КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сестринский процесс у пациентов с хирургическими заболеваниями
Лекция №13 Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса на профессиональном уровне. Основную роль в сестринском процессе играет медицинская сестра, оказывающая услуги, направленные на стабилизацию здоровья, профилактику, осуществление ухода и эффективное лечение. Сестринский процесс это систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Иными словами, это метод организации и оказания сестринской помощи, который Затем медицинская сестра намечает этапы сестринского процесса: 1) обследование - сбор информации о состоянии здоровья пациента; 2) установление существующих и потенциальных проблем пациента; 3) определение программы действий (составление плана); 4) реализацию - действия (вмешательства), необходимые для выполнения плана; 5) оценку - исследование реакций пациента на вмешательство сестры. Таким образом, сестринский процесс сравним с научным методом профессионального решения проблем. Процесс проходит циклически по ходу развития отношений между сестрой и пациентом. В сестринском процессе проявляются новые черты в работе сестры и врача, как по распределению функциональных обязанностей, так и в совместном подходе к определению тактики ухода Рассмотрим подробно этапы сестринского процесса. І этап. Обследование - сбор и оформление данных о состоянии здоровья пациента. Источником данных являются пациент (лучший источник), родные и близкие, амбулаторная карта пациента. Достоверность данных тем выше, чем больше доверие пациента к сестре. Типы информации, собираемой сестрой о пациенте: физические показатели; данные о развитии, нормы поведения (особенно ребенка) и возрастная реакция пациента; психические данные, индивидуальные особенности характера, самооценка и способность принимать решение; этические и культурные ценности пациента; духовные ценности, убеждения, социальные отношения; данные об окружающей среде. Эти сведения могут быть, как объективными (наблюдение), так в субъективными (оценка пациента). Субъективное обследование: медицинская сестра выясняет жалобы. Анамнез заболевания: состояние пациента перед заболеванием, наличие травмы, в т.ч. психической, переутомления, переохлаждения, погрешности в диете и т.д. Перенесённые заболевания и операции (вид обезболивания). Аллергоанамнез. Наследственность: здоровье и причина смерти родителей, братьев, сестер, уделить внимание патологии, важной для данного заболевания данного пациента. Эпидемиологический анамнез: инфекционные заболевания, туберкулёз, венерические заболевания, инъекции, гемотрансфузии, операции, выезд за пределы города, контакт с инфекционными больными за последние 6 месяцев. Привычные интоксикации: курение, алкоголь, наркотики, лекарства. Профессионально-производственные условия. Способность к удовлетворению физиологических потребностей: аппетит, сон, стул, мочеиспускание, слух, зрение, память, внимание, устойчивость к стрессу. Способность к самообслуживанию: общая подвижность, подвижность в кровати, способность принимать пищу, пользоваться туалетом, готовить пищу, делать инъекции и т.д. Взаимодействие с членами семьи: состав семьи, отношение к семье, поддержка пациента родственниками, есть или нет. Отношение к процедурам. Объективное исследование пациента Физические данные: Ø Общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое); Ø Сознание; Ø Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное); Ø Телосложение (рост, масса тела); Ø Состояние кожи и слизистых оболочек: цвет кожи и слизистых, тургор, влажность, дефекты (рубцы, сыпь, пролежень, сосудистый рисунок, волосяной покров); Ø Оценка состояния раны. Вид (случайная, преднамеренная). Локализация (площадь, глубина). Размеры. Признаки воспаления. Наличие отделяемого (характер, запах, количество). Вид повязки. Ø Костно-мышечная система. Деформация скелета, суставов, атрофия мышц. При травмах, заболеваниях конечностей сравниваются симметричные участки, указывается название конечности. Ø Дыхательная система: ЧДД в минуту, одышка, кашель, наличие мокроты и ее характера. Ø Сердечно-сосудистая система: пульс на обеих руках, АД. Ø Система органов пищеварения и брюшной полости. Осмотр полости рта и зева: язык, зубы, десны, небо, акт глотания. Осмотр живота: участие в акте дыхания, форма, особенности кожи передней брюшной стенки, увеличение в объеме. Ø Мочевыделительная система. Функционирование мочевого пузыря: частота мочеиспускания днем и ночью, количество и характер мочи. Ø Эндокринная система. Видимое увеличение щитовидной железы. Ø Нервная система. Психическое состояние. Вегетативная нервная система: побледнение или покраснение кожи, потливость, слюнотечение, акроцианоз. Зрачковые рефлексы. Нарушение походки. Тремор. Парезы, параличи. Ø Данные лабораторных и инструментальных исследований. ІІ этап. Установление проблем пациента – это описание существующей или потенциальной ответной реакции пациента на проблему со здоровьем. Выявленные проблемы основывается на анализе данных, получаемых путем сестринского обследования. Ведущие проблемы хирургического пациента с повреждениями и заболеваниями органов и систем. Физиологические проблемы: ü Боль в покое с указанием локализации: голова, шея, грудь, позвоночник, таз, живот, прямая кишка, мочевыделительная система. Боль в области раны с указанием локализации. ü Гигиена кожи: Ø Намокание повязки (кровью, гноем, мочой, калом и т.д.); Ø Нарушение целости кожи (рана, язва, свищ, стома, пролежень) с указанием локализации и характера отделяемого; Ø Наличие дренажа с характеристикой отделяемого. ü Дыхание: Ø Ограничение подвижности грудной клетки; Ø Одышка; Ø Кашель; Ø Кровохарканье; Ø Мокрота с указанием количества и качества. ü Сердечно-сосудистая система: Ø Падение АД, нарушение частоты пульса; Ø Кровотечение с указанием характера и локализации. ü Нервная система: Ø Потеря сознания; Ø Нарушение памяти; Ø Рвота, тошнота центрального происхождения; Ø Изменение величины зрачков на свет; Ø Парезы и параличи конечностей; Ø Потеря чувствительности; Ø Нарушение сна. ü Двигательная активность: Ø Ограничение передвижения; Ø Вынужденное положение. ü Питание, питьё: Ø Нарушение аппетита; Ø Рвота; Ø Тошнота; Ø Икота; Ø Изменение массы тела (увеличение, уменьшение); Ø Жажда. ü Физиологические отправления: Ø Острая задержка мочи; Ø Дизурия, ишурия, недержание мочи, затрудненное мочеиспускание; Ø Изменение цвета мочи (мутная, тёмно-желтая, с примесью крови, слизи и т.д.); Ø Нарушение дефекации (задержка стула, понос); Ø Задержка газов (перистальтика кишечника); Ø Недержание кала; Ø Изменение цвета каловых масс (бесцветный, дегтеобразный, с примесью алой крови, слизи и т.д.). ü Сексуальность: Ø Ограничение интимных отношений. Психологические проблемы: Ø Повышенная раздражительность или депрессия; Ø Дефицит общения; Ø Дефицит знаний о заболевании; Ø Страх возникновения боли; Ø Страх перед операцией; Ø Страх рецидива заболевания; Ø Страх смерти; Ø Страх половой близости; Ø Косметический дефект (рубцы, наличие дренажа, стомы, отсутствие молочной железы, дефект костной ткани и др.). Социальные: Ø Дефицит самообслуживания; Ø Дефицит знаний о здоровом образе жизни; Ø Страх потери работы; Ø Страх одиночества, потери друзей, близких; Ø Страх инвалидизации. ІІІ этап. Составление плана - определение программы действий. В этом разделе необходимо подробно расписать режим ухода, обследования и лечения пациента для решения его проблем. Пациент должен быть включен в процесс лечения, стать его активным участником, а сестра при этом должна ему квалифицированно помогать. ІV этап. Реализация — эта фаза включает меры, предпринимаемые сестрой для обследования пациента с одновременным оказанием помощи при болезни, профилактику заболеваний и укрепление здоровья. Реализация намеченных мер по выполнению может быть: зависимая — требующая помощи врача с использованием навыков и умения сестры, например, введение желудочного зонда; независимая — включающая непосредственную деятельность сестры, например, обучение пациента правилам личной гигиены; взаимозависимая — совместная работа сестры и других специалистов по решению проблем пациента. Медицинская сестра должна внимательно и скрупулезно выполнять все намеченные предписания и указания. V этап. Оценка — это заключительный этап сестринского процесса; она включает: оценку реакции пациента на вмешательство; оценку достижений поставленных целей; оценку качества оказанной помощи (влияние вмешательства на пациента). Сестринский процесс подробно разбирается с более профессионально подготовленными сестрами или лечащими врачами. В него могут вноситься поправки, добавления, но затем он скрупулезно выполняется сестрой. В настоящее время в России оценочные функции выполняются медицинской сестрой только эпизодически, между тем на мировом уровне признано понятие сестринский процесс. Это повышает роль медицинской сестры при оказании помощи пациенту, как в самостоятельной работе, так и в совместной работе с врачом.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |