Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование научного стиля. Его общая характеристика




НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Данная функционально-стилевая разновидность литера­турного языка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), область техни­ки и производства. Реализуется в первичных и вторичных жанрах. К первичным относятся монографии, научные статьи, диссертации, учебники, рецензии, доклады и сообщения на научных конференциях, лекции.

Ко вторичным текстам относятся реферат, автореферат, тезисы, конспект, аннотация. Они составляются на основе имеющихся научных текстов. При подчиненном вторичном оформлении происходит свертывание информации в целях экономии.

Функции, которые выполняет эта стилевая разновидность:

1) отраже­ние действительности и хранение знания (эпистемическая функция);

2) получение нового знания (когнитивная функ­ции);

3) передача специальной информации (коммуникативная функция).

Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научный стиль характеризуется рядом общих экстра- и интралингвистических особенностей, позволяющих говорить о едином функциональном стиле, который подвергается внутристилевой дифференциации[8].

Главным коммуникативным заданием общения в науч­ной сфере является выражение научных понятий и умозак­лючений. Мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных, несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля, как 1. отвлеченность,

2 обобщенность,

3 подчеркнутая логичность изложения.

Данные экстралингвистические признаки объединяют в систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, более частные, стилевые черты: 4 смысловую точность (однозначность выражения мысли),

5 информативную насыщенность,6 объективность изложения,7 безобразность,

8 скрытую эмоциональность.

НС присущи также предварительное обдумывание высказанной мысли, монологический характер высказываний, строгий отбор языковых средств и тяготение к нормированной речи.

Русский научный стиль формировался вместе с развитием науки. Зарождение его относится к XVI в., когда на Руси активизировалась переводческая деятельность. Переводились книги, связанные с географическими описаниями, ранним естествознанием. В связи с этим постепенно стала формироваться научная терминология. В XVII в. появились первые русские научные сочинения специального характера.

Значительную роль в становлении русской науки сыграла Петровская эпоха (нач. XVIIIв.), когда начался период деятельного обучения основам наук. На Руси начали функционировать первые светские гражданские школы. Были переведены и составлены специальные учебники от «Арифметики» Магницкого до «Академических комментариев».

Исключительная роль в формировании НС принадлежит М.Ломоносову, написавшему множество научных сочинений. Ряд терминов принадлежит М.Ломоносову.

Несмотря на давние традиции, научный стиль еще в нач. ХIХ в. был не разработан. Окончательно становление НС произошло во 2 половине XIX в. вместе с деятельностью таких выдающихся русских ученых, как Д.И.Менделеев, Сеченов, Бодуэн де Куртене, Шахматов и др. Подобно другим функциональным стилям, научный стиль – это категория историческая.

Профессор Будагов Р.А. выделяет 3 фактора, способных оказать влияние на этот стиль:

1) общее состояние науки и научного знания в стране

2) степень развития литературного языка у данного народа

3) деятельность ученых и писателей, которые обращаются к научному языку.

На формирование русского научного стиля огромное влияние оказала художественная и публицистическая литература. Благодаря этому на ранних этапах становления НС он представляет собой индивидуальное явление. В течение ХХ в. НС претерпел значительные изменения. До 30-х г. ХХ в. НС был близок к художественной прозе: для него была характерна личная форма выражения, обращение к читателю, экспрессивные слова, синтаксические конструкции. В целом, можно сказать, что личность ученого из НС не изгонялась. Этому способствовала энциклопедическая образованность ученых конца XIX начала XX в., их принадлежность к культурной верхушке общества. В середине ХХ в. и его 2 половине в НС появилась стандартизация: личность ученого перестала допускаться в его труды. Общее стало преобладать над индивидуальным. В конце ХХ столетия возникла тенденция возврата к индивидуальному научному стилю (не только в русистике, но и во всей лингвистической науке).

НС во многом сходен с официально-деловым стилем.

НС как система включает в себя единицы 3 типов:

1. Языковые единицы со специфической научной стилево-стилистической коннотацией (термины).

2. Общеязыковые средства (межстилевые, нейтральные).

3. Языковые единицы стилистически нейтральные, но в количественном отношении показательные для НС.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.