КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия инновационного циклаИнновация и инновационный процесс Слово “инновация” переводится на русский язык как “новизна”, “новшество”, “нововведение”. В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя [13-18]. Инновация - конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам. Здесь следует обратить внимание на широкое толкование понятия инновация - это может быть новый продукт, новый технологический процесс, новая структура и система управления организацией, новая культура, новая информация и т.д. Под инновацией в XIX в. Понимали, прежде всего, введение элементов одной культуры - в другую. В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Й. Шумпетер еще в начале века понял роль инновации как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции. Инновационный процесс это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание. Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества: • научно-техническая новизна; • производственная применимость; • коммерческая реализуемость. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента: • "материализацию” инновации - от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию; • "коммерциализацию" инновации - превращение ее в источник дохода.
Рассматривая инновационный цикл (рисунок 3), следует определить ряд понятий, которые являются базовыми. Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие. Новация - проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический проект, модель, опытный образец. Концепция инновации - система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка. Инициация инновации - научно-техническая, экспериментальная, или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса [13-18]. Диффузия инновации - процесс распространения инновации за счет фирм - последователей (имитаторов). Рутинизация инновации - приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, - моральное старение инновации.
Рис.3 Инновационный цикл
Виды инновационного цикла В зависимости от того, где применяется инновация - внутри фирмы или за ее пределами различают три вида инновационного цикла: • простой внутриорганизационный (натуральный); • простой межорганизационный (товарный); • расширенный.
Простой внутриорганизационный (натуральный) цикл предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Хотя в роли потребителей выступают те подразделения и сотрудники, которые используют внутрифирменную инновацию. При простом межорганизационном (товарном) цикле новшество выступает как предмет купли-продажи на внешнем рынке. Такая форма инновационного процесса означает полное отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей, нарушении монополии производителя-пионера, дальнейшем распространении товара - диффузии. Явление диффузии инновации способствует экономическому развитию общества и является стимулом для инициации нового инновационного цикла. На практике скорость диффузии инновации зависит от различных факторов: 1) технических и потребительских свойств инновации; 2) инновационной стратегии предприятия; 3) характеристик рынка, на котором реализуется инновация.
Классификация инноваций Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы. Существует несколько подходов к классификации инноваций. Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны 1. В зависимости от вида объекта инновации делятся на: • предметные инновации - это новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты. Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей, но по-другому; • процессные инновации - это новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления. В этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов, ее также называют - технологическая инновация. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства. 2. По месту в системе предприятия инновации делятся на: • инновации на входе предприятия - новые материальные ресурсы, сырье, информация; • инновации внутри системы предприятия - это новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура. Экономический эффект такой инновации остается на предприятии; • инновации на выходе предприятия это - новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау). Экономический эффект такой инновации получает потребитель. 3. В зависимости от степени новизны выделяют инновации: • радикальные (базовые) - например, новый продукт на основе изобретения-пионера; • улучшающие - например, новый продукт на основе изобретения, улучшающего изобретение-пионер; • модификационные (частные) - например, новый продукт на основе рацпредложения. Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями “техническое” решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы.
Изобретение-пионер - выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия. Открытие - установление не известных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний. Рациональное предложение - “техническое” решение, обладающее относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для данного рынка или для данной организации. Наиболее эффективными являются радикальные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, - предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций - одна-две в промежуток времени 40 - 50 лет в данной области науки и техники [13-18]. Примером радикальной инновации является двигатель внутреннего сгорания, заменивший паровой двигатель. Повышение К.П.Д. двигателя внутреннего сгорания - улучшающая инновация. Один из важнейших видов продуктовой инновации - новая техника, то есть средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия - новым технологиям. В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация. Она рассматривается как новый вид ресурса. Информационная инновация обладает двумя важнейшими свойствами: • она является первичной по отношению к другим инновациям, так как в основе всего лежит информация; • она является неисчерпаемой, в то время как другие ресурсы ограничены.
Классификация с учетом сфер деятельности организации С учетом сфер деятельности инновации подразделяют на: · производственные – новые технологии, инструменты, оборудование; · торговые - новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара, новый способ рекламы товара. Продажа товаров в кредит - пример радикальной торговой инновации. · социальные - новый способ разрешения социальных конфликтов, вид социальной помощи, способ адаптации нового работника; · управленческие - новые системы управления, методы принятия решений, способы планирования. Классификация инноваций в зависимости от характера использования Инновации могут быть использованы для удовлетворения каких- либо личных потребностей - потребительские инновации. Потребителями в этом случае являются, как правило, частные лица, семьи. Назначение потребительской инновации - увеличение экономического, социального, психологического эффекта использования товара. Примеры потребительских инноваций - новые виды одежды, пищи, бытовые приборы, услуги, лекарства и т.д. Такие инновации не используются в научно-технических и производственных видах деятельности. Другой вид инноваций носит название производственные (инвестиционные) инновации. Потребителями производственной инновации могут быть производственное предприятие, научная организация, индивидуальный предприниматель. Назначение производственных инноваций - увеличение экономического эффекта при производстве продукции предприятия, купившего инновацию. Примеры производственных инноваций - новые виды комплектующих, инструмента, оборудования, в том числе и научного, новые технологии и т.д. Классификация инноваций по иерархическим уровням организации Организацию можно анализировать по трем уровням (рис), каждому уровню соответствует определенный вид менеджмента [13-18]: • на первом уровне организация рассматривается как единое целое корпорация. Этому уровню соответствует стратегический менеджмент; • на втором, нижележащем уровне организация рассматривается как совокупность различных подразделений, обладающих связями и отношениями друг с другом. Этому уровню соответствует внутрифирменный (производственный) менеджмент; • на третьем уровне организация рассматривается как система людей, личностей. Этому уровню соответствует персональный менеджмент. Каждому уровню соответствуют определенные виды инноваций: • для стратегического уровня - инновации в миссии, стратегиях, инновации во внешнеэкономической деятельности, в переговорных процессах; • для внутрифирменного уровня - инновации в производственных процессах, структуре организации, системе контроля; • для персонального уровня - это инновации в технике личного труда, методах развития творческого потенциала личности, методах построения деловой карьеры, в системах обучения.
Контрольные вопросы:
1. Инновация и инновационный процесс 2. Основные понятия инновационного цикла 3. Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны 4. Классификация с учетом сфер деятельности организации, в зависимости от характера использования 5. Классификация инноваций по иерархическим уровням организации
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |