Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монголы в эпоху средневековья




Социальный строй,
быт и верования монголов в XII в.

В

XII в. степи Центральной Азии заселяли монгольские племена: собственно монголы, кэрэиты, мэркиты, найманы и др. Лесные племена занимались охотой и рыболовством, степные вели кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы поклонялись Вечному Небу (Тэнгри) и его супруге Земле (Этуген). Татары практиковали шаманизм. Кераиты в 1109 г. приняли христианство. Социальная дифференциация монголов в этот период зашла уже довольно далеко, о чем свидетельствуют почетные звания знатных людей: нойон (господин), тайши (царевич), нукер (дружинник), богадур (воин), а также понятие харачу (родовичи низкого происхождения). Были у монголов рабы - военнопленные (богол), слабые роды, примкнувшие к сильным в качестве клиентов, именовались унаган-богол. Традиция дарения проявилась в монгольском социуме в том, что нойоны передавали харачу скот для выпаса. Клиент мог пользоваться продуктами животноводства и оставлять себе часть приплода. Основное стадо оставалось за его владельцем. Отношения, которые складывались вокруг скота – основного богатства монголов, могут считаться отработочной рентой. Социально-политический строй монгольских племен характеризует понятие «улус», т.е. народ и та территория, на которой он кочует. Глава улуса в XI в. каган, позднее - хан. В середине XI в. была предпринята попытка создания общемонгольского государства Хамаг монгол улуса, но вскоре государство распалось. Очевидно, как у всех кочевников, родовые связи оказались сильнее политических. Между тем, вражда монгольских племен из-за кровной мести, социальное напряжение в обществе, связанное с его дифференциацией, недружественное окружение (чжурчжэни, тангуты, кидани) диктовало необходимость государства, создание которого связано с именем Тэмучина (Чингисхана).

Личность и деятельность Чингисхана.
Государственная консолидация монгольских племен

Основатель монгольского государства родился в 1155 г. в семье Есугэй-багатура. Генеалогическая легенда гласит, что он был потомком Алан-Гоа, родившей своих сыновей от лунного света. Один из них отличался нестандартными поступками. Л.Н. Гумилев полагает, что эта легенда фиксирует рождение нового монгольского этноса с непривычным для остальных людей поведенческим стереотипом. Рано осиротевший мальчик вытерпел много унижений и нужды, но закалил свой характер и волю. Таких как он, называли «людьми длинной воли», т.е. людьми, потерявшими или разорвавшими связи с родовыми структурами. Когда с помощью кераитского хана (Ван-хан) он восстановил свой улус, к нему пришли 29 багатуров с семьями. Эти люди, как и он сам, были «людьми длинной воли». Улус Тэмучина был им реорганизован в 1182 г. Все багатуры получили в нем должности соответственно своим дарованиям: лучников, меченосцев, командиров дружины, старших над стадами, табунами и юртами и т.п. Родовой принцип управления был заменен функциональным, протогосударственным. В империи Чингисхана он будет воспроизведен и уточнен. В последнее двадцатилетие XII и начало XIII в. в степях Центральной Азии развернется война за власть над монгольскими племенами, за ту или иную модель государственного строительства. Подчинение монголов кераитам или найманам, самым культурным из монгольских племен, оказалось невозможным из-за равновесия их сил. Конфедерация племен была бы гибельной для «людей длинной воли». Они во главе с Тэмучином воевали за свое право не только выжить, но и сохранить или приобрести высокий статус, которого лишились в своих родовых объединениях. Их победа была признана курултаем 1206 г. (собрание воинов), который провозгласил Тэмучина ханом под именем Чингисхан. Монгольские племена в ходе войны лишились своих вождей и объединились под его властью.

Монгольские завоевания
в Азии и их последствия

Причины монгольских завоеваний трактуются в научной литературе по-разному: А.Тойнби полагает, что монголы покинули степи под влиянием резкого изменения климата, а в войны их втянул вакуум вокруг монгольской территории; Е. Кычанов указывает на амбиции вождя, желавшего покорить мир; А.Н.Логинов отмечает жажду добычи и славы. Наиболее убедительное объяснение завоевательной политики монголов, как думается, дает Л.Н. Гумилев. Он подчеркивает, что в ходе объединительных войн экономика монголов вступила в полосу кризиса. Резко сократилось поголовье скота – главного богатства монголов. Военный характер монгольского государства (95 военно-административных районов, обязанных выставлять тысячу конных воинов во главе с администраторами-командирами, «Яса» - свод законов, напоминающих воинский устав, обязанность мужчин нести военную службу с 17 до 70 лет) не мог быть изменен в короткое время. Недружественное окружение монголов такого изменения и не допускало. Результатом стали более 80 лет непрерывных войн монголов на трех направлениях. На южном направлении их врагами были тангуты, чжурчжэни и китайцы, на юго-западе – мусульмане, в частности хорезмшах Мухаммед, на северо-западе – половцы и их союзники, русские князья. После смерти Чингисхана войны вели его сыновья и внуки. Повсюду молодому и сплоченному народу противостояли полиэтнические государства, создававшиеся военным путем. Успехи монголов, создавших огромную евразийскую империю, связаны и с силой, боевой выучкой и железной дисциплиной их воинов.

Угэдей-хан столкнулся с проблемой управления огромной империей. Его советник из киданей Елюй Чуцай попытался превратить военную монархию в бюрократическую по китайскому образцу. Судебная реформа ограничила произвол дарханов (наместников). Прекратилась практика поголовного истребления побежденных городов, вместо этого вводится подушная или подымная подать. Вместо уделов воинов стали награждать подарками. Монголов обложили подоходным налогом в 1%. Утверждается экзаменационная система замещения чиновничьих постов. Попытка смены элиты вызвала гражданскую войну в империи. Она разразилась в правление Хубилая (1259-1294) и продолжалась до 1301 г. Победу одержали реформаторы, опиравшиеся на культурные и управленческие традиции покоренных народов. Это означало распад империи на 5 частей: собственно Монголию (улус Толуя четвертого сына Чингисхана); Китай, где Хубилай стал основателем династии Юань; Иран и Ирак под властью Хулагуидов (Хулагу внук Чингисхана) и улус Джучи - южная Сибирь и Урало-Каспийские степи. Власть ильханов в Персии существовала около 80 лет, династия Юань правила Китаем до 1368 г. Дольше всего монголы сохраняли власть в улусе Джучи, но и он в XV в. распался на Золотую, Белую и Синюю орду, а затем на племенные союзы. Завоевательные походы Чингисидов были бедствием для миллионов людей, они разрушали материальные и культурные ценности. Вместе с тем великие караванные пути из Азии в Европу стали безопасными под охраной монгольского оружия. Евразийская концепция российской истории включает в себя положение о том, что своим объединением и дальнейшим расширением на восток наша страна обязана монголам.

История Великой монгольской империи (Ехе монгол улус) показывает, что для создания прочного государства кочевникам недостаточно одержать военную победу. Без победы культурной (арабы) или политической (тюрки) удел кочевников либо ассимиляция, либо изгнание и возвращение к родоплеменным структурам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.