Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспекты лекционного материала

Непосредственная модуляция оптической несущей. Эта модуляция может быть осуществлена, например, путём непосредственной модуляции тока накачки лазерного диода по типу «включено – выключено» в соответствии с ЛКП. Такая внутренняя модуляция интенсивности излучения ЛД током накачки может производиться с высокой скоростью.

Модуляция с использованием промежуточной несущей. Вместо применения внутренней модуляции, можно осуществить процесс модуляции, используя промежуточную несущую, или поднесущую, на радиочастоте в диапазоне fн=10МГц–10ГГц. Этой модулированной поднесущей можно затем модулировать основную оптическую несущую. Главное отличие этой схемы модуляции от схемы прямой модуляции в том, что при этом могут быть использованы различные стандартные методы и устройства модуляции: амплитудные, частотные, фазовые и комбинированные, хорошо разработанные для диапазона радиочастот.

Использование поднесущей необходимо и при многоканальной модуляции в системах с оптическим мультиплексированием по длинам волн (МДВ). В этом случае отдельные входные потоки модулируют свои поднесущие, которые затем мультиплексируются в одну поднесущую, модулирующую оптическую несущую.

 

Вопрос: Источники оптического излучения.

На каждом конце волоконно-оптической линии находится преобразователь, преобразующий энергию одного вида в другой. На передаче этот источник преобразует электрическую энергию в оптическую. Источником может быть как СИД, так и полупроводниковый лазер. Оба прибора основаны на малых полупроводниковых кристаллах размером с песчинку, которые излучают свет при пропускании вдоль них тока.

Рисунок 3.2 – Атомная структура вещества.

Электрон, покидая валентную зону, попадает в зону проводимости, обеспечивая проводимость материала. Чем меньше электронов в валентной зоне, тем проводимость лучше.

Общие требования к источникам излучения для ВОСП следующие:

1) длина волны должна совпадать с одним из окон прозрачности световодов.

2) достаточно высокая мощность выходного излучения и эффективный ввод его в световоды.

3) высокая надежность и большой срок службы.

4) минимальные размеры, масса и потребляемая мощность.

5) простота технологии и невысокая стоимость.

СИД и ПЛ используют p-n-переход в легированных полупроводниках. Участок n-имеет свободные электроны, а участок p-избыток дырок.

Когда эти участки приводят в соприкосновение, они начинают просачиваться через контакт, и рекомбинируются. Электрон переходит из зоны проводимости в валентную зону. При этом происходит выделение энергии. В зависимости от вещества эта энергия может выделяться, например, в виде кванта света, так происходит в кремнии.

В лазерах и светоизлучающих диодах используются элементы 3-ей и 5-й групп периодической системы Менделеева. При комбинации равного кол-ва атомов 3-й и 5-й групп получаем структуру, близкую к структуре кремния.

Для создания полупроводников типа n- и p- комбинируют в разных пропорциях вещества 3-й и 5-й групп, например арсенид галлия.

В основе светоизлучающих диодов находится полупроводник p-n-типа, излучающий свет, когда “ - “ батареи присоединяется к участку n- (прямое напряжение).

Рисунок 3.3 – Включение СИД и ПЛ в электрическую цепь.

СИД используют гетерогенный переход p-n-типа, при этом получается спонтанное узконаправленное излучение. СИД могут быть с поверхностным излучением и с боковым излучением.

Используемые в СИД вещества определяют длину волны выходного излучения. СИД на основе арсенида галлия с добавками алюминия имеют окно прозрачности в диапазоне от 820 до 850 нм.

Лазер - устройство, усиливающее вынужденное излучение активной среды. Для усиления излучения в лазере используется специальная оптическая система, она представляет собой полированные строго параллельные грани кристалла для получения отражающих поверхностей.

Спонтанно излученные фотоны захватываются резонатором Фарби-Перо, отражаясь от полированных боковых граней делают несколько переходов от одного зеркала к другому. При взаимодействии этих фотонов с электронами, находящимися в возбужденном состоянии происходит немедленная рекомбинация, сопровождающаяся излучением света, т.о. спонтанные фотоны вызывают подобные себе вынужденные фотоны с той же длиной волны, фазы и направления.

Другими словами падающий фотон приводит к излучению еще одного такого фотона, и при многократном повторении этого процесса число фотонов растет лавинообразно и излучение усиливается. Часть фотонов остается захваченной в резонаторе и продолжает двигаться между зеркалами, а некоторая часть излучения, проходя через полированные грани, формирует интенсивный пучок света.

Отличия лазера от СИД: высокая монохромность лазера (излучение имеет узкую спектральную ширину); когерентность, т.е. излучение синхронизировано, фазы фотонов совпадают; узкая направленность (пучок света имеет малую поперечную дисперсию).

Для организации передачи оптического сигнала недостаточно иметь только источник излучения. В любой конструкции передающего оптического модуля ПОМ имеется держатель, который позволяет закрепить и защитить составные элементы передатчика: источник излучения, узел электрического интерфейса и место сопряжения с волокном. Важным элементом лазерных диодов является цепь тока накачки и система контроля температуры. Для сложных лазерных систем добавляют выходной мониторинг оптического сигнала.

 

Вопрос: Фотоприемные устройства.

Детектор (приемник) выполняет противоположную функцию по сравнению с источником. Он преобразует оптическую энергию в электрическую, и является фотоэлектронным преобразователем (фотодиод, лавинный фотодиод), вырабатывающим ток при попадании на него света. Поглощение фотона приводит к появлению возбужденных электронов, переходящих из валентной зоны в зону проводимости.

Рисунок 3.4 – Включение ФД в электрическую цепь.

Если к фотодиоду приложено обратное напряжение, то свободных электронов в области PN-перехода почти нет и сопротивление обедненной зоны очень велико. При поглощении падающего фотона, электроны из валентной зоны переходят в зону проводимости, образуются пары и во внешнем контуре возбуждается ток.

Недостатками PN-фотодиода являются: обедненная зона мала, поэтому для генерации тока большой силы требуется мощный источник света; медленный отклик из-за медленной диффузии. Поэтому работа диода замедлена, и такой диод можно использовать только при малой скорости.

PIN – фотодиоды. Его структура и конструкция позволяют избежать недостатков PN-диодов. Обедненная зона сделана максимально широкой. Слабо легированный слой (i) разделяет более сильно легированные слои P и N. Промежуточный слой (i) легирован до такой степени, чтобы он не относился ни к полупроводникам типа P, ни к N.

В устройстве диода учитывается то, что более эффективен диод с широким слоем I, а скорость срабатывания при этом увеличивается, поэтому нужно выбирать оптимальные размеры.

Рисунок 3.5 – Конструкция и характеристика PIN - фотодиода.

Лавинные фотодиоды (APD). В PIN-диодах каждый помещенный фотон приводит к образованию одной электронно-дырочной паре, в лавинных фотодиодах несколько падающих фотонов приводят к образованию большого числа носителей, поэтому к большому току во внешнем контуре.

Имеется очень сильное электрическое поле в некоторой части объединенной зоны. Под действием фототока первоначальные носители ускоряются этим полем, приобретая несколько эВ кинетической энергии. При столкновении этих быстрых носителей с нейтральными атомами происходит передача энергии, и электроны с валентной зоны перемещаются в зону проводимости, которые называются вторичными. А вторичные, в свою очередь, ускорившись, порождают новые носители. Эта лавина как бы усиление (фотомультиплексия) и характеризуется фактором мультиплексии, который может быть от нескольких десятков до нескольких сотен. Например, фактор мультиплексии 70 означает, что один фотон приводит к появлению во внешней цепи 70 фотонов.

Рисунок 3.5 – Конструкция и характеристика ЛФД.

Недостатком лавинных фотодиодов являются: шумовой ток; необходимость использования высокого напряжения.

Характеристики детекторов:

1) Чувствительность - отношение выходного тока к оптической энергии (А/Вт).Типичная чувствительность фотодиода от 0.4 до 0.6А/Вт, а лавинного фотодиода-75А/Вт. Чувствительность зависит от длины волны.

2) Квантовая эффективность – число первичных пар электрон-дырка к числу падающих фотонов (типичное значение-70%,т.е. только 7 пар образуется в результате поглощения 10 фотонов).

3) Фотонный ток - ток, возникающий из-за тепловых эффектов (зависит от температуры материала).

4) Минимальная детектируемая мощность - минимальный уровень оптической мощности, который может быть зафиксирован.

5) Время отклика - время, которое требуется фотодиоду для преобразования оптической энергии в электрическую (от 0.5 нс до десятков нс).

6) Приложенное напряжение (PIN-диоды работают от 5В, а лавинные - до нескольких сотен Вольт).

Фотодетекторы входят в состав ПРОМ, основными функциональными элементами ПРОМ являются фотоприемник, преобразующий оптический сигнал в электрический сигнал; каскад электрических усилителей, усиливающих сигнал и преобразующих его в форму, пригодную к обработке; демодулятор, воспроизводящий первоначальную форму сигнала. Функции ПРОМ - это преобразование оптического сигнала из волокна в электрический с последующей обработкой электронными устройствами.

 

Вопрос: Оптические усилители.

Усиление света в оптических системах осуществляется за счет энергии внешнего источника. Основой усилителя является активная физическая среда, в которой благодаря энергетической подкачке увеличивается мощность излучения. В качестве активной среды применяются полупроводники и стекловолокна с различными примесями, например, редкоземельными эрбием (Er), неодимом (Nd), празеодимом (Pr), тулием (Tm). Накачка этих сред осуществляется непрерывно или импульсно. При усилении может происходить преобразование спектра входного сигнала, т.е. выходной сигнал может быть смещен по частоте. Классификация различных видов оптических усилителей приведена на рисунке 3.6.

К усилителям, которые используются в оптических системах передачи, предъявляется ряд требований:

Ø высокий коэффициент усиления в заданном диапазоне оптических частот;

Ø малые собственные шумы;

Ø нечувствительность к поляризации;

Ø хорошее согласование с волоконно-оптическими линиями;

Ø минимальные нелинейные и линейные искажения оптических сигналов;

Ø большой динамический диапазон входных сигналов;

Ø требуемое усиление многочастотных (многоволновых) оптических сигналов;

Ø длительный срок службы;

Ø минимальная стоимость и т.д.

Этим требованиям в наибольшей степени отвечают полупроводниковые и волоконные усилители, настроенные на окна прозрачности стекловолокна (около 0,85 мкм; 1,31 мкм; 1,55 мкм).

Рисунок 3.6 – Классификация усилителей.

Нелинейные усилители пока получили незначительное применение в ВОСП. Однако для некоторых перспективных методов передачи, например, солитонных и многоволновых, их использование может оказаться ключевым.

Полупроводниковые и волоконно-оптические усилители применяются в качестве усилителей мощности, совмещаемых с оптическими передатчиками, в качестве предусилителей перед фотоприемниками и в качестве промежуточных станций в линейных трактах оптических систем передачи.

Волоконно-оптические усилители (ВОУ) получили наибольшее распространение в волоконно-оптических системах передачи.

 

 

Вопрос: Оптические усилители с примесью редкоземельного материала.

Достоинства: простота конструкции; высокая надежность; большие коэффициенты усиления; малые шумы; широкая полоса усиления; нечувствительность к поляризации усиливаемого света и т.д. Функциональная схема ВОУ приведена на рисунке 3.7.

Основу конструкции ВОУ составляет оптическое волокно с примесью редкоземельного материала. Например, для длин волн усиления 1,53 ¸ 1,55 мкм это эрбий Er. Длина волокна с примесью - от 20 до 50 м.

Для того чтобы волокно стало усиливающей средой, оно накачивается излучением lН от отдельного лазера. При этом возможна и двусторонняя накачка от двух лазеров. Система контроля усиления управляет током накачки лазера благодаря обратной связи, устанавливаемой через делитель мощности. Усиливаемый сигнал lС и волны накачки lН объединяются в мультиплексоре и направляются в оптическое волокно с примесью, где происходит увеличение мощности сигнала. Большая часть (95%) мощности усиленного сигнала проходит через фильтр на выход. Фильтр отсекает волны накачки lН и шумы вне полосы частот сигнала. Оптический изолятор исключает проникновение отраженных в усилителе сигналов во входящую оптическую линию.

Рисунок 3.7 – Функциональная схема ВОУ.

Принцип действия ВОУ основан на эффекте возбуждения посредством внешней накачки атомов редкоземельного материала, помещенных в сердцевину обычного одномодового стекловолокна. Редкоземельные материалы выбраны с таким расчетом, чтобы имелись зоны поглощения внешней энергии и создавалась инверсная населенность, которая приводит в конечном результате к спонтанной и вынужденной люминесценции. При этом вынужденное свечение будет обусловлено входным сигналом и совпадает с ним по длине волны. Наиболее подходящими для ВОУ считаются редкоземельные празеодим Pr, неодим Nd, эрбий Er, тулий Tm, в связке с эрбием применяется иттрий Y. ВОУ применяются, как правило, на протяженных линиях, где передача происходит на длине волны 1,55 мкм. Применяются эрбиевые ВОУ.

В сердцевине стекловолокна помещены ионы эрбия (Er 3+). Для накачки ионов могут применяться излучения с λ = 1480, 980, 800, 670 и 521 нм. Реально используют 1480 и 980 нм. Это обусловлено рядом причин: эффективностью п/п лазеров большой мощности, малым затуханием ОВ, низкими требованиями к точности длины волны накачки. На длине волны 980 нм наблюдаются наименьшие шумы усиления, а на длине волны 1480 нм нет жестких требований к точности настройки. Оптический усилитель с накачкой на длине волны 1480 нм называют двухуровневым, а усилитель с накачкой на длине волны 980 нм - трехуровневым (рисунок 3.8).

Ионы эрбия возбуждаются за счет поглощения энергии волн генератора накачки (lН). Они переходят с основного уровня на более высокие энергетические уровни, а затем снижаются до метастабильного уровня. Одновременно на возбужденные атомы воздействует излучение сигнала lС, вызывающее стимулированное излучение на всей длине активного волокна.

Рисунок 3.7 – Уровневая диаграмма переходов трехвалентного иона эрбия.

Однако не все атомы взаимодействуют с излучением сигнала и спонтанно переходят на основной уровень за время примерно 10 мс. Спонтанная эмиссия фотонов порождает шум излучения, который тоже может усиливаться. При достаточно интенсивном входном сигнале с длиной волны l С спонтанное излучение в эрбиевом усилителе может быть подавлено.

Зависимости усиления от длины активного волокна, мощности накачки (а) и входного сигнала (б) показаны на рисунке 3.8.

Рисунок 3.8 – Характеристики ВОУ.

Важнейшие характеристики волоконных усилителей приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Характеристики волоконных усилителей.

Окно прозрачности 0,82 – 0,85 мкм 1,28 – 1,33 мкм 1,53 – 1,56 мкм
Химическое соединение Tm 3+ +SiO2 Pr 3+ +SiO2 Er 3+ +SiO2
Назначение усилителя ПУ МУ ПУ МУ ПУ МУ
Величина усиления, дБм   10 - 12 20 - 30 10 - 15 35 - 50 10 - 15
Полоса частот усиления, нм            
Мощность накачки, мВт 40 - 60 40 - 80 60 - 80 100 - 150 60 - 80 100 - 150
Потребляемая мощность, Вт   7,5     2,4 7,5

 

Раздел1 Методологические основы маркетинга

Тема 1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности

 

После 2-й мировой войны маркетинг завоевал всеобщее признание не только в странах с развитой рыночной экономикой, но и в развивающихся странах. Сделать рынок «прозрачным», его развитие предсказуемым, товар – конкурентоспособным, потенциальных потребителей – реальными покупателями – назначение маркетинга.

Формирование отечественного рынка заставляет российских предпринимателей обращаться к возможностям маркетинга, внедрять его принципы и методы в повседневную деятельность по разработке товарной политики и доведению товаров от производства до потребителя. Это обусловило потребность в высококвалифицированных специалистах по управлению рыночной деятельностью и изучению рынка – маркетинг-менеджеров и маркетологов, а также руководителей, т.е. маркетинг директоров.

Маркетинг –это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг.

Цели маркетинга:

1. формирование и стимулирование спроса,

2. обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы,

3. расширение объемов продаж, рыночной доли и прибыли.

Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, - основной лозунг маркетингового подхода в управлении научно-технической деятельностью, производством и сбытом для любой фирмы. Иными словами, прежде чем производить, фирма должна провести тщательное изучение потребностей конкретных потребителей.

 

Условия появления и развития маркетинга.

Важнейшим изменением в производстве и социальной структуре общества за последние 150 лет является смена индустриальной эры развития информационной. Появление маркетинга является одним из следствий этого процесса. Становление маркетинга как основы поведения фирмы следует отнести к периоду, последовавшему за «великой депрессией» 1929-33 г.г. Шел активный поиск средств антикризисного управления, как на государственном, так и на уровне отдельных фирм. Исследования по разработке стратегии выживания предприятий и их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды послужили основой для появления теории маркетинга и ее практической реализации. Вначале маркетинговая деятельность осуществлялась в сфере реализации уже созданных благ (сбыт, реклама). Как система взглядов и инструмент практической деятельности маркетинг стал рассматриваться в начале 60-х годов, когда в развитых странах рынок продавца (С>П) сменился на рынок покупателя (С<П).Возник маркетинг как наука, направленная на решение практических проблем производства. Постепенно рамки расширились, охватывая планирование, организацию производства, финансы, НИОКР. В 70-е гг. маркетинг получил широкое распространение в промышленности, в 80-е в сфере услуг.

Информационная эра характеризуется преимущественным ростом сферы услуг, особенно отраслей, связанных с переработкой информации, посреднической деятельностью. Ценовая конкуренция производителей в индустриальную эру являлась главной формой конкурентной борьбы. В современном мире конкуренция становится более жесткой, но не на ценовой базе, а в результате более тонких методов и форм соперничества на рынке. Это можно сделать, только опираясь на современный маркетинг, зная методы изучения рынка, потребителей, продукции, конкурентов.

Сегодня главным в деятельности предприятий является способность дать потребителю товар более высокого качества или обладающий новыми свойствами за ту же цену, при тех же издержках производства.

Оценить перспективы работы на данный рынок и выяснить, чего ждет от нового изделия потребитель, привлечь потребителя с помощью рекламы, поощрить первых покупателей – все это является составной частью современного маркетинга.

 

Для достижения желаемых условий сбыта продукции фирмы придерживаются определенных концепций производственно-сбытовой деятельности:

1. Концепция совершенствования производства – это один из самых старых подходов, которым руководствуются продавцы. Эта концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны но цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая - когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая - когда себестоимость товара слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

2. Концепция совершенствования товара – Это еще один основополагающий подход, которым руководствуются продавцы. Концепция совершенствования товараутверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою, энергию на постоянном совершенствовании товара.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий по реализации продукции – этого подхода придерживаются многие производители.

Концепция интенсификациикоммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Особенно агрессивно используют концепцию интенсификации коммерческих усилий применительно к товарам пассивного спроса, т. е. товарам, о приобретении которых покупатель обычно не думает, например страховкам, энциклопедическим словарям. В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных покупателей и продажи им товара.

4. Концепция маркетинга – э то сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности.

Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более про­дуктивными, чем у конкурентов, способами.

Концепции интенсификации коммерческих усилий и маркетинга часто путают друг с другом. Коммерческие усилия по сбыту - это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг-это сосредоточенность на нуждах покупателя. Объект внимания в концепции интенсификации коммерческих усилий - существующий товар фирмы, а обеспечение прибыльного сбыта требует напряжения коммерческих усилий и мер стимулирования. В концепции маркетинга таким объектом являются целевые клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Фирма интегрирует и координирует всю свою деятельность с расчетом на обеспечение удовлетворенности клиентов, получая прибыль именно благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности.

Концепцию маркетинга взяли на вооружение многие фирмы: корпорации «Проктер энд Гэмбл», «ИБМ», «Эйвон» и «Макдональдс». Известно также, что эту концепцию чаще используют в своей практике фирмы товаров широкого потребления, чем производители товаров промышленного назначения, чаще используют крупные, нежели мелкие компании.

5. Концепция социально-этичного маркетинга – явление самого последнего времени.

Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Концепция социально-этичного маркетинга порождена тем, что концепция чистого маркетинга не всегда соответствует нашему времени с его ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, приростом населения, инфляцией и т.д. Концепция чистого маркетинга не учитывает проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием.

Всвязи с особенностями развития и структуры маркетинговой концепции различают менеджеристский, бихевиористский, интегрированный, инновационный, прямой, стратегический и экологический маркетинг.

Менеджеристский маркетинг предполагает главенство маркетинговой концепции в управлении фирмой и выдвижение маркетинговой службы на уровень менеджеров высшего звена управления, когда служба по маркетингу возглавляется, например, вице-президентом фирмы, который координирует всю ее работу. Менеджеристский вид маркетинга предполагает также усиление активной его стороны, т.е. направлен не только на изучение рынка и рыночной среды и адаптацию к ним производимых товаров и услуг, но и на формирование рынка и запросов потребителей согласно маркетин­говой стратегии фирмы.

Бихевиористский маркетинг основной упор делает на изучение психологии потребителя, мотиваций покупательского поведения и т.д. Такой маркетинг особенно важен для крупных, передовых фирм, которые в состоянии осуществлять серьезные маркетинговые мероприятия на рынке в виде товарной, це­новой, сбытовой и коммуникационной политики.

Интегрированный маркетинг уделяет особое значение координа­ции и увязыванию всех составляющих маркетинговых мер воздействия на рынок, а именно: товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политике и равновесию их участия в решении глобальных стратегических задач фирмы.

Инновационный маркетинг преодолевает такой недостаток обычного маркетинга, как ограниченность разработки новых товаров, базирующихся на качественных скачках в развитии науки и техники. Инновационный маркетинг идет от научно-технических разработок, основанных на фундаментальных и прикладных научных исследованиях, результаты которых в дальнейшем внедряются в производство и предлагаются конечным потребителям.

Прямой маркетинг характеризуется прямым способом продажи товаров и услуг и предполагает организацию сбытовой деятельности в форме персональных продаж через сбытовых агентов, а также в форме продаж по каталогам и ТВ-маркетинга, когда производитель и продавец соответствующей продукции вступают в непосредственный контакт с конечным потребителем.

Стратегический маркетинг определяет в качестве важнейшей функции разработки глобальных стратегий и стратегического планирования. В нем также усилена активная сторона маркетинга, что способствует созданию и формированию спроса и предпочтений потребителей согласно долгосрочным целям фирмы и подчинению этим целям всей производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Экологический, или «зеленый», маркетинг призван решать рыночные и производственно-сбытовые задачи в соответствии с требованиями защиты окружающей среды.

 

В зависимости от сферы использования различают следующие виды маркетинга:

a. Промышленный маркетинг – это маркетинговая деятельность товаропроизводителей

b. Агромаркетинг – в сельском хозяйстве

c. Маркетинг в транспортной сфере

d. Маркетинг в системе связи

e. Маркетинг в здравоохранении

f. Маркетинг в оптовой и розничной торговле

g. Маркетинг в науке и образовании

h. Маркетинг в культуре

i. Маркетинг в торгово-посреднической деятельности и биржевой деятельности.

j. Финансовый маркетинг

a) банковский маркетинг (для привлечения капитала)

b) страховой маркетинг

c) маркетинг на рынке ценных бумаг

k. Некоммерческий маркетинг (на рынке труда и капитала

l. Международный маркетинг (внешние связи)

m. Политический маркетинг - маркетинг политических партий

n. Самомаркетинг – программа собственной деятельности для достижения успеха жизни, повышения собственной значимости и реализации собственной деловой карьеры

Для маркетинга характерны следующие принципы:

1) ориентация бизнеса на запросы потребителя; глубокие и всесторонние научно-практические исследования рынка, рыночной среды, мотиваций потребителя, а также производственно-сбытовых возможностей фирмы;

Ориентация фирмы на запросы потребителя предполагает объемную исследовательскую и аналитическую работу. Анализу подлежат емкость рынка, система ценообразования и ценовая динамика, потребительские свойства товара, особенности построения и методы работы фирм-партнеров, каналы сбыта, способы стимулирования продаж, специфика коммерческой работы и т.д.

Также изучаются производственно-сбытовые возможности самого предприятия, включающие ревизию товарного ассортимента, производственных мощностей, системы материально-технической обеспеченности и снабжения, научно-технического потенциала предприятия; проводится анализ структуры и уровня квалификации кадрового состава; финансовых возможностей, условий формирования и характера деятельности сбытовых и коммерческих служб и т.д.

Эти исследования преследуют цель определить стратегию и тактику последующей деятельности предприятия на изучаемом целевом рынке и обеспечить ему преимущественный успех по сравнению с фирмами- конкурентами.

2) сегментация и выявление целевого рынка;

Сегментация и выявление целевого рынка состоят в том, что предприятие должно выявить группы потребителей, отличающиеся однородным характером потребительских предпочтений и однотипной реакцией на меры маркетингового воздействия. Главная цель — достижение преимуществ по сравнению с фирмами-конкурентами, повышение эффективности и целенаправленности своих действий, избежание конфликтов и обострения прямой конкурентной борьбы на рынке. Кроме того, предполагается выбор наиболее соответствующего профилю и возможностям фирмы целевого сегмента рынка, т.е. конкретной группы потребителей, в отношении которой и будет проводиться интенсивная маркетинговая работа по продвижению товаров. Сегментация и выбор целевого рынка связаны с задачей оптимизации затрат предприятия и повышения конкурентоспособности при освоении и расширении рынков сбыта.

3) адаптация, или гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса и изменение рыночных условий;

Адаптация предполагает мобильность управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов конечных потребителей, эластичности спроса и предложения как по цене, так и по другим условиям.

4) инновация;

Инновация как составляющий принцип маркетинговой концепции управления охватывает производственную и сбытовую деятельность. Прежде всего, она подразумевает постоянное совершенствование, видоизменение и обновление выпускаемой продукции, разработку более совершенных технологий и новых направлений научно-исследовательских и конструкторских работ.

В инновационную политику включаются также внедрение новых форм и методов выхода на новые рынки, введение новизны в стимулирование сбыта и рекламную деятельность, формирование новых служб в управлении фирмой, определение новых каналов товародвижения.

5) стратегическое планирование.

Стратегическое планирование как принцип маркетинговой деятельности тесно увязано с принципом адаптации и является его продолжением и дополнением. Принцип стратегического планирования предполагает построение производственно-сбытовых маркетинговых программ, основанных на рыночных прогнозах и прогнозах развития научно-технического прогресса и предполагающих не только приспособление политики фирмы к требованиям рынка и потребителя, но и активное воздействие на них согласно стратегическим целям фирмы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3 инсталляция, настройка и эксплуатация оборудования ВОСП на базе технологии sdh | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.