Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание




Сознание как компонент состояния человека. Сознание – особый уровень, форма, способ функционирования (состояния) человека, его психики. Условием достижения (наличия) этого уровня является состояние бодрствования. Поэтому один из путей конкретизации описания сознания основывается на противопоставлении состояния бодрствования состоянию сна. Человек не может истинно утверждать о себе "я сплю", поскольку сам факт высказывания этого утверждения означает обратное. В этом смысле с логической точки зрения состояние сна отрицает наличие у субъекта сознания. Человеку, конечно, может сниться сон, что он спит. Это, казалось бы, свидетельствует о том. что и к сновидениям приложимы истинностные оценки (когда человек в сновидении видит, что он спит, то это сновидение истинно, когда же человек в сновидении видит что-либо другое, то такое сновидение ложно). Однако это утверждение несостоятельно, поскольку в состоянии сна невозможно интерсубъективное взаимодействие (еще одно требование, выполнение которого предполагается в состоянии сознания).

Сопоставительная характеристика состояний сна и бодрствования интересна не только в плане феноменологическом, но и с точки зрения выделения тех мозговых структур, которые в первую очередь имеют отношение к обеспечению сознательной деятельности, функционированию сознания как особого психического механизма.

Изучение рефлекторной активности спинного мозга, во время сна не указывает на какие-либо изменения. Функции вегетативной нервной системы в состоянии сна не претерпевают сколько-нибудь значительных изменений. Нервная регуляция процессов дыхания, кровообращения, пищеварения, обмена веществ, выделения остается в пределах тех же колебаний, что и в бодрствующем состоянии, хотя отправление самих вегетативных функций осуществляется, как правило, в сравнительно более слабой степени. Во время сна существенно снижается газообмен, несколько уменьшается температура тела. Но функционирование гладких мышц, автономное по отношению к сознательной регуляции, во время сна даже усиливается. Кровеносные сосуды продолжают свои сокращения, кишечник сохраняет перистальтику. Многие люди, например, после интенсивной работы или обильной еды предпочитают заснуть. На животных же доказано, что пища, принятая перед сном, переваривается лучше, чем в состоянии бодрствования. Выделительные органы – почки, кожа – во время сна также усиливают свои функции.

Для состояния сна специфично, как правило, отсутствие произвольных движений, снижение восприимчивости органов чувств, отсутствие логической связи в содержании сновидений. Вместе с тем известно, что некоторые птицы спят, стоя на одной ноге. сохраняя равновесие тела. Переутомленные люди (солдаты во время марша) могут спать на ходу. В сомнабулическом состоянии люди совершают столь сложные двигательные акты, что они не смогут их даже воспроизвести в бодрствующем состоянии. Поскольку известно, что центральным органом, обеспечивающем координацию движений, является мозжечок, то такого рода факты позволяют утверждать, что в состоянии сна его функционирование не снижается. Все это так или иначе указывает, что анатомическим субстратом сознания является кора больших полушарий головного мозга. Спящему доступны все виды ощущений, у него в определенной степени сохраняются мнемические функции. Есть свидетельства, что во время сна совершались открытия.

Из повседневного опыта известно, что устранение внешних воздействий на органы чувств играет важную роль в наступлении сна. Каждый желающий заснуть избегает резкого света, шума, сильных обонятельных, вкусовых и осязательных впечатлений. Только монотонные и привычные впечатления способствуют засыпанию. Сонливое состояние, предшествующее засыпанию, обыкновенно сопровождается зевотой: глубоким и медленным вдыханием широким ртом и медленным выдыханием. Зевота, как правило, сопровождается потягиванием всего тела вследствие инстинктивного желания устранить местные застои крови и выравнить ее неправильное распределение. При проведении психологических обследований, а также в условиях лабораторных исследований психики, важное значение имеет контроль за состоянием обследуемого (испытуемого). При этом учитываются как объективные (экстроспективные) аспекты поведения, так и субъективные (интроспективные) показатели. В качестве примера последних можно привести шкалы из опросника Уэссмена и Рикса, в системе которых состояние бодрствования может быть охарактеризовано как состояние жизнерадостной, бодрой, энергичной и спокойной уверенности в своих силах.

Шкала "спокойствие – тревожность".

10. Совершенное и полное спокойствие.

9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.

8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.

7. В целом уверен и свободен от беспокойства.

6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.

5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.

4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство, неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.

3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.

2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.

1. Совершенно очумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.

Шкала "энергичность – усталость".

10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.

9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.

8. Много энергии, сильная потребность в действии.

7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия.

6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.

5. Слегка устал. Леность. Энергии немного не хватает.

4. Довольно усталый. Апатичный. В запасе не очень много энергии.

3. Большая усталость. Вялый, скудные запасы энергии.

2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию.

1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.

Шкала "приподнятость – подавленность".

10. Сильный подъем, восторженное веселье.

9. Очень возбужден, в очень приподнятом настроении.

8. Возбужден, в хорошем расположении духа.

7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.

6. Чувствую себя довольно хорошо.

5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно.

4. Настроение подавленное, несколько унылое.

3. Угнетен, чувствую себя очень подавленно.

2. Очень угнетен, чувствую себя просто ужасно.

1. Крайняя депрессия и уныние, подавлен.

Шкала "уверенность в себе – чувство беспомощности".

10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.

9. Чувствую большую уверенность в себе. 8. Очень уверен в своих способностях.

7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.

6. Чувствую себя довольно компетентным.

5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.

4. Чувствую себя довольно неспособным.

3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.

2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.

1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.

Приведенные фрагменты опросника для изучения состояния бодрствования показывают, что это состояние в экспериментальной психологии рассматривается как градуированное множество уровней, то же можно сказать и о состоянии сна.

В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, проходящее пять стадий. В ходе смены стадий ритмы сердца и дыхания становятся все более равномерными и замедляются по мере углубления сна. Первая же стадия соответствует периоду дремоты с полусонными мечтаниями и длится от 1 до 9 минут. Здесь имеют место тета-волны ЭЭГ, постепенно сменяющие альфа-волны. На второй стадии в ЭЭГ появляются "сонные веретена" с волнами более высокой частоты (12-14 Гц), чем альфа-волны. Продолжительность этой стадии 30-45 минут. На третьей стадии, длящейся несколько минут, сонные веретена исчезают, и волны становятся более медленными. Четвертая стадия – это стадия глубокого восстановительного сна, она длится около получаса. В течение ее человек видит сновидения. Для этой стадии характерно преобладание дельта-волн. Пятая стадия – это стадия парадоксального сна, в течение которой наблюдаются быстрые движения глаз, сердечный ритм ускоряется, кровь приливает к мозгу, дыхание становится учащенным, выделяются гормоны, но тело расслаблено, мышечный тонус отсутствует. Эта стадия длится 15-20 минут и сопровождается сновидениями.

Общее название нарушений сна – диссомнии. К числу достаточно распространенных относится бессонница. Она проявляется в сокращении общей длительности и в изменениях соотношения различных стадий: продолжительное засыпание, раннее пробуждение, многократное прерывание сна в течение ночи, выпадение стадий глубокого и парадоксального сна. Бессоница тесно связана с тревожностью. Она часто наблюдается у лиц, обеспокоенных реальными или мнимыми проблемами, связанными с повседневной жизнью, состоянием собственного здоровья, с работой. В то же время бессонница может быть одним из первых признаков соматического или психического заболевания. Нарушения сна могут проявляться и в форме характера сновидений: кошмары и ночные ужасы. Кошмары – это мучительные сновидения, возникающие во время парадоксальной фазы сна. Ночные ужасы обычно появляются во время медленноволнового сна и приводят к внезапному пробуждению в состоянии испуга. В отличие от кошмаров, когда картина сновидений сохраняется с достаточной полнотой, у субъекта остается очень мало воспоминаний о моментах ужаса, поскольку после такого рода пробуждения он вновь засыпает. Особый вид нарушения сна – нарколепсия. Для нее характерно, что субъект может внезапно заснуть, когда угодно и где угодно. Сон длится несколько минут, в течение которых человек может продолжать выполнять какие-либо автоматизированные действия (например, вести автомобиль).

Сознание как ингредиент психики. Множество психических функций, выполняемых человеком в состоянии бодрствования, регулируются сознанием как одной из инстанции его внутреннего мира. С другой стороны, само сознание существует постольку, поскольку осуществляются отдельные психические функции (процессы). Можно сказать, что сознание в качестве ингредиента психики выступает как результат интеграции отдельных психических функций, как инвариант их многообразия.

В повседневном общении, когда мы описываем свое психическое состояние, мы говорим: "я вижу", "я чувствую", "я думаю", "я вспоминаю", "я взволнован", "я расстроен"... В роли субъекта всех подобных функций выступает "я". "Я" либо испытывает определенные воздействия, либо инициирует определенные психические акты, процессы, функции. С одной стороны, "я" является общим эффектом интеграции психических функций, с другой, – "я" способно дифференцировать отдельные функции друг от друга, определенным образом квалифицировать их. Все функции "я" связаны (основываются на) с осуществлением конкретной психической функции – внимания. Внимание является конкретно психологической формой реализации сознания. Можно говорить о внимании применительно к любому уровню познавательной активности: сенсорному, перцептивному, мнемическому, умственному, имея в виду сосредоточенность познавательной активности на определенном объекте или феномене внутреннего мира. благодаря которой они каким-то образом выделяются из фона. Кроме того. важно отметить. что само внимание, подобно функциям "я", разделяется на два вида: внимание, вызываемое объектом, обусловленное его характеристиками (непроизвольное внимание), и внимание. инициированное или поддерживаемое за счет усилий "я" (произвольное внимание). Поле самого внимания структурировано: в нем выделяются фокус внимания и его периферия. В экспериментально-психологическом плане этому соответствует такой параметр внимания.как его концентрация.

К характеристикам внимания, выявленным (изученным) в экспериментально-психологических исследованиях, принадлежат также, с одной стороны, объем, а с другой. – распределение и переключение. Параметр объема внимания имеет пространственно-временной смысл: сколько объектов субъект способен удержать в поле своего внимания, сколько звуковых стимулов он способен запечатлеть. Параметры распределения и переключения имеют операционально-регуляторный смысл. Значения параметров внимания являются индикаторами состояния субъекта, степени его утомления, уровня его бодрствования.

Одним из основных параметров сознания, так же как и внимания, является объем. Требование поступать сознательно, вести себя сознательно – это требование к тому, чтобы удерживать в процессе деятельности в поле своего сознания те основания, которые выступают в качестве регуляторов активности. Человек поступает сознательно, когда в поле его сознания находятся основания его активности, последствия, к которым может привести его поступок ("он сознательно пошел на это"). Осознать – значит ввести в круг своего сознания основания своего поступка, которые до этого оставались за его порогом ("он осознал свою вину").

Другим важнейшим параметром сознания является ясность, отчетливость тех объектов, которые находятся в поле сознания. Параметр четкости подразумевает способность выделить границы. отделяющие один объект от другого, выделить связи, которые имеются между отдельными объектами и по которым возможен переход от одних объектов к другим. Параметр ясности в отношении сознания можно сопоставить по смыслу с параметром чувствительности в отношении методических процедур: в обоих случаях идет речь о возможности дифференцировать различающиеся явления.

Начиная с исследований В. Вундта в экспериментально-психологическом изучении сознания, механизмов, его порождающих (генерирующих), принципиальное значение уделяется установлению взаимосвязей, с одной стороны, энергетических и пространственно-временных параметров стимула и, с другой, – структурных и энергетических характеристик поля сознания. Подойдя к решению задачи определения объема сознания с позиций установления числа звуковых сигналов (ударов метронома) и числа зрительно предъявляемых объектов, которые испытуемые могли отчетливо воспринимать как единое целое, Вундт экспериментально установил, что это число равняется шести. "Шесть простых впечатлений представляет собой границу объема внимания. Так как эта, величина одинакова для слуховых и для зрительных впечатлений, данных как последовательно, так и одновременно, то можно заключить, что она означает независимую от специальной области чувств психическую постоянную" (Вундт В. Введение в психологию. М., 1912. С. 32). Согласно современным исследованиям объем актуального сознания оценивается величиной 7±2.

Связь интенсивностных (энергетических) и структурных характеристик поля сознания обнаруживается в том, что объекты, находящиеся в центре этого поля, воспринимаются отчетливее по сравнению с объектами, находящимися на периферии. Объекты, оказавшиеся за границами поля сознания (за порогом сознания), становятся таковыми вследствие их интенсивностных параметров. Принципиально важно также и то, что сознания как определенного рода психической реальности вообще не существовало бы, если бы психическое настоящее (актуальное) не представляло бы собой определенную интеграцию прошедшего, настоящего и будущего. Психическое настоящее является по существу интервалом, в пределах которого длительность представлена совместно с последовательностью и внутри определенного диапазона относительной одновременности. С точки зрения Л.М. Веккера, "психическое пространство является эффектом симультанирования сукцессивного временного ряда" (Веккер Л. М. Психические процессы. Л., 1981. Т.З. С.284). В границах психического настоящего одновременность складывается из последовательно возникающих впечатлений. Элементы этой последовательности, интегрируемой в рамках относительной одновременности, не могут по исходному своему смыслу быть эквивалентны энергетически. Это имеет своим последствием (эффектом)структурную неоднородность поля сознания.

Возникновение сознания в онто-, фило– и социогенезе связано с речью. В свою очередь, при рассмотрении роли речи в возникновении и функционировании сознания важно иметь в виду (и различать) три аспекта. Во-первых, речь реализуется как процесс межсубъективного взаимодействия, как процесс интерперсональной коммуникации. В своем функционировании речь подчиняется действию социально-лингвистических факторов. Речь отдельного человека есть индивидуальный компонент межиндивидуального информационного обмена. Во-вторых, речевое действие есть частный случай действия вообще и как таковое, хотя и осуществляется на основе психической регуляции, не входит в число собственно психических актов. Речевая моторика, к примеру, является объектом изучения физиологии движения, а не только психологии. И в-третьих, речевой акт входит в контекст собственно психических феноменов. Здесь речевой акт выступает как средство экстериоризации смысла и опирается на образы слов и высказываний. Речь по отношению к этим образам выступает в исходном своем значении кода. "Будучи частной формой психических образов, образы словесных кодов подчиняются общим закономерностям сенсорно-перцептивного отражения: они обладают пространственно-временными, модальными и интенсивностными характеристиками, им присущи целостность, константность и обобщенность" (Веккер Л. М. Указ. соч. С.288).

Рассматривая речевую коммуникацию в качестве одного из механизмов порождения сознания, следует подчеркнуть, что сама возможность ее осуществления предполагает взаимообусловленность процессов экстериоризации и интериоризации. Это совершенно очевидно уже при рассмотрении частных случаев речевой коммуникации: слушания и говорения, чтения и письма. Говорение возможно при слышании, по крайней мере, самого себя, слушание выступает как механизм регуляции говорения. Слушание опирается на редуцированное проговаривание слышимого. Переходя к рассмотрению механизмов формирования сознания, мы должны отметить, что осознание чего-либо становится возможным в результате соотнесения с ним некоего акта собственной активности субъекта: интериоризация основывается на экстериоризации. С другой стороны, экстериоризация оказывается возможной в результате соотнесения элемента внутреннего опыта с формами внешней активности. Экстериоризация и интериоризация взаимообусловлены. Связывая это с механизмами употребления речи, можно сказать, что мы осознаем нечто, будучи в состоянии назвать это, и наоборот, называя нечто, мы делаем шаг в направлении его осознания.

Исследуя вопрос о разграничении темпераментных, личностных и характерологических механизмов, мы ввели параметры экстра-, интроверсии, экстер-. интернальности, экстра-, интропунитивности. Применительно к описанию сознания эти параметры также нередко используются. Говорят об интровертированном, или интернальном, или интропунитивном и т.д. сознании. Это в определенном смысле, конечно, оправдано. Но следует иметь в виду, что сама возможность использования этих параметров для характеристики интегративных механизмов психики основывается на выявлении фактов осознания определенных аспектов поведения, общения, деятельности. Поэтому, характеризуя сознание как определенный интегративный механизм психики, обеспечивающий познавательную деятельность (познание других механизмов психической регуляции), предпочтительней говорить о нем, что уже было отмечено, как о единстве процессов экстериоризации и интериоризации. В качестве особого вида реальности сознание обладает свойствами эвидентности, рефлексивности, субъективности, интенциональности. Эвидентность – это свойство самодостоверности сознания; рефлексивность – это свойство самоудвоения сознания, способность отображать свои собственные состояния; интенциональность – это свойство саморасщепляемости и последующей векторизованности сознания и его активности как единства экстериоризации и интериоризации; субъективность – это свойство самопорожденности сознания, его самообусловленности.

Нарушения сознания. Нарушения сознания могут быть охарактеризованы через выявление патологических изменений параметров, присущих нормально функционирующему сознанию: ясность, объем (глубина, широта), связность, переключаемость. Родовое наименование, обычно используемое в отношении всех видов нарушения сознания, – помрачение – само указывает на то, что здесь в первую очередь утрачивается ведущий параметр сознания – ясность. Существует ряд признаков помрачения сознания, общих для всех его разновидностей: 1) дезориентация человека в пространстве и времени. 2) отрешенность его от окружающего, проявляющаяся в неполном охвате обстановки (фрагментарность), в нечеткости восприятия, 3) бессвязность мышления, спутанность речи, 4) амнезия на период помрачения сознания. Наличие всех этих признаков обязательно для констатации помрачения сознания. Традиционно выделяется пять качественно различаемых синдромов помрачения сознания: оглушенность, сумеречное состояние, онейроид, делирий, аменция.

Состояние оглушенности обычно квалифицируется как наиболее простой по своей структуре синдром помрачения сознания. В этом случае происходит лишь равномерное угнетение всех видов психической активности: субъект становится сонливым, адинамичным, аспонтанным, эмоционально обедненным, замедляется темп мышления, восприятие становится неотчетливым. Человек выглядит труднодоступным для контакта, отрешенным от окружающего, он малоподвижен, движения замедленны, выражение лица тупое, безразличное, производит впечатление чем-то одурманенного. Не понимает более-менее сложных вопросов, простые воспринимает с трудом после неоднократного их повторения, часто, начав говорить, не заканчивает свою мысль. Воспроизведение прошлого ослабленно, новое не запоминается. Характерной особенностью состояний оглушенности является опустошенность сознания: отсутствуют бред и галлюцинации.

Оглушение развивается постепенно, проходя ряд стадий, характеризующихся различной глубиной помрачения. В порядке его нарастания выделяют следующие ступени: обнубилляция, сомноленция, сопор, кома. На стадии обнубилляции резко снижается темп психической деятельности, содержание ее заметно обедняется. Человек становится вялым, малоинициативным. Формально при настойчивом побуждении со стороны окружающих дает вразумительные, но лаконичные ответы, сам ничем не интересуется. Настроение либо апатичное, либо имеет эйфорический оттенок, не сопровождаясь ускорением мышления и двигательным возбуждением. При сомноленции (от лат. somnolentus – сонливый) человек, если к нему обратиться, напоминает разбуженного. Он долго думает над поставленным вопросом, но ответ обычно бывает неточен, в особенности, если спрашивают на отвлеченную тему (например, предложить вычитать из 100 по 17). Затруднения возникают даже в ответе на вопрос о возрасте – вместо этого чаще называется дата рождения. Лаже краткая беседа приводит к истощению внимания, ответы становятся все более неточными. На стадии сопора (от лат. sopor – беспамятство) человек утрачивает способность дифференцированных реакций даже на сильные раздражители. Не реагирует на обращенную к нему речь. Производит впечатление человека, находящегося в состоянии глубокого сна. Сильными воздействиями на короткий промежуток времени его можно вывести из этого состояния: он открывает глаза, осматривается, но происходящих событий не воспринимает и тут же погружается в прежнее состояние. Имеет место опустошенность сознания. Кома является наиболее глубокой стадией помрачения сознания, оно фактически выключено. Человек не реагирует ни на речь, ни на иные воздействия. Резко угнетена, безусловно-рефлекторная деятельность. Сохраняется лишь деятельность жизненно-важных центров – дыхательного и сосу-додвигательного.

Сумеречное помрачение сознания наряду с дезориентировкой в окружающем характеризуется аффектами ярости, злобы, страха, наличием отрывочного чувственного бреда и отдельных галлюцинаций, а также способностью совершать ряд последовательных автоматизированных действий. Поле восприятия в таком состоянии деформировано: одни объекты воспринимаются как обычно, другие искаженно (в частности, человек может не узнавать своих близких). Сознание патологически сужено с фиксацией лишь на узком круге представлений или извращенно воспринятых объектов. Синдром сумеречного помрачения развивается внезапно, на протяжении секунд, и таким же внезапным является его завершение. Длительность сумеречного состояния различна – от нескольких минут и часов до нескольких дней. Существует определенная взаимозависимость между глубиной и длительностью сумеречного расстройства: чем оно меньше по глубине, тем оно длительнее. Обычно способность к контакту бывает резко нарушена, но при небольшой глубине сумеречного помрачения возможна спонтанная, ни к кому не обращенная речь и даже формальный контакт.

Различают несколько видов сумеречного помрачения сознания: бредовое, брутальное, амбулаторный автоматизм, фуга, сомнамбулизм, абсанс. При бредовом варианте сумеречного помрачения человек производит впечатление на чем-то внутренне сосредоточенного. Порой в таком состоянии человек перемещается в пределах населенного пункта ("колесит по городу"), время от времени приходя в себя. Движимый бредовыми идеями и аффектами, может совершать тяжкие правонарушения с полной амнезией происшедшего. При брутальном варианте сумеречного помрачения сознания человек оказывается одержимым сильнейшими аффектами тревоги, злобы, страха, переживая зрительные галлюцинации, обрывки бреда, обнаруживает слепую агрессию, сокрушая все на пути. калеча и убивая близких и незнакомых людей. Состояние амбулаторного автоматизма протекает без бреда, галлюцинаций и эмоциональных расстройств. В таком состоянии человек, занятый каким-либо делом или находящийся в пути. продолжает это, но уже в форме автоматизированных движений. Фуга – вариант амбулаторного автоматизма: человек неожиданно бросается вперед, бежит, утратив ориентировку, или кружит на месте, бегает по кругу – все это продолжается несколько минут. Сомнамбулизм – состояние амбулаторного автоматизма, возникающее и продолжающееся в состоянии сна. Абсанс – полное выключение сознания на доли секунды: прерывается речь, предметы выпадают из рук. Придя в себя, человек еще некоторое время собирается с духом, обретает самообладание.

Онейроидный (от греч. oneiros – сон, сновидение) синдром представляет собой сочетание чувственно-образных ярких видений с фрагментарным отражением окружающей обстановки. Имеет место грезоподобная дезориентировка: причудливая смесь реального восприятия с яркими фантастическими картинами. Тематика переживаний в основном черпается из прошлого опыта (не всегда лично пережитого), чаще из прочитанных книг, услышанных рассказов. Возникающие фантастические видения отличаются связностью: одно вытекает из другого, в отличие от делирия не имеют внешней проекции.

Делириозное (от лат. delirium – безумие) помрачение сознания характеризуется наплывом ярких галлюцинаций с сохранением ориентировки в самом себе. Обычно развивается стадиально. Собственно делирию предшествует предделириозное состояние, связанное с нарушениями сна. Наблюдаются трудности засыпания, перед засыпанием возникают гипногогические галлюцинации (видения при закрытых глазах) устрашающего характера: грандиозные сражения, взрывы, катастрофы. Сон прерывается кошмарами. В состоянии бодрствования нарастает тревога, появляются немотивированные страхи. Человек вздрагивает от малейшего шума, пугается тени, боится одиночества, появляются говорливость, непоседливость. Вслед упомянутым явлениям, обычно ночью развивается собственно делирий. Основными его симптомами являются зрительные галлюцинации: сначала парейдолии (от para – возле + idolon – изображение), а затем сценоподобные галлюцинаторные восприятия устрашающего содержания. В состоянии делирия человек оказывается в центре видений: активно убегает, спасается. нападает (схватив топор, кидается рубить змей, подползающих к нему, отчаявшись уничтожить их по отдельности, поджигает дом). Резко нарушена эмоциональная сфера: человек охвачен страхом, напряжен. Речь невнятная, плохо артикулированная. Внимание неустойчивое, быстро истощается. В дневное и утреннее время патологическая симптоматика ослабевает, вплоть до нестойких прояснений сознания.

Аметивное (от лат. amentia – безумие) нарушение сознания характеризуется наряду с дезориентировкой в пространстве и времени недостаточным осмыслением ситуации. При определенной сохранности восприятия внешних предметов наблюдается неспособность связать их воедино, дать целостную оценку происходящего. Человек испытывает мучительное чувство собственной психической беспомощности, невозможности разобраться в окружающем, понять, что происходит вокруг. Грубо нарушена возможность контакта с окружающими. Выражение лица тревожно-недоуменное, вид растерянный, речь бессвязная, наблюдается двигательное беспокойство. Эмоциональный фон неустойчив: внезапно возникает мотивированный страх, за ним следует двигательное возбуждение, нелепое бегство, случайная агрессия. Не утихающее неделями и месяцами возбуждение, сопровождающееся почти полным отсутствием сна, отказом от пищи, приводит к резкому физическому истощению и гибели. Развитию аменции обычно предшествуют другие виды помрачения сознания: состояние оглушенности, делирий.

СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ
"СОЗНАНИЕ", "БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" ("ПОДСОЗНАНИЕ", "НАДСОЗНАНИЕ"), "САМОСОЗНАНИЕ"

Сознание и бессознательное. В категориальном плане бессознательное определяется как сфера психического, которая не представлена в сознании. Иначе говоря, психика рассматривается как двухкомпонентное образование: сознание, обладающее признаками эвидентности, рефлексивности, интенциональности, субъективности, и бессознательное, такими признаками не обладающее. При этом остается открытым вопрос о том. какими же признаками в позитивном плане может быть охарактеризовано бессознательное психическое. Отмеченный дефицит можно устранить косвенно, обратившись к концепциям, в контексте которых это понятие фигурирует.

Впервые в достаточно развернутом виде концепция бессознательного психического была разработана немецким философом Г. В. Лейбницем (1646-1716), трактовавшим бессознательное как низшую форму психики, лежащую за порогом осознанных представлений. В духе рационализма XVII в. Лейбниц в универсуме различал два аспекта: мир истинно сущего (метафизическая реальность) и феноменальный физический мир. Истинный мир состоит из бесчисленного множества, монад – непротяженных центров сил, неделимых первоэлементов бытия. Монады образуют иерархию сообразно тому, насколько ясно и отчетливо представляют мир в целом. Можно разграничить три класса (состояний) монад.

На первом уровне располагаются простые монады. В них все представления смутны и сливаются между собой. В таком состоянии находится огромное большинство монад, в нем бывает и душа человека, когда он погружается в глубокий сон без сновидений или когда он падает в обморок. На втором уровне находятся монады, представления в которых достигают ясности. Они способны чувствовать, обладают памятью пережитого. К ним относятся души людей в бодрствующем состоянии. Они способны не только к восприятию, перцепции (perception), но и к самовосприятию, апперцепции (apperception). Перцепция есть внутреннее состояние монады, воспроизводящее внешние вещи, апперцепция есть рефлексивное познание этого внутреннего состояния. Высший разряд монад – духи, отличительное их свойство разум, т.е. способность ясного понимания вещей и познания вечных истин. Высшая ступень внутреннего развития монад включает в себя и низшую. В нашем духе очень многие представления остаются смутными и темными. Это бессознательные или малые представления (petites perceptions). Мир физический – это внешнее бытие монад. Он существует, согласно Лейбницу, только как несовершенное чувственное восприятие истинного мира монад, как феномен познающего объективный мир человека. Однако поскольку физические феномены в конце концов порождаются стоящими за ними реальными монадами, в числе их есть и "хорошо обоснованные". В качестве таких, хорошо обоснованных феноменов, Лейбниц рассматривал пространство. время, материю, массу, движение, причинность, взаимодействие.

Формой существования монады является активность. В своем внешнем проявлении она составляет источник движений и сопротивлений. Внешнее действие монады опосредствовано ее внутренними актами. Деятельная сила в своем внутреннем состоянии есть усилие, самоопределение к действию, или, иначе, стремление (appetition). Чтобы стать определенным, стремление должно быть на что-то направленным. Стремление предполагает представление. Различия между малыми представлениями и сознательными представлениями количественно-энергетические. Им соответствуют разные степени интенсивности внутренней активности монады. Иначе говоря, согласно концепции Лейбница, сознательное отличается от бессознательного только степенью интенсивности.

Конкретно психологический смысл понятие бессознательного обрело в терапевтически обоснованной и ориентированной концепции З. Фрейда (1856-1939). В его концепции во взаимоотношениях сознательного и бессознательного на первом плане также стоят энергетические параметры. Каждое представление имеет определенный энергетический потенциал. Но для Фрейда бессознательное – это не только не достигшее степени осознания психическое, но и сознательное, вытесненное в сферу бессознательного. При этом энергетический потенциал представления может даже усиливаться, что проявляется в мере влияния этого представления на поведение. Кроме того, сознательное и бессознательное различаются качественно. Это выражает такое центральное понятие концепции Фрейда, как сублимация. Сублимация – преобразование формы разрядки энергетического потенциала представления из формы социально неприемлемой в форму социально одобряемую. Это может быть творческая деятельность, а также шутки, проявления остроумия и прочие действия, снимающие напряжение в формах, санкционированных обществом.

В сфере психического Фрейд выделяет три области, как бы по иерархическому принципу: подсознание (Ид), сознание (Эго) и сверх– или надсознание (Суперэго). Сознание оказывается по существу границей между Ид и Суперэго. а в бессознательном разграничиваются две области. Подсознательное бессознательного выступает, с одной стороны, как природно обусловленный компонент психики, а с другой. – как компонент, содержание которого детерминировано прошлым опытом субъекта. Надсознательное бессознательного – это обусловленные структурой культурного пространства, в котором действует человек, факторы, не осознаваемые и не регулируемые индивидуально психологически. Человек говорит, не отдавая себе отчета в закономерностях функционирования языка, принимает участие в политических акциях, обнаруживая впоследствии, что результатом их явилось то, что никак не входило в его намерения и цели, пользуется приборами, зачастую не подозревая о закономерностях, приведших к их созданию.

Формами манифестации реальности подсознательного являются невротические симптомы. Причиной невротического состояния (заболевания) является конфликт между побуждениями Ид, стремящимися к энергетической разрядке и защитными механизмами Эго, препятствующими разрядке, не допускающими эти влечения к осознанию. Суперэго в невротическом конфликте может выступать или на стороне Эго, или на стороне Ид. Именно Суперэго заставляет Эго переживать чувство вины за символическую и искаженную инстинктивную активность. Патогенное действие невротического конфликта, заключается в необходимости для Эго постоянно тратить энергию на то, чтобы не допустить неприемлемые побуждения к осознанию и моторике. Это в конечном счете приводит к истощению Эго. Поскольку патогенный фронт проходит по линии соприкосновения подсознания и сознания, то в литературе подсознательное часто отождествляется с бессознательным в целом.

Основной целью аналитической психотерапии является разрешение невротического конфликта за счет удаления из бессознательного патогенных представлений. Психоаналитик выявляет патогенные элементы бессознательного через его дериваты. Они проявляются в свободных ассоциациях, сновидениях, обмолвках, ошибочных действиях. Несмотря на то, что невротическое состояние болезненно и человек стремится избавиться от него, в нем самом существуют силы, которые "защищают" невроз, препятствуют лечению. Это силы сопротивления. Сопротивление есть проявление защитных и искаженных функций Эго. Больной неврозом бессознательно ищет объекты, на которые он мог бы разрядить и перенести свои либидонозные и агрессивные побуждения. Но перенос может быть использован и в терапевтических целях. Он реализуется тогда, когда пациент подсознательно идентифицирует врача с объектом своих догенитальных сексуальных влечений. Здесь перенос состоит в переживании эмоций, побуждений, отношений, фантазий, образовавшихся по отношению к значимым лицам в раннем возрасте. Различают позитивный и негативный перенос. Позитивный перенос проявляется в чувствах симпатии, уважения, любви к аналитику, негативный – в форме антипатии, гнева, ненависти, презрения, Невроз переноса вбирает в себя все черты болезни пациента, но это есть привитая, искусственно вызванная болезнь. которая хорошо поддается психоаналитическому вмешательству. В неврозе переноса пациент повторяет свои прошлые невротические симптомы, а аналитик получает возможность активно влиять на них. Перенос как терапевтическая процедура – это освобождение от ошибочного понимания настоящего, возникшего вследствие патологически искаженного прошлого.

Главной задачей всех аналитически ориентированных методик является достижение понимания самого себя пациентом, а основной технической процедурой – интерпретация. Классическая техника психоанализа включает в себя четыре процедуры: конфронтацию, прояснение, интерпретацию и тщательную проработку. Здесь проявляется роль механизмов осознания в процессе очищения психики. Анализируемое явление должно стать очевидным для самого пациента (конфронтация). Прежде чем анализировать сопротивление, нужно показать пациенту, что этот феномен у него существует. Если пациент понимает это, можно переходить к следующему этапу – к прояснению. Оно имеет целью сфокусировать внимание пациента на анализируемом явлении, отделить его от других явлений, четко обозначить его границы. Далее следует интерпретация. Интерпретировать – значит сделать неосознанные феномены осознанными, точнее, сделать осознанными психическое значение, источник, форму, причину данного конкретного феномена. Для интерпретации аналитик использует не только свои теоретические знания, но и свои эмпатию и интуицию. С точки зрения Фрейда, цель интерпретации состоит в том, чтобы сделать какое-то неосознанное психическое событие осознанным, чтобы понять значение данной части поведения. Интерпретация обычно ограничивается отдельным элементом. Тщательно проработав данную интерпретацию элемента, попытавшись воссоздать историю и последовательность событий, в которую входит данный элемент, следует сделать нечто большее, чем интерпретация. Нужно, по Фрейду, реконструировать ту часть жизни пациента. которая шла своим чередом, окружая пациента, и предопределила появление этого элемента. Процедуры прояснения и интерпретации тесно переплетаются. Очень часто прояснение ведет к интерпретации, а интерпретация в свою очередь к дальнейшему прояснению. Путь от интерпретации к пониманию обозначается как этап тщательной проработки. Это путь от инсайта. от возможности аналитика проникать во внутреннюю жизнь пациента к пониманию пациентом самого себя.

Продемонстрировав реальность терапевтических эффектов, достигаемых с опорой на представление о роли бессознательного в регуляции поведения человека, психоанализ внес существенно новые моменты в трактовку самого бессознательного психического. Важнейшим признаком его является метафоричность. символизм, способность указывать на реальность иную, чем та, что представлена в поле ясного сознания.

Сознание и самосознание. Сознание в силу присущего ему свойства рефлексивности отражает не только внеположенный ему мир, но и само себя. На этой основе во внутреннем мире человека формируется относительно автономный ингредиент – самосознание, которое представляет собой сплав отдельных компонентов (аспектов) образа своего носителя. В любой когниции так или иначе присутствует оценка: отношение субъекта к объекту, специфика самосознания как особого ингредиента психической реальности оформляется за счет того, что в Я-образе на первый план выходит именно отношение к своему объекту. Человек имеет определенное отношение к самому себе: принимает себя (удовлетворен, доволен собой) или отвергает себя (неудовлетворен, недоволен собой). Человек не только знает о своем существовании, знает о себе как носителе психической реальности, но и определенным образом относится к самому себе. Человек не только идентифицирует себя в многообразии своих проявлений, идентифицирует себя с себе подобными, не только дифференцирует себя от с собой схожих, но и постоянно оценивает себя. Мне может нравиться или не нравиться моя внешность, я могу оценивать свои способности как достаточные или недостаточные для решения той или другой задачи, я могу положительно или отрицательно оценивать свои поступки. Все это так или иначе входит в Я-образ.

Конкретно-психологический смысл категория самосознания приобретает тогда, когда мы сопоставляем оценки индивидных, личностных, индивидуальных и субъективных качеств человека с его самооценками тех же качеств. При этом обнаруживающиеся различия между ними свидетельствуют о существовании качественно своеобразного механизма (особого ингредиента психической реальности), который и можно именовать как самосознание. Единица самосознания, по крайней мере, двухкомпонентна. С точки зрения В.В. Столина, следует разграничивать три уровня и соответственно им три различные структурные единицы самосознания. На уровне организменном такая единица, по его мнению, имеет сенсорно-перцептивную природу, на уровне индивидного самосознания представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свои возрастную, половую и социальную идентичность, на уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный личностный смысл, обнаруживающийся в структуре поступка (Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983).

Представленные в литературе точки зрения о генезисе феномена самосознания с достаточной полнотой можно обобщить в три позиции. Согласно первой (В. М. Бехтерев) самосознание в его простейших формах неясного чувствования собственного существования предшествует развитию сознания как способности дифференцированного отражения компонентов внешней реальности. Согласно второй (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) самосознание – этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений. Третья точка зрения (И. М. Сеченов) гласит, что сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно: к ощущениям, вызываемым внешними предметами, всегда "примешиваются" ощущения, вызываемые собственной активностью организма. Процесс психического отражения всегда представляет собой интеграцию внешнего воздействия и встречной активности живого организма. В результате формируются две системы инвариантов: одна соответствует внешнему воздействию и локализуется во внешнем пространстве, другая соответствует собственной активности и локализуется во внутреннем пространстве.

Экспериментально-психологическую реальность самосознания демонстрируют феномены инвертированного зрения, впервые систематически изученные Г. Страттоном. Вначале после надевания призматических очков, переворачивающих изображение на сетчатке, человек и видит окружающий мир перевернутым сверху вниз. Однако он достаточно быстро адаптируется к измененному полю зрения и может осваивать сложные виды двигательной активности (езда на велосипеде, фехтование) и перестает замечать его. Но и после человек способен осознавать происшедшие изменения, если ему об этом напоминать. При этом адаптация к инверсии происходит не в форме реинверсии видимого поля, а в форме мысленного переворачивания самого себя "с ног на голову", так, что видимые объекты благодаря смене позиции наблюдателя вновь приобретают правильную ориентацию.

Аналогичный смысл свидетельства относительной автономности поля сознания имеют и факты повседневной жизни. Человек воспринимает окружающий мир как более-менее стабильный и стационарный, состоящий из объектов с постоянными свойствами. Этот мир не исчезает в нашем восприятии в моменты миганий, не смещается в моменты саккадических движений глаз. При ходьбе, поворотах головы предметы не раскачиваются, не изменяют свою ориентацию, яркость, размер. Осознание окружающей обстановки включает в себя действующие помимо сознательных усилий автоматические поправки на изменение стимуляции, связанной с собственной активностью носителя, с перемещениями системы координат, привязанной к человеческому телу. "Когда мы поднимаемся по лестнице, поворачиваемся вокруг себя, мы не только знаем, но и ощущаем со всей наглядностью и непосредственностью, что перемещаемся мы, в то время как пространство, с наполняющими его предметами, неподвижно, хотя все рецепторы говорят нам обратное. Если можно так выразиться, каждый субъект еще с раннего детства преодолевает для себя эгоцентрическую, птоломеевскую систему мировосприятия, заменяя ее коперниканской" (Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. С. 82). Исходя из того, что в самосознании как особом ингредиенте внутреннего мира человека на первом плане находится отношение к самому себе, можно считать, что операционализирующей процедурой в отношении определения этого понятия может служить использование двух шкал: принятие/отвержение себя, четкость/размытость Я-образа. Высказывания следующего типа могли бы войти в шкалу для диагностирования четкости/размытости Я-образа. (Приводимые варианты ответов, очевидно, соответствуют хорошо очерченному Я-образу.)

  1. Я уверенный в себе человек. (Да.)
  2. Я всегда знаю, чего я хочу. (Да.)
  3. Придя в магазин сделать покупку, я долго не решаюсь сделать свой выбор. (Нет.)
  4. Я не уверен, что правильно выбрал свою профессию. (Нет.)
  5. Я четко знаю, кто в моем окружении настроен ко мне доброжелательно. а кто нет. (Да.)
  6. Мне трудно отстаивать свою точку зрения в споре, потому что аргументы оппонента меня, как правило, убеждают. (Нет.)
  7. Я твердо знаю, какая одежда мне к лицу, какая нет. (Да.)

Примером высказываний для диагностирования принятия/отвержения Я-образа могут служить следующие. (Приведенные варианты ответов соответствуют позитивному отношению к Я-образу.)

  1. Я склонен чувствовать себя неудачником. (Нет.)
  2. Я способен кое-что делать не хуже других. (Да.)
  3. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться. (Нет.)
  4. Нередко я чувствую свою бесполезность. (Нет.)
  5. Я думаю, что у меня есть кое-какие достоинства. (Да.)
  6. Думаю, что мои коллеги ценят мои деловые качества. (Да.)
  7. Мне бы хотелось большей уверенности в себе. (Нет.)

Приведенные варианты фрагментов имеют в виду, что самосознание может выступать в роли дифференциально-типологической характеристики и что может быть произведена типологизация, аналогично той, при которой были выделены типы темперамента, личности, характера. Нужно отметить, что в литературе имеется и другой подход к конкретизации роли механизма самосознания, в рамках которого самосознание рассматривается в возрастном аспекте. При этом выделяются типичные (характерные) этапы в развитии самосознания. В частности, широкую известность получила концепция Э. Эриксона, согласно которой человек проходит по жизненному пути через восемь ступеней, на которых размещаются 16 вариантов психосоциальной идентификации. Эти ступени характеризуются так же, как кризисы, через которые человеку предстоит пройти на жизненном пути и определенным образом их разрешить.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Этот период характеризуется интенсивным созреванием сенсорных систем и тотальной зависимостью ребенка от взрослых. Разрешение этого кризиса связано с тем. как удовлетворяются базовые физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним взрослым. Если в основе их удовлетворения лежат отношения заботы и любви, то у младенца формируется бессознательное чувство базового доверия к внешнему миру. Если базовое доверие не возникает, на его месте формируется чувство базового недоверия к миру, тревожность. Во взрослом состоянии это может проявиться либо в чувстве уверенности в себе, либо в форме замкнутости, ухода в себя.

Второй кризис связан с первыми опытами обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. В этот период идет созревание мышечно-двигательной системы, развития навыков ходьбы, речи, расширяется спектр требований к ребенку со стороны взрослых. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии. У него формируется чувство личной ценности. Рост самостоятельности дает возможность выбора, благодаря чему закладываются такие черты, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку. Напротив, слишком строгий или непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом. Закладываются основы чрезмерной осторожности, аспонтанности, опасений оказаться не на высоте положения.

Третий кризис соответствует игровому возрасту. В этот период идет бурное развитие интеллекта, расширяются границы освоенного внешнего мира. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Если это желание блокируется, у ребенка возникает чувство вины. Решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку принимать на себя различные роли, развивающие фантазию. Закладывается чувство справедливости, понимаемое как соответствие принятым правилам. Чрезмерные ограничения, моральные запреты, суровые санкции, отягчающие формирующуюся совесть, приводят к развитию чувства вины. В зрелый период это может выразиться в таких чертах, как мстительность, страх перед наказанием, покорность.

Четвертый кризис переживается в младшем школьном возрасте. В этот период происходит подключение ребенка к технологической стороне культуры, осуществляется профессиональная идентификация. Главное позитивное новообразование этого периода – чувство предприимчивости и эффективности, осознание способности добиваться целей. Важнейшими становятся такие качества, как компетентность и эффективность. Неудачный исход в разрешении этого кризиса – чувство неполноценности, неспособности быть наравне с другими.

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Каждому предстоит решить три задачи: 1. Получить уверенность, что он тот же самый человек, сохраняющий свое Я во времени и в различных интерперсональных ситуациях. 2. Получить уверенность, что другие люди воспринимают его как тождественного самому себе. 3. Получить уверенность, что другие люди воспринимают его так же, как он воспринимает самого себя. При отрицательном варианте разрешения подросткового кризиса возникает диффузное, расплывчатое Я, путаница ролей, которые человек будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис переживают молодые люди в связи с необходимостью удовлетворить потребность в интимной психологической близости. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека, к его замыканию в самом себе, к чувству одиночества.

Седьмой кризис переживается человеком в зрелом возрасте. Он выражается в интересе к следующему поколению, к его воспитанию. При позитивном варианте его разрешения он отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если же эволюция семейной жизни идет в ином направлении, то появляется чувство стагнации, состояние псевдоблизости, оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он завершает жизненный путь. В этот период либо доминируют чувства удовлетворенности, полноты прожитой жизни, исполненного долга, либо чувство отчаяния от невозможности начать жизнь заново, страх перед смертью.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ

Заполните пропуски в следующих высказываниях:

  1. Темперамент – это психический механизм, регулирующий... и временные аспекты реагирования человека на разнообразные жизненные обстоятельства. [см.]
  2. Люди, принадлежащие разным типам темперамента, отличаются друг от друга по оптимальным для них режимам... [см.]
  3. Меланхолик характеризуется... уровнем психической активности,... движений,... утомляемостью..., эмоциональной сензитивностью, преобладанием... эмоций. [ см.]
  4. Сангвиник характеризуется... психической активностью,... движений,... откликается на происходящие события, эмоции преимущественно... [см. ]
  5. Флегматик характеризуется... уровнем психической активности,... переключается от одного вида деятельности к другому,... приспосабливается к новой обстановке, чувства и настроения отличаются... [см. ]
  6. Холерик характеризуется... уровнем активности,... темпом движений, склонен к... сменам настроения, подвержен эмоциональным... [см.]
  7. Центральная проблема психологии личности состоит в том, чтобы найти механизм, который обеспечивает единство... проявлений человека в отношениях с другими людьми. [см.]
  8. Деперсонализация – психическое нарушение, характеристическим признаком которого является чувство... собственной личности, сопровождаемое жалобами на трудности описания своего состояния. [см. ]
  9. Личность есть психическое отражение... социальных ролей, статусов, связей, в которые данный человек включен. [см.]
  10. Характер – это психический механизм, обеспечивающий... направленности реагирования человека на социально значимые ситуации. [см.]
  11. Одним из первых, кто осознал и четко сформулировал задачу дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был выдающийся отечественный анатом и педагог... [см.]
  12. Для интроверсированного типа характерна фиксация интересов на явлениях... мира. [см. ]
  13. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность свойственны людям... типа. [см.]
  14. Если человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на самого себя, то говорят о наличии у него... локуса контроля. [см. ]
  15. Если у человека доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам, то это свидетельствует о наличии у него... [см. ]
  16. При экстрапунитивном типе реагирования ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается... [см.]
  17. При интропунитивном типе реагирования человек стремится выйти из фрустрировавшей его ситуации за счет изменения... [см.]
  18. Параметр... в отношении сознания аналогичен по смыслу параметру чувственности в отношении методики исследования: в обоих случаях речь идет о возможности дифференцировать различающиеся явления. [см.]
  19. Возможность речевой коммуникации предполагает взаимообусловленность процессов... и... [см. ]
  20. Осознание объекта становится возможным в результате соотнесения с ним некоторого акта... [см. ]
  21. На стадии оглушения, которая именуется..., человек утрачивает способность дифференцировать реакции даже на сильные раздражители. [см. ]
  22. Сумеречное помрачение сознания наряду с дезориентировкой в окружающем характеризуется..., наличием чувственного бреда, отдельных галлюцинаций. [см. ]
  23. Основной целью аналитической психотерапии является разрешение невротического конфликта за счет удаления из... патогенных представлений. [см. ]
  24. Основной задачей всех психоаналитически ориентированных методик является достижение... пациентом самого себя, а основной технической процедурой... [см. ]
  25. Конкретно-психологический смысл категория самосознания приобретает тогда, когда мы получаем возможность сопоставить оценки индивидных, личностных, индивидуальных и субъективных качеств человека с его... этих качеств. [ см.]
  26. Имеющиеся в литературе точки зрения на вопрос о соотношении генезиса самосознания и сознания можно обобщенно представить в виде трех позиций.
    Согласно позиции, представителем которой можно считать В.М. Бехтерева...,
    согласно позиции, представленной Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном,...,
    согласно мнению И. М. Сеченова... [см. ]

Выберите правильный вариант завершения предложения:

  1. В истории психологии сформировались три подхода к пониманию факторов, обусловливающих тип темперамента:...
    а) гуморальный,
    б) конституционный,
    в) нейродинамический,
    г) френологический,
    д) физиогномический. [см.]
  2. Американский психолог Шелдон выделил... компонента в структуре темперамента...
    а) висцеротонический,
    б) соматотонический,
    в) церебротонический,
    г) мезоморфический. [см.]
  3. При характеристике темперамента в качестве параметров жизнедеятельности чаще всего рассматриваются...
    а) эргичность,
    б) пластичность реагирования,
    в) скорость реагирования. [см. ]
  4. В данные личностных опросников неизбежно вносятся искажения вследствие...
    а) несоответствия интеллектуальных возможностей обследуемых требованиям опросной процедуры,
    б) отсутствия у обследуемых навыков интроспекции,
    в) использования обследуемыми неверных эталонов. [см. ]
  5. Рибо подразделил все характеры на два класса:...
    а) чувствительные,
    б) апатичные,
    в) практические,
    г) волевые. [см.]
  6. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно...
    а) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний,
    б) снижение способности к социальной адаптации,
    в) повышенная ранимость.
    [см.]
  7. Рефлекторная активность спинного мозга во время сна...
    а) не изменяется,
    б) претерпевает определенные изменения. [см. ]
  8. В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, проходящее через... стадий.
    а) 7,
    6) 5,
    в) 6. [см.]
  9. Нарушение сна, при котором субъект внезапно засыпает, продолжая выполнять автоматизированные действия, и быстро просыпается называется...
    а) диссомния,
    б) нарколепсия,
    в) сомнамбулизм. [см.]
  10. К параметрам внимания, изученным в экспериментально-психологических исследованиях,относятся...
    а) концентрация,
    б) объем,
    в) распределение,
    г) переключение. [см.]
  11. Психическое настоящее складывается из... возникающих впечатлений.
    а) последовательно,
    б) одновременно. [см.]
  12. В качестве особого рода реальности сознание обладает свойствами...
    а) эвидентности,
    б) сукцессивности,
    в) рефлексивности,
    г) интенциональности. [см.]
  13. Признаками, общими для всех видов помрачения сознания, являются...
    а) дезориентация в пространстве и времени,
    б) отрешенность,
    в) бессвязность мышления,
    г) амнезия,
    д) галлюцинации. [см.]
  14. В порядке нарастания состояния оглушенности выделяют следующие его ступени...
    а) сопор,
    б) кома,
    в) обнубилляция,
    г) сомноленция. [см.]
  15. Различают несколько видов сумеречного помрачения сознания...
    а) бредовое,
    б) брутальное,
    в) амнезия,
    г) амбулаторный автоматизм,
    д) фуга,
    е) сомнамбулизм,
    ж) абсанс. [см.]
  16. При онейроидиом синдроме имеет место... дезориентировка: причудливая смесь реального восприятия с яркими фантастическими картинами
    а) грезоподобная,
    б) галлюцинаторная. [см.]
  17. При делириозном помрачении сознания имеет место...
    а) наплыв ярких галлюцинаций,
    б) равномерное угнетение всех функций сознания,
    в) сонливость. [см.]
  18. В состоянии аменции человек утрачивает способность...
    а) реагировать на внешние раздражители,
    б) воспринимать окружающие предметы,
    в) давать целостную оценку окружающему. [см. ]
  19. Впервые концепция бессознательного психического была разработана...
    а) Аристотелем,
    б) Лейбницем,
    в) Фрейдом. [см.]
  20. Согласно периодизации возрастного развития Э. Эриксона четвертый кризис развития...
    а) соответствует игровому периоду,
    б) связан с поисками половой идентификации,
    в) переживается в младшем школьном возрасте. [см. ]
  21. О каком состоянии идет речь в следующих строках Е. Баратынского:
    " Есть бытие, но именем каким
    Его назвать? Ни сон оно, ни бденье;
    Меж них оно, и в человеке им
    С безумием граничит разуменье
    ".
    а) онейроид,
    б) делирий,
    в) аменция,
    г) греза. [см.]



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.