Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендуемой для изучения




ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ (с. 302-303)

За каждый ответ «нет» на вопросы с 2 по 9 полу­чаете 5 баллов, за ответы «да» на вопросы 1 и 105 баллов (соответственно, за остальные ответы «да» и. «нет» — 0 баллов).

35-50 баллов — вы себя любите, значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому вы полу­чаете от окружающих положительные стимулы, и «ко­рабль» вашей жизни плывет под парусами. Чувствуете свою необходимость и считаете, что жизнь имеет смысл, во всяком случае, способны придать ей необходимый индивидуальный смысл. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя лич­ностью с достоинствами и потенциальными возмож­ностями.

15-30 баллов — трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете все свои способности, обращаете чрезмер­ное внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызвать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собствен­ной личности, дарить другим внимание и любовь.

0-10 баллов — вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случится плохое и, признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгно­вения, когда вы ненавидите себя и в результате при­нимаете ошибочные решения. Пришло время изменить­ся. Подумайте об этом!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.— М, 1980.

2. Айзенк Г. Проверьте свои способности.— М., 1971.

3. Альтшуллер ГС Творчество как точная наука.— М., 1979.

4. Аминов ГА. Вероятностная организация центральных ме­ханизмов речи.— Казань, 1972.

' 5. Ананьев Б.Г. Воспитание характера.— Л., 1941.

6. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.— Л., 1961.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.— Л., 1968.

8. Анастази А.А. Психологическое тестирование.— М., 1982.

9. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопе­дия.—Т. 35—М., 1964.

10. Асеев ВТ. Мотивация поведения и формирование личнос­ти.— М., 1976.

11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического ис­следования.— М., 1984.

12. Асмолов А.Г. Психология личности.— М., 1990.

13. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.— М., 1980.

14. Бабский Е.Б. и др. Физиология человека.— М., 1966.

15. Белоус В.В. Темперамент и деятельность.— Пятигорск, 1990.

16. Бердяев Н.А. Самопознание.— М., 1991.

17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.— СПб., 1995.

18. Берне Р. Я-концепция и воспитание.— М., 1986.

19. Бернштейн НЛ. Природа навыка и тренировки//Хрестома­тия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.

20. Бернштейн СИ. Устная ораторская речь и проблема ора­торской радиоречи // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики.— М., 1972.

21. Бодалев А.А. Психология о личности.— М., 1988.

22. БомбарА. За бортом по своей воле.— М., 1959.

23. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М, 1977.

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.— М., 1983.

25. БрунерДж. Психология познания.— М., 1977.

26. Брушлинский А.В. Воображение и творчество// Научное творчество.— М„ 1969.

27. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование.—М., 1979.

28. БульП.И. Основы психотерапии.— Л., 1974.

29. Бычинин В.В. Духовная культура личности.— М., 1986.

30. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоле­ния критических ситуаций).— М., 1984.

31. Введение в психологию/ Под ред. А.В.Петровского.— М., 1996.

32. ВейнА.М., КаменецкаяБ.И. Память человека.— М., 1973.

33. ВеккерЛ.М. Психические процессы.— Т. 3.— Л., 1981.

34. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.— М., 1976.

35. Вундт В. Очерки психологии.— М., 1912.

36. Выготский А.С. Собр.соч.: В 6 т.— М., 1983.

37. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.— Т. 2.— М., 1971.

38. Гельгорн Э., ЛуфборроуДж. Эмоции и эмоциональные рас­стройства.— М., 1966.

39. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.— М., 1988.

40. Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой тех­ники.—Л.-М., 1967.

41. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т.— М., 1992.

42. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.— М., 1987.

43. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.— М., 1972.

44. Горбов Ф.Д. О помехоустойчивости оператора // Инже­нерная психология.— М., 1964.

45. Грановская P.M. Элементы практической психологии.— Л., 1988.

46. ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики.— М., 1987.

47. ГриншпунИ.Б. Введение в психологию.— М., 1995.

48. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нерв­ной деятельности.— М., 1989.

49. Джеймс В. Психология.— Пг., 1922.

50. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблемы адаптации и здоровье человека.— М., 1976.

51. Добротворский И.Л. Как найти себя и начать жить.— Воронеж, 1994.

52. ДодоновБ.И. В мире эмоций.— Киев, 1987.

53. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.— М., 1978.

54. Ермолаева Л.И. Психотерапия личного самочувствия.— М., 1993.

55. Замалетдинов И.С. и др. О возможности выделения уров­ней эмоционального стресса по речевым показателям в практике летно-космической деятельности // Психологи­ческие проблемы космических полетов.— М., 1979.

56. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие.— М., 1967.

57. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков.— Таш­кент, 1985.

58. Зинц Р. Обучение и память.— Минск, 1984.

59. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания// Вопросы психологии, 1991, № 2.

60. Зуфаров К.А. Актуальные проблемы приспособительных процессов.— Ташкент, 1970.

61. Изард К. Эмоции человека.— М., 1980.

62. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга.— М., 1995.

63. Каттнер Г. Колодец миров.— М., 1992.

64. Кирьянова Е.Н., Ладанов И.Д. и др. Психологические тес­ты.—М., 1993.

65. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы.—М., 1978.

66. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения.— М., 1983.

67. Кон И.С. В поисках себя.— М., 1984.

68. Кон И.С. Открытие «Я».— М., 1978.

69. Кон И.С. Социология личности.— М., 1967.

70. Кони А.Ф. Собр. соч.: В 8 т.— Т. 4.— М., 1967.

71. КоршуноваЛ.С. Воображение и его роль в познании.— М., 1979.

72. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции.— М„ 1977.

73. Кречмер Э. Строение тела и характер.— М., 1924.

74. Кузнецов Б.Г. Эйнштейн.— М., 1962.

75. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества.— М., 1972.

76. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога.— Минск, 1988.

77. Лабрюйер. Характер или нравы этого века.— СПб, 1889.

78. Лабунская В.А. Невербальное поведение.— Ростов-на-Дону, 1986.

79. Ладанов И.Д. Управление стрессом.— М., 1989.

80. Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический этюд.—СПб., 1896.

81. Леви В.Л. Искусство быть собой.— М., 1977.

82. Леви В.Л. Искусство быть другим.— М., 1980.

83. Левитов Н.Д. Психология характера.— М., 1969.

84. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.— М., 1971.

85. Леонгард К. Акцентуированные личности.— Киев, 1978.

86. Леонтьев А.Н. Эмоции // Философская энциклопедия.— Т. 5.—М., 1970.

87. ЛеонптьевАН. Деятельность. Сознание. Личность.—М., 1977.

88. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.— М., 1981.

89. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.— М., 1993.

90. Либин А.В. Стилевые и темпераментные свойства в струк­туре индивидуальности человека.-т-М., 1993.

91. ЛихтенбергГ.К. Афоризмы.— М., 1965.

92. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подро­стков.—Л., 1983.

93. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.— М., 1984.

94. Лопухова В.В. Физиологические основы адаптации.— Томск, 1982.

95. Лук АН. Эмоции и личность.— М., 1982.

96. Луковников Н. Методы исследования личности и коллек­тива.— Калинин, 1990.

97. ЛурияА.Р. Внимание и память.— М., 1975.

98. ЛурцяАР. Мозгчеловека и психические процессы.—М., 1963.

99. ЛурияА.Р. Ощущение и восприятие.— М., 1975.

100. ЛурияА.Р. Эволюционное введение в психологию.— М., 1975.

101. ЛурияА.Р. Язык и сознание.— М., 1979.

102. Мамардашвили М. Как я понимаю философию-— М., 1990.

103. Мамардашвили М. Беседы о мышлении//«Мысль изре­ченная...»/ Подред. В.А.Кругликова.— М., 1991.

104. Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психи­ческих состояний в экстремальных условиях деятельнос­ти.—М., 1993.

105. Мели бурда Е. Я—ты—мы.— М., 1986.

106. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперимен­тальную психологию личности.— М., 1985.

107. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического ис­следования.—Пермь, 1988.

108. Мехонцев Н.И. и др. Лектор и слушатель.— М., 1975.

109. Морозов А.В. Деловая психология.— СПб., 2000.

110. Музыканты смеются.— Киев, 1970.

111. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.— Л., 1960.

112. Найссер У. Познание и реальность.— М., 1981.

113. Немов Р.С. Психология.— М., 1990.

114. Никитин Б.П. Ступеньки творчества (или развивающие игры).—М., 1976.

115. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни.— М., 1974.

116. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу.— М., 1990.

117. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личнос­ти.— Тбилиси, 1975.

118. Общая психология: Курс лекций.— М., 1995.

119. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: па­радигмы, проекции, практики.— М., 1995.

120. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характе­ра.—М., 1987.

121. Очерк теории темперамента.— Пермь, 1973.

122. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных.— М., 1 951.

123. Павлов И.П. Поли. собр. соч.— Т. 2.— Кн. 2.— М., 1951.

124. Павлов И.П. Поли. собр. соч.— Т. 3.— Кн. 2.— М., 1951.

125. Павлов И.П. Поли. собр. соч.— Т. 5.— М, 1952.

126. Павловские среды.— Т. П.— М.; Л., 1949.

127. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.— М, 1982.

128. Петухов В.В. Психология мышления,— М., 1987.

129. Пиз А. Язык телодвижений.— Н.-Новгород, 1994.

130. Платонов К.К. Система психологии и теория отраже­ния.— М, 1982.

131. Платонов К.К. Занимательная психология.— М., 1997.

132. Платонов К.К. Структура и развитие личности.— М., 1986. I 133. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.— М., 1977.

134. Познай себя и других: Популярные тесты.— М., 1993.

135. Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета.— М., 1993.

136. Психодиагностические методы.— Л., 1976.

137. Психологические и психофизиологические особенности студентов.— Казань, 1977.

138. Психология личности: Тексты.— М., 1982.

139. Психология эмоций: Тексты.— М., 1984.

140. Психология формирования и развития личности.— М., 1981.

141. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В.— М., 1990.

142. Психология и психоанализ характера// Хрестоматия по психологии и типологии характеров.— Самара, 1997.

143. Пьецух В. Предсказание будущего.— М., 1989.

144. РаншбургЙ., Поппер П. Секреты личности.— М., 1983.

145. Рейнвальд Н.И. Психология личности.— М., 1987.

146. Роберт А. Джонсон. Он. Глубинные аспекты мужской психологии.— Харьков; М., 1996.

147. Роберт А. Джонсон. Она. Глубинные аспекты женской психологии.— Харьков; М., 1996.

148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.— М., 1946.

149. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.— М., 1957.

150. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психоло­гии.— М, 1959.

151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.— М, 1976.

152. Рувинский Л.М. Самовоспитание личности.— М., 1984.

153. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-пси­хологических различий.— М., 1979.

154. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.— М., 1976.

155. Селье Г. Очерк об адаптационном синдроме.— М., 1960.

156. Сеченов И.М. Элементы мысли.— М., 1935.

157. Сеченов И.М. Избранные философские и психологичес­кие произведения.— М., 1947.

158. Сеченов И.М. Избранные произведения.— Т. 1.— М., 1952.

159. Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и в дру­гих.—Л., 1990. vl60. Симонов П.В. Темперамент — характер — личность.— М., 1984.

161. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмо­ций.— М, 1970.

162. Симонов П.В. Что такое эмоция? — М., 1966.

163. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, лич­ность.— М., 1984.

164. Скотт Дж.Г. Сила ума.— Киев, 1990.

165. СлобинД., ГринДж. Психолингвистика.— М, 1976.

166. Смаллиан P.M. Как же называется эта книга? — М, 1981.

167. СобчикЛ.Н. Методы психологической диагностики.— М., 1990.

168. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление.— М., 1968.

169. Спиноза. Этика, доказанная в геометрическом порядке.— М.; Л., 1932.

170. Способности и склонности: Комплексные исследова­ния.—М., 1989.

171. Столин В.В. Самосознание личности.— М., 1983.

172. Страхов В.И. Психология внимания.— Саратов, 1992.

173. Страхов И.В. Психология характера.— Саратов, 1970.

174. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии.— М, 1982.

175. Тарле Е.В. Сочинения: В 12 т.— Т. 7.— М., 1959.

176. Теплов Б.М. Психология.— М., 1951.

177. Тихомиров O.K. Психология мышления.— М., 1984.

178. 7олапойЛ.Исповедь//Собр.соч.:В22т.— Т. 16.—М., 1983.

179. Труд, контакты, эмоции: Наблюдения, советы, рекоменда­ции психологов.— Л., 1980.

180. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении.— М., 1989.

181. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведе­ния.—М., 1969.

182. Франкл В. Человек в поисках смысла.— М., 1990.

183. Фрейд3. «Я» и «Оно».— М, 1924.

184. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып.У.— М., 1975.

185. Фромм Э. Иметь или быть.— М., 1990.

186. ФульеА. Темперамент и характер.— М., 1896.

187. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.— М., 1986.

188. Холмс Э. Созидательный разум и успех.— М., 1992.

189. Хомский Н. Язык и мышление.— М., 1972.

190. Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.

191. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышле­ния.—М., 1981.

192. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.— М., 1979.

193. Худик В. А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте.— Киев, 1992.

194. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве.— М., 1972.

195. ЧернилевскийД.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология.— М, 2001.

196. Чехов А.П. Чайка // Поли. собр. соч.: В 30 т.— Т. 13.— М., 1978.

197. ЧистовтЛА. Речь. Артикуляция и восприятие.—М;Л., 1965.

198. Что вы знаете и не знаете о себе и других.— Дубна, 1996.

199. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирова­ние личности.— М., 1986.

200. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции моз­га.—М., 1985.

201. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.— М, 1996.

202. Шибутани Т. Социальная психология.— М., 1969.

203. Экспериментальная и прикладная психология: психичес­кие состояния.— Л., 1981. -

204. Экспериментальные исследования волевой активности.— Рязань, 1986.

205. Эмоциональный стресс.— Л., 1970.

206. ЮнгК.Г. Психологические типы.— М., 1928.

207. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии.— М., 1974.

208. Adams J. A. Human memory.— N. Y., 1967.

209. Adler A. Studie uber Minderwertigkeit von Organen.— Munchen, 1907.

210. Adler A. What life should mean to you.— London, 1980.

211. Allport G Personality: a psychological interpretation.— N. Y., 1937.

212. Atkinson S.W. An introduction to motivation.— Princeton, 1965.

213. Frank! V.E. Der Wille zum Sinn.— 2 Aufl. Bern, 1982.

214. Fromm E. The art of loving.— London, 1957.

215. Janet P. Fear of action as an essential element at the sentiment of melancholia.— In.: Reynert M.L. Feelings and emotions.— N.Y., 1967.

216. Kagan G., Havemann E. Psychology, an introduction.— N.Y., 1976.

217. Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs.— N. Y, 1955.

218. Maadi S.R. The search for meaning// The Nebraska Sym­posium on Motivation 1970.— Lincoln, 1971.

219. MaslowA. The father reaches of human nature.— N. Y., 1971.

220. Mc Nail E., Rubin Z. The psychology of being human.— San Francisco, 1977.

22\.Shibutanu J. A cybernetic approach to motivation.— In.: Modern systems research for the behavioral scientist.— Chicago, 1968.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio — отвлечение) — мыслен­ное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изу­чения.

АДАПТАЦИЯ (лат. adapto — приспособляю) — приспо­собление органов чувств к особенностям действую­щих на них стимулов с целью их наилучшего вос­приятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способ­ность живых существ производить спонтанные дви­жения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

АКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis — деятельный) — дей­ствие, заключающееся в извлечении усвоенного ма­териала из долговременной или кратковременной па­мяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непос­редственном воспроизведении.

АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное раз­витие.

АЛЬТРУИЗМ (лат. alter — другой) — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (греч. ampi — двойственность, лат. valentia — сила). В психологии чувств обознача­ет одновременное присутствие в душе человека про­тивоположных, несовместимых друг с другом стрем­лений, касающихся одного и того же объекта.

АМНЕЗИИ — нарушения памяти, возникающие при различных локальных поражениях мозга.

АНАЛИЗ (греч. analysis — разложение, расчленение) — процесс расчленения целого на части — включен во все акты практического и познавательного взаимо­действия организма со средой.

АНАЛИЗАТОР— понятие, предложенное И.П.Павло­вым. Обозначает совокупность афферентных и эффе­рентных нервных структур, участвующих в восприя­тии, переработке и реагировании на раздражители.

АНАЛОГИЯ (греч. analogos — соответственный, сораз­мерный) — сходство между объектами в некотором отношении.

АПАТИЯ (греч. apatheia — бесстрастность) — состоя­ние эмоциональной пассивности, безразличия и без­деятельности; характеризуется упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действитель­ности и ослаблением побуждений и интересов.

АПРАКСИЯ (греч. apraxia — бездействие) -- наруше­ние произвольных целенаправленных движений и действий у человека.

АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при которой акту­ализация одного из них влечет за собой появление другого.

АСТЕНИЯ (греч. astheneia — бессилие, слабость) — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в по­вышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.

АУТИЗМ (греч. auto — сам) — крайняя форма психо­логического отчуждения, выражающаяся в уходе ин­дивида от контактов с окружающей действительнос­тью и погружении в мир собственных переживаний.

АФАЗИИ — нарушения речи, возникающие при ло­кальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное рас­стройство различных видов речевой деятельности.,

АФФЕКТ (лат. affectus — душевное волнение, страсть) — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникаю­ щее в результате фрустрации или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

АФФЕРЕНТНЫЙ (лат. afferentis — приносящий) — понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (лат. reflexus — отраже­ние) — наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воз­действия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологичес­ких свойств, процессов и состояний человека, нахо­дящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

БРЕД— ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими обра­зами, видениями, галлюцинациями (см. также аутизм).

ВЛЕЧЕНИЕ — желание (потребность) что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

ВНИМАНИЕ — состояние психологической концентра­ции, сосредоточенности на каком-либо объекте.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой материи прихо­дить в состояние возбуждения под влиянием раздра­жителей и сохранять его следы в течение некоторо­го времени.

ВОЛЯ — свойство (состояние) человека, проявляюще­еся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения со­знательно поставленной цели.

ВООБРАЖЕНИЕ— способность представлять отсутству­ющий или реально не существующий объект, удержи­вать его в сознании и мысленно манипулировать им.

ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) — воспроизведе­ние по памяти какой-либо ранее воспринятой ин­формации. Один из основных процессов памяти.

ВОСПРИЯТИЕ— процесс приема и переработки челове­ком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстанов­лении и реконструкции актуализированного содер­жания в той или иной знаковой форме.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ — интервал времени между нача­лом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА— система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (лат. hallucinatio — бред, виде­ние) — нереальные, фантастические образы, возни­кающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики (см. также аутизм, бред).

ГЕНИАЛЬНОСТЬ (лат. genius — дух) — высший уро­вень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответству­ющей области или сфере деятельности.

ГЕНОТИП (греч. genos — происхождение, typos — форма, образец)— совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.

ГОМЕОСТАЗ (греч. homoios — подобный, statis — сто­яние) — нормальное состояние равновесия органи­ческих и других процессов в живой системе.

ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (лат. persona — личность, лицо — обезличивание) — временная утрата человеком пси­хологических и поведенческих особенностей, харак­теризующих его как личность.

ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio — подавление) — состояние душевного расстройства, подавленности, характери­зующееся упадком сил и снижением активности.

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare— определять) — философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире (в психо­логии — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразо­вание, совершенствование действительности и само­го себя.

ДИСТРЕСС — отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность человека.

ДУША— понятие, отражающее исторически изменяв­шиеся воззрения на психику человека и животных.

ЖЕЛАНИЕ — состояние актуализированной, т. е. на­чавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конк­ретное для ее удовлетворения.

ЗАДАТКИ— предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными.

ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных ме­ханизмов, представляющих собой подсознательную замену запретной или практически недостижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуаль­ную потребность.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare — отождеств­лять) — в психологии — установление сходства одно­го человека с другим, направленное на его вспомина­ние и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ— (см. мгновенная память).

ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio — ошибка, заблуждение) — феномены восприятия, воображения и памяти, суще­ствующие только в голове человека и не соответству­ющие какому-либо реальному явлению или объекту.

ИМИДЖ (англ. imadg — образ) — сложившийся в массо­вом сознании и имеющий характер стереотипа эмоцио­нально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

ИМПРИНТИНГ (англ. imprint — запечатлевать) — вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реак­циями — одна из форм памяти.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к скоро­палительным решениям, непродуманным действиям и. Поступкам.

ИНДИВИД (лат. individuum — неделимое) — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ— своеобразное сочетание ин­дивидных свойств человека, отличающее его от дру­гих людей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ус­тойчивое сочетание особенностей выполнения раз­ных видов деятельности одним и тем же человеком.

ИНИЦИАТИВА (лат. initio — начинать, посвящать в таинство)— проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зави­сящими от него обстоятельствами.

ИНСАЙТ (англ. insight — постижение, озарение) — неожиданное для самого человека внезапное нахож­дение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНСТИНКТ (лат. instinctus — побуждение) — врожден­ная, малоизменяемая форма поведения, обеспечива­ющая приспособление организма к типичным усло­виям его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus — разумение, понима­ние) — совокупность умственных способностей че­ловека и некоторых высших животных, например, че­ловекообразных обезьян.

ИНТЕНЦИЯ (лат. intentio — стремление) — направлен­ность сознания, мышления на какой-либо предмет.

ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (лат. inter — между, ferentis — несу­щий) — нарушение нормального хода одного процес­са вмешательством другого.

ИНТРОВЕРСИЯ (лат. intro — внутрь, versio — повора­чивать, обращать) — обращенность сознания чело­века к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ос­лаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности).

ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — метод познания человеком психи­ческих явлений путем самонаблюдения.

ИНТУИЦИЯ (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жиз­ненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ (лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и по­ведении взрослого особенностей, присущих детско­му возрасту.

ИПОХОНДРИЯ — состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болез­нями.

КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — психоана­литический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека пос­ле сильных эмоциональных переживаний типа аф­фекта или стресса.

КОМПЛЕКС (лат. complexus — связь, сочетание) — соединение отдельных психических процессов в це­лое, отличное от суммы своих элементов.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состо­яние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоцио­нальными переживаниями по этому поводу.

КОНСТАТНОСТЬ (лат. constans (constantis) — постоян­ный) — относительная независимость воспринимае­мых характеристик объектов от параметров раздра­жения рецепторных поверхностей органов чувств.

КОНСТАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство воспри­нимать объекты и видеть их относительно постоянт­ными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

КОНФАБУЛЯЦИИ (лат. confabulo — болтаю) — ложные воспоминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА— поня­тие, расширяющее и углубляющее павловское пред­ставление о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе раз­личных групп нейронов коры головного мозга.

КОРРЕЛЯЦИЯ (лат. correlatio — соотношение) — поня­тие, указывающее на статистическую связь, суще­ствующую между изучаемыми явлениями.

КРИЗИС — состояние душевного расстройства, выз­ванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

ЛАБИЛЬНОСТЬ (лат. labilis — скользящий, неустойчи­вый) — свойство нервных процессов (нервной систе­мы), проявляющееся в способности проводить опре­деленное количество нервных импульсов за единицу времени. Лабильность также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, со­ставляющих его индивидуальность.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (англ. longitude — долгота) — длительное по времени своего проведе­ния научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

ЛЮБОВЬ — высшее духовное чувство человека, бога­тое разнообразными эмоциональными переживани­ями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все для благополучия любимого человека.

МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове че­ловека следов воспринятого материала (действует, как правило, только во время самого процесса вос­приятия).

МЕЛАНХОЛИК (греч. melas (melanos) — черные, chole — желчь) — один из четырех типов темперамента — человек, чье поведение характеризуется низким уров­нем психической активности, замедленностью реак­ций на действующие стимулы, сдержанностью мо­торики и речи, быстрой утомляемостью.

МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представлен­ные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

МОДАЛЬНОСТЬ (лат. modus — способ) — одно из ос­новных свойств ощущений, их качественная харак­теристика.

МОТИВ (лат. movere — приводить в движение, тол­кать) — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

МОТИВАЦИЯ — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

МЫШЛЕНИЕ — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

НАВЫК— сформированное, автоматически осуществ­ляемое действие, не требующее сознательного конт­роля и специальных волевых усилий для его выпол­нения.

НАМЕРЕНИЕ — сознательное желание, готовность что-либо сделать.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — понятие, обознача­ющее совокупность потребностей и мотивов лич­ности, определяющих главное направление ее пове­дения.

НАПРЯЖЕННОСТЬ— состояние повышенного физи­ческого или психологического возбуждения, сопро­вождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

НАСТОЙЧИВОСТЬ — волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и пре­пятствиям, добиваться осуществления цели.

НАСТРОЕНИЕ — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения ин­дивидуального опыта (знаний, умений и навыков).

НЕЙРОН (греч. neuron — нерв) — нервная клетка со всеми ее отростками, основная структурная единица нервной системы.

НЕЙРОТИЗМ — свойство человека, характеризующее­ся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА (греч. neuron — нерв и systema — целое, составленное из частей),— совокупность нерв­ных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.

ОБОБЩЕНИЕ — выделение общего из множества ча­стных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуа­ции (см. абстракция).

ОБРАЗ — субъективная обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные по­нятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функциониру­ет психика человека.

ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека задатков к раз­витию способностей.

ОЛИГОФРЕНИЯ (греч. oligos — немногий, незначи­тельный, phren — ум) — патологическое снижение способностей у человека.

ОНТОГЕНЕЗ (греч. on, род. падеж ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс ин­дивидуального развития организма или личности.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — форма памяти, рассчитан­ная на сохранение информации в течение опреде­ленного времени, необходимого для выполнения не­которого действия или операции.

ОПЕРАЦИЯ (лат. operatio — действие) — единица де­ятельности, способ выполнения действия, опреде­ляемый условиями наличной (внешней или мыслен­ной) ситуации.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ — нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изме­нениях в окружающей субъекта среде и в его орга­низме.

ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заклю­чающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

ОЩУЩЕНИЕ — субъективное отражение свойств пред­метов объективного мира, возникающее при их непос­редственном воздействии на рецепторы.

ПАМЯТЬ — процессы запоминания, сохранения, вос­производства и переработки человеком разнообраз­ной информации.

ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение (т. е.— наследственная).

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизве­дение информации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитан­ная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговремен­ную память.

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ— (см. оперативная память).

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (греч. pathos — страдание, бо­лезнь) — отрасль психологической науки, связанная с изучением отклонений в психике и поведении че­ловека при различных заболеваниях.

ПЕРЕЖИВАНИЕ — ощущение, сопровождаемое эмо­циями.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (лат. persona — личность) — про­цесс превращения человека в личность, приобрете­ния им индивидуальности.

ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимо­действие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психичес­кой) активностью.

ПОДВИЖНОСТЬ — одно из первичных свойств нерв­ной системы, состоящее в способности быстро реа­гировать на изменения в окружающей среде.

ПОДРАЖАНИЕ — сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру, образцу.

ПОНИМАНИЕ — способность постичь смысл и зна­чение чего-либо и достигнутый благодаря этому ре­зультат.

ПОСТУПОК — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из опреде­ленных убеждений.

ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма, инди­вида, личности в чем-то, необходимом для их нор­мального существования.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприя­тия представлять мир не в виде отдельных ощуще­ний, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

ПРЕДРАССУДОК — устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — процесс и результат воспроиз­водства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

ПРИВЫКАНИЕ — прекращение или снижение остро­ты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель.

ПРОЕКЦИЯ (лат. projectio — выбрасывание вперед) — процесс и результат постижения и порождения зна­чений, заключающийся в осознанном или бессозна­тельном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты.

ПСИХИКА (греч. psychikos — душевный) — общее понятие, обозначающее совокупность всех психичес­ких явлений, изучаемых в психологии.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — процессы, происходя­щие в голове человека и отражающиеся в динами­чески изменяющихся психических явлениях: ощуще­ниях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функ­ционирования психики как особой формы жизнеде­ятельности.

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (греч. psy­che — душа и soma — тело) — нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и раз­витие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием ос­трой или хронической психологической травмы, спе­цифическими особенностями эмоционального реа­гирования личности.

РАЗДРАЖИТЕЛЬ — любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

РАССЕЯННОСТЬ — неспособность внимания сконцен­трироваться на объекте.

РЕАКЦИЯ (лат. ге — против, actio — действие) — ответ организма на изменение во внешней или внутрен­ней среде.

РЕФЛЕКС (лат. reflexus — отражение) — опосредство­ванная нервной системой закономерная ответная ре­акция организма на раздражитель.

РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ— (см. безусловный реф­лекс).

РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ— приобретенная реакция орга­низма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражите­ля с положительным подкреплением со стороны ак­туальной потребности.

РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio — обращение назад) — спо­собность сознания человека сосредоточиться на са­мом себе.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — понятие, обозначающее со­вокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на пе­риферии тела, к центру (см. афферентный), пере­рабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раз­дражители.

РЕЦЕПТОР (лат. recipere — получать) — специализи­рованное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназна­ченное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механичес­ких и т. д.— и их преобразования в нервные электри­ческие импульсы.

РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для пред­ставления, переработки, хранения и передачи инфор­мации.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ — способность человека самостоя­тельно принимать ответственные решения и неуклон­но реализовать их в деятельности.

РИГИДНОСТЬ (лат. rigidus — жесткий, твердый) — заторможенность мышления, проявляющаяся в труд­ности отказа человека от однажды принятого реше­ния, способа мышления и действий.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis — действитель­ный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих лично­стных возможностей.

САМООБЛАДАНИЕ — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взве­шенно в сложных жизненных ситуациях.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — самостоятель­ный выбор человеком своего жизненного пути, це­лей, ценностей, нравственных норм, будущей профес­сии и условий жизни.

САМООЦЕНКА— оценка человеком собственных воз­можностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ (лат. regulare — приводить в поря­док, налаживать) — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологически­ми состояниями, а также поступками.

САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».

САНГВИНИК (лат. sanquis — кровь) — тип темпера­мента, характеризующийся высокой психической ак­тивностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой реакций, разнообразием и богатством ми­мики, быстрым темпом речи.

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА— устой­чивые особенности нервной системы, влияющие — при прочих равных условиях — на индивидуальные психологические особенности человека.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (лат. sensus — чувство, ощуще­ние) — характеристика органов чувств, выражающа­яся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы.

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (лат. signum — знак и греч. system — целое, соединение) — первая и вторая — способы регуляции поведения живых существ в ок­ружающем мире, свойства которого воспринимают­ся головным мозгом в виде сигналов, либо непосред-

ственно улавливаемых органами чувств как ощуще­ния цвета, запаха и т. п. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сиг­нальная система).

СЕНСОРНЫЙ — связанный с работой орагнов чувств.

СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — свойство нервной сис­темы выдерживать длительные и большие нагрузки.

СИМВОЛ (греч. symbolon — условный знак) — образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозна­чаемым объектом.

СИМПАТИЯ (греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — чувство эмоциональной предрас­положенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

СИНТЕЗ (греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или со­единения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познаниния.

СИТУАЦИЯ (франц. situation — положение, обстанов­ка) — система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его ак­тивность.

СКЛОННОСТЬ — предрасположенность к чему-либо.

СОВЕСТЬ — способность личности осуществлять нрав­ственный самоконтроль; характеризует личность, до­стигшую высокого уровня психологического развития.

СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отраже­ния человеком действительности, ее представлен­ность в виде обобщенных образов и понятий.

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — сконцентрированность вни­мания человека.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобре­тение ими знаний, умений и навыков, а также успеш­ность выполнения различных видов деятельности.

СТИМУЛ (лат. stimulus — остроконечная палка, кото­рой погоняли животных, стрекало) — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.

СТРАСТЬ — сильно выраженная увлеченность челове­ка кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глу­бокими эмоциональными переживаниями, связанны­ми с соответствующим объектом.

СТРЕМЛЕНИЕ — желание и готовность действовать определенным образом.

СТРЕСС (англ. stress — давление, напряжение) — состояние душевного (эмоционального) и поведенчес­кого расстройства, связанное с неспособностью че­ловека целесообразно и разумно действовать в сло­жившейся ситуации.

СТРУКТУРА (лат. structure — взаиморасположение, строение) — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

СУИЦИД (англ. suicide — самоубийство) — акт само­убийства, совершаемый человеком в состоянии силь­ного душевного расстройства либо под влиянием пси­хического заболевания.

ТАЛАНТ (греч. talanton— первоначально вес, мера, потом в переносном значении — уровень способно­стей) — высокий уровень развития способностей че­ловека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, связан­ный с созданием или открытием чего-либо нового.

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — динамичес­кая характеристика психических процессов и пове­дения человека, проявляющаяся в их скорости, из­менчивости, интенсивности и др.

ТОРМОЖЕНИЕ — активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в со­стояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситу­ациях.

УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргу­ментами и фактами.

УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справлять­ся с деятельностью, включающей эти действия.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок.

УСТАЛОСТЬ— комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления.

УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкрет­ные стимулы.

ФЛЕГМАТИК (греч. phlegma — слизь) — тип темпе­рамента человека, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительнос­тью, невыразительностью мимики; флегматик труд­но переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке.

ФРУСТРАЦИЯ (лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — эмоционально-тяжелое пере­живание человеком своей неудачи, сопровождающе­еся чувством безысходности, крушения надежд в до­стижении определенной желаемой цели.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (лат. functio — испол­нение и systema — целое, соединение) — сложно орга­низованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта.

ХАРАКТЕР (греч. charakter — печать, чеканка) — сово­купность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в дея­тельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.

ХОЛЕРИК (греч. chole — желчь) — тип темперамен­та человека, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мыслен­ная достройка совокупности некоторых воспринима­емых элементов объекта до его целостного образа.

ЦЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого резуль­тата, на достижение которого направлено действие человека.

ЦЕННОСТИ — то, что человек особенно ценит в жиз­ни, чему он придает особый, положительный жизнен­ный смысл.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА— часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма запо­минать и реагировать на воздействия среды, не име­ющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

ЧУВСТВО— высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объ­ектом.

ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio — выражение) — выра­зительность; сила проявления чувств, переживаний.

ЭКСТРАВЕРСИЯ (лат. extra — вне, versio — поворачи­вать, обращать) — обращенность сознания и внима­ния человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

ЭМОЦИИ (лат. emoveo— потрясаю, волную) — элемен­тарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода про­цесса удовлетворения актуальных потребностей.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообраз­ных эмоций и чувств.

ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к перифе­рии тела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.