Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос на продукт монополиста




Ценообразование на монополизированном рынке

Монополия - тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:

· на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;

· нет близких заменителей продукта монополиста;

· барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

Барьеры для входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных причин:

· исключительные права, получаемые от правительства, примером может служить разрешение на установку кабельного телевидения одной фирме; или государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции; или во Франции, например, с 1904 г. похоронный бизнес контролируется единственной компанией, которая на это получает субсидии от государства;

· имеющиеся патенты и авторские права, которые могут обеспечивать монопольные позиции лишь на ограниченное число лет;

· контроль со стороны монополиста всего предложения какого-либо производственного ресурса, примером может служить алмазная компания De Beers, которая контролирует 85% реализуемых алмазов, или художники, актеры, спортсмены, обладающие монополией на использование своих услуг;

· необходимость осуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, так как это часто затраты на создание специализированного оборудования;

· высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.

В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.

 

Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации.

Рис.3.3. Выбор монополиста между снижением цен и увеличением объема производства.

Площадь P1AQ10 - валовой доход от реализации Q1 объема продаж; P2ВQ20 - валовой доход от реализации Q2 объема продаж.

С увеличением объема производства с Q1 до Q2 валовой доход увеличился на величину площади FВQ2Q1 и одновременно уменьшился на P1AFP2.

Таким образом, при определении, как установить объем выпуска, монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены).

В условиях совершенной конкуренции это также имеет место: по мере расширения производства в отрасли цена снижается. Но при этом каждый производитель в отдельности не может предотвратить снижение цены, он может только увеличить выпуск и при сложившейся цене получить доход, прежде, чем цена снизится в очередной раз.

Монополист самостоятельно устанавливает объем и цену, поэтому, чтобы не допустить превышение потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, он каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации “n” единиц продукции с общим доходом от реализации “n+1” единиц продукции, то есть он следует за величиной MR. Для монополиста MR меньше цены продукции, и поэтому линия MR лежит ниже D, причем линия предельной выручки в два раза круче линии спроса.

Докажем это. Поскольку цена, выраженная из линии спроса равна Р = а - bQ, общая выручка ТR = РQ = aQ - bQ2, тогда предельная выручка MR = a - 2bQ. Таким образом, в условии монополии MR<P, что показано на рисунке 3.4.

 

Рис. 3.4. Спрос, общая и предельная выручка монополии.

 

Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате выпуска дополнительной единицы продукции (MR) обладает следующим свойством. Произведя одну дополнительную единицу продукции и продавая ее по цене Р, мы получим доход: ТR = P × Q = (1) × (Р) = Р. Но фирма сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и поэтому производство и продажа данной дополнительной единицы приводят к небольшому снижению в цене, которое уменьшает доход от всей проданной продукции.

Допустим, при объеме производства монополиста 10000 изделий в год цена изделия составит 400 ден. единиц. Предположим, что увеличение объема производства на 1 изделие приводит к понижению цены на 0,01 ден. единиц. Однако прирост выручки будет гораздо меньше, чем 399,99 ден. единиц, так как понижение цены коснется всего объема продукции монополиста. В данном случае прирост выручки составит:

MR = 399,99 × 10001 - 400 × 10000 = 300 ден. ед.

Величина отклонения MR от Р зависит от эластичности спроса по цене.

(3.1.)

Как видно по графику на рис.3.3. когда предельный доход положителен (МR>0), общий доход возрастает при сокращении цены, спрос эластичен. Когда предельный доход отрицателен (МR<0), общий доход сокращается при понижении цены, спрос неэластичен. Общий доход максимален, когда МR = О (еD = 1). То есть фактически монополист не действует на участке неэластичного спроса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.