Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и цивилизация




И производственно-технологические отношения

Материальное производство

 

Материальное производство структурно состоит из производительных сил общества и производственных отношений.

Производительные силы общества включают человеческий, инст-рументально-технический, природно-ресурсный, товарно-потребитель-ский факторы.

Человеческий фактор представляют менеджеры, инженеры, технические специалисты, маркетологи, специалисты в области логистики, программирования, рабочие.

Инструментально-технический фактор актуализирован промышленной революцией в Англии (ХVIII в.) и характеризуется изобретением и активным использованием машин в технологических процессах, поскольку техника способствует росту производительности труда, повышает качество изделий, позволяет регулировать объемы производства (АСУ).

Природно-ресурсный фактор обозначает актуальность материальной составляющей в производственных процессах (нефть, газ, руды, уголь, строительное сырье).

Товарно-потребительский фактор акцентирован на рыночных функциях производственных изделий. Для производителя (человеческого фактора) в условиях насыщенного артефактами мирового рынка важно владеть навыками обратной связи с потребителями. Реализация продукции стала важнейшей задачей производительных сил общества. Для ее решения используется потенциал производственных отношений (юридических, технологических, психологических). Если производственные отношения не соответствуют требованиям производительных сил, то они модернизируются.

 

Культура в широком смысле слова (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Культура в узком смысле слова – это сфера духовной жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики определенной исторической эпохи, конкретного общества, нации, специфической формы деятельности.

В. Межуев дает деятельностно-динамическое определение культуры. Исходя из данного подхода, структура культуры включает в себя:

1) деятельность по созданию ценностей;

2) материальные и духовные ценности;

3) саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.

Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека.

Ж.-П. Сартр писал: «Культура – это зеркало, в которое смотрится человек». Культура – это саморефлексия человека и человечества, возникшая на основе творческой деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей, ведущих в своей совокупности к саморазвитию человека.

По М. Хайдеггеру «культура – реализация духовных ценностей путем высших человеческих достоинств».

Согласно В.С. Степину, «культура – это совокупность информационных кодов, хранящих и транслирующих социально-духовный опыт человечества».

Особенности культуры:

1. Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его сущностные силы. Общество не может жертвовать отдельной человеческой единицей ради прогресса общества, иначе возникает возможность тоталитарного общества. Не может быть прогресс построен «на хотя бы одной слезинке ребенка» (Ф. Достоевский, В. Соловьев).

2. Культура – мера развития человечности. К. Маркс писал: «Толь-ко в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими».

3. Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами.

4. Культура выполняет также образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции. По Г. Маркузе «культура выполняет репрессивную функцию по отношению к недостаточно обузданным действиям человека, чтобы защитить общество от деструктивных действий отдельных индивидов».

Среда культуры:

1. Экономический уровень.

2. Социальная развитость.

3. Уровень политической организации общества, отражающий ме-ру свободы индивида.

4. Духовно-нравственная атмосфера общества.

Цикл культуры включает в себя следующие составляющие:

 

социум


культурная жизнь СМИ

 

творцы ценности учреждения

культуры культуры культуры

 

Структура цивилизации и основные этапы ее развития

Определения цивилизации:

1. Синоним культуры.

2. Общество на определенной стадии развития.

3. Уровень развития общества в целом.

4. Совокупность технологических достижений человечества.

Согласно теории Энгельса–Моргана можно выделить три этапа развития общества:

1) дикость;

2) варварство;

3) цивилизация.

 

Этап цивилизации включает в себя:

а) рабовладельческое общество;

б) аграрно-феодальную цивилизацию;

в) цивилизацию буржуазного типа.

В теории Освальда Шпенглера (1880–1936), которую он изложил в своем знаменитом сочинении «Закат Европы», говорится, что общество проходит два этапа в своем развитии:

1) этап восхождения, связанный с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры»;

2) этап нисхождения, связанный с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами – этап цивилизации. На этапе цивилизации происходит «окостенение жизни». Не происходит ничего принципиально нового, что ведет к застою и распаду культуры. Шпенглер отождествлял культуру с жизнью биологического организма. Все культуры проходят три фазы развития:

1) рождение и детство;

2) молодость и зрелость;

3) старость и закат.

Этап цивилизации – это «старость и закат» общества.

Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур:

1. Египетская.

2. Индийская.

3. Вавилонская.

4. Китайская.

5. Греко-римская.

6. Византийско-арабская.

7. Майя.

8. Русско-сибирская.

Цивилизация – это системная характеристика общества в единстве его социокультурного развития, выражающая специфическое отличие данного общества от других этнических образований.

Структура цивилизации:

1) технологический базис;

2) экономический базис;

3) гражданское общество;

4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и т.д.).

Цивилизация – это степень реализации культуры во всех сферах жизни общества.

Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями:

1. Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество.

2. Промышленная революция XVIII в. и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации.

3. 40–50-е гг. XX в. связаны с научно-технической революцией и переходом к постиндустриальной цивилизации.

На смену постиндустриальному обществу идет информационное общество.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.