КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индекс цен как макроэкономический показатель
Индекс цен – относительный показатель, характеризующий соотношение цен во времени. Индекс цен текущего года = (Цены текущего года / Цены базового года) ´ 100% Виды индексов:
Индекс оптовых цен (индекс цен производителей) включает три группы товаров, а именно:
Этот индекс показывает изменение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных предприятий и компаний, сельскохозяйственных предприятий. Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя: ИПЦ = (Потребительская корзина в текущих ценах / Потребительская корзина в ценах базового года) ´ 100 Дефлятор ВНП - отражает изменение в ценах не только на товары широкого потребления, но и на все товары. Дефлятор ВНП = (Реальный ВНП / Номинальный ВНП) ´ 100% Уровень инфляции определяется как процентное изменение цен: Уровень инфляции = (цены текущего периода – цены прошлого периода) ´ 100% Выводы: 1. Индексы цен используются, для того чтобы определить, на какую величину возросли или снизились цены за определенный период времени. 2. Индекс оптовых цен показывает изменение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных предприятий и компаний, сельскохозяйственных предприятий. 3. Индекс потребительских (розничных) цен рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. 4. Дефлятор ВНП отражает изменение в ценах не только на товары широкого потребления, но и на все товары и позволяет сравнивать реальный и номинальный ВНП.
XXI. Риски Риск — это неопределённое событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию компании, приводит к приобретениям или потерям в денежном выражении. Виды рисков: 1. Производственный, связанный с выпуском товаров и услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.
К основным причинам производственного риска относятся: o снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции; o снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса; o увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов; o рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам; o увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности; o низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией; o физический износ оборудования отечественных предприятий.
2. Коммерческий, связанный с процессом реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска: o снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу; o повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта; o непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов); o потери товара; o потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены; o повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы. Коммерческий риск включает в себя: ü риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке; ü риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный); ü риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем; ü риск, связанный с платежеспособностью покупателя; ü риск форс-мажорных обстоятельств.
3. Финансовый, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства. К финансовому риску относятся: 1) валютный риск; 2) кредитный риск; 3) инвестиционный риск.
Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчетов по нему. Валютный курс, устанавливаемый с учетом покупательной способности валют, весьма подвижен. Среди основных факторов, влияющих на курс валют, нужно выделить: · состояние платежного баланса, · уровень инфляции, · межотраслевую миграцию краткосрочных капиталов. В целом на движение валютных курсов оказывает воздействие соотношение спроса и предложения каждой валюты. Помимо экономических, на валютный курс влияют политические факторы.
Валютный риск включает в себя три разновидности: а. экономический риск; б. риск перевода; в. риск сделок.
Экономический риск для предпринимательской фирмы состоит в том, что стоимость ее активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону (в национальной валюте) из-за будущих изменений валютного курса. Это также относится к инвесторам, зарубежные инвестиции которых — акции или долговые обязательства — приносят доход в иностранной валюте. Риск перевода имеет бухгалтерскую природу и связан с различиями в учете активов и пассивов фирмы в иностранной валюте. В том случае, если происходит падение курса иностранной валюты, в которой выражены активы фирмы, стоимость этих активов уменьшается. Риск сделок — это вероятность наличных валютных убытков по конкретным операциям в иностранной валюте. Риск сделок возникает из-за неопределенности стоимости в национальной валюте инвалютной сделки в будущем. Данный вид риска существует как при заключении торговых контрактов, так и при получении или предоставлении кредитов и состоит в возможности изменения величины поступления или платежей при пересчете в национальной валюте. Кредитный риск связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа. Инвестиционный риск связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты.
Основные виды инвестиционного риска: а. Капитальный - общий риск на все инвестиционные вложения, риск того, что инвестор не сможет высвободить инвестированные средства, не понеся потери; б. Селективный - риск неправильного выбора объекта для инвестирования в сравнении с другими вариантами; в. Процентный - риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменениями процентных ставок на рынке; г. Страновой - риск потерь в связи с вложением денежных средств в предприятия, находящиеся под юрисдикцией страны с неустойчивым социальным и экономическим положением; д. Операционный - риск потерь, возникающих в связи с неполадками в работе компьютерных систем по обработке информации, связанной с инвестированием средств; е. Временной - риск инвестирования средств в неподходящее время, что неизбежно влечет за собой потери; ж. Риск законодательных изменений - потери от непредвиденного законодательного регулирования; з. Риск ликвидности - риск, связанный с возможностью потерь при реализации ценной бумаги из-за изменения оценки ее качества; и. Инфляционный - риск того, что при высоком уровне инфляции доходы, получаемые от инвестированных средств, обесцениваются (с точки зрения реальной покупательной способности) быстрее, чем растут
Основные функции риска: 1. Инновационная — заключается в поиска нетрадиционных путей решений проблем. В большинстве случаев экономический успех и конкурентоспособность достигается на основе инновационной деятельности.
2. Регулятивная — имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. o Конструктивная форма регулирующей функции заключается в том, что способность рисковать - один из путей успешной деятельности лица, принимающего решения и она позволяет преодолеть консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры препятствующим перспективным нововведениям. o Деструктивная форма регулирующей функции заключается в том, что принимаются необоснованные, невзвешенные, неразумные решения, иногда при отсутствии полной информации, должного учета закономерностей развития явлений, что порождает авантюризм, субъективизм. Правомерность нововведения: 70 - 30% (надежда на 70% успеха и 30% на неудачу).
3. Защитная — проявляется в том, что для хозяйствующего субъекта риск это нормальное состояние, поэтому должно вырабатываться рациональное отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические, экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказания и стимулирующие оправданный риск. Надо не компрометировать дело и имидж лиц, принимающих решение. Ошибка вследствие рассчитанного риска должна рассматриваться как неотъемлемый момент самостоятельности.
4. Аналитическая — предполагает анализ всех возможных вариантов решений и выбор наименее рискованных вариантов решений. В простых случаях опираются на интуицию, прошлый опыт. При выборе оптимальных решений следует использовать специальные методы анализа.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |