Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послесловие. Университетский курс культурологии, с которым вы, уважаемые студенты, познакомились, представляет собой одну из первых в нашей стране попыток систематически




 

Университетский курс культурологии, с которым Вы, уважаемые студенты, познакомились, представляет собой одну из первых в нашей стране попыток систематически проследить межпредметные взаимосвязи этой сравнительно новой социогуманитарной дисциплины со здравоохранением и медициной. Причем на довольно широком геохронотопе основных эпох мировой истории и главных центров земной цивилизации, а, в особенности, – на разных этапах и направлениях развития отечественной, российской культуры.

Разумеется, по определению своего методического жанра, наше краткое учебное пособие не в состоянии затронуть на своих страницах, тем более с одинаковой полнотой и детализацией, все основные аспекты и моменты указанной тематики. Авторский коллектив, тем не менее надеется, что отобранный, продуманный и преподанный нами материал окажется интересен и практически полезен будущим медикам – врачам и провизорам, а также специалистам-медикам смежных профилей, получающих высшее медицинское образование. А приводимая нами со значительным запасом (против реальной потребности подготовки к семинарским занятиям) дополнительная литература позволит заинтересованному читателю приобрести вкус и навык к самообразовательному чтению по культурологии и родственным ей отраслям гуманитарного знания.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие……………………………………………………………………..  
Тема I. Культурология в системе гуманитарного знания........……………… 1. Культурология как наука и учебная дисциплина, ее объект и предмет изучения. 2. Структура и состав современного культурологического знания. 3. Становление культурологии, ее место и роль в комплексе гуманитарных наук; междисциплинарные связи культурологии. 4. Методология и методы исследования культурологических феноменов. 5. Культурологические аспекты медицины.    
Тема II. Человек, природа, цивилизация и культура.......................…………… 1. Концепт культуры и основные подходы к ее определению. 2. Структура и функции культуры. Материальная и духовная формы существования культуры. 3. Культура и цивилизация; культура и природа, экология культуры. 4. Культура как общественное явление; культура и личность. 5. Роль культуры в становлении и профессиональной деятельности медика.    
Тема III. Динамика и язык культуры...............................................…….………… 1. Понятие динамики культуры. Кризис, стагнация, прогресс и регресс в культуре. 2. Основные типы культурных изменений: эволюционные, циклические, линейные; инверсия и диффузия. 3. Язык и его взаимосвязь с культурой. Культурные коды, межкультурные коммуникации. 4. Культура речи врача, задачи общения в области медицины.    
Тема IV. Преемственность и новации в культуре........................…….………... 1. Культура как ценность; понятие ценности в культуре. 2. Культурное наследие и культурная традиция: диалог традиционного и новаторского в развитии культур. 3. Взаимодействие культур и его формы: культурная интеграция, конфликт, диалог, межкультурные контакты; аккультурация и инкультурация. 4. Социальные институты и их роль в культуре. 5. Традиции и инновации в медицинской культуре: народная, традиционная и современная медицина (культурологический аспект).    
Тема V. Типология культур.............................................…......................………… 1. Типологизация культур: мировая, этническая, национальная и региональная культуры. 2. Историческая типологизация культур: формационный и цивилизационный подходы. 3. Понятие субкультуры. Массовый, элитарный, тоталитарный, маргинальный типы культур. 4. Локальные культуры. Культурный мир повседневности.  
Тема VI. Индо-буддийский и арабо-исламский тип культуры..........……….… 1. Восточная и западная культурные парадигмы. 2. Культурный ареал и система ценностей индо-буддийской цивилизации. 3. Буддизм как религиозное учение и мировоззрение. 4. Медицинская традиция в буддийско-ламаистской культуре. 5. Мир арабо-исламской культуры: личность Мухаммеда и принципы его вероучения.  
Тема VII. Античность.................................................................................…………… 1. Города-государства Эллады: социально-экономическая и политическая структура полиса; феномен демократии. 2. Культурный мир эллинской античности и его доминанты. Медицина как теория и практика врачевания, ее место в античной культуре. 3. Художественная культура эллинской античности. 4. Особенности эллинистической цивилизации. Идеология космополитизма. 5. Культура латинской античности.  
Тема VIII. Культура западноевропейского Средневековья.....................……… 1. Генезис западноевропейской цивилизации. Основные принципы средневековой культуры. 2. Возникновение христианской религии. Христианские этика, культ и обрядность. 3. Библия как Священное Писание христиан и памятник мировой культуры: происхождение, структура и характеристика основных разделов книги. 4. Искусство, образование, наука и медицина в средневековый период.  
Тема IX. Ренессанс как переходный тип культуры.............................………… 1. Понятие «переходной» эпохи. Генезис культуры Возрождения: итальянский Ренессанс и его историко-культурная и социально-экономическая обусловленность. 2. Культурная парадигма Ренессанса: формирование светской культуры, принципы гуманизма и антропоцентризма. 3. Искусство как философия эпохи Возрождения.  
Тема X. Культура эпохи абсолютизма и Просвещения................……………… 1. Реформация и ее влияние на культурные процессы западноевропейской цивилизации; религиозные идеи М. Лютера. 2. Государственная система абсолютизма. Развитие капитализма и становление науки Нового времени. 3. Просвещение как культурно-историческая эпоха и идеология. Проблемы теории культуры в философской доктрине Просвещения. 4. Наука, медицина и художественная культура XVII-XVIII вв.  

 

Тема XI. Западноевропейская культура XIX столетия.............………………… 1. Романтизм как антитеза Просвещению: истоки и основания нового мироощущения, культурный идеал Романтизма. 2. Эстетизация философии в романтизме и своеобразие его художественной практики. 3. Г.В.Ф. Гегель о развития мировой культуры. 4. Марксистская теория культурно-исторического прогресса. 5. Философский иррационализм: концепции культуры А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.  
Тема XII. Феномены современной культуры и их осмысление в культурологии…………………………………………………………………………… 1. Философия культуры о социокультурном кризисе западноевропейской цивилизации на рубеже XIX-XX вв. и путях его преодоления. 2. Основные культурологические концепции ХХ века: структурализм; теория культурно-исторических типов; психоанализ; фрейдомарксизм. 3. Сциентизм и антисциентизм о перспективах развития научно-технического прогресса. 4. Модернизм как культурное явление; теория и художественная практика постмодернизма.    
Тема XIII. Российская культура...................................................................………… 1. Происхождение русского народа и российской государственности. 2. Язычество и его мир: религиозные верования и обряды древних славян. 3. Христианизация и культура Древней Руси. 4. Специфика русского православия.5. Россия в мировом культурном пространстве: историософские представления в средневековой Руси; вопросы российской культуры и истории в идеологии просветительства; западники и славянофилы о путях развития России; Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев о своеобразии русской культуры и истории; идея всеединства В.С. Соловьева; лидеры социал-демократии (В.И. Ленин, А.А. Богданов) о пролетарской культуре; концепции культуры Н.А Бердяева; евразийство о своеобразии отечественной культуры; идеи Л.Н. Гумилева. 6. Феномен российской ментальности. 7. Традиции политической культуры России.  
Тема XIV. Культура Курского края: источники и традиции.............…………… 1. Курск – древний русский город: страницы истории курской земли, накопление культурных ценностей в крае и их утраты. 2. Выдающиеся деятели культуры – уроженцы Курска и его округи. 3. Памятники истории и культуры в современном Курске. 4. Курские сюжеты в отечественной литературе и искусстве.  
Послесловие……………………………………………………………………..  

Издательство Курского государственного медицинского университета

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.

 

Лицензия ЛР № 020862 от 30.04.99 г.

Тираж 500 экз.

 

Отпечатано в типографии КГМУ.

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.

 

Заказ № 849.

 


[1] Данный раздел подготовлен автором, С.П. Щавелёвым, в рамках исследовательского проекта, поддержанного РГНФ (№ 00-03-00034 а) в 2001–2002 гг.

[2] Археологической культурой называют совокупность однотипных памятников далёкой старины (поселений, могильников, святилищ, кладов). Чаще всего они оставлены одним народом, реже — группой родственных, либо союзных народов. Названия археологических культур условны — даются по месту первых раскопок или наиболее типичного памятника.

[3] Варварами греки и римляне именовали те народы, которые не говорят на их языках, а бормочут что-то неразборчивое («бар-бар»; ср. русское название германцев – немцы, т.е. «немые» в России). Похожим образом наши предки именовали себя словене, т.е. «люди, владеющие словом», «народы, говорящие на понятных друг другу языках» (в отличие, в частности, от чудских, т.е. чуждых по языку, финно-угорских народов). Отсюда позднее произошел современный этноним славяне. Термин же варвары быстро приобрел и удержал до сих пор отрицательную коннотацию: «barbaros» дословно по-гречески означает «нечто мучительное, грязное», а в переносном смысле — разрушительное, некультурное.

[4] От титула верховного правителя у тюркских народов — каган; буквально — «хан ханов».

[5] Вик на германских языках — «залив», «порт»; викинг — участник похода по морям и рекам в чужие страны ради пиратской добычи, получения откупа-дани или торговли с иноземцами. Походы викингов из Скандинавии потрясали приморские побережья всей Европы в VIII–XI вв. В Византии, затем на Руси, где из скандинавов (в основном шведов и норвежцев) формировали гвардейские части, их звали варягами (что означало «воины, принесшие присягу», «наемные телохранители»). Русами, собирательно русью называли викингов, оседавших в Восточной Европе, среди славян и их соседей.

[6] Азбука, придуманная в 863 г. уроженцем Фессалоник (Македония) Константином (в монашестве Кириллом, откуда ее название – кириллица) по приказу византийского императора для славян Великой Моравии на Дунае, чтобы перевести на их язык Священное писание - Библию и тем привлечь на сторону своей империи. Однако Великая Моравия как государство распалось, и утвердилось это письмо в соседней Болгарии, откуда его и заимствовали сербы, македонцы и восточные славяне.

[7] Хроленко А.Т. Лингвокультуроведение. - Курск, 2001. - С. 126.

[8] Пантин И.К. Национальный менталитет и история России // Российская ментальность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии 1994 № 1. С. 30.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.