Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информатизация правоприменительной и правоохранительной деятельности




Автоматизированные информационные системы Министерства юстиции РФ

Автоматизированные информационные системы Федерального Собрания

 

Сегодня информационный фонд, представленный в компьютерной сети Государственной Думы, распределен по следующим рубрикам и базам данных*(85):

Информация о деятельности Федерального Собрания РФ содержит: базу данных о законотворческой деятельности нижней палаты парламента, включающую ее Регламент, календарь законопроектной работы, состав законопроектов, представленных субъектами законодательной инициативы, план их рассмотрения и прохождения в Государственной Думе и другие материалы; стенограммы заседаний Государственной Думы; стенограммы заседаний Совета Федерации; нормативные акты, принятые Советом Федерации;

Информация о составе депутатов Федерального Собрания РФ;

Информация по законодательству: база данных "Конституция РФ и конституции отдельных зарубежных стран"; база данных "Свод законов Российской империи 1908 г."; информационно-поисковая правовая система "Эталон" (Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ); справочная правовая система "КонсультантПлюс"; информационно-поисковая система "Закон" Правового управления Аппарата Государственной Думы; межгосударственные и межправительственные документы СНГ;

Экономическая и статистическая информация представлена в базах данных: "Система показателей экономической реформы в РФ", "Экономические и социальные индикаторы России", "Статистика России", "Статистика территорий России", "Территория России в разрезе показателей", "Население России и национально-государственные образования РФ", "Информационно-аналитические материалы Госкомстата РФ", "Статистика СНГ", "Мониторинг социально-экономических показателей России", "Информация о чрезвычайных ситуациях на территории РФ", "Статистика правонарушений (информация МВД РФ)", "Политическая карта России";

Справочная информация содержит данные по законодательным и исполнительным органам России, информацию о Президенте, Правительстве и Конгрессе США, базу данных "Информация об общественных объединениях граждан РФ";

Информационные сводки РИА "Новости", "Известия-телемир", агентства "Интерфакс", оперативные сводки МВД РФ, объявления информационного отдела Управления информационно-технического обеспечения Государственной Думы.

В информационной системе Государственной Думы обеспечен доступ к информации и аналитическим обзорам служб Администрации Президента РФ и Правительства РФ, а также доступ к информационным ресурсам внешних центров информационной поддержки, в числе которых: Главное управление информационных ресурсов ФАПСИ, Научно-исследовательский и проектный институт статистической информации Госкомстата РФ, НЦПИ Министерства юстиции РФ, информационные ресурсы международной сети Интернет.

В развитие информационно-правового обеспечения законодательной деятельности Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и НПП "Гарант-Сервис" была проведена совместная разработка серии прикладных программ, которые объединены под общим заголовком "Интеллектуальные инструменты юридической деятельности". Серия содержит ряд значительных прикладных разработок в спектре проблематики юридической техники законотворчества и формирует основы для дальнейшего развития специфических юридико-технических методов правотворческой деятельности. В серию включены следующие прикладные программы:

шестиязычный юридический словарь;

тезаурус EUROVOC (русская версия);

словарь законодательных дефиниций (по состоянию на 1999 г. словарь содержал более 2000 определений терминов, закрепленных в законодательстве в качестве нормативных дефиниций);

алфавитно-предметные указатели к Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ (цель данного издания - представить систему понятий основного закона России - Конституции РФ и одного из основополагающих актов российского законодательства - Гражданского кодекса РФ);

сборник образцов документов Государственной Думы включает более двухсот стандартных образцов документов, используемых в законодательном процессе;

база данных "Законопроекты" сочетает в себе функцию мониторинга с полнотекстовым электронным "досье", содержащим тексты законопроектов на разных стадиях их прохождения, пояснительные записки, справки, финансово-экономические обоснования и т.д.

Специалистами Аппарата Совета Федерации (СФ) совместно с ФАПСИ и другими организациями разработан ряд информационных решений по обеспечению деятельности Совета Федерации. Среди них:

подсистема "Парламентские процедуры и регламент" - включает тексты Регламента СФ, выступлений членов СФ, тексты регламентов парламентов зарубежных стран;

подсистема "Планирование" - обеспечивает информационное и экспертно-правовое сопровождение законопроектов в СФ, формирование планов законодательных инициатив Совета Федерации;

подсистема "Заседания Совета Федерации" - включает в числе прочего: ведение базы данных стенограмм заседаний Совета Федерации; ведение базы данных поручений, критических замечаний и предложений членов Совета Федерации;

подсистема "Законопроект" - содержит паспорт закона, текст законопроекта;

подсистема "Законодательство" - включает: архив нормативных правовых документов России до 1917 г., законодательство бывшего СССР, действующее законодательство Российской Федерации (база данных НЦПИ); постановления Совета Федерации и Государственной Думы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты министерств, ведомств Российской Федерации, нормативные правовые акты СНГ и других зарубежных государств;

подсистема "Контроль" - обеспечивает автоматизированный контроль выполнения программ экспертно-правового сопровождения законопроектов в Совете Федерации и контроль выполнения законопроектных инициатив;

подсистема "Статистика" - содержит: систему показателей экономической реформы в стране (входная информация в объеме НАС "Экономика России", периодичность - годовая, квартальная, месячная, декадная, суточная); статистическую информацию по отраслям народного хозяйства в целом по стране и по субъектам Федерации; статистическую информацию в разрезе регионов;

подсистема "Регион" - обеспечивает: мониторинг социальных, экономических и политических процессов в регионах (показатели - паспортные данные регионов, показатели по экологии регионов, периодичность - месячная); формирование и ведение информационно-справочных паспортов субъектов Федерации; содержит информацию по экологии в разрезе регионов;

подсистема "Общественно-политические партии и движения" - обеспечивает сбор и обработку информации по общественно-политическим организациям Российской Федерации на основе сообщений средств массовой информации;

подсистема "Электронные справочники" - включает справочники Администрации Президента РФ, Правительства РФ, министерств, ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, справочные данные о парламентах стран мира, органах управления стран СНГ и др.;

подсистема "Аналитика" - должна обеспечить поддержку анализа влияния принятых законов на идущие в обществе процессы, поддержку экспертной деятельности в условиях принятия оперативных или стратегических решений, обработку неструктурированной текстовой информации и др.

Информационные ресурсы Совета Федерации составляют (в числе прочего) следующие базы данных: ИПС "Закон" Правового управления Аппарата Государственной Думы; "Эталон" НЦПИ при Министерстве юстиции РФ; ИПС правовой информации НТЦ "Система", удаленный доступ; Статистика стран СНГ - Статкомитеты СНГ, удаленный доступ; Статистика России - Госкомстат РФ, удаленный доступ; Социально-экономическая статистика - ГУИР ФАПСИ, удаленный доступ; Паспорта регионов РФ: социально-экономический мониторинг (ГУИС ФАПСИ, ГУИР ФАПСИ); экономическая информация, информация о чрезвычайных ситуациях, информация о правонарушениях (по сводкам МВД России).

 

 

Если рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации в разрезе особенностей информационных процессов, возникающих между центром и регионами, характерной особенностью здесь можно признать ведущую роль Министерства юстиции РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные материалы Министерства. Из регионов в порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой функции создана интегрированная база данных "Правотворчество". Как указывает А.В. Морозов, "автоматизированная информационная подсистема "Правотворчество" представляет собой экспертную систему, включающую правовые базы данных и базы данных знаний, она позволит более эффективно и качественно выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст России"*(86).

За год в Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5 тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.

Помимо функций контроля и согласования развития нормативного правового массива Российской Федерации (включая информационно-правовые аспекты) Министерство юстиции РФ ведет учет нормативных правовых актов Российской Федерации, а также, в силу возложенных на него функций, обладает чрезвычайно развитой системой правовой информации и активно участвует в процессах информатизации правовой системы России.

Основным информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов информации: компьютерные базы данных "Фонд", "Эталон", фонд правовых актов на бумажных носителях. Как указывает А.В. Морозов, "Отличительной чертой баз данных правовой информации "Фонд" и "Эталон" является качественная обработка правовых актов, возможность внесения изменений в правовые акты в соответствии с текущей правотворческой деятельностью, оперативное предоставление пользователям по телекоммуникационным каналам как актуальной редакции текста правового акта, так и нужной пользователю версии на любую дату"*(87). Все эти особенности имеют весьма существенное значение для повышения оперативности и качества информационно-правового обеспечения законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Одной из важных особенностей, обеспечиваемых базой данных "Эталон", является то, что наряду с обычным набором услуг "Эталон" предоставляет статистические данные о работе судов, информацию о деятельности Министерства юстиции РФ, сведения о зарегистрированных в данном Министерстве общественных и религиозных объединениях и др. Вообще, в системе правовой информации Министерства юстиции РФ особое место принадлежит информационным ресурсам судебной практики и правовой статистики, данные, которых во многом отражают результативность функционирования всей правоохранительной системы и позволяют законодателю работать с оперативной информацией и вести информационно-аналитические исследования состояния правопорядка с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое регулирование либо оценить эффективность существующего правового регулирования в данной области.

Проведение правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило потребность пользователей правовой информации в законодательстве зарубежных стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"*(88) функции по предоставлению правовой информации и осуществлению международного информационно-правового обмена возложены на Министерство юстиции РФ.

В целях удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти (равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network - GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США.

Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.

Еще одним важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ в области информационно-правового обеспечения субъектов правовой системы являются налаживание международного информационного обмена и участие информационного ресурса Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из таких систем является информационно-правовое пространство Содружества Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ.

Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какова роль современных информационных технологий в правотворческой деятельности?

2. Сформулируйте основные направления использования информационных систем в правотворческой деятельности.

3. Приведите примеры информационных систем, используемых в правотворческой деятельности.

4. Каковы возможности современных информационных систем при систематизации законодательства?

5. Какова роль информационных систем Министерства юстиции РФ в правотворческой деятельности?

6. Какова роль информационных систем Министерства юстиции РФ в налаживании международного информационного обмена?

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы "КонсультантПлюс": Учебное пособие/Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М.: АО "КонсультантПлюс", 1999.

2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

3. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.

4. Жиров М.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации ФСРФ//НТИ. Сер. 1, 1999, N 1, с. l, 2.

5. Морозов А.В. Методологические и организационные основы развития системы правовой информации Минюста России. Автореф. дис. на соиск. зван. д-ра юрид. наук. М., 2000.

6. Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России. М., 1999.

7. Пашин С.А., Косовец А.А. Экспертные системы в области правосудия и законотворчества: опыт и перспективы//НТИ. Сер. 1, 1992, N 10, 11.

8. Правовая информатика в компьютерных технологиях./Под ред. Коркина А.М. Программный комплекс ЮСИС. Версия 7.4. М.: Финансы и статистика, 1998.

9. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.

 


 

8.1. Концепция информатизации судов общей юрисдикции*(89)

 

Текущий уровень информатизации судов до 1999 г. определялся, прежде всего, результатами работ, выполненных по заказам Министерства юстиции Российской Федерации в рамках Программы информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной Постановлением Совета судей РФ от 27 марта 1996 г.

В 1999 г. разработана Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, получившая одобрение судейского сообщества, что отражено в Постановлении Совета судей РФ от 29 октября 1999 г.

Оснащение судов разрозненными средствами вычислительной техники и большой процент устаревших компьютеров (в среднем - 64%) затрудняют реализацию Концепции и увязку процессов обмена информацией в электронной форме. Устаревший компьютерный парк не дает возможности судам использовать современные информационные технологии. Значительная часть районных судов, оснащенных морально устаревшими компьютерами, не имеет возможности использовать средства новых информационных технологий. Остро стоит проблема организации ремонта техники в судах, обеспечения ее работоспособного состояния и эффективной эксплуатации. Содержание баз данных правовой информации, используемых в судах, не учитывает в достаточной степени специфику потребностей судей и аппаратов судов в этой информации.

Разработанные для судов средства программного обеспечения судебного делопроизводства на базе автоматизированных рабочих мест в настоящее время не объединены с программными системами "Статистика" и "Документооборот", что повышает трудозатраты на сбор, обработку и передачу статистических данных в судах. Состоявшееся внедрение программ автоматизированной технологии судебного делопроизводства можно рассматривать лишь как первый этап в создании эффективной системы судебного делопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции.

В ряду перспективных технологий информатизации судов выделяются технологии протоколирования судебных заседаний и использования средств "видеоконференцсвязи".

Технологии видеоконференцсвязи, предназначенные для использования при рассмотрении уголовных дел в кассационном порядке, прошли экспериментальную проверку. В 1999 г. Челябинский областной суд приступил к внедрению этой технологии в работе коллегии по уголовным делам при рассмотрении дел в порядке кассации, а с апреля 2000 г. такая технология внедрена в Верховном Суде РФ. Толчком для развития этого направления явилось Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1998 г. N 27-П*(90). Этим Постановлением было признано не соответствующим Конституции РФ положение части второй статьи 335 УПК РСФСР, предоставляющее право судам принимать окончательное решение по делу, не предоставляя осужденным возможности знакомиться с материалами судебного заседания, а также изложить суду свою позицию по рассматриваемым им вопросам. Накопленный опыт показывает, что технологии "видеоконференцсвязи" имеют такие преимущества, как ускорение процесса судопроизводства и экономия средств за счет уменьшения затрат на перевозку подсудимых в здание суда и их конвоирование.

Решение проблемы, связанной с широким распространением технологии "видеоконференцсвязи", требует организационного и финансового участия со стороны не только Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также Министерства юстиции РФ (система исполнения наказаний), Министерства внутренних дел РФ (службы доставления и конвоирования) и Министерства связи РФ (скоростные каналы передачи данных). В связи с этим актуальным является создание межведомственной комиссии по решению вышеупомянутой проблемы.

Требует своего решения проблема телекоммуникационного обеспечения информационного взаимодействия судов с органами государственной власти, адвокатурой и правоохранительными органами Российской Федерации.

Внедрение новых информационных технологий в судах и органах Судебного департамента тормозится отсутствием развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры судов общей юрисдикции.

Концепция предусматривает создание единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным развертыванием Федерального центра информатизации (ФЦИ), межрегиональных (МРЦ) и региональных центров (РЦ) внедрения информационных технологий. Указанные выше центры планируется создавать преимущественно на базе территориальных управлений Судебного департамента (УСД) или отдельных судов субъектов Российской Федерации (судов областного уровня), имеющих необходимые для этого ресурсы и опыт информатизации. В этих центрах создаются группы высококвалифицированных специалистов для внедрения новых компьютерных технологий в деятельность судов, а также сопровождения эксплуатации и развития этих технологий в зоне своей ответственности. Представляется, что образование центров с укомплектованием их специалистами - это один из реальных путей решения такой сложной проблемы, как кадровое обеспечение процессов информатизации в системе судов общей юрисдикции (в настоящее время их более чем 2500). Приоритетным направлением деятельности центров является тиражирование информационных технологий, апробированных в судах, и обучение персонала судов этим технологиям. При этом особое внимание должно быть уделено проблемам информатизации районных судов и гарнизонных военных судов. В частности, решаются вопросы их укрепления кадрами специалистов по компьютерным технологиям и выбираются рациональные схемы финансирования процессов информатизации этих судов через межрегиональные или региональные центры информатизации.

Совет судей РФ 28 апреля 2000 г. принял постановление "О поэтапном развертывании Федерального и региональных центров внедрения информационных технологий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации"*(91). Постановление определяет первоочередные шаги по созданию центров внедрения информационных технологий. В 2000 г. планировалось создание центров информатизации в Москве, Краснодарском крае, Новосибирской, Ульяновской, Челябинской, Архангельской и Нижегородской областях. Этот выбор сделан исходя из оценки общих потребностей судов в ресурсах, необходимых для решения задач информатизации, а также анализа реальных возможностей органов Судебного департамента и телекоммуникационных сетей в соответствующих регионах с учетом существующих ограничений федерального бюджета. В настоящее время идет поиск внебюджетных источников финансирования для ускорения процессов информатизации судов России по приоритетным направлениям, определенным на 2000-2005 годы.

Таким образом, рассматривая общее состояние информатизации судов общей юрисдикции можно сделать следующие выводы:

существующее в настоящее время состояние большинства судов характеризуется низким уровнем их оснащенности средствами информатизации, отсутствием средств обмена информацией в электронной форме по каналам связи;

разработка и внедрение средств информатизации судов сдерживаются недостаточным финансированием и отсутствием необходимых специалистов, обеспечивающих эти процессы и эксплуатацию информационных технологий, разработанных для судов;

оснащение судов разнотипными средствами вычислительной техники затрудняет осуществление их комплексной информатизации;

выход из создавшейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере требует комплексного решения вопросов информатизации судов по всем видам обеспечения судебной деятельности в ходе поэтапной реализации Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

Исходя из этого общего определения под информатизацией судов следует понимать совокупность процессов проектирования, создания, внедрения и эксплуатации компьютерных технологий, направленных на повышение оперативности в подготовке судебных решений, повышение эффективности всех видов обеспечения деятельности судов и реализацию прав граждан в информационной сфере.

Условия проведения судебной реформы в России потребовали четкого определения целей информатизации органов судебной власти, выработки и последовательного осуществления единой политики информатизации судов.

До последнего времени вопросам разработки и реализации единой политики информатизации судов не уделялось должного внимания. С созданием Судебного департамента формируется ведомственная политика информатизации судов общей юрисдикции, представляющих собой наиболее масштабную часть судебной системы.

Для определения основ ведомственной политики и разработана Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. В Концепции определены долгосрочные цели информатизации судов: повышение оперативности процесса судопроизводства, эффективности основных процессов информационно-правового и ресурсного обеспечения деятельности судов, обеспечения информационного взаимодействия судов с государственными и общественными структурами, а также удовлетворение информационных запросов граждан в судебной сфере на базе единой ведомственной информационной инфраструктуры.

Под единой информационной инфраструктурой судов и системы Судебного департамента (ЕИИС) понимается совокупность взаимосвязанных систем связи, комплексов средств автоматизации, телекоммуникационных и информационных ресурсов, доступных судам и органам Судебного департамента. В состав ЕИИС входят центры информатизации судов и органов Судебного департамента, организации, которые разрабатывают и сопровождают процессы эксплуатации и развития средств информатизации. К ЕИИС относятся также судебные центры глобальной сети Интернет, создаваемые в системе Судебного департамента и судах общей юрисдикции.

Основными задачами в области создания новых информационных технологий и формирования электронных информационных ресурсов в рамках ЕИИС являются:

1) обеспечение сбора первичной информации с использованием телекоммуникационных систем (средств "электронная почта", "видеоконференцсвязь" и др.);

2) регистрация и передача информации в электронной форме, автоматизированное протоколирование судебных заседаний, оформление и обработка документов судопроизводства по единым правилам во всех подразделениях суда (организация внутреннего электронного документооборота в судах);

3) обеспечение информационного взаимодействия судов различного уровня между собой и с органами Судебного департамента путем передачи данных, поиска, хранения и использования информации в электронной форме (организация внешнего электронного документооборота);

4) удовлетворение информационных потребностей участников судебных процессов и граждан, включая использование "видеоконференцсвязи", обеспечивающей возможность дистанционного участия сторон в судебном процессе;

5) информационно-правовое обеспечение деятельности судов и органов Судебного департамента;

6) создание технологий информационной поддержки принятия решений в судах и системе Судебного департамента;

7) автоматизированный сбор и обработка данных судебной статистики;

8) обобщение информации по судебной практике, архивное хранение электронных документов по единым правилам хранения, поиска и представления в системе федеральных судов общей юрисдикции, аппаратах мировых судей и системе Судебного департамента;

9) учет, передача и обработка электронных данных по вопросам организационного, финансового, материально-технического, кадрового и иного обеспечения деятельности судов;

10) обеспечение решения контрольно-ревизионных задач, контроль исполнения приказов и распоряжений в системе Судебного департамента.

Решение этих задач направлено на достижение следующих результатов:

повышение оперативности оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел;

сокращение сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел, снижение числа неоправданно "затянутых дел";

сокращение времени на переписку и передачу информации на базе единой информационной технологии судебного делопроизводства, электронного документооборота и обработки судебной статистики;

обеспечение быстрого доступа судей и сотрудников аппарата судов к большому объему актуальной и полной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;

повышение полноты и достоверности информации, сокращение сроков ее представления в центральный аппарат Судебного департамента из судов и территориальных органов;

повышение оперативности сбора и обработки судебной статистики;

повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструментария информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;

повышение качества принимаемых решений и оформления судебных документов;

повышение оперативности реагирования на обращения судей и граждан в Судебный департамент;

повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом РФ, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Взаимодействие органов судейского сообщества Российской Федерации с судейскими сообществами зарубежных стран ставит в настоящее время актуальную задачу - информационно-телекоммуникационное обеспечение контактов в рамках международного судейского сообщества. На базе новых информационных технологий глобальной сети Интернет появляется возможность осуществлять оперативное взаимодействие с центральными органами обеспечения деятельности судов зарубежных стран (в первую очередь в рамках СНГ), а также организовать каналы связи с такими судебными организациями, как Международный Суд, Европейский Суд по правам человека, а также с региональными и общемировыми судейскими ассоциациями.

В связи с возрастающей ролью электронных информационных ресурсов в обеспечении деятельности судов одной из основных задач политики информатизации применительно к информационным ресурсам является создание условий для формирования, развития и обеспечения эффективного использования баз данных в деятельности органов судебной власти. В судах новые информационные технологии должны обеспечивать создание и ведение баз данных о движении гражданских и уголовных дел, баз данных с полнотекстовыми процессуальными документами, доступ судей и работников канцелярий судов к этим базам данных, а также к удаленным информационным ресурсам правовой и другой необходимой информации.

Представляется, что создание и интеграция новых информационных технологий, формирование, накопление, распространение и организация эффективного использования судебных информационных и телекоммуникационных ресурсов должны быть отнесены к задачам общегосударственного значения. В связи с этим целесообразно создать в структуре судебной власти соответствующие организационно-правовые механизмы, позволяющие развивать и достоверно оценивать имеющиеся информационные и телекоммуникационные ресурсы и на этой основе осуществлять управление ими во взаимодействии с другими федеральными структурами.

Первоочередными направлениями методического обеспечения работ по информатизации судов и органов Судебного департамента являются:

1. Разработка и внедрение перспективных систем автоматизации делопроизводства и электронного документооборота в судах общей юрисдикции. В рамках этого направления прежде всего должно быть обеспечено создание новых средств формирования первичной судебной информации в электронном виде. Следует, в частности, разработать методику оформления дел на стадии подготовительных действий к судебному заседанию, в ходе заседания и после их рассмотрения с использованием современных аппаратных и программных средств (средств ведения электронных записей судебных заседаний, средств автоматизированной подготовки приговоров, решений, определений и постановлений суда, "видеоконференцсвязи" и др.) Соответствующие методические материалы необходимы для осуществления унификации первичных информационных ресурсов, формируемых в судах и системе Судебного департамента, для организации автоматизированного сбора и анализа первичной судебной информации, создаваемой и используемой в судебном процессе по единым правилам, для организации учета и анализа, данных судебной статистики, определения процедур отбора и передачи в архив электронных судебных документов и др.

Подготовка подобных методических материалов является важным условием организации эффективного информационного взаимодействия судов разных уровней, следственных органов, органов прокуратуры и адвокатуры. Эти материалы, а также межведомственные соглашения по унификации электронных форм первичных документов и структуре первичной судебной информации будут иметь практическое значение для получения аналитических и прогнозируемых оценок.

2. Разработка и внедрение ведомственных стандартов для автоматизированных систем судебного делопроизводства и судебной статистики, систем организационного, информационно-правового и ресурсного обеспечения деятельности судов, а также систем управления базами данных с использованием сетевых технологий решения задач в рамках функциональных подсистем "Право", "Финансы", "Кадры", "Ресурсы" и др.

3. Разработка и внедрение единой системы классификации и кодирования судебной, правовой, финансовой, административной и другой информации для судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

4. Создание унифицированных систем электронных документов для судов и органов Судебного департамента.

5. Внедрение и эффективное использование стандартных технических средств и базовых программных комплексов в судах и органах Судебного департамента.

6. Обеспечение информационной безопасности в рамках единой информационной инфраструктуры судов, включая автоматизированную систему Судебного департамента.

7. Создание корпоративной интегрированной телекоммуникационной сети с использованием федеральных и территориальных систем связи и телекоммуникаций, технологий и ресурсов глобальной сети Интернет.

8. Обеспечение интеграции информационных ресурсов и компьютерных систем судов и органов Судебного департамента.

9. Создание системы дистанционного обучения для повышения квалификации кадров судов и органов Судебного департамента в сфере информатизации.

Организационное обеспечение информатизации судов направлено на совершенствование методов интеграции компьютерных средств в судах, а также способов управления судебными информационными ресурсами, обеспечивающими деятельность судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента.

Острота проблем организационно-методического обеспечения задач интеграции программных систем и управления судебными информационными ресурсами обусловлена рядом факторов. К их числу следует отнести, во-первых, динамичный рост количества разрозненных информационных технологий и систем, используемых в судебной сфере. Во-вторых, увеличение горизонтальных и вертикальных потоков данных в электронной форме. В-третьих, следует отметить появление новых организационных структур (межрегиональных и региональных центров информатизации судов) и внедрение информационных технологий, способствующих переходу от централизованного к децентрализованному управлению информационными ресурсами. В-четвертых, необходимость совершенствования методов управления судебными информационными ресурсами объясняется низкой эффективностью использования существующих баз данных в судах и органах Судебного департамента.

В этих условиях Судебный департамент планирует и организует мероприятия по упорядочению автономно развивающихся систем судебных информационных ресурсов. В частности, совместно со специалистами из судов различных уровней ведутся работы по созданию ведомственного стандарта на единую структуру баз данных для задач судебного делопроизводства и судебной статистики, по унификации учета данных и документооборота в сферах организационного и ресурсного обеспечения деятельности судов, а также унификации форм документов территориально-объектового контроля качества обеспечения деятельности судов.

Органом, ответственным за формирование и реализацию политики информатизации в системе Судебного департамента, является Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента.

С целью системной организации внедрения новых информационных технологий в деятельность судов, а также создания механизмов управления информационными ресурсами, интеграции и стандартизации информационных технологий предусматривается развертывание сети центров информатизации судов и системы Судебного департамента.

Создание единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным развертыванием Федерального центра информатизации Судебного департамента, межрегиональных и региональных центров внедрения информационных технологий планируется в период с 2000 г. по 2005 г. Межрегиональные центры информатизации судов создаются в федеральных округах, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849*(92). Образование их планируется осуществлять преимущественно в рамках территориальных органов (управлений) Судебного департамента, а также в отдельных федеральных судах областного и равного им уровня, имеющих необходимые для этого ресурсы и опыт информатизации.

Важным направлением информатизации судебной системы является создание автоматизированной системы Судебного департамента (АС СД) - ключевого звена единой информационной инфраструктуры судов.

Основными объектами АС СД являются:

центральный аппарат Судебного Департамента;

территориальные управления (отделы) Судебного департамента;

верховные суды республик, краевые и областные суды;

суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

районные суды;

военные суды;

мировые судьи (в перспективе).

В настоящее время Главным организационно-правовым управлением Судебного департамента совместно с компанией "КРОК Инкорпорейтед" выполнено эскизное проектирование АС СД, в ходе которого выработаны основные проектные решения по созданию АС СД, определено функциональное наполнение подсистем АС СД, разработана методика создания, внедрения и эксплуатации АС СД. Следующим этапом являются формирование и утверждение технических заданий на функциональные подсистемы АС СД, разработка подсистем и их внедрение. Внедрение будет выполнено на первом этапе в рамках нескольких опытных зон, а затем пойдет тиражирование отработанных в опытных зонах автоматизированных рабочих мест по всей структуре Судебного департамента.

Система проектируется в составе функциональных подсистем, включающих соответствующие комплексы средств автоматизации (КСА), объединенные интегрированной телекоммуникационной сетью.

В соответствии с Концепцией информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента комплексы средств автоматизации и их прикладное программное и информационное обеспечение создаются в рамках следующих функциональных подсистем АС СД:

1. Подсистема информационной поддержки принятия решений и контроля их исполнения в системе Судебного департамента (шифр подсистемы - "Управление").

Подсистема включает в свой состав программно-информационный комплекс "Корпоративный справочник Судебного департамента", обеспечивающий хранение и отображение справочных сведений по запросам руководства судов и органов Судебного департамента.

2. Подсистема организационного обеспечения деятельности судов и территориально-объектового контроля (шифр подсистемы - "Организационное обеспечение").

В подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также поддерживается в актуальном состоянии справочная информация о пользователях корпоративной сети Судебного департамента, такая, как наименование судов или органов Судебного департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, e-mail, факс суда или органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов и другая служебная информация.

3. Подсистема финансового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Финансы").

Подсистема включает в свой состав средства программного и информационного обеспечения бухгалтерского учета и отчетности, средства обработки оборотных балансов и формирования сводной отчетности судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента; комплекс программ и баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций;

комплекс средств, обеспечивающих решение задач финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

4. Подсистема автоматизированного решения задач материально-технического (ресурсного) обеспечения деятельности судов.

В подсистеме организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения, потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах Судебного департамента (шифр подсистемы - "Ресурсы").

5. Подсистема информационно-правового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента.

Подсистема должна обеспечить доступ к системам правовой информации, а также ведение баз данных по судебной практике (шифр подсистемы - "Право").

6. Подсистема судебной статистики (шифр подсистемы - "Статистика").

7. Подсистема автоматизированного делопроизводства и документооборота органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Делопроизводство-СД").

8. Подсистема автоматизированного решения задач управления кадрами (шифр подсистемы - "Кадры").

В подсистеме реализуются задачи кадрового обеспечения деятельности судов и органов Судебного департамента, задачи социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей, а также государственных служащих. Создаются, а также обновляются базы данных "Штатное расписание", "Кадры", "Социальное страхование".

9. Подсистема автоматизированного решения задач капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений судов и органов судебного департамента (шифр подсистемы - "Строительство").

10. Подсистема дистанционного обучения работников судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Обучение").

11. Подсистема учета обращений граждан, обработки сообщений и контроля исполнения поручений (шифр подсистемы - "Обращения").

12. Подсистема взаимодействия с органами государственной власти и доступа к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС), создаваемой в интересах органов государственной власти (шифр подсистемы - "Взаимодействие ИТКС").

13. Подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества (шифр подсистемы - "Сотрудничество").

14. Технологическая подсистема "Ведомственная информационная сеть (ВИС) на основе Общероссийского Технического Информационного Канала (ОТИК)".

15. Подсистема технологического и методического обеспечения работы судов и органов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Техпомощь");

16. Подсистема ведения программно-информационных и телекоммуникационных стандартов Судебного департамента (шифр подсистемы - "Стандарт СД").

17. Подсистема отображения картографической информации и формирования отчетных документов для анализа деятельности судов с использованием средств географической информационной системы - ГИС (шифр подсистемы - "ГИС СД").

Подсистема включает в себя программное обеспечение ГИС с интерфейсом, ориентированным на использование в деятельности СД, набор электронных карт, а также комплект технических средств, необходимый для выпуска графических документов (территориально-распределенные статистические данные, административно-территориальные границы для районных судов и участков мировых судей).

При построении системы предусматривается включение в ее состав сети связи, сети передачи данных и центров управления системы (ЦУС).

ЦУС необходимы для организации постоянного мониторинга и управления программно-техническими средствами АС СД. Предлагается сформировать основной ЦУС в ФЦИ Судебного департамента (с полной информацией по всем объектам системы) и по одному ЦУС в МРЦ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.