Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир потребительских предпочтений: закономерности развития




Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Френсис Эджуорт, Вильфредо Парето, Евгений Евгеньевич Слуцкий, Рой Аллен и Джон Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя (ординалистская теория).

Их концепция рассматривает поведение потребителя с двух сторон:

· во-первых, с точки зрения того, что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе;

· во-вторых, что он хотел бы иметь из наличных наборов товаров, каждый из которых ему

представляется равноценным.

Кривые безразличия являются другим способом представления потребительского поведения. Есть наборы товаров, которые потребитель воспринимает как равноценные, то есть приносящие ему одинаковую степень удовлетворения, поэтому потребителю безразлично, какой именно набор купить.

При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ (2 блага рассматриваются в целях упрощения).

Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

               
 
   
   
X
 
   
 
 

 


Рисунок 3. Кривая безразличия (а) и карта кривых безразличия (б)

На рис.3(а) показана кривая безразличия (U). По осям откладывается количество блага Х и блага Y, между которыми делает выбор потребитель.

Допустим, что благо X является чашками с чаем, а благо Y – булочкой. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли 3 булочки, запив их одной чашкой чая, или съесть одну булочку, запив её тремя чашками чая (см. рис. 3-а). Кривая безразличия представляет все множество комбинаций чашек с чаем и булочек, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность.

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис.3-б). Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ею комбинации благ. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь 1 кривую.

Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Рисунок 4. Зона замещения.

На кривой безразличия зона замещения обозначена отрезком АВ (рис.4). Взаимная замена благ Х и Y имеет смысл только в пределах отрезка АВ. Вне отрезка замена исключается. Два блага выступают как независимые друг от друга.

Предельная норма замещения (Marginal Rate of Substitution) – количество, на которое потребление одного из 2-х благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

, (7)

где MRSхy- предельная норма замещения (субституции) блага Y на Х.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.

Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I – доход потребителя, Рх– цена блага Х, Рy– цена блага Y, а Х и Y составляют купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Рх• Х + Рy• Y (8)

Или в более привычном виде:

(9)

где - угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет наклон этой прямой к оси абсцисс (рис.5).

При Х=0, Y= I/Рy, т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y, которое потребитель может купить по цене PY.

При Y= 0, Х = I/Рх, т.е. мы находим количество блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх.

Рисунок 5. Бюджетное ограничение.

Любая точка, лежащая на бюджетной линии, удовлетворяет уравнению (9) и говорит о том, что бюджет потребителя расходуется целиком и полностью.

Бюджетное множество представляет собой множество потребительских наборов, доступных потребителю при данном уровне цен и данном располагаемом доходе.

Бюджетное ограничение потребителя требует, чтобы сумма денег, затраченная на потребление товаров, не превышала сумму денег, которую может израсходовать данный потребитель.Бюджетная линия ограничивает сверху доступное для потребителя множество товаров.

Итак, мы можем купить любые количества товаров, удовлетворяющие уравнению (9), но возникает вопрос, какое количество мы реально выберем.

Наша цель – обеспечить себе максимальное удовлетворение, не выходя за пределы нашего ограниченного бюджета. Наши предпочтения выражаются на кривых безразличия, а возможность купить – на бюджетной линии. Следовательно, потребитель должен выбирать точки их пересечения.

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением (точка D) означает положение равновесия потребителя (рис.6).

Рисунок 6. Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности).

На рис. 6 показаны несколько кривых безразличия - U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U 2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете.

Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

 

11. Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.

а) верно;

б) неверно.

12. Предельная норма замещения товара А товаром В означает:

а) сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В

уменьшается на 1 доллар.

б) в какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление

товаров Аи В увеличивается на 1 единицу.

в) сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход

возрастает, а потребление товара А остается прежним.

г) от какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в

обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность

осталась неизменной.

13. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется:

а) только его предпочтениями.

б) его предпочтениями и размерами дохода.

в) предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров.

14. Чем более острым является угол наклона линии бюджетного ограничения к горизонтальной оси, тем более ограничен потребительский бюджет.

а) верно;

б) неверно.

15. Бюджетные линии никогда не пересекаются.

а) верно;

б) неверно.

16. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 долл. Цена товара А равна 1 долл., а цена товара В – 0,5 долл. Какая из следующих комбинаций товаров находится на бюджетной линии?

а) 8А и 1В.

б) 7А и 1В.

в) 6А и 6В.

г) 5А и 6В.

д) 4А и 4В.

17. Увеличение дохода потребителя графически выражается в:

а) изменении наклона бюджетной линии.

б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо.

в) параллельном сдвиге бюджетной линии влево.

г) уменьшении наклона бюджетной линии.

д) увеличении наклона бюджетной линии.

18. Какое из следующих утверждений является неверным?

а) Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности.

б) Каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров.

в) Все точки кривой безразличия означают одинаковый уровень полезности.

г) Каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отличия между понятиями «общая полезность» и «предельная полезность» блага.

2. В чем суть закона уменьшения предельной полезности блага?

3. Чем определяется цена блага?

4. Объясните парадокс воды и алмаза.

5. На каких постулатах основана теория потребительского выбора?

6. Какие из основных постулатов теории потребительского поведения носят абсолютный, вечный характер, а какие — относительный, временный?

7. В каких случаях поведение потребителя можно считать рациональным?

8. Когда максимизируется функция полезности?

9. Запишите условие равновесия потребителя.

10. Дайте классификацию потребительского спроса.

11. В чем суть эффекта сноба и эффекта Веблена?

12. Чем определяются форма и месторасположение кривых безразличия? Почему кривые безразличия не пересекаются?

13. Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия?

14. Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?

15. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.