КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды правовых норм
Правовые тексты конституируют (устанавливают) права и обязанности субъектов общественных отношений и тем самым эти отношения регулируют, но делают это различными способами, и потому возникающие правовые нормы имеют различное устройство (структуру). В соответствии с этим выделяют различные их виды. 1. Наиболее общее деление норм права на виды – деление на нормы права социального и нормы права государственного. 2. В зависимости от способа объективации правовые нормы можно подразделить на обычные, гетерономные и автономные нормы. Обычные нормы не устанавливаются кем-либо конкретно, а складываются постепенно, отражая формирующиеся общественные отношения, получающие социально признанный статус. Санкционированные государством, они становятся нормами государственного права, выступающего, например, в текстуальной форме правового обычая. Гетерономные нормы вытекают из гетерономных правовых текстов, устанавливаемых каким-либо авторитетным социальным, государственным органом в одностороннем порядке и властно предписывающих субъектам определенный вариант поведения. Таковы, например, нормы, выраженные в текстуальной форме государственных законов или указов. Автономные нормы вытекают из автономных правовых текстов, создаваемых самими субъектами права и представляют собой результат согласования их интересов. Таковы, например, многие нормы международно-правовых договоров. 3. По способу выражения правила поведения нормы делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы определяют лишь один вариант поведения, в то время как нормы диспозитивные определяют обязательное правило поведения лишь на тот случай, если субъекты права не договорились об ином. 4. По своим функциям нормы делятся на установительные и охранительные. Установительные (регулятивные) нормы регулируют поведение субъектов права путем установления их прав и обязанностей. Структура таких норм включает гипотезу и диспозицию (иногда, только диспозицию) и не имеет санкции. В свою очередь установительные (регулятивные) нормы делятся на нормы управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы подчеркивают наличие определенных правомочий у субъекта. Обязывающие – возлагают активные обязанности. Запрещающие – устанавливают пассивные обязанности не совершать определенные действия. Охранительные нормы предназначены для охраны установительных (правообязывающих) норм и поэтому всегда содержат гипотезу и санкцию. 5. Нормы права можно подразделить на виды и в зависимости от их отраслевой принадлежности. Например – нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и т.д. права. Внутри отраслевых норм выделяют нормы материального и процессуального права. Нормы материального права определяют первичные права и обязанности субъектов в сфере определенных общественных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок действий заинтересованных субъектов при нарушении норм права, регламентируют процедурные и организационные вопросы. 6. Выделяют также нормы частного и публичного права. Деление права на частное и публичное было известно уже римским юристам. Нормы публичного права обеспечивают общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества и государства в целом. Нормы частного права направлены на удовлетворение интересов отдельных субъектов (физ. и юр.лиц). Для норм публичного права характерен императивный источник их возникновения. Отсюда – императивный метод прав.регулирования. Для норм частного права допустим договорный источник, характерен диспозитивный метод прав.регулирования. В литературе выделяют и так называемые специальные нормы. Специальные нормы – призваны помочь реализации правообязывающих и охранительных норм. К ним относятся нормы-принципы (декларативные нормы), дефинитивные, оперативные и коллизионные нормы. Поляков считает, что их нельзя отнести к правовым нормам, т.к. они не определяют непосредственно права и обязанности субъектов. Нормы-принципы – это правила, закрепляющие основные, исходные начала права. Дефинитивные нормы содержат определения каких-либо юридических понятий. Оперативные нормы отменяют действующие нормативные положения или вводят новые, распространяют данные нормы на новый круг отношений. Коллизионные нормы направлены на разрешение правовых коллизий, понимаемых в узком смысле слова. Они указывают, право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению, сторонами которого являются субъекты разных государств. Следует иметь в виду, что нормы права функционируют не сами по себе, а в рамках единой системы, на основе которой осуществляется правовое регулирование поведения участников общественных отношений. Система норм права – это совокупность взаимосвязанных между собой правовых норм. Основные элементы такой системы – нормы права – в зависимости от своего функционального предназначения и текстуальной привязки объединяются в более общие структурные подразделения системы – институты, подотрасли и отрасли норм права. Отрасль права – совокупность правовых норм, специфическим образом регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – регулируемые общественные отношения. Метод правового регулирования – способ правового воздействия со стороны государства на поведение участников общественных отношений. Методы – императивный и диспозитивный. В рамках каждой отрасли характеризуются понятием правового режима. Институт права – это устойчивая группа правовых норм, регулирующая в рамках отрасли определенную разновидность общественных отношений.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |