КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение
Данный практикум представляет собой систематизированную по темам курса экономической статистики подборку практических занятий, рекомендован для студентов дневной и заочной формы обучения экономической специальности.
Тема 1: “Статистическое наблюдение” 1. Для выявленияи устранения ошибок статистического наблюдения не используются: а) логический контроль; б) счетный контроль; в) проверка репрезентативности. 2. Способами статистического наблюдения не являются: а) непосредственное; б) саморегистрация; в) экспедиционный способ; г) выборочное. 3. Видами статистического наблюдения не являются: а) по признаку характера учета факторов времени; б) по признаку, характеризующему объект наблюдения; в) по признаку полноты охвата совокупности. 4. Формами статистического наблюдения не являются: а) отчетность; б) специально организованное статистическое наблюдение; в) выборочное наблюдение. 5. Сформулируйте определение объекта наблюдения: а) переписи почтовых отделений связи; б) переписи торговых предприятий; в) переписи научных учреждений; г) переписи коммерческих банков; д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения; е) переписи школ; ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. 6. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения: а) фермерских хозяйств; б) жилого дома (для жилищной переписи); в) вуза; г) библиотеки; д) театра; е) совместного предприятия. 7. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу обследования: а) детских садов; б) фирм, выпускающих детское питание: в) автозаправочных станций. 8. Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. 9. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить: а) объект и единицу наблюдения; б) признаки, подлежащие регистрации; в) вид и способ наблюдения; г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению; д) составить организационный план обследования; е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц. 10. На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара? 11. Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение? 12. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение? 13. Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор. 14. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способом следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор. 15. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения: а) фамилия, имя, отчество — Иванова Ирина Петровна; б) пол — мужской; в) возраст — 5 лет; г) состоит ли в браке в настоящее время — да; д) национальность — русская: е) родной язык — русский: ж) образование — среднее специальное; з) место работы — детский сад; и) занятие по этому месту работы — медицинская сестра. В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них? 16. В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 12 часов ночи с 13 на 14 февраля 2002 г., были произведены следующие записи: а) фамилия, имя, отчество — Петров Сергей Иванович; б) пол — мужской; в) возраст — 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.; г) состоит ли в браке в настоящее время — нет; д) национальность — русский; е) образование — среднее; ж) место работы — ателье верхней одежды; з) занятие по этому месту работы — бухгалтер; и) общественная группа — рабочий. Укажите, какие из ответов не согласуются между собой. Тема 2: “Сводка и группировка статистических материалов” 1. Сводкой в статистическом наблюдении называется: а) объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака; б) особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения; в) объект, характеризующийся цифрами.
2. Имеются следующие данные по 20 строительным организациям за отчетный год:
Проведите группировку строительных организаций по сметной стоимости работ, образовав 3 группы строительных организаций с равными интервалами (по принципу "исключительно"). По каждой группе организаций рассчитайте: 1) число организаций; 2) численность работающих (всего и в среднем на организацию); 3) сметную стоимость выполненных работ (всего и в среднем на одного работника); 4) стоимость основных фондов (всего и в среднем на одну организацию). Результаты предстаньте в таблице и сделайте выводы.
3. Имеются следующие данные об уровне квалификации, производственном стаже и среднемесячной оплате труда 30 рабочих участка.
Постройте ряды распределения рабочих участка: 1) дискретный вариационный рабочий ряд по уровню квалификации (разрядам); 2) интервальный вариационный ряд по стажу работы, выделив четыре группы со следующими интервалами: от I до 2 лет; от 3 до 5 лет, от 6 до 10 лет, от 11 и выше; 3) интервальный вариационный ряд по размеру средней месячной зарплаты, выделив 5 групп с равными интервалами (по принципу "исключительно"). Изобразить ряды графически.
Тема 3: “Вторичная группировка”
1. Имеются следующие данные.
Произвести укрупнение интервалов данной группировки, образовав не более 6 групп рабочих по размеру заработной платы. По каждой группе наряду с показателями графы 1 и 2 исчислить средний размер заработной платы одного рабочего.
4. Имеются данные о распределении предприятий в двух отраслях промышленности по числу работников:
С целью сравнения произвести перегруппировку предприятий 2-ой отрасли по числу работающих, взяв за основу группировку предприятий 1-ой отрасли.
5. Укрупните интервалы данной группировки, образовав 6 групп магазинов по размеру товарооборота. Исчислите по каждой группе товарооборот в среднем на 1 магазин.
6. Имеются данные о выполнении плана по товарообороту магазинами района.
Для получения более чёткого представления о выполнении плана магазинами района укрупните интервалы данной группировки, образовав не более пяти групп магазинов. По каждой группе наряду с показателями граф 1,2,3 исчислите процент выполнения плана товарооборота. 7. Имеются следующие данные:
Произведите укрупнение интервалов данной группировки, образовав не более шести групп рабочих по размеру заработной платы. По каждой группе наряду с показателями графы 1,2 исчислите средний размер заработной платы на одного рабочего.
8. Имеются следующие данные о распределении колхозов по числу дворов. Произвести сравнение распределения колхозов в двух районах по числу дворов.
9. Производительность ткачей комбината за час работы на каждом станке характеризуется показателями:
Для сравнения распределения в двух бригадах по производительности труда произведите укрупнение интервалов в ряду распределения первой бригады, взяв за основу величины интервалов распределения ткачей по выработке во второй бригаде. Исчислите удельные веса ткачей по каждой группе. Сделайте выводы.
10. Урожайность пшеницы в двух колхозах характеризуется следующими показателями:
В целях сравнения структуры посевных площадей по урожайности, произведите перегруппировку, образовав в двух колхозах следующие сравнимые группы по размеру урожайности: до 20,20-22, 22-24, 24-26, 26-30, свыше 30. Исчислите процентное соотношение посевных площадей в группах по каждому колхозу. Сделайте выводы.
11. Имеются следующие данные о распределении заводов цементной промышленности по размеру ОПФ:
Используя метод вторичной группировки, образуйте группы заводов по следующему размеру основных фондов (млрд. руб.): 1-3, 3-5, 5-10, 10-15, 15-20, 20-30, 30-50.
12. Имеются следующие данные о распределении предприятий в двух отраслях промышленности по числу работающих:
С целью сравнения показателей произведите перегруппировку предприятий II отрасли по числу работающих, взяв за основу группировку предприятий I отрасли.
Тема 4: “Графическое изображение статистических данных” 1. Масштабная шкала — это: а) условная мера перевода числовой величины в графическую и обратно; б) пространство, на котором размещаются образующие график геометрические фигуры; в) линия, разделенная на отрезки точками. 2. Секторные диаграммы представляют: а) круг, разделенный на секторы; б) графическое изображение статистических данных в виде столбиков-прямоугольников; в) изображение самих предметов.
3. При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные по населению одного из регионов России, млн чел.
4. При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные о числе браков, заключенных населением России, тыс. чел.: 1997 1998 1999 2000 2001 2002 1320 1277 1054 1236 1107 867 5. По данным о протяженности электрифицированных линий железных дорог (на конец года) постройте диаграммы: 1) ленточные; 2) структурные:
6. По данным о численности работников научных организаций (тыс. чел.) в России за 1997—2002 гг. постройте столбиковые и секторные диаграммы:
7. По данным о структуре потребительских расходов населения России постройте диаграммы, изображающие структуру, %. Укажите, к какому виду графиков они относятся:
8. Имеются данные о выпуске учащихся из общеобразовательных школ всех видов, тыс. чел.:
Постройте диаграммы: а) столбиковые; б) секторные.
Тема 5: “Абсолютные и относительные величины”
1. Абсолютные статистические показатели выражаются: а) в процентах; б) в именованных числах; в) в коэффициентах. 2. Относительными статистическими показателями не могут быть: а) показатели структуры; б) натуральные показатели; в) показатели динамики; г) показатели сравнения. 3. Какие измерители не являются абсолютными: а) натуральные; б) трудовые; в) демографические; г) стоимостные; д) обобщающие. 4. Относительные статистические показатели выражаются: а) в отвлеченных числах или в %; б) в промилле; в) в чел./днях; 5. Относительный показатель в статистике – это: а) разность двух относительных величин; б) произведение двух статистических величин; в) сумма двух статистических величин; г) частное от деления двух величин, показывающих количественное соотношение между ними.
6. В отчетном периоде предприятиями консервной промышленности района было произведено продукции:
Определите общий объем производства консервов в отчетном периоде в условных единицах. За условную банку принимается: а) банка с весом продукции 400 г; б) банка емкостью 353,4см3.
7. Имеются следующие данные о выпуске отдельных видов продукции (тыс. шт.) мыло хозяйственное 60-% 42,0; мыло хозяйственное 40-% 29,0; мыло туалетное 80-% 40,0; порошок стиральный 10-% 25,0. Определите общий объем этого производства путем выражения отдельных видов продукции в условных единицах, взяв за условную единицу мыло 40%-ной жирности.
8. Плановый и фактический объем реализованной продукции четырех леспромхозов:
Вычислите относительные величины планового задания, степени выполнения плана и фактического изменения объема реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным по каждому леспромхозу и по четырем леспромхозам вместе.
9. Выплавка чугуна металлургическим заводом характеризуется следующими данными:
Определите по общему объему выплавки чугуна относительные величины планового задания, степени выполнения плана и динамики. Какие выводы можно сделать на основании рассчитанных относительных величин?
10. Определите по следующим данным степень выполнения плана по выпуску продукции цехом, используя метод условно-натурального измерения.
За условную единицу измерения примите продукцию, имеющую наименьшую трудоемкость.
11. Планом 1995 г. консервному заводу предусмотрен выпуск 1500 тыс. условных банок томатных консервов. Фактически выработано:
На основе этих данных определить выполнение плана выпуска консервов в 1995г.
12. Имеются данные о работе треста столовой за два года (млн. руб.)
Определить: 1) выполнение плана товарооборота для каждого года и по видам продукции; 2) структуру товаров для базисного и отчетного года; 3) отношение между собственной продукцией и покупными товарами для каждого года; 4) динамику товарооборота.
13. По плану завод должен выпустить в отчетном периоде товарной продукции на 12 млрд. руб. при средней численности рабочих 400 человек. Фактический выпуск составил 1,31 млрд. руб. При средней списочной численности 410 определить: А) относительные величины выполнения плана по выпуску товарной продукции и по численности рабочих; Б) изменение фактического выпуска продукции на 1 рабочего по сравнению с планом.
14. Планом предусмотрено повышение производительности труда на 5%, а фактическое повышение составило на 8%. Определить относительную величину выполнения плана.
15. Планом было намечено снижение себестоимости на 1,5 тыс. руб. уровня себестоимости на изделие 75 тыс. руб. Фактическая себестоимость составила 73. 44 тыс. руб. Определить относительную величину плана по снижению себестоимости.
16. По плану предусмотрено снижение себестоимости на 6%, а фактически снижение составило 5%. Определить относительную величину выполнения плана.
17. Всего специалистов с высшим образованием 172,5 тыс. чел., в том числе: инженеров 83,1 тыс. чел.; экономистов 10,3 тыс. чел.; со средним специальным образованием всего273,1 тыс. чел., в том числе: техников 154,5 тыс. чел.; плановиков 17,5 тыс. чел.. Вычислить относительные величины, характеризующие соотношение между общим числом работников с высшим образованием и средним специальным образованием: между инженерами и техниками; экономистами и плановиками.
18. Имеются следующие данные. Среднегодовая численность населения 79620 чел. Число браков – 720, число разводов – 193. Определить относительные величины, характеризующие заключение и расторжение браков.
Тема 6: “Средние величины” 1. Для измерения вариации значения признака не вычисляют показатели: а) моду; б) дисперсию; в) размах вариации; г) среднее квадратичное отклонение; д) коэффициент вариации. 2. Взвешенные средние применяются: а) для повышения точности вычислений; б) для характеристики динамики статистической совокупности; в) для несгруппированных данных; г) для характеристики однородности статистической совокупности; д) для сгруппированных данных. 3. Мода – это: а) среднее значение признака в совокупности; б) значение признака, расположенного в середине ряда распределения; в) наиболее часто встречающееся значение признака в совокупности; г) наименее часто встречающееся значение признака в совокупности. 4. Медиана – это: а) одна из средних величин; б) переменная находящаяся в середине вариационного ряда; в) среднее значение признака в совокупности. 5. Если данные сгруппированы, но каждое значение признака встречается неодинаковое количество раз, то применяется формула: а) средняя гармоническая простая; б) средняя хронологическая; в) средняя арифметическая взвешенная; г) средняя гармоническая взвешенная.
6. Имеются следующие данные о тарифном разряде трех групп рабочих:
Определить средний тарифный разряд рабочих каждой группы методом простой средней.
7. Месячная выработка продавцов по трем отделам магазина “Гастроном” характеризуется следующими данными:
Определить среднюю выработку продавцов по каждому отделу и по магазину в целом. Указать, какие виды средней нужно применить?
8. Имеются данные о распределении рабочих предприятия по размеру заработной платы:
Определить среднемесячную заработную плату, приходящуюся на одного рабочего. 9. Имеются данные о распределении вкладов населения в сберегательные кассы трех районов:
Принимая способ моментов, определить средний размер вклада в сберегательных кассах по каждому району. Сравнить полученные данные. 10. Имеются следующие данные о заработной плате рабочих по четырем цехам завода:
Определить среднюю заработную плату рабочих по четырем цехам за сентябрь и октябрь.
11. На часовом заводе рабочий обработал: за 1-ый час 10 деталей, за 2-ой – 11, за 3-ий –9, за 4-ый – 10, за 5-ой – 11, за 6-ой - 13, за 7-ой – 8 и за 8-ой час – 8 деталей. Определите среднюю выработку рабочего за час.
12. Имеются данные о времени простоя фрезерных станков по цехам завода:
Определите среднее время простоя станка за смену.
13. Имеются следующие данные о производстве одинаковой продукции тремя рабочими:
Определите средние затраты времени этими рабочими на производство единицы продукции.
14. При изучении стажа работы работников завода получены следующие данные:
Определите средний стаж работы рабочих ИТР.
15. В результате выборочной проверки получено следующее распределение рабочих по проценту допускаемого брака:
Исчислите средний процент брака, допускаемого рабочими в цехе №1 и в цехе №2.
16. Имеются следующие данные о распределении магазинов по товарообороту:
Определите средний размер товарооборота, приходящийся на один магазин.
17. Рабочие одного цеха предприятия распределяются по стажу работы следующим образом:
Определить средний стаж работы, моду и медиану. 18. Магазины одного района следующим образом распределяются по размеру валового дохода в месяц:
Определить моду и медиану.
19. Имеются следующие данные о выпуске продукции предприятиями отрасли:
Определите: 1) по способу моментов среднегодовое производство продукции на одно предприятие; 2) моду и медиану.
20. Выпуск товарной продукции характеризуется следующими данными:
Определите средний процент выполнения плана в целом по товарной продукции.
21. Имеются следующие данные о заработной плате рабочих завода:
Вычислите среднюю заработную плату рабочего в целом по заводу: 1) в базисном периоде; 2) в отчетном периоде. Сравните полученные данные. Укажите, какие виды средних необходимо применить в каждом случае.
22. Себестоимость единицы одноименной продукции по предприятиям отрасли характеризуется следующими показателями:
Определите моду и медиану себестоимости единицы продукции.
23. Имеются следующие данные по заработной плате различных групп профессий:
Определите среднюю плату по каждой профессии и в целом по бригаде.
Тема 7: “Ряды распределения” 1. Ряды распределения называют вариационными: а) построенные по количественному признаку; б) построенные по качественному признаку; в) построенные в порядке убывания. 2. Под ранжированием понимаются: а) определение предела значений варьирующего признака; б) определение среднего линейного отклонения; в) разложение всех вариантов ряда в возрастающем (или убывающем) порядке. 3. Имеются следующие данные об успеваемости 20 студентов группы по теории статистики в зимнюю сессию 2000 г. 5, 3, 5, 5, 5, 4, 5, 2, 5, 3, 4, 2, 5, 3, 2, 5, 4, 4, 5, 4. Постройте: а) ряд распределения студентов по баллам оценок, полученных в сессию; б) ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: неуспевающие (2 балла), успевающие (3 балла и выше); в) укажите, каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из этих двух рядов. 4. Известны следующие данные о результатах сдачи абитуриентами вступительных экзаменов на 1-й курс колледжа в 2000 г. (баллов): 10 8 7 10 7 9 10 8 5 10 9 8 5 9 7 9 6 5 10 10 8 8 6 9 7 9 7 9 Постройте: а) ряд распределения абитуриентов по результатам сдачи ими вступительных экзаменов, выделив четыре группы абитуриентов с равными интервалами; б) ряд, делящий абитуриентов на поступивших и не поступивших в вуз, учитывая, что проходной балл составил 15 баллов. Укажите, по какому группировочному признаку построен каждый из этих рядов распределения: атрибутивному или количественному. 5. К каким группировочным признакам — атрибутивным или количественным — относятся: а) возраст человека; б) национальность; в) балл успеваемости; г) доход сотрудника фирмы; д) форма собственности? Тема 8: “Показатели вариации” 1. Имеются следующие данные о производительности труда рабочих в двух бригадах:
Определить размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию.
2. По приведенным данным вычислить: 1) показатели вариации; 2) моду и медиану; построить графики вариационного ряда. Сделать выводы.
А)
Б)
В)
3. Рассчитать дисперсию по способу моментов.
4. Распределение рабочих трех заводов одного объединения по тарифным разрядам характеризуется следующими данными:
Генерация страницы за: 0.017 сек. |