КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План изучения темы. Исходный уровень знанийИсходный уровень знаний Занятие 2 Ознакомление с правилами работы в микробиологической лаборатории. 2. Усвоение таксономического положения микробов. Начертите в тетради таблицу «Место микробов среди других живых существ». 3. Приготовление и окраска препаратов из бактериальных культур. Внимательно проследите за демонстрацией преподавателем техники приготовления и окраски препаратов. Приготовьте мазки-препараты из культур стафилококка и кишечной палочки; окрасьте простым способом – водным фуксином и метиленовым синим. Ознакомьтесь с наиболее употребительными красителями, применяемыми в микробиологической практике. 4. Микроскопирование и зарисовка окрашенных мазков-препаратов различных форм бактерий. Внимательно проследите за демонстрацией преподавателем техники микроскопии; самостоятельно промикроскопируйте и зарисуйте мазки–препараты различных форм бактерий: круглые (стафилококк, сарцина, стрептококк), палочковидные бактерии (стрептобацилла), извитые (вибрион). 5. Изучение методов тёмнопольной, фазово-контрастной и люминесцентной микроскопии. Повторите устно принципы микроскопии, ознакомьтесь с люминесцентной тёмнопольной и фазово-контрастной микроскопией.
СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ ОКРАСКИ При микробиологической диагностике многих болезней приходится применять сложные методы окраски не только специалистам - микробиологам, но и лечащим врачам, в особенности в экстренных случаях. Для того чтобы правильно выбрать подходящий для каждого случая способ окраски и правильно оценить полученные результаты необходимо не только научиться окрашивать препараты, но и хорошо продумать и понять принципы сложных методов окраски. На практике наиболее часто применяют способы окраски по Граму в модификации Синёва и по Цилю-Нильсену.
Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы студент должен знать принцип и технику сложных методов окраски.
Для усвоения материала темы необходимо вспомнить основные формы бактерий и этапы приготовления мазков-препаратов.
Цель занятия 1. Усвоить, что сложные методы окраски служат для дифференциации микробов между собой 2. Освоить метод окраски бактерий по Граму в модификации Синёва и по Цилю-Нильсену. 3. Найти различия в структуре и химическом составе грамположительных и грамотрицательных бактерий. 4. Ознакомиться с основными методами сложной окраски, применяемыми для выявления структурных элементов бактерий. 1. Понятие о сложных методах окраски. 2. Принцип и техника окраски по Граму в модификации Синёва. 3. Принцип и техника окраски по Цилю-Нильсену. 4. Методы окраски: по Ожешко, по Бурри–Гинсу, по Нейссеру. После изучения темы студент должен уметь 1. Готовить фиксированные препараты из культур микроорганизмов, растущих на плотных питательных средах. 2. Окрашивать препараты методами Грама (в модификации Синёва) и Циля-Нильсена. 3. Дифференцировать микроорганизмы по морфологическим, тинкториальным свойствам и интерпретировать полученные результаты.
Контрольные вопросы Кто и когда впервые увидел и описал микроорганизмы? Назовите основные этапы развития микробиологии. Назовите фамилии учёных, с работами которых связано начало развития первых трёх этапов. Назовите фамилию первого микробиолога («охотника за микробами») в России. Назовите фамилию учёного, впервые разработавшего метод предохранительных прививок против оспы. Луи Пастер: назовите его основные открытия в области микробиологии; какой метод предложен им для предупреждения нагноений ран? Какие вакцины им получены? Роберт Кох: основные его открытия в области микробиологической техники и возбудителей болезни. И.И. Мечников: основные открытия в области иммунологии. Назовите фамилии выдающихся русских учёных-микробиологов и иммунологов: первооткрыватель вирусов; основатель первой в России школы микробиологов; учёный, впервые в России получивший пенициллин; иммунолог, автор вирусо–генетической теории происхождения злокачественных опухолей. Для чего нужны сложные методы окраски? Назовите методы окраски, позволяющие: дифференцировать бактерии на две группы по структуре клеточной стенки; выявлять кислотоустойчивые микробы; выявлять споры; выявлять зёрна волютина; выявлять капсулы. Как производится окраска по Граму в модификации Синёва? Сущность окраски по Граму в модификации Синёва: в какой цвет окрашиваются грамположительные бактерии? Почему? В какой цвет окрашиваются грамотрицательные бактерии? Почему? От чего зависит различное отношение бактерий к окраске по Граму? Отношение бактерий к окраске по Граму в модификации Синёва: кокков, спорообразующих палочек, неспорообразующих палочек, извитых форм (перечислить исключения из правил). Техника окраски по Цилю-Нильсену. Принцип окраски: в какой цвет окрашиваются кислотоустойчивые бактерии, в какой – кислотоподатливые и почему? Какова основная особенность клеточной стенки кислотоустойчивых бактерий? Задания для выполнения в процессе самоподготовки Напишите в тетради этапы окраски по Граму в модификации Синёва и по Цилю-Нильсену. Работа студента на практическом занятии 1. Освоение метода окраски по Граму в модификации Синёва. Внимательно проследите за демонстрацией преподавателем техники окраски по Граму. Поставьте опыт окраски по Граму. Цель опыта: определить, имеет ли метод Грама преимущество перед простым методом и в чём оно состоит; определить, в каких случаях целесообразно применение метода окраски по Граму. Материал: стафилококки (грамположительные бактерии) и кишечные палочки (грамотрицательные бактерии). Ход опыта: приготовить два одинаковых мазка из смеси стафилококков и кишечных палочек; окрасить один мазок водным фуксином, другой – по Граму в модификации Синёва. Микроскопировать. Результат: два рисунка и описание их. Вывод: (выводы содержат ответы на вопросы, поставленные в цели опыта). Составьте схему окраски по Граму (поэтапно). Начертите таблицу «Отношение бактерий к окраске по Граму». 2. Освоение метода окраски по Цилю-Нильсену. Внимательно проследите за демонстрацией преподавателем техники окраски по Цилю-Нильсену. Поставьте опыт окраски по Цилю-Нильсену. Цель опыта: определить, имеет ли метод Циля-Нильсена преимущества перед простым методом окраски и в чём оно состоит; в каких случаях целесообразно применение этого метода. Материал: два одинаковых мазка из смеси туберкулёзной палочки (кислотоустойчивые бактерии) и кишечной палочки (кислотоподатливые бактерии). Ход опыта: окрасить один мазок простым способом (метиленовым синим), другой – по Цилю-Нильсену. Микроскопировать. Результат: два рисунка и описание их. Вывод: (ответы, на вопросы, поставленные в цели опыта). Изобразите принцип окраски по Цилю-Нильсену в виде схемы.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |