КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №3. Тема: 3. Государственная система стандартизации РК
Тема: 3. Государственная система стандартизации РК 1. Общая характеристика системы 2. Органы и службы стандартизации РК 3. Порядок принятия, обновления, пересмотра и отмены стандарта; 1. Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Объектом стандартизации может быть продукция, работа (процесс), услуга, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Закон Республики Казахстан "О стандартизации" от 16 июля 1999 г. N 433-1 Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области стандартизации, определяет правовые основы государственной системы стандартизации и меры защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества продукции, процессов (работ) и услуг посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Государственная система стандартизации (ГСС) Республики Казахстан представляет собой совокупность органов государственного управления, физических и юридических лиц, осуществляющих работы в области стандартизации в пределах их компетенции, нормативных документов, устанавливающих работы проведения работ по стандартизации в Республике Казахстан. Государственная система стандартизации обеспечивает проведение единой научно-технической политики в области стандартизации и предусматривает создание, применение различных категорий нормативных документов, порядок их разработки, согласования, утверждение, государственную регистрацию, государственный надзор за соблюдением требований стандартов и технических условий. Государственные стандарты Республики Казахстан разрабатываются техническими комитетами и (или) органами управления по закрепленной номенклатуре продукции (сфере деятельности) на основе достижений отечественной, зарубежной науки и техники, передового опыта. Требования государственных стандартов и технических условий обязательны для всех юридических и физических лиц, разрабатывающих, изготовляющих, поставляющих (реализующих), хранящих, транспортирующих, использующих (эксплуатирующих), ремонтирующих продукцию (изделия) и выполняющих услуги. 2. Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют уполномоченный орган по стандартизации, метрологии и сертификации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Это могут быть органы власти, фирмы, учреждения. Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа — разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации. 3. Работа технического комитета (ТК) начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта. На основании заявок Госстандарт РК формирует годовой план государственной стандартизации Казахстана. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие, этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РК для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену Стандарта. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РК, а также и заказчику нормативного документа. Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РК. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству Казахстана, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам. Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее принятый стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежемесячном Информационном указателе. Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РК обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа. С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РК. Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней Пересмот р государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться, как с заменой его новым, так и без замены. Причиной служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта. Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта-РК. Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами. Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт. Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации. Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РК.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |