Основные положения, отличающие обучение и образование
Обучение
Образование
«Обучение и его средства — подчиненный цели образования инструкции, одностороннее развитие которого может оказаться даже вредным»,— считал И.Г. Песталоцкий — один из великих творцов современной педагогики (1826 г.)
Образование — гармоничное и равновесное развитие в процессе воспитания и обучения всех сил человека — нравственных, умственных и физических
«Обучение есть передача готовых знаний учителем ученику» (Луначарский А.В. Революция ― искусство ― дети // Материалы и документы. М., 1996)
Образование есть творческий процесс. Всю жизнь «образуется» личность человека, ширится, обогащается, усиливается и усовершенствуется
Обучение еще не делает человека самостоятельной, цельной, творческой, духовной, нравственной, понимающей и принимающей проблемы и запросы своего времени личностью
Образование не может сводиться только к просвещенности и культурности. (Культурность — это освоение накопленных человеком традиций, ценностей, знаний). Оно предполагает и готовность работать над собой, умение изменить свои стереотипы
Обучение — это усвоение знаний, культурных норм, жизни в «предметной» форме
Образование — индивидуальная самостоятельность, развертывающаяся в поле культурно-материальном
Обучение — осознание структуры детальности и ее предмета
Образование — осознание себя как субъекта деятельности и мира как ее окружения
Обученный человек — знающий, способный и умеющий, может быть талантливым специалистом и одновременно — нравственным уродом, бессознательно воспроизводящим традиции жизни (живу как все, как жили мои родители)
Образованный человек — агент культуры (добра, разума, совести, ответственности, любви, сочувствия, поддержки...), отстаивающий вечные ценности жизни и формирующий новые.
Образованность человека (этимологически) — принятие человеком образа: мира, собственной личности, прошлого и будущего, добра и зла. Образоваться — значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой...
Культура — это жизнь, единое, благо и добро, сила и энергия, это вечный идеал человечности
Итак, образование предполагает знания и понимания того, что такое человек вообще, как он связан с культурой и природой, в чем его назначение (табл. 1.6). Образование это рефлексия своей деятельности в НКМ!!!
Таблица 1.5
Элемент характеристики
Фундаментальное
Прикладное
Главная цель
Обеспечение
живучести специалиста
Обеспечение быстрой адаптации выпускника к изменениям
в конкретной области знаний
Основа
Понимание законов, позволяющих воспринимать
окружающий мир в
многообразии и единстве (это и есть мировоззрение)
Глубокие профессиональные ЗУНы и их понимание, необходимые для постановки и решения профессиональных задач. Основы системного познания.
Видение места предметной области в мире универсальных закономерностей
Задачи
Формирование целостного
представления о научной, или теологической, или мифической картинах мира.
Историческая особенность развития дисциплины, ее связь с общечеловеческими проблемами развития общества. и природы.
Иерархичность строения материи от макрокосма до микро-, фундаментальные взаимодействия и законы дисциплины, соотношение относительной и абсолютной истины. Познаваемость мира и деятельностная природа познания, представления об уровнях познания.
Логическая связь в дисциплине и межпредметные связи, втом числе с гуманитарными и специальными дисциплинами. Терминология, вклад ее в общекультурное развитие человека
Построение фундамента научной подготовки для профессиональной деятельности творческого развития личности
Научно обоснованное сочетание фактологической, мировоззренческой и методологической сторон изучения предмета, обеспечивающее профессиональную культуру: умение диалектически мыслить, прочные знания фундаментальных законов, умение практически реализовать современные достижения наук, понимать место в НКМ его идеалами, системой ценностей, стремлениями, целями, с его оценкой своих возможностей. Характеристики личности: способность не только решения уже поставленных задач, но и к самостоятельной постановке новых проблем и их решению; открытость и коммуникабельность; развитое чувство юмора; высокий уровень внутренней мотивации, составляющей потребность человека; определенный эмоциональный настрой, связанный с поиском интуитивных решений; достаточно высокий уровень самооценки; готовность отстаивать свою точку зрения при условии уверенности
Примечание. «При разработке этих основ образования крайне опасно идти на ощупь. Необходимо более полно использовать достижения эдукологии — науки о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющейся основой для профессиональной подготовки специалистов — с другой»
(В. Кинелев, Председатель Комитета по высшей школе (Высшее образование в России. 1993. № 1)).
Сравнительный анализ обучения и образования представлен в табл. 1.4, подробное определение образования и его двух составляющих — фундаментального и прикладного ― в табл. 1.5, а раскрытие сущности понимания — в табл. 1.6
Как же объяснить полученные результаты?
Когда ОИ разделяется на части, он теряет свои существенные признаки. Далее, если часть отделяется от ОИ, она тоже утрачивает некоторые существенные свойства. Мотор, вынутый из автомашины, не сдвинет сам себя.
При анализе вскрывается структура ОИ, т.е. то, как он работает. Синтез же показывает функционирование ОИ, т.е. то, почему он работает именно так.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление