КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность цены как экономической категории
Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского продукта (услуги), соответствующие потребительским свойствам и качеству последних. Цена — это денежная оценка стоимости единицы товара. Тариф — денежная оценка стоимости единицы работы (услуги). Экономическая сущность цены отражается в ее функциях: ♦ учетной; ♦ стимулирующей; ♦ распределительной; ♦ функции сбалансированного спроса и предложения; ♦ функции цены как средства рационального размещения производства; ♦ информационной. Цена формируется посредством ценообразования — процесса установления, регулирования цен (тарифов) в соответствии с установленным законодательством порядком. В основе ценообразования лежат принципы — постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен. Важнейшими из них являются следующие: ♦ сочетание свободных и регулируемых цен; ♦ разграничение полномочий субъектов ценообразования на установление и регулирование цен; ♦ установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально работающим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных субсидий и других мер государственной поддержки; ♦ государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании, формированием и применением цен (тарифов). Согласно законодательству о ценообразовании, регулирование цен (тарифов) может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. К методам прямого (административного) регулирования относятся: ♦ установление фиксированных и предельных цен (тарифов); ♦ предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; ♦ предельных норм рентабельности; ♦ порядка определения и принятия цен (тарифов); ♦ декларирование цен (тарифов). Посредством их устанавливаются цены на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и отдельные социально значимые товары (услуги). Косвенные методы регулирования: ♦ налоговая система; ♦ политика денежного и кредитного обращения; ♦ политика государственных инвестиций, амортизации и др. Государственную политику в области ценообразования в соответствии со ст. 84 Конституции РФ определяет Президент. Реализация осуществляется Советом Министров, Министерством экономики, другими министерствами, республиканскими органами и организациями, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом. Координация деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования и решение наиболее актуальных проблем находятся в ведении Комиссии по вопросам государственного регулирования при Совете Министров РФ. Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая под влиянием множества рыночных факторов находится в постоянном развитии. В основе этой взаимосвязи лежит принцип сообщающихся сосудов. Иными словами, изменение цен в одном из основных блоков данной системы ведет к их изменению в других. В соответствии с экономическими признаками все цены можно классифицировать следующим образом: ♦ в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения: - оптовые; - розничные; - закупочные; - тарифы грузового и пассажирского транспорта; - тарифы на штатные услуги населению; - цены, обусловливающие внешнеторговый оборот; ♦ в зависимости от сроков действия: - долговременные; - сезонные; - ступенчатые; - скользящие; ♦ в зависимости от территории действия: - единые; - региональные; ♦ в зависимости от степени свободы цен от воздействия государства при их определении: - свободные; - регулируемые; - фиксированные; ♦ в зависимости от использования в учете и анализе на предприятии и в статистике: - расчетные; - базовые; - плановые; - фактические; - средние и др. Существуют другие виды цен, классифицируемые по тем или иным признакам. Они будут рассмотрены в последующих параграфах с учетом специфики ценообразования в туризме. Различают ряд стратегий ценообразования: ♦ "снятие сливок" — высокая цена; ♦ "проникновения (внедрения) на рынок" — цена ниже, чем у конкурентов; ♦ "следования за лидером" — цена приближена к цене ведущей фирмы.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |