударном слоге: [жыэ]ра, [шыэ]ги, [шыэ]лун; ср.современное [жа]ра, [ша]ги, [ша]лун;

5) гласных [а, э] после мягких согласных в 1-м предударном слоге как звука, близкого к [и]: [ч'и]сы, с[в'и]тать, ср. современное [ч'ыэ]сы, с[в'ыэ]тать,

6) смягченных согласных перед последующими мягкими согласными: сча[с'т']ье, ср. современный вариант сча[ст']ье,

7) суффикса = ся (=сь) в возвратных глаголах как твердого [са, с]; ср. общеупотребительное [с'а, с']; старал[с'ъ], старая[с'] и сценическое старал[съ], старая[с];

8) сочетание чн как шн: ску[шн]о, коне[шн]о;

9) сочетаний зж, жж какдолгого мягкого [ж]; ви[ж']ать, дро[ж']и; ср. современное ви[ж]ать, дро[ж]ы с твердым долгим [ж].

К сказанному о современном русском литературном произношении звуков и их комбинаций следует добавить, что в отличие от исконно русских слов, в которых перед е согласные смягчаются обязательно [св'эт, ст'и'на], заимствованные слова ведут себя по-разному. Одни сохраняют твердое произнесение согласного перед е, как в языке, из которого они заимствованы: ан[тэ]на, а[тыэ]лье. Другие оказались более податливыми и под влиянием исконно русских слов стали произноситься со смягченными согласными: аг[р'э]ссия, бан[диэ]роль. Имеется и третья категория заимствованных слов: в них допустимы оба варианта произнесения − твердое и мягкое: биз[нъ]с и биз[н'ъ]с, [дыэ]кан и [д'иэ]кан. К сожалению, отсутствуют какие-либо правила, касающиеся употребления твердых и мягких вариантов; такие правила пока невозможно сформулировать. Однако следует иметь в виду следующее. Чем больше то или иное заимствованное слово осваивается русским языком, тем вероятнее произнесение его с мягким согласным перед е, т.е. произнесение в соответствии с написанием: ср. историю произношения слова пионер − пио[нэ]р в30-е гг. и пио[н'э]р в настоящее время.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.