КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебное пособие по общей психологии 10 страница. Выделяют два основных вида знаковой речи - внешнюю и внутреннюю
Выделяют два основных вида знаковой речи - внешнюю и внутреннюю. Внешняя человеческая речь - основное средство коммуникации в совместной деятельности, которое позволяет использовать язык для указания внешних предметов(индикативная функция речи), их обозначения (сигнификативная функция), называния (номинативная функция), познания их существенных сторон и отношений (гностическая функция). Изложение, выражение мыслей, обмен ими могут осуществляться в разных формах: устной и письменной, монологической и диалогической речи. Соблюдение языковых правил во внешней речи, т.е. мера ее развернутости, зависит от предполагаемой полноты понимания сообщения собеседником. Так, письменное изложение мысли требует максимальной представленности ее контекста в речи, форма устной монологической речи может быть сокращена за счет использования невербальных средств, а в диалоге сокращение происходит благодаря знанию его участниками наличного контекста общения. Внутренняя речь человека - это речь “для себя”. Однако, она нужна человеку не только для “разговора с самим собой”: возникая на базе внешней, она не теряет своей социальности. Но если с помощью внешней речи можно воздействовать на поведение других людей, то внутренняя речь - это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью. Внутренняя речь как бы состоит из одних “психологических сказуемых”, смысловая сторона внутренней речи полностью доминирует над внешней формой речевого высказывания, языковыми правилами его порождения. Это проявляется в том, что, во-первых, элементы различных слов (и их значений) могут “слипаться” (агглютинироваться) в новые комбинации, связанные единым смыслом, и, во-вторых, отдельные слова и словосочетания обретают более широкие смыслы, которые как бы вливаются в них, обогащая первоначальные значения слов новым содержанием.
Вопросы для повторения 1. Общая характеристика мышления. 2. Каковы взаимоотношения мышления и речи? 3. Мышление как процесс анализа, синтеза и обобщения; основной “механизм” мышления (анализ через синтез). 4. Мышление как высшая психическая функция. 5. Каковы основные методы изучения мышления? 6. Теории мышления в зарубежной психологии. 7. Основные подходы к психологии мышления в отечественной психологии. ЛИТЕРАТУРА 1. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., МИНХ, 1990. 2. Алексеев А., Громова Л., Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы. СПб, 1993. 3. Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Кострома, 1993. 4. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2тт. М., 1982. 5. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск., 1990. 6. Вайнцвайг П. 10 заповедей творческой личности. М., 1990. 7. Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. М., 1989. 8. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. 9. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. Т2, М., 1982. 10. Глезер В.Д. Зрение и мышление. СПб, 1993. 11. Гофруа. Что такое психология. М., 1994. 12. Иванова Е.Л. Психология мышления и памяти. Харьков, 1990. 13. История зарубежной психологии. Тексты \ Под ред. П.Я Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. 14. Кирнос Б.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. 15. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М., 1992. 16. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987. 17. Психология познавательных процессов. Самара, 1992. 18. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
11. ВООБРЖЕНИЕ 11.1. Воображение как фактор поведения. 11.2. Виды воображения. 11.3. Этапы творческого воображения. 11.1. Воображение как фактор поведения (Р.Г. Натадзе) Одной из специфичностей человека, резко отличающей его от животного, является способность действовать соответственно воображаемой, представляемой и притом нередко совершенно отличной от данной, т.е. от воспринимаемой ситуации, что дает возможность человеку, в противоположность животному, сознательно преодолеть “ситуационную ограниченность”, “скованность данной ситуацией”, преодолеть детерминирующее его поведение влияние лишь “здесь” и “сейчас” данной ситуации. Прежде всего эта способность проявляется в так называемой проспективной деятельности: для человека характерна способность действовать согласно ожидаемой им в будущем ситуации, он планирует свои действия и развивает напряженную активность, направленную соответственно предполагаемой в будущем, пока лишь воображаемой ситуации: готовь сани летом, а телегу зимой. Стимулирующую деятельность человека роль играет воображение, создающее образы мечты, т.е. мечтание, которое Писарев характеризовал как “побудительную причину”, заставляющую человека “предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни”. Стимулирующее действие воображения проявляется и в непроизвольном импульсивном действии слабовольного человека, ярко представляющего привлекательность стимулирующего это импульсивное, отклоняющее его от поставленной цели, нарушающее принятое решение, действия! Во всех этих случаях налицо активирующее, стимулирующее поведение субъекта действие воображения! С другой стороны, общеизвестно и обратное - снижающее активность человека-мечтателя действие воображения, как бы удовлетворяющего в мечтах потребности человека и тем самым снижающего его целеустремленность. В этом случае воображение, проявляющееся в своей пассивной форме, опять-таки является одним из факторов поведения, но фактором негативным, поскольку воображаемое достижение цели, удовлетворяя в какой-то мере потребность “аутистически” замкнутого в мире своих мечтаний человека, находящего убежище от реальных трудностей в воображаемом мире своих мечтаний, тем самым подрывает силу мотивации реального поведения, силу побуждения к реальному действию. Но воображение как фактор поведения проявляется не только в самостоятельной форме “чистого” представления воображения, как это имеет место при представлении нового для субъекта, никогда им не воспринимавшегося, или при представлении того, нереальность чего сознает субъект, но и в качестве лишенного самостоятельности - “связанного” компонента других форм деятельности человека - как познавательных процессов, так и практической деятельности: нет области в повседневной деятельности, где бы не проявлялось, хотя бы и неосознанно, участие фантазии. Но во всех этих проявлениях воображения как фактора, обусловливающего то или иное проявление активности субъекта, резко различаются две формы его, детерминируемые противоположным отношением субъекта, целостной личности к представляемому; это переживание воображаемого, с одной стороны, при полной уверенности субъекта в реальной данности представляемого и, с другой стороны, при знании о его нереальности, когда субъект твердо знает, что представляемое в действительности не дано, что это лишь нечто воображаемое. Именно это противоположное отношение субъекта к создаваемым воображением представлениям и является основанием коренного различия в обусловливающей поведение человека функции воображения, в проявлении воображения как фактора поведения. Активность человека, его поведение обусловлено, во-первых, какой либо потребностью его, являющейся источником активности, проявляющейся если не непосредственно, то хотя бы в качестве основы мотива его поведения и, во-вторых, данной ситуацией, обусловливающей конкретную форму поведения. При наличии потребности данная ситуация мобилизует субъекта соответствующим единству этих факторов образом, т.е. вызывает в субъекте, как в целостном индивиде, готовность к адекватному действию - соответствующую установку. Что касается воображения как фактора поведения, как известно оно в известной мере стимулирует поведение субъекта и тогда, когда ему твердо известна нереальность воображаемого. Воображаемая сценическая ситуация стимулирует убедительное для зрителя своей естественностью поведение актёра на сцене. Вообще так называемые “несерьёзные”, или “парящие”, чувства, возбуждаемые представлением прочитанного художественного произведения, вызываются при наличии знания о нереальности содержания, которое вызывает эти чувства! Конечно, надо полагать, что в обычных условиях воспринимаемое скорее создаёт, и создаёт более сильную установку, чем только воображаемое, хотя бы при уверенности а его соответствии реальности, но это не всегда так. Ведь известны же случаи, когда ожидаемая неприятность или опасность и даже несчастье переживается сильнее и побуждает человека к большей и более бурной активности, чем реальная происшедшая эта же неприятность или несчастье. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос, может ли являться фактором человеческого поведения такое воображаемое, о несоответствии которого реальной действительности хорошо известно субъекту? Ведь зная о нереальности представленной ситуации, субъект тем самым знает и то, что представленная ситуация, поскольку она реально не существует, не может удовлетворить его потребности! Но, с другой стороны, ведь фантазия - это “отлёт от действительности”, и в этом смысле несоответствие объективной действительности является существеннейшим признаком воображения, поскольку для работы фантазии наиболее характерно создание новых для субъекта представлений, образов никогда не воспринимавшихся им объектов, иначе представления фантазии не отличались бы от представлений памяти. Дело в том, что создание нового образа и “отлёт от действительности” имеют несколько существенно различных проявлений: в одном случае это творчество, это стремление к преобразованию действительности: созданный “отлетом” фантазии образ стимулирует субъекта к его осуществлению; субъект относится к нему не как к уже к данной реальности, а как к подлежащей осуществлению в реальной действительности идее, что, естественно и мобилизует человека к соответствующей активности. Это наиболее активная форма “проспективного” целенаправленного действия, и, следовательно, обязательно предполагающая возникновение сильной установки на деятельность, направленную на осуществление “запроектированного” преобразования действительности и тем более сильного, чем сильнее потребность субъекта в создании этого нового, в этом преобразовании действительности. В другом случае отрыв от действительности означает уход от действительности, бегство от реальности в создаваемое воображением убежище - в мир фантазий. Это потеря “чувства реальности”, это вышедшее за пределы нормы поведения Дон Кихота, относящегося к воображаемому, как к реальной объективной действительности. В этом случае возникновение установки на основе воображения также несомненно, как и установочное действие галлюцинации или иллюзии восприятия, принимаемой субъектом за действительность. Установка возникает, ибо субъект относится к образам своего воображения как к действительности. Но существует и третий вид “взлета”, отрыва от реальной действительности, когда субъект представляет себе то, отсутствие чего в действительности ему известно, когда субъект не сомневается в нереальности представленного. Основной вопрос, который мы экспериментально изучаем на протяжении многих лет - вопрос о том, вызывает ли установку и, следовательно, является ли фактором поведения такая воображаемая ситуация, т.е. ситуация, о нереальности которой мы твердо знаем, и даже больше - воспринимаем другую, реальную, отличную от воображаемой ситуацию, иесли такая воображаемая ситуация, о вымышленности которой мы знаем, вызывает соответствующую установку то, какие факторы обусловливают ее возникновение при отсутствии отношения к ней как к реальности и каковы особенности ее проявления? 11.2. Виды воображения Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, здесь фантазия может создать образы, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением. Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы, фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит в основном при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации). Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. 11.3. Этапы творческого воображения Этапы творческого воображения: · возникновение творческой идеи; · “вынашивание” замысла; · реализация замысла. Синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах: · агглютинация - “склеивание” различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей; · гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей; · схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко; · типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; · заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Как же можно способствовать развитию мышления. Отметим, прежде всего, особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен осознать основные приемы умственного труда, уметь управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация - один из важнейших факторов продуктивности мышления. Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение нарушает использование полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, появляется тенденция к стереотипизации. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач. Перечислим основные факторы, препятствующие успешному мыслительному процессу: 1. косность, стереотипность мышления; 2. излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу “по-новому”; 3. страх ошибки, боязнь критики, страх “оказаться глупым”, излишняя критичность к своим решениям; 4. психическая и мышечная напряженность и т.д. Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например “ мозговой штурм ” или брейнсторминг - метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения “мозгового штурма”: 1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности, в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме. 2. “Запрет критики” - чужую идею нельзя прерывать, можно лишь похвалить, развить чужую или предложить свою идею. 3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. в состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу. 4. Все высказываемые идеи фиксируются без указания авторства. 5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов - специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав “жюри-экспертов” не включают. Эффективность “мозговых штурмов” высока. “Мозговой штурм”, который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При “синектическом штурме” предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решается задача, похожая на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники). Еще один способ активации поиска - метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят “тигр”, а фокальным “карандаш”, то получается сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш” и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям. Для усиления творческих мыслительных возможностей используют и “экзотические” приемы: введение человека в особое суггестивное состояние психики (активация бессознательного), внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность, в известного ученого, например, Леонардо да Винчи, что резко повышает творчество у обычного человека. Для повышение эффективности умственной деятельности применяется и методика “гимнастика ума”, направленную на активизацию и гармоничную синхронизацию активности левого и правого полушарий мозга с помощью специальных упражнений (см. Приложение №3).
Вопросы для повторения 1. Воображение и его роль в деятельности человека. 2. Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Эмоции и воображение. 3. Каковы основные виды воображения? 4. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением? 5. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?
ЛИТЕРАТУРА 1. Анисимов О.С., Данько Т.П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. М., 1990. 2. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968. 3. Вайнцвайг П. 10 заповедей творческой личности. М., 1990. 4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 5. Гройсман А.Л. Психология, личность, творчество, регуляция состояний. М., 1993. 6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии, М., 1986. 7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1984. 8. Гофруа. Что такое психология. М., 1994. 9. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. 10. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972. 11. Нейробиологические основы творчества. М., 1993. 12. Пекелис В.Д. Твои возможности человек. М., 1993. 13. Психологические исследования представлений и воображения // Известия АПН РСФСР. М., 1956. Вып. 76.
Раздел четвертый. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ 12. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 12.1. Общее понятие об эмоциях и чувствах. 12.2. Виды чувств. 12.3. Личность и чувства. 12.1. Общее понятие об эмоциях и чувствах Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие - печалят, третьи - возмущают и т.д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и т.п. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс. Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект - сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно - и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием). Собственно эмоции - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия о предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека). Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые - астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существования центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров “наслаждения, рая” и “страдания, ада”. Согласно теории американского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Частично это верно, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций. Ученые пришли к выводу (Гельгорн Э.), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения (П.К. Анохин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым - ведет к отрицательным эмоциям. П.В. Симонов предложил концепцию, согласно которой эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Для создания оптимального эмоционального состояния нужны: · правильная оценка значимости события; · достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию; · полезно заранее подготовить отступные запасные стратегии - это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные события и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. 12.2. Виды чувств Нельзя получить необходимого представления об эмоциональной сфере человека, если не знать о его высших чувствах. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Возникновение переживания высших чувств - будет ли это переживание морального негодования или эстетического восторга - всегда предполагает анализ ситуаций, осмысливание, оценку увиденных явлений и отнесение их к той или другой социальной категории. Таким образом, перед нами чувства, которые пронизаны интеллектуальным началом, поскольку в них как обязательный элемент входят наши оценки, суждения и т.п. Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. Такие чувства предполагают не только наличие представлений о должном и не должном поведении людей, но и то, что эти представления принимаются внутренне как норма или нарушение нормы. Тогда чувства приобретают для человека характер побуждения к действию при появлении соответствующей ситуации. К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - важное качество, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И.П. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Это обстоятельство становится основой для возникновения эстетических чувств. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |