Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западный тип цивилизации




Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX—VIII вв. до н. э. до IV— V вв. н. э. Западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.

Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. эта цивилизация была уничтожена ахейцами. В XVII— XIII вв. до н. э. её уничтожили дорийцы. В IX—VI вв. до н. э. последняя попытка создать античную цивилизацию удалась, возникло античное общество.

Античная цивилизация, так же, как и восточная, является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности. По аналогии с восточной, в античное время в сознании людей и в жизни общества было существенное влияние первобытности, господствующее положение занимало религиозно-мифологическое мировоззрение. Вместе с тем, античная цивилизация имела существенные особенности.

1. Античное мировоззрение являлось космологичным. Космос по-гречески — это не только Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежали мера и гармония. Так, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей был сформирован один из важных элементов западной культуры - рациональность.

2. Установка на гармонию во всем космосе связана была с культуросозидающей деятельностью «античного человека», воспринимавшего гармонию структуры космоса в проявлении пропорций и связей всех вещей, которые можно было вычислить и воспроизвести. Для вычисления и воспроизводства гармонии греки сформулировали каноны, т.е. совокупности правил, математические расчеты канона, основанные на наблюдениях над реальным человеческим телом. Тело по представлениям древних греков являлось прообразом мира. Космологизм, т.е. представления о мироздании, античной культуры носил антропоцентрический характер. Иначе говоря, человек рассматривался и как центр Вселенной, и конечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, природные объекты с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным радостям, активная позиция по отношению к этому миру - характерные ценности античной цивилизации.

3. Античному обществу, в силу географических условий не надо было, как на Востоке, развивать орошаемую систему в сельском хозяйстве. У них получила развитие, так называемая, средиземноморская триада - выращивание без искусственного орошения зерновых, винограда и маслин.

4. Античное общество было более динамичным в своём развитии, поскольку с самого начала в борьбе с аристократией чаще всего побеждал народ (демос). В отличие от других народов греческий демос сумел не только отстоять свободу, но и добиться политического равенства. Одной из причин успеха было бурное развитие ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.

5. В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

6. Появился первый в истории образец народовластия — демократия как олицетворение свободы. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти. В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривавшего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулировавших частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.

7. В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Однако труд рабов в условиях развивавшейся демократии оказался не эффективным. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации[4].

Цивилизация Древней Греции. Своеобразие греческой цивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как « полис » - « город-государство », охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества. Многочисленные греческие города были основаны и по берегам Средиземного и Черного морей, а также на островах — Кипре и Сицилии. В VIII—VII вв. до н. э. большой поток греческих переселенцев устремился на побережье южной части Италии, формирование на этой территории больших полисов было столь значительным, что получило название «Великой Греции». Граждане полисов имели право владеть землей, обязаны в той или иной форме принимать участие в государственных делах, а в случае войны они составляли гражданское ополчение. В эллинских полисах, помимо граждан города, обычно проживало лично свободное население, но лишенное гражданских прав. Это были переселенцы из других греческих городов. На нижней ступени социальной лестницы античного мира находились совершенно бесправные рабы.

В полисной общине господствовала античная форма собственности на землю, ею пользовались те, кто был членом гражданской общины. При полисной системе осуждалось накопительство. В большинстве полисов верховным органом власти было народное собрание с правом принимать окончательное решение по важнейшим полисным вопросам. Это исключало необходимость иметь громоздкий бюрократический аппарат, свойственный восточным и всем тоталитарным обществам.

Греческий мир никогда не был единым политическим целым. Он состоял из нескольких совершенно самостоятельных государств (полисов), которые могли вступать в союзы, обычно добровольно, иногда по принуждению, вести между собой войны или заключать мир. Размеры большинства полисов были невелики. Обычно в них был только один город, где проживало несколько сот граждан. Каждый такой городок был административным, хозяйственным и культурным центром маленького государства, а население его занималось не только ремеслом, но и земледелием.

Таким образом, в Греции утверждается античная демократия, где более рельефно, чем в других античных странах, выражена идея суверенитета народа и демократической формы правления. Спецификой греческой цивилизации в архаический период стали: классическое рабство; полисная система управления; развитый рынок с денежной формой обращения. Расцвет древнегреческой цивилизации был достигнут в период классической Греции (VI в.—338 г. до н. э.). Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и пр.

В результате завоеваний Александром Македонским в 334—328 гг. до н. э. Персидской державы, охватывавшей Египет и значительную часть Ближнего Востока до Инда и Средней Азии, возник период эллинизма, длившийся три столетия. На этом широком пространстве сложились новые формы политической организации и социальных отношений народов и их культуры, объединённых общим словом эллинизм[5].

Характерными особенностями цивилизации эллинизма являются:

- специфическая форма социально-политической организации - эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства;

- рост производства продуктов и торговли ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, появление золотых монет;

- устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами греками, и другими народами.

Эллинизм обогатил историю человечества и мировую цивилизацию в целом новыми научными открытиями, например, величайший вклад в развитие математики и механики внесли Эвклид (III в. до н. э.) и Архимед (287—312 гг.). Разносторонний ученый, механик и военный инженер Архимед из Сиракуз заложил основы тригонометрии. Им были открыты принципы анализа бесконечно малых величин, основные законы гидростатики и механики, широко применявшиеся для практических целей. Например, для оросительной системы в Египте применялся «архимедов винт» — прибор для откачки воды. Это была наклонно расположенная полая труба, внутри которой находился плотно прилегающий к ней винт. Вращавшийся с помощью людей винт зачерпывал воду и поднимал ее наверх. Путешествия по суше вызывали потребность точно измерять длину пройденного пути. Эта задача была разрешена в I в. до н. э. александрийским механиком Героном. Он изобрел прибор, названный им годометром (измерителем пути). В наше время такие приборы именуются таксометрами. Мировое искусство обогатилось такими шедеврами, как Алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон и пр.

Цивилизация Древнего Рима по сравнению с Грецией была более сложным явлением. Согласно античной легенде, город Рим был основан в 753 г. до н. э. на левом берегу Тибра, справедливость которой подтвердили современные археологические раскопки. Первоначально население Рима состояло из трехсот родов. Их старейшины составляли сенат. Во главе общины стоял царь[6]. Царь являлся верховным военачальником и жрецом. Позднее присоединенные к Риму жившие в Лациуме[7] общины Латинов[8] получили наименование плебеев[9], а потомки старых римских родов, составлявшие тогда аристократический слой населения, получили название патрициев.

В VI в. до н. э. Рим стал довольно значительным городом и находился в зависимости от этрусков[10], обитавших к Северо-Западу от Рима. В конце VI в. до н. э. результатом освобождения от этрусков стало сформированная римская республика, просуществовавшая около пяти столетий. Римская республика сначала была небольшим по площади государством, менее 1000 кв. км. Первые века республики ознаменованы упорной борьбой плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. В результате постепенно территория римского государства расширилась и к началу IV в. до н. э. вдвое превысила первоначальные размеры республики. В это время Рим был захвачен галлами[11]. II и I вв. до н. э. ознаменованы большими завоеваниями Рима, к которому отошли все страны Средиземноморья, Европы до Рейна и Дуная, а также Британия, Малая Азия, Сирия и почти все побережье Северной Африки. Страны, завоеванные римлянами вне Италии, получали наименование провинций.

В первые века существования римской цивилизации рабство в Риме было слабо развито. Со II в. до н. э. количество рабов возросло в связи с успешными войнами. Положение в республике постепенно обострялось. В I в. до н. э. война неполноправных италиков против Рима и восстание рабов под предводительством Спартака потрясли всю Италию. Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н. э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу. Первые века Римской империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н. э. наблюдается и противоположный процесс — отпуск рабов на волю. В дальнейшем рабский труд в сельском хозяйстве постепенно вытеснился трудом колонов, лично свободных, но прикрепленных к земле хлебопашцев. Ранее процветавшая Италия стала ослабевать, а значение провинций — возрастать. Начался распад рабовладельческой системы.

В конце IV в. н. э. Римская империя разделилась примерно пополам — на Восточную и Западную части. Восточная (Византийская) империя просуществовала до XV в.[12], когда она была завоевана турками. Западная империя в течение V в. до н. э. подвергалась нападениям гуннов и германцев. В 410 г. н. э. Рим был взят одним из германских племен — остготами. После этого Западная империя влачила жалкое существование, а в 476 г. ее последний император был свергнут с престола.

Падение Римской империи было обусловлено, прежде всего, кризисом римского общества, а именно, воспроизводством рабов, проблемами сохранения управляемости огромной империей, возрастанием роли армии, милитаризацией политической жизни, сокращением городского населения и числа городов. Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию. В этих условиях императорская власть вынуждена была признать разделение империи в 395 г. на Западную и Восточную и отказаться от военных походов с целью расширения территории государства. Военное ослабление Рима стало ещё одной из причин его падения.

Быстрому падению Западной Римской империи способствовало также нашествие варваров, мощное движение германских племен на ее территории в IV—VII вв., завершившееся созданием «варварских королевств».

Знаток истории Рима, англичанин Эдуард Гиббон (XVIII в.), в числе причин падения Рима назвал отрицательные последствия принятия христианства в IV в., прививавшее, по его мнению, массам дух пассивности, непротивления злу насилием, смирения, заставляло безропотно склоняться под игом власти или даже угнетения. В результате гордый воинственный дух римлянина сменился духом благочестия, страдания и покорности, писал английский историк.

Так или иначе, с падением Римской империи началась новая эпоха в истории цивилизации — Средневековье. Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода. Они верили, что действительно возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима. А период между падением Римской империи и их собственным временем им представлялся как межвременье, период культурного упадка, когда в жизни европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, когда господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. Иначе говоря, для развития культуры — это пустой промежуток времени, о котором содержательно нечего сказать — «medium aerum» — «средний век». Для итальянских гуманистов — «средний век» — это «темный век». Напротив, историки так называемой «романтической» школы, многие религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное общество, представляющее из себя полную противоположность современному «цивилизованному» обществу. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. Кроме того, в историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. Историки школы «Анналы» датируют Средние века началом II—III вв. н. э. концом XVIII в. Большинство же историков склоняются к такой датировки Средневековья – V в. н. э. — конец XVI – середина XVII вв. Внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять по крайней мере три периода:

Раннее Средневековье — V в. — начало XI в.;

Классическое Средневековье — XI—XV в.;

Позднее Средневековье — XV в. — середина XVII в.

Средневековье обладает особенными типологическими чертами.

Средневековое общество — это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основной экономической ячейкой этого общества является хозяйство непосредственного производителя – крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени – на землю. Для данного общества характерна устойчивая, малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на заповедях Господних и учении отцов Церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь во имя спасения своей души.

Важными особенностями средневекового общества являются также стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество — это внутренне динамичное общество. В нем проходили довольно сложные этногенетические и культурно-созидательные процессы. В период Средневековья произошло зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д. Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить церковно-приходские школы, университеты, монастыри – центры книжного дела, иконописания и пр. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

В Европе в Средневековье проходило становление новой формы западной цивилизации – христианской. Европейская цивилизация формируется на территории бывшей Римской империи. Римская же империя, как отмечалось выше, раскололась на две части: Восточную (Византийскую) и Западную Римскую империю.

Византийская цивилизация никогда не порывала с античностью. Ее культура, хозяйственная деятельность и политические институты в значительной мере опирались на античную традицию и были органическими формами ее развития. Наибольшее своеобразие византийского уклада жизни связано с той модернизацией, которую приобрело в Византии христианство.

Христианство и во времена античности не представляло собой единой организации. На территории Римской империи существовал ряд христианских церквей, имевших вероучительные, обрядовые и организационные отличия. Между руководством этих церквей велась ожесточенная борьба за гегемонию в христианском мире. Наиболее активно эту борьбу вели глава Западной Римской Церкви папа Римский и глава Византийской Церкви Константинопольский патриарх. Папа Римский объявил себя наместником Иисуса Христа на земле, преемником апостола Петра, верховным понтификом Вселенской (католической) Церкви. Патриарх Константинопольский принял титул Вселенского патриарха православной, истинно христианской Церкви, построенной на решениях исключительно первых семи Вселенских соборов христианских церквей. Формальным актом раскола христианства на католическую и православную церковь была взаимная анафема (церковное проклятие), которой предали друг друга папа Римский Лев IX (1049-1054 гг.) и Константинопольский патриарх Михаил Кируларий (1044-1058 гг.) 16 июня 1054 г.

Несмотря на внутренние противоречия христианских церквей в условиях распада Римской империи, ее политических и хозяйственных институтов, упадка культуры христианство в течение многих веков было единственным общим для всех стран и народов Европы духовным и социальным институтом. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения. Католическая и православная Церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации. Процесс становления европейской цивилизации в значительной мере представлял собой процесс христианизации, т.е. приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, процесс вступления в христианскую Церковь[13].

Еще во времена Римской империи церковь вела широкую миссионерскую деятельность на периферии империи среди варваров. В конце IV в., а особенно в V в., многие из соседних варварских племен уже приняли христианство. Позднее, вновь образованные средневековые государства вели захватническую политику. Захват тех или иных народов, как правило, сопровождался их насильственной христианизацией.

О влиянии церкви на государственные дела в Западной Европе говорит тот факт, что средневековые короли стремились узаконить свое руководящее положение, получив знаки королевской власти из рук папы или его представителей в ходе обряда коронации. В глазах западноевропейских народов Римский папа оставался единственным авторитетом поколебленного, но не исчезнувшего авторитета Великого Рима. В 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме как император римлян. В 962 г. саксонский король Оттон I был коронован Римским папой как император Священной Римской империи.

Католическая церковь обладала колоссальными материальными ресурсами. Ей принадлежало значительное количество земли, большие финансовые средства. В течение длительного периода она вела борьбу со светскими государями за политическую власть. В 751 г. в Западной Европе на территории Италии было создано теократическое государство (Равенский экзархат), в котором папа Римский одновременно был духовным и светским руководителем. Юрисдикция духовной власти папы не ограничивалась равенским экзархатом. Она распространялась на всю Западную Европу.

На протяжении Средневековья католическая церковь не раз выступала с идеями, которые инициировали широкие общественные движения. Наиболее яркой из таких идей является идея освобождения Гроба Господня и христианских святынь от неверных, которая легла в основу так называемых крестовых походов.

Становление западноевропейской католической цивилизации связано с великим переселением народов — вторжением в пределы Римской империи так называемых варваров: многочисленных германских племен, гуннов и др. Не следует преувеличивать степень отсталости, «варварства» этих народов. Многие из них к III—V вв. имели довольно развитое земледелие, владели ремеслами, включая и металлургию, были организованы в племенные союзы на принципах военной демократии, поддерживали оживленные торговые контакты с римлянами и друг с другом.

Так, проникновение за Рейн и Дунай началось задолго до начала массовых миграций. Отдельные германские племенные союзы с III в. н. э. селились на территории Римской империи и в качестве союзников-федератов включались в состав римской армии. Их племенная аристократия получала хорошее античное образование, добивалась значительного влияния в политической жизни римского общества и в военном руководстве. К началу великого переселения народов в Западной Европе уже шел достаточно интенсивный процесс романизации варварских народов. Массовые вторжения варварских племен на начальном этапе Средневековой эпохи в какой-то мере затормозили этот процесс. Захватнические войны, разрушение прежней государственности Западной Римской империи сопровождались упадком и разрушением центров культурной жизни, а именно городов, уничтожением памятников культуры, снижением общего культурного уровня данного региона.

Однако уже в период раннего Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти последствия захватнических войн и возрождаться. В V—VII вв. на захваченной варварскими племенами территории начинают формироваться новые государственные образования, а в VII—Х вв. они достигают расцвета. Среди этих государств особенно выделяются сначала королевство, а затем империя франков, достигшая высшей точки своего развития во время правления Карла Великого (768—814), королевство германцев — преобразованное при короле Оттоне I в 962 г. в Священную Римскую империю германских земель.

Новые государственные образования для регулирования общественных отношений проводили большую правотворческую деятельность (капитулярии Карла Великого и т. д.), в которой в значительной мере опирались на римское право. При дворе императора образовывались особые ученые общества, в работе которых участвовали мыслители из разных стран, собирались и переписывались древние латинские и греческие рукописи, а при епископах создавались школы для подготовки грамотного духовенства и кадров чиновников (судей, секретарей, писцов и т. д.).

С созданием сильных государственных образований начали возрождаться торговля и ремесло, способствовавшие быстрому подъему городов и связанных с ними городской культуры. В классическое Средневековье в городах начали оформляться научно-учебные центры в виде первых университетов[14]. Так, в 1088 году на основе Болонской юридической школы в Италии появился первый в Европе университет. В XII – XIII веках появились университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым стал университет в Оксфорде в 1167 году, вторым - в Кембридже в 1209 году. Первый университет Франции был основан в Париже в 1160 году.

Католическая церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки. В Средневековье центрами образованности являлись монастыри. Монастыри имели богатые библиотеки, скриптории (мастерские по переписке книг), содержали начальные школы. Под полным контролем церкви находились и средневековые очаги научной исследовательской деятельности и высшего образования — университеты.

Византийская империя как самостоятельное государство исчезло в XV в. (1453 г.), но она заложила основы восточноевропейской цивилизации, носителями которой являются русские, болгары, греки, сербы, украинцы, белорусы и многие другие народы Европы.

Итак, на базе новых экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы: арабо-мусульманский, западноевропейский и восточноевропейский. Все события средневековой истории, хозяйственная деятельность, торговля, войны, обмен культурными достижениями и идеями, проходили в пределах этих процессов в столкновении образовавшихся типов цивилизаций. отсюда




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.