Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь предложений внутри текста




Связь предложений внутри текста может быть цепной, параллельной и присоединительной.

Цепные связи используются во всех стилях языка. Это самый распространенный способ соединения предложений. Он в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особен­ностям соединения суждений. Он неизбежен там, где мысль разви­вается последовательно, где каждое после­дующее предложение развивает предшествующее. Этот тип связи встречаем и в описании, и в повествовании, и в рассуждении, т. е. в текстах различных типов. Связь отдельных высказываний обнаруживается через сигналы связи - показатели связности: имена собственные, местоимения, местоименно-наречные слова, союзы и т.д.

Характер повторных номинаций зависит от вида текста: они могут быть стилистически нейтральными или иметь экспрессивно-оценочную окраску; по объему информации точно соответствовать именуемому предмету или расширять, уточнять его содержание. Наиболее информативны заместители в художественных текстах. В текстах нехудожественных, в частности в научном, чаще употребляются заместители, редуцирующие текст и стилистически нейтральные, например, отвлеченные имена универсального типа «явление», «случай» и предложно-падежные сочетания типа «в этом отношении», «в этом смысле» и др.

Особенно характерны цепные связи для научного стиля, где ав­тор последовательно переходит от одного этапа рас­суждения к другому. Цепная связь предложений обычно осуществляется на их границе. Этим достигается непрерыв­ность и последовательность рассуждения. Каждый раз в начале нового предложения мысль как бы возвращается к главному элементу предшествующего предложения, ко­торый становится отправным пунктом развития мысли.

Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее распространены цепные местоименные связи (с указа­тельным местоимением этот), являющиеся наиболее точными, однозначными и нейтральными. Часто используется и цепная связь посредством лексического повтора, что обусловлено терминологической точностью изложения.

В языке публицистики представлены все виды цеп­ной связи. Наиболее характерны здесь синонимическая и местоименную связь.

В языке художественной литературы тоже можно найти почти все виды цепной связи. Основной принцип здесь — сделать синтаксическую связь между предложениями не столь явной и открытой, как, на­пример, в научной литературе. Поэтому в языке ху­дожественной литературы широ­ко распространены связи с личными местоимениями, с ука­зательным местоимением это, цепные связи посредством лексического повтора.

В официально-деловом стиле преобладают цепные местоименные связи, встречает­ся также цепная связь посредством лексического повтора. Но в целом деловая речь стремится к синтаксическим построениям, полностью развивающим мысль и замыкающим ее в рамках одного предложения. От­сюда преобладание сложных, в основном сложнопод­чиненных предложений с четкими связями между ча­стями, с обилием придаточных, вводных слов, встав­ных конструкций и т. д.

Цепные связи играют большую роль в речи. Сверхфразовые единства с цепными связями преобладают во всех стилях речи. Они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.

Параллельная связь

Отражая характер мышления, параллельные связи называют действия, со­бытия, явления, располагающиеся рядом и по своей природе пред­назначены для описания и повествования. Параллелизм, как правило, выражается в том, что сказуемые предшествуют подлежащим и часто открывают предложение. Это обычный порядок слов в предложени­ях повествовательных строф, обусловленный специ­фикой, назначением последних. Предложения повествователь­ных строф не описывают действия, а повествуют о них, т. е. передается самое событие, самое действие. Расположение сказуемого после подлежащего в качестве основы параллелизма выступает довольно редко. Очень характерны для описательных контекстов, об­разуемых параллельными связями, назывные (номи­нативные) предложения. Подчеркнуто эмоциональный, экспрессивный ха­рактер имеют параллельные связи, усиленные лекси­ческим параллелизмом — анафорой (единоначатием).

Присоединительная связь

П рисоединение - такой принцип по строения высказывания, при котором часть его в виде дополнительной информации при­крепляется к основному сообщению: "Я завтра вас увижу! — И не здесь, И не украдкою" (А.С. Пушкин). Незачем мне оправдывался, да и не в моих это правилах (А.П. Чехов). Присоединительная связь не способна самостоятельно образовывать тексты. Она может лишь присоединять какие-либо части, добавления, комментарии к основ­ному высказыванию.

Присоединительные конструкции разнообразны и выразительны. Присоединяя дополнительную информацию — по ассоциации, в виде пояснения, ком­ментария и т.д., — они имитируют живую деятель­ность с ее раскованностью, естественностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.