КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендуемой для изучения
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ (с. 302-303) За каждый ответ «нет» на вопросы с 2 по 9 получаете 5 баллов, за ответы «да» на вопросы 1 и 10 — 5 баллов (соответственно, за остальные ответы «да» и. «нет» — 0 баллов). 35-50 баллов — вы себя любите, значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому вы получаете от окружающих положительные стимулы, и «корабль» вашей жизни плывет под парусами. Чувствуете свою необходимость и считаете, что жизнь имеет смысл, во всяком случае, способны придать ей необходимый индивидуальный смысл. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями. 15-30 баллов — трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете все свои способности, обращаете чрезмерное внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызвать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь. 0-10 баллов — вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случится плохое и, признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгновения, когда вы ненавидите себя и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом! СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, 1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.— М, 1980. 2. Айзенк Г. Проверьте свои способности.— М., 1971. 3. Альтшуллер ГС Творчество как точная наука.— М., 1979. 4. Аминов ГА. Вероятностная организация центральных механизмов речи.— Казань, 1972. ' 5. Ананьев Б.Г. Воспитание характера.— Л., 1941. 6. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.— Л., 1961. 7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.— Л., 1968. 8. Анастази А.А. Психологическое тестирование.— М., 1982. 9. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия.—Т. 35—М., 1964. 10. Асеев ВТ. Мотивация поведения и формирование личности.— М., 1976. 11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.— М., 1984. 12. Асмолов А.Г. Психология личности.— М., 1990. 13. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.— М., 1980. 14. Бабский Е.Б. и др. Физиология человека.— М., 1966. 15. Белоус В.В. Темперамент и деятельность.— Пятигорск, 1990. 16. Бердяев Н.А. Самопознание.— М., 1991. 17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.— СПб., 1995. 18. Берне Р. Я-концепция и воспитание.— М., 1986. 19. Бернштейн НЛ. Природа навыка и тренировки//Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. 20. Бернштейн СИ. Устная ораторская речь и проблема ораторской радиоречи // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики.— М., 1972. 21. Бодалев А.А. Психология о личности.— М., 1988. 22. БомбарА. За бортом по своей воле.— М., 1959. 23. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М, 1977. 24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.— М., 1983. 25. БрунерДж. Психология познания.— М., 1977. 26. Брушлинский А.В. Воображение и творчество// Научное творчество.— М„ 1969. 27. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование.—М., 1979. 28. БульП.И. Основы психотерапии.— Л., 1974. 29. Бычинин В.В. Духовная культура личности.— М., 1986. 30. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций).— М., 1984. 31. Введение в психологию/ Под ред. А.В.Петровского.— М., 1996. 32. ВейнА.М., КаменецкаяБ.И. Память человека.— М., 1973. 33. ВеккерЛ.М. Психические процессы.— Т. 3.— Л., 1981. 34. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.— М., 1976. 35. Вундт В. Очерки психологии.— М., 1912. 36. Выготский А.С. Собр.соч.: В 6 т.— М., 1983. 37. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.— Т. 2.— М., 1971. 38. Гельгорн Э., ЛуфборроуДж. Эмоции и эмоциональные расстройства.— М., 1966. 39. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.— М., 1988. 40. Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники.—Л.-М., 1967. 41. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т.— М., 1992. 42. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.— М., 1987. 43. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.— М., 1972. 44. Горбов Ф.Д. О помехоустойчивости оператора // Инженерная психология.— М., 1964. 45. Грановская P.M. Элементы практической психологии.— Л., 1988. 46. ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики.— М., 1987. 47. ГриншпунИ.Б. Введение в психологию.— М., 1995. 48. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.— М., 1989. 49. Джеймс В. Психология.— Пг., 1922. 50. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблемы адаптации и здоровье человека.— М., 1976. 51. Добротворский И.Л. Как найти себя и начать жить.— Воронеж, 1994. 52. ДодоновБ.И. В мире эмоций.— Киев, 1987. 53. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.— М., 1978. 54. Ермолаева Л.И. Психотерапия личного самочувствия.— М., 1993. 55. Замалетдинов И.С. и др. О возможности выделения уровней эмоционального стресса по речевым показателям в практике летно-космической деятельности // Психологические проблемы космических полетов.— М., 1979. 56. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие.— М., 1967. 57. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков.— Ташкент, 1985. 58. Зинц Р. Обучение и память.— Минск, 1984. 59. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания// Вопросы психологии, 1991, № 2. 60. Зуфаров К.А. Актуальные проблемы приспособительных процессов.— Ташкент, 1970. 61. Изард К. Эмоции человека.— М., 1980. 62. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга.— М., 1995. 63. Каттнер Г. Колодец миров.— М., 1992. 64. Кирьянова Е.Н., Ладанов И.Д. и др. Психологические тесты.—М., 1993. 65. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы.—М., 1978. 66. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения.— М., 1983. 67. Кон И.С. В поисках себя.— М., 1984. 68. Кон И.С. Открытие «Я».— М., 1978. 69. Кон И.С. Социология личности.— М., 1967. 70. Кони А.Ф. Собр. соч.: В 8 т.— Т. 4.— М., 1967. 71. КоршуноваЛ.С. Воображение и его роль в познании.— М., 1979. 72. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции.— М„ 1977. 73. Кречмер Э. Строение тела и характер.— М., 1924. 74. Кузнецов Б.Г. Эйнштейн.— М., 1962. 75. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества.— М., 1972. 76. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога.— Минск, 1988. 77. Лабрюйер. Характер или нравы этого века.— СПб, 1889. 78. Лабунская В.А. Невербальное поведение.— Ростов-на-Дону, 1986. 79. Ладанов И.Д. Управление стрессом.— М., 1989. 80. Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический этюд.—СПб., 1896. 81. Леви В.Л. Искусство быть собой.— М., 1977. 82. Леви В.Л. Искусство быть другим.— М., 1980. 83. Левитов Н.Д. Психология характера.— М., 1969. 84. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.— М., 1971. 85. Леонгард К. Акцентуированные личности.— Киев, 1978. 86. Леонтьев А.Н. Эмоции // Философская энциклопедия.— Т. 5.—М., 1970. 87. ЛеонптьевАН. Деятельность. Сознание. Личность.—М., 1977. 88. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.— М., 1981. 89. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.— М., 1993. 90. Либин А.В. Стилевые и темпераментные свойства в структуре индивидуальности человека.-т-М., 1993. 91. ЛихтенбергГ.К. Афоризмы.— М., 1965. 92. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.—Л., 1983. 93. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.— М., 1984. 94. Лопухова В.В. Физиологические основы адаптации.— Томск, 1982. 95. Лук АН. Эмоции и личность.— М., 1982. 96. Луковников Н. Методы исследования личности и коллектива.— Калинин, 1990. 97. ЛурияА.Р. Внимание и память.— М., 1975. 98. ЛурцяАР. Мозгчеловека и психические процессы.—М., 1963. 99. ЛурияА.Р. Ощущение и восприятие.— М., 1975. 100. ЛурияА.Р. Эволюционное введение в психологию.— М., 1975. 101. ЛурияА.Р. Язык и сознание.— М., 1979. 102. Мамардашвили М. Как я понимаю философию-— М., 1990. 103. Мамардашвили М. Беседы о мышлении//«Мысль изреченная...»/ Подред. В.А.Кругликова.— М., 1991. 104. Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности.—М., 1993. 105. Мели бурда Е. Я—ты—мы.— М., 1986. 106. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.— М., 1985. 107. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования.—Пермь, 1988. 108. Мехонцев Н.И. и др. Лектор и слушатель.— М., 1975. 109. Морозов А.В. Деловая психология.— СПб., 2000. 110. Музыканты смеются.— Киев, 1970. 111. Мясищев В.Н. Личность и неврозы.— Л., 1960. 112. Найссер У. Познание и реальность.— М., 1981. 113. Немов Р.С. Психология.— М., 1990. 114. Никитин Б.П. Ступеньки творчества (или развивающие игры).—М., 1976. 115. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни.— М., 1974. 116. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу.— М., 1990. 117. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности.— Тбилиси, 1975. 118. Общая психология: Курс лекций.— М., 1995. 119. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики.— М., 1995. 120. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.—М., 1987. 121. Очерк теории темперамента.— Пермь, 1973. 122. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных.— М., 1 951. 123. Павлов И.П. Поли. собр. соч.— Т. 2.— Кн. 2.— М., 1951. 124. Павлов И.П. Поли. собр. соч.— Т. 3.— Кн. 2.— М., 1951. 125. Павлов И.П. Поли. собр. соч.— Т. 5.— М, 1952. 126. Павловские среды.— Т. П.— М.; Л., 1949. 127. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.— М, 1982. 128. Петухов В.В. Психология мышления,— М., 1987. 129. Пиз А. Язык телодвижений.— Н.-Новгород, 1994. 130. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения.— М, 1982. 131. Платонов К.К. Занимательная психология.— М., 1997. 132. Платонов К.К. Структура и развитие личности.— М., 1986. I 133. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.— М., 1977. 134. Познай себя и других: Популярные тесты.— М., 1993. 135. Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета.— М., 1993. 136. Психодиагностические методы.— Л., 1976. 137. Психологические и психофизиологические особенности студентов.— Казань, 1977. 138. Психология личности: Тексты.— М., 1982. 139. Психология эмоций: Тексты.— М., 1984. 140. Психология формирования и развития личности.— М., 1981. 141. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В.— М., 1990. 142. Психология и психоанализ характера// Хрестоматия по психологии и типологии характеров.— Самара, 1997. 143. Пьецух В. Предсказание будущего.— М., 1989. 144. РаншбургЙ., Поппер П. Секреты личности.— М., 1983. 145. Рейнвальд Н.И. Психология личности.— М., 1987. 146. Роберт А. Джонсон. Он. Глубинные аспекты мужской психологии.— Харьков; М., 1996. 147. Роберт А. Джонсон. Она. Глубинные аспекты женской психологии.— Харьков; М., 1996. 148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.— М., 1946. 149. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.— М., 1957. 150. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.— М, 1959. 151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.— М, 1976. 152. Рувинский Л.М. Самовоспитание личности.— М., 1984. 153. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий.— М., 1979. 154. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.— М., 1976. 155. Селье Г. Очерк об адаптационном синдроме.— М., 1960. 156. Сеченов И.М. Элементы мысли.— М., 1935. 157. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.— М., 1947. 158. Сеченов И.М. Избранные произведения.— Т. 1.— М., 1952. 159. Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и в других.—Л., 1990. vl60. Симонов П.В. Темперамент — характер — личность.— М., 1984. 161. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций.— М, 1970. 162. Симонов П.В. Что такое эмоция? — М., 1966. 163. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность.— М., 1984. 164. Скотт Дж.Г. Сила ума.— Киев, 1990. 165. СлобинД., ГринДж. Психолингвистика.— М, 1976. 166. Смаллиан P.M. Как же называется эта книга? — М, 1981. 167. СобчикЛ.Н. Методы психологической диагностики.— М., 1990. 168. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление.— М., 1968. 169. Спиноза. Этика, доказанная в геометрическом порядке.— М.; Л., 1932. 170. Способности и склонности: Комплексные исследования.—М., 1989. 171. Столин В.В. Самосознание личности.— М., 1983. 172. Страхов В.И. Психология внимания.— Саратов, 1992. 173. Страхов И.В. Психология характера.— Саратов, 1970. 174. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии.— М, 1982. 175. Тарле Е.В. Сочинения: В 12 т.— Т. 7.— М., 1959. 176. Теплов Б.М. Психология.— М., 1951. 177. Тихомиров O.K. Психология мышления.— М., 1984. 178. 7олапойЛ.Исповедь//Собр.соч.:В22т.— Т. 16.—М., 1983. 179. Труд, контакты, эмоции: Наблюдения, советы, рекомендации психологов.— Л., 1980. 180. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении.— М., 1989. 181. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.—М., 1969. 182. Франкл В. Человек в поисках смысла.— М., 1990. 183. Фрейд3. «Я» и «Оно».— М, 1924. 184. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып.У.— М., 1975. 185. Фромм Э. Иметь или быть.— М., 1990. 186. ФульеА. Темперамент и характер.— М., 1896. 187. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.— М., 1986. 188. Холмс Э. Созидательный разум и успех.— М., 1992. 189. Хомский Н. Язык и мышление.— М., 1972. 190. Хрестоматия по вниманию.— М., 1976. 191. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления.—М., 1981. 192. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.— М., 1979. 193. Худик В. А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте.— Киев, 1992. 194. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве.— М., 1972. 195. ЧернилевскийД.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология.— М, 2001. 196. Чехов А.П. Чайка // Поли. собр. соч.: В 30 т.— Т. 13.— М., 1978. 197. ЧистовтЛА. Речь. Артикуляция и восприятие.—М;Л., 1965. 198. Что вы знаете и не знаете о себе и других.— Дубна, 1996. 199. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.— М., 1986. 200. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга.—М., 1985. 201. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.— М, 1996. 202. Шибутани Т. Социальная психология.— М., 1969. 203. Экспериментальная и прикладная психология: психические состояния.— Л., 1981. - 204. Экспериментальные исследования волевой активности.— Рязань, 1986. 205. Эмоциональный стресс.— Л., 1970. 206. ЮнгК.Г. Психологические типы.— М., 1928. 207. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии.— М., 1974. 208. Adams J. A. Human memory.— N. Y., 1967. 209. Adler A. Studie uber Minderwertigkeit von Organen.— Munchen, 1907. 210. Adler A. What life should mean to you.— London, 1980. 211. Allport G Personality: a psychological interpretation.— N. Y., 1937. 212. Atkinson S.W. An introduction to motivation.— Princeton, 1965. 213. Frank! V.E. Der Wille zum Sinn.— 2 Aufl. Bern, 1982. 214. Fromm E. The art of loving.— London, 1957. 215. Janet P. Fear of action as an essential element at the sentiment of melancholia.— In.: Reynert M.L. Feelings and emotions.— N.Y., 1967. 216. Kagan G., Havemann E. Psychology, an introduction.— N.Y., 1976. 217. Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs.— N. Y, 1955. 218. Maadi S.R. The search for meaning// The Nebraska Symposium on Motivation 1970.— Lincoln, 1971. 219. MaslowA. The father reaches of human nature.— N. Y., 1971. 220. Mc Nail E., Rubin Z. The psychology of being human.— San Francisco, 1977. 22\.Shibutanu J. A cybernetic approach to motivation.— In.: Modern systems research for the behavioral scientist.— Chicago, 1968. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio — отвлечение) — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения. АДАПТАЦИЯ (лат. adapto — приспособляю) — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. АКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis — деятельный) — действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непосредственном воспроизведении. АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. АЛЬТРУИЗМ (лат. alter — другой) — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (греч. ampi — двойственность, лат. valentia — сила). В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта. АМНЕЗИИ — нарушения памяти, возникающие при различных локальных поражениях мозга. АНАЛИЗ (греч. analysis — разложение, расчленение) — процесс расчленения целого на части — включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. АНАЛИЗАТОР— понятие, предложенное И.П.Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители. АНАЛОГИЯ (греч. analogos — соответственный, соразмерный) — сходство между объектами в некотором отношении. АПАТИЯ (греч. apatheia — бесстрастность) — состояние эмоциональной пассивности, безразличия и бездеятельности; характеризуется упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. АПРАКСИЯ (греч. apraxia — бездействие) -- нарушение произвольных целенаправленных движений и действий у человека. АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. АСТЕНИЯ (греч. astheneia — бессилие, слабость) — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна. АУТИЗМ (греч. auto — сам) — крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний. АФАЗИИ — нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности., АФФЕКТ (лат. affectus — душевное волнение, страсть) — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникаю щее в результате фрустрации или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. АФФЕРЕНТНЫЙ (лат. afferentis — приносящий) — понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу. БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (лат. reflexus — отражение) — наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. БРЕД— ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, галлюцинациями (см. также аутизм). ВЛЕЧЕНИЕ — желание (потребность) что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям. ВНИМАНИЕ — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени. ВОЛЯ — свойство (состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. ВООБРАЖЕНИЕ— способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) — воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти. ВОСПРИЯТИЕ— процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. ВРЕМЯ РЕАКЦИИ — интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него. ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА— система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (лат. hallucinatio — бред, видение) — нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики (см. также аутизм, бред). ГЕНИАЛЬНОСТЬ (лат. genius — дух) — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности. ГЕНОТИП (греч. genos — происхождение, typos — форма, образец)— совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей. ГОМЕОСТАЗ (греч. homoios — подобный, statis — стояние) — нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе. ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (лат. persona — личность, лицо — обезличивание) — временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность. ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio — подавление) — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare— определять) — философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире (в психологии — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов). ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. ДИСТРЕСС — отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность человека. ДУША— понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных. ЖЕЛАНИЕ — состояние актуализированной, т. е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения. ЗАДАТКИ— предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными. ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену запретной или практически недостижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность. ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare — отождествлять) — в психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица. ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ— (см. мгновенная память). ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio — ошибка, заблуждение) — феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту. ИМИДЖ (англ. imadg — образ) — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. ИМПРИНТИНГ (англ. imprint — запечатлевать) — вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями — одна из форм памяти. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к скоропалительным решениям, непродуманным действиям и. Поступкам. ИНДИВИД (лат. individuum — неделимое) — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ— своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком. ИНИЦИАТИВА (лат. initio — начинать, посвящать в таинство)— проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами. ИНСАЙТ (англ. insight — постижение, озарение) — неожиданное для самого человека внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал. ИНСТИНКТ (лат. instinctus — побуждение) — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus — разумение, понимание) — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян. ИНТЕНЦИЯ (лат. intentio — стремление) — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (лат. inter — между, ferentis — несущий) — нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого. ИНТРОВЕРСИЯ (лат. intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности). ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — метод познания человеком психических явлений путем самонаблюдения. ИНТУИЦИЯ (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий. ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ (лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. ИПОХОНДРИЯ — состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями. КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса. КОМПЛЕКС (лат. complexus — связь, сочетание) — соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу. КОНСТАТНОСТЬ (лат. constans (constantis) — постоянный) — относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. КОНСТАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянтными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия. КОНФАБУЛЯЦИИ (лат. confabulo — болтаю) — ложные воспоминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА— понятие, расширяющее и углубляющее павловское представление о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга. КОРРЕЛЯЦИЯ (лат. correlatio — соотношение) — понятие, указывающее на статистическую связь, существующую между изучаемыми явлениями. КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. ЛАБИЛЬНОСТЬ (лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Лабильность также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса. ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (англ. longitude — долгота) — длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений. ЛЮБОВЬ — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все для благополучия любимого человека. МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала (действует, как правило, только во время самого процесса восприятия). МЕЛАНХОЛИК (греч. melas (melanos) — черные, chole — желчь) — один из четырех типов темперамента — человек, чье поведение характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью реакций на действующие стимулы, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы. МОДАЛЬНОСТЬ (лат. modus — способ) — одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика. МОТИВ (лат. movere — приводить в движение, толкать) — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. МОТИВАЦИЯ — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. МЫШЛЕНИЕ — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. НАВЫК— сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. НАМЕРЕНИЕ — сознательное желание, готовность что-либо сделать. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения. НАПРЯЖЕННОСТЬ— состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки. НАСТОЙЧИВОСТЬ — волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. НАСТРОЕНИЕ — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени. НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков). НЕЙРОН (греч. neuron — нерв) — нервная клетка со всеми ее отростками, основная структурная единица нервной системы. НЕЙРОТИЗМ — свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (греч. neuron — нерв и systema — целое, составленное из частей),— совокупность нервных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций. ОБОБЩЕНИЕ — выделение общего из множества частных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуации (см. абстракция). ОБРАЗ — субъективная обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека. ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека задатков к развитию способностей. ОЛИГОФРЕНИЯ (греч. oligos — немногий, незначительный, phren — ум) — патологическое снижение способностей у человека. ОНТОГЕНЕЗ (греч. on, род. падеж ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс индивидуального развития организма или личности. ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — форма памяти, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. ОПЕРАЦИЯ (лат. operatio — действие) — единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. ОРГАНЫ ЧУВСТВ — нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях в окружающей субъекта среде и в его организме. ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. ОЩУЩЕНИЕ — субъективное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. ПАМЯТЬ — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение (т. е.— наследственная). ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения. ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память. ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ— (см. оперативная память). ПАТОПСИХОЛОГИЯ (греч. pathos — страдание, болезнь) — отрасль психологической науки, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях. ПЕРЕЖИВАНИЕ — ощущение, сопровождаемое эмоциями. ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (лат. persona — личность) — процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности. ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. ПОДВИЖНОСТЬ — одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде. ПОДРАЖАНИЕ — сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру, образцу. ПОНИМАНИЕ — способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат. ПОСТУПОК — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений. ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования. ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам. ПРЕДРАССУДОК — устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления. ПРИВЫКАНИЕ — прекращение или снижение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель. ПРОЕКЦИЯ (лат. projectio — выбрасывание вперед) — процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. ПСИХИКА (греч. psychikos — душевный) — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др. ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (греч. psyche — душа и soma — тело) — нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности. РАЗДРАЖИТЕЛЬ — любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию. РАССЕЯННОСТЬ — неспособность внимания сконцентрироваться на объекте. РЕАКЦИЯ (лат. ге — против, actio — действие) — ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде. РЕФЛЕКС (лат. reflexus — отражение) — опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ— (см. безусловный рефлекс). РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ— приобретенная реакция организма на определенный раздражитель, возникшая в результате сочетания воздействия этого раздражителя с положительным подкреплением со стороны актуальной потребности. РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio — обращение назад) — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА — понятие, обозначающее совокупность нервных структур, проводящих нервные импульсы от раздражителей, находящихся на периферии тела, к центру (см. афферентный), перерабатывающих их в центральной нервной системе и вызывающих реакцию на соответствующие раздражители. РЕЦЕПТОР (лат. recipere — получать) — специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т. д.— и их преобразования в нервные электрические импульсы. РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ — способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовать их в деятельности. РИГИДНОСТЬ (лат. rigidus — жесткий, твердый) — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. САМООБЛАДАНИЕ — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. САМООЦЕНКА— оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей. САМОРЕГУЛЯЦИЯ (лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я». САНГВИНИК (лат. sanquis — кровь) — тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой реакций, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА— устойчивые особенности нервной системы, влияющие — при прочих равных условиях — на индивидуальные психологические особенности человека. СЕНЗИТИВНОСТЬ (лат. sensus — чувство, ощущение) — характеристика органов чувств, выражающаяся в их способности тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на слабые, мало отличающиеся друг от друга стимулы. СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (лат. signum — знак и греч. system — целое, соединение) — первая и вторая — способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосред- ственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, запаха и т. п. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система). СЕНСОРНЫЙ — связанный с работой орагнов чувств. СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки. СИМВОЛ (греч. symbolon — условный знак) — образ чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом. СИМПАТИЯ (греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему. СИНТЕЗ (греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познаниния. СИТУАЦИЯ (франц. situation — положение, обстановка) — система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. СКЛОННОСТЬ — предрасположенность к чему-либо. СОВЕСТЬ — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль; характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития. СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — сконцентрированность внимания человека. СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. СТИМУЛ (лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. СТРАСТЬ — сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. СТРЕМЛЕНИЕ — желание и готовность действовать определенным образом. СТРЕСС (англ. stress — давление, напряжение) — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. СТРУКТУРА (лат. structure — взаиморасположение, строение) — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. СУИЦИД (англ. suicide — самоубийство) — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. ТАЛАНТ (греч. talanton— первоначально вес, мера, потом в переносном значении — уровень способностей) — высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и др. ТОРМОЖЕНИЕ — активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами. УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок. УСТАЛОСТЬ— комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления. УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. ФЛЕГМАТИК (греч. phlegma — слизь) — тип темперамента человека, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики; флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. ФРУСТРАЦИЯ (лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (лат. functio — исполнение и systema — целое, соединение) — сложно организованная психофизиологическая система, обеспечивающая согласованную работу физиологических и психологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. ХАРАКТЕР (греч. charakter — печать, чеканка) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства. ХОЛЕРИК (греч. chole — желчь) — тип темперамента человека, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. ЦЕЛЬ — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. ЦЕННОСТИ — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА— часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг. ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений. ЧУВСТВО— высшая, культурно-обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio — выражение) — выразительность; сила проявления чувств, переживаний. ЭКСТРАВЕРСИЯ (лат. extra — вне, versio — поворачивать, обращать) — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии. ЭМОЦИИ (лат. emoveo— потрясаю, волную) — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств. ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |