КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные процессы. Классификация информации в правовой системе
Классификация информации в правовой системе
Всю информацию, циркулирующую в правовой системе, можно условно разделить на два больших класса (см. рис. 2).
Первый класс - это собственно правовая информация. К правовой информации относятся прежде всего правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Второй класс - это разнообразная информация, которая является объектом правоотношений. К ней можно отнести, например, информацию, составляющую профессиональную, коммерческую, государственную и другие виды тайн, информацию, распространяемую средствами массовой информации, информацию, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен, и т.д.
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Информация в правовой сфере │ └───────────────┬───────────────────────────────────────┬───────────────┘ │ │ │ │ ┌───────────────┴─────────────────┐ ┌───────────────┴───────────────┐ │ Информация, являющаяся │ │ Правовая информациия │ │ объектом правовотношений │ │ │ └─────────────────────────────────┘ └───────────────┬───────────────┘ │ │ ┌─────────────────────────┬──────────────────────┴─────────┐ │ │ │ ┌──────┴────────┐ ┌────────────┴──────────────┐ ┌───────┴─────────┐ │ Официальная │ │ Информация │ │ Неофициальная │ │ правовая │ │ индивидуально-правового │ │ правовая │ │ информация │ │ характера, имеющая │ │ информация │ └──────┬────────┘ │ юридическое значение │ └─────────────────┘ │ └───────────────────────────┘ │ ┌─┴────────────────────────────────────────────────┐ │ │ ┌────┴───────────────────┐ ┌──────────────┴───────────────┐ │ Нормативная правовая │ │ Иная официальная │ │ информация │ │ правовая информация │ └────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘
Рис. 2. Классификация информации по ее роли в правовой сфере
Исходя из сказанного выше, правовую информацию можно определить как массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. Кроме того, правовую информацию в зависимости от того, от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация. Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, то есть обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию. Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных правовых актов. Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Правовую информацию индивидуально-правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на: договоры (сделки); жалобы, заявления, порождающие юридические последствия. Общие черты этих актов: носят индивидуально-правовой характер, направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими (рис. 3). Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, их издавшего, в системе органов государства и от их компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ─────────────────────────────┐ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ │ └─┬──────────────────────────────────────── ─────────────────────┐ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ └────────────────────────────────────────── ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ │ └────────────────────────────────────────── ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ │ └────────────────────────────────────────── │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────►│ УКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ │ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────►│ ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА │ │ │ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ НПА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ └─┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────►│ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ ├────►│ НПА ВЫСШИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ │ │ │ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────┐ └────►│ НПА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ │ │ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ │ └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 3. Классификация нормативных правовых актов по юридической силе
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. К иной ненормативной официальной правовой информации можно отнести: акты общего характера; акты официального разъяснения; правоприменительные акты. Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами. Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике. Правоприменительные акты - это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.). Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. В качестве неофициальной правовой информации рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников*(44). Неофициальную правовую информацию можно подразделить на следующие группы: материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов; материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.); материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.); образцы деловых бумаг; комментарии законодательства; научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства. Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации (применении) правовых норм. Важное значение, с точки зрения правового регулирования, играет классификация информации по уровню доступа. Всю информацию, циркулирующую в правовой сфере, можно разделить на открытую информацию и информацию ограниченного доступа (конфиденциальную). Согласно Закону об информации конфиденциальная информация - это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В юридической науке рассматриваются следующие виды информации ограниченного доступа: государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, процессуальные тайны, профессиональные тайны и конфиденциальные сведения о гражданах (персональные данные). Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"*(45)). Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (ст. 139 ГК РФ). Информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (ст. 2 Закона об информации). Процессуальные тайны представляют собой совокупность трех самостоятельных правовых институтов - тайны предварительного расследования, института ограничения гласности судебного разбирательства и тайны совещания судей*(46). Профессиональные тайны образуют сведения, которые становятся известны в силу выполняемых профессиональных функций и которые необходимо сохранить от распространения. Примерами сведений, составляющих профессиональную тайну, являются сведения об усыновлении (удочерении), сведения, составляющие банковскую тайну, тайну страхования, медицинскую тайну, адвокатскую тайну, журналистскую тайну, тайну связи, тайну исповеди и корпоративные тайны. (см. рис. 4) ─────────────────────────────┐ │ Информация в правовой сфере │ └──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘ │ ┌────────────────────────┴─────────────────┌──────────┴──────────┐ │ Информация │ │ Открытая информация │ │ ограниченного доступа │ └─────────────────────┘ └───────────────────────┘ ┌─────────────────────┐ ┌───────────────────────┐ ┌─────┤ Банковская тайна │ │ Государственная тайна │ │ └─────────────────────┘ └───────────────────────┘ │ ┌─────────────────────┐ ┌───────────────────────┐ ├─────┤ Адвокатская тайна │ │ Служебная тайна │ │ └─────────────────────┘ ┌───────────────────────┐ │ │ Медицинская тайна │ │ Коммерческая тайна │ │ └─────────────────────┘ ├─────┤ Тайна страхования │ │Профессиональная тайна├────────────────┤ └─────────────────────┘ ├─────┤ Тайна усыновления │ │Информация о гражданах│ │ └─────────────────────┘ │ (персональные данные) │ │ ┌─────────────────────┐ └───────────────────────┘ ├─────┤ Журналистская тайна │ │ └─────────────────────┘ │ ┌─────────────────────┐ ├─────┤ Тайна связи │ │ └─────────────────────┘ │ ┌─────────────────────┐ └─────┤ Тайна исповеди │ │и корпоративные тайны│ └─────────────────────┘ Рис. 4. Классификация информации по уровню доступа Контрольные вопросы
1. В чем суть антропоцентрического и недетерминированного подходов к определению понятия "информация"? 2. В чем отличие определения понятия "информация" в классической теории информации и семантической теории информации? 3. Назовите основные свойства информации. 4. Раскройте содержание понятия качества информации. 5. Какие свойства информации принципиальны для правового регулирования отношений, складывающихся по поводу информации? 6. Какие существуют основания классификации информации в правовой сфере? 7. Что такое нормативная правовая информация и какие основания ее классификации существуют в правовой науке? 8. Как можно классифицировать информацию по уровню доступа?
Рекомендуемая литература:
1. Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек//Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1988. 2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2001. 3. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс: Учебное пособие/Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М.: ЗАО "Консультант Плюс", 1999. 4. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 1978. 5. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000. 6. Информатика для юристов и экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002. 7. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1991. 8. Павлов В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. М., 2000. 9. Правовая информация/Под ред. А.Ф. Шебанова. М.: Наука, 1974. 10. Право и информатика. М.: Изд-во Московского университета, 1990. 11. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996. 12. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа "Юрист", 2001. 13. Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации//Проблемы кибернетики. Вып. 13. М., 1965.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |