Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально значимые качества личности




Для социальной педагогики интересны качества личности, от которых зависит успешность ее социализации. К ним относятся: индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля, а также способности, потребности, мотивация, мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации (Т.А.Василькова).

Индивидуальность отличают уникальные природные и социально-приобретенные свойства. Находясь в постоянном развитии, индивидуальность в то же время является самым устойчивым качеством человека. Учет личностной индивидуальности влияет на эффективность социального воспитания.

Разумность характеризует способность к ответственному предвидению результатов действий, поступков. Ответственное отношение к себе и внешним ситуациям отличает социально зрелую личность.

Психологическим стержнем человека является характер, который стабилизирует его социальные формы активности. Характер формируется в результате социализации темперамента и проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Характер - это «система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности» (М.И.Еникеев). Характер свидетельствует о мере уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенностях адаптации индивида к окружающей его действительности, определяет тип взаимодействия с внешним миром. В отличие от темперамента характер отвечает за социальную сферу поведения индивида.

Темперамент представляет природную склонность индивида к определенному стилю поведения и в значительной мере определяет психические состояния. Он проявляется в чувствительности к внешним воздействиям, в эмоциональности, импульсивности или сдержанности, общительности или замкнутости, легкости или затрудненности социальной адаптации. Особенности темперамента делят на экстраверсию и интроверсию.

Активность личности отражает меру взаимодействия с окружающим миром. Отличают внутреннюю активность (реализуется в деле) и внешнюю (при выполнении неинтересного дела). Опорой в социальном воспитании должна служить внутренняя активность личности. Целеустремленность служит развитию определенных качеств.

При работе с личностью следует учитывать ее потребности и уметь влиять на них. Потребности личности - это «испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности» (М.И. Еникеев).

Мотивация отвечает за направленность деятельности, интенсивность и длительность сохранения ее основных параметров. Она формируется во взаимосвязи с развитием мировоззрения, общих, индивидуальных и специальных способностей и с осознанием личностью своего места в жизни. Мотивация сложна, противоречива, изменчива и всегда эмоционально насыщенна. Существуют различные мотивационные состояния: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки (смысловые, целевые, операционные). Оказывая целенаправленное влияние на мотивационные состояния личности, можно повлиять на ее мотивацию к обучению и развитию.

Направленность демонстрирует тенденцию в поведении человека и проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах. Направленность представляет ценностно-ориентационную систему личности, иерархию базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения. Направленность отражает духовно-практическую сферу. Немецким психологом Э.Шпрангером выявлены ведущие направленности личности: научный человек, экономический человек, эстетический человек, социальный человек, политический человек, религиозный человек.

Воля проявляется в способности преодолевать препятствия на пути к цели.

Способности, по определению М.И.Еникеева, - это «совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности». Способности и характер человека формируются в течение всей его жизни на определенной природной основе. Способности как совокупность врожденных и приобретенных свойств определяют психические возможности человека в различных видах деятельности,

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценку смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Это - совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Убеждения - система взглядов, свидетельствующая о сформированности личности и являющаяся ее стержнем. Социализация теснейшим образом связана с развитием убеждений личности. Своевольно изменить укоренившиеся в глубине души убеждения невозможно, они могут меняться в условиях коренной переоценки ценностей, в переломные периоды жизни общества и индивидуального развития.

Ценностные ориентации определяют помыслы, поступки и взаимоотношения людей, характеризуя сущность личности.

Каждая из этих черт равнозначна и равноценна при анализе личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 14292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.