Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение предпочтения и функция полезности




В отличие от предыдущего, второй подход не требует измерения полезности в каком-либо количестве. Потребитель здесь может сравнить полезность отдельных товаров или их набора и упорядочить их по степени предпочтения. Теория оптимального выбора потребителя исходит из того, что он осуществляет право сравнения и свободного выбора на некотором множестве X потребительских наборов, в каждый из которых включаются все виды продукции, являющиеся предметами потребления для данной группы семей. Не умаляя общности, можно считать, что всякий такой набор состоит из фиксированного числа (n) элементов и имеет вид:

x = (x1,..., xj,..., xn),

где элементы xj ³ 0, поскольку они выражают количество потребляемой продукции.

Далее предполагается, что сравнительная оценка различных наборов данным потребителем с точки зрения его вкусов, привычек, традиций и т.д., может быть выражена при помощи т.н. бинарного отношения слабого предпочтения.

Это отношение определено на множестве потребительских наборов X, выражается формулой “предпочтительнее чем...или равноценен”, записывается при помощи знака “=“.

Формула “ x= y”, где x и y суть потребительские наборы означает, что данный потребитель (группа семей) в равных условиях либо предпочтет набор x набору y, либо не видит различия между ними, т.е. считает их равноценными. На базе отношения слабого предпочтения вводится отношение безразличия (равноценности): два набора x и y безразличны для потребителя, если одновременно выполняются условия “ x= y” и “ y= x”. Факт равноценности двух наборов обычно записывается при помощи “y ~ x”. Понятие строгого (сильного) предпочтения определяется следующим образом: “ x y” тогда и только тогда, когда “ x= y”, а соотношение “ y= x” не имеет места.

В теории потребления обычно исходят из того, что отношение слабого предпочтения удовлетворяет важным предположениям, которые называются аксиомами теории потребления. Таким образом, основой служит использование следующих аксиом:

· Транзитивности: если первая величина сравнима со второй, а вторая – с третьей, то первая сравнима с третьей;

· Полной или совершенной упорядоченности. Согласно ей, потребитель способен упорядочить всевозможные товары или их наборы с помощью отношений предпочтения и безразличия;

· Ненасыщения: если к любому набору товаров добавить дополнительную единицу товара, то полученный набор всегда предпочтительнее прежнего, так как обладает большей полезностью.

Первая аксиома гласит, что рассматриваемое отношение является совершенным, транзитивным и рефлексивным. Совершенность отношения означает для любых двух наборов из множества X обязательно имеет место либо соотношение “ x = y”, либо “ y = x”, либо оба вместе, т.е. “ x ~ y”.

Это означает, что не существует таких наборов, которые потребитель не мог бы сравнить с другими. Транзитивность отношения состоит в том, что из соотношений “ x = y” и “ y = z”, следует, что “ x = z”, где x, y, z - потребительские наборы. Это требование отражает совместимость (непротиворечивость) оценок потребителей и вызывает обычно много дополнительных обсуждений. Рефлексивность отношения, т.е. выполнение для любого набора соотношения “ x = x”, вытекает из его совершенства.

Следует заметить, что вследствие выполнения первой аксиомы соответствующее отношение безразличия ~ оказывается т.н. отношением эквивалентности. Это означает, что все множество X потребительских наборов распадается на попарно непересекающиеся множества - классы эквивалентности, каждый из которых называется множеством безразличия.

Рассмотрим два примера отношений предпочтения и соответствующих множеств безразличия.

1) Пусть n = 2 и количества продуктов в наборе x=(x1, x2) выражены в весовых единицах (кг), а потребитель строит свою сравнительную оценку следующим образом: “набор x предпочтительнее набора y или равноценен ему, если его суммарный вес больше или равен весу второго набора”, т.е. “ x = y”; если x1+x2 = y1+y2.

Нетрудно видеть, что это отношение удовлетворяет первой аксиоме, и каждый класс безразличия будет состоять из наборов одинакового веса.

2) лексикографическое предпочтение: количества продуктов в наборе x=(x1, x2) выражены в любых единицах, потребитель считает первый продукт чрезвычайно ценным и сравнивает наборы по правилу “набор x предпочтительнее набора y, если количество первого продукта в этом наборе больше его количества в наборе y, а если количества первого продукта в обеих наборах равны, то предпочтение определяется по количеству второго продукта”.

Этот способ сравнительной оценки определяется формулой:

“x y”, если x1 >y1

или, если x1 = y1 и x2 >y2.

Это отношение также удовлетворяет первой аксиоме, и каждый набор образует свой собственный класс безразличия.

Для множества безразличия, состоящего из наборов, которые равноценны некоторому набору x, используется обозначение:

Cx = { y Î X ½ y ~ x }.

Обозначим множество всех слабо предпочтительных по отношению к x наборов через , а множество всех слабо не предпочитаемых наборов через .

Вторая аксиома теории потребления состоит в том, что для любого набора x оба множества и являются замкнутыми подмножествами векторного пространства Rn. Это означает, что оба множества содержат все свои предельные точки и множество безразличия:

,

т.е. определяется как пересечение этих множеств. Отношение предпочтения, обладающее таким свойством, называется непрерывным.

Из выполнения этих двух основных аксиом вытекает, что существует непрерывная скалярная функция u(x), определенная на связном множестве X потребительских наборов и являющаяся индикатором предпочтения, поскольку она обладает следующим характеристическим свойством:

“x = y” тогда и только тогда, когда u(x) u(y).

Таким образом, если потребитель слабо предпочитает набор x набору y, то значение функции u в точке x будет иметь не меньшее значение, чем в точке y, и наоборот, если значение индикатора для некоторого набора x не меньше, чем для набора y, то потребитель слабо предпочитает набор x набору y.

Индикатор предпочтения функции - функция u(x) - обычно называется функцией полезности потребительских наборов. Нетрудно видеть, что любое монотонное преобразование функции полезности, например функции , или (где a >0), опять являются функциями полезности, поскольку они обладают указанным характеристическим свойством. Таким образом, функция полезности не является измерителем какой-то конкретной “полезности”, но лишь дает представление о ранжировании (порядке) различных наборов, почему она и называется часто функцией порядковой или ординальной полезности.

Заметим, что каждому множеству Сx безразличия соответствует свое постоянное значение функции полезности: u(x) = const.

Рассмотрим с точки зрения построения функций полезности приведенные выше примеры:

1) “весовое” предпочтение удовлетворяет обеим аксиомам теории потребления, а в качестве функции полезности можно использовать сам вес набора, т.е.

u(x) = u(x1,x2) = x1+x2;

2) лексиграфическое упорядочение не является непрерывным, поскольку предпочтительное множество () и непредпочтительное множество () не пересекаются между собой. В связи с этим функция полезности (индикатор предпочтения) здесь не существует.

Порядковый подход к анализу полезности является наиболее распространенным. От потребителя не требуется, чтобы он умел соизмерять блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их “предпочтительности”. В порядковой теории полезности понятие “полезность” означает не что иное, как порядок предпочтения. Утверждение: “Набор А предпочтительнее для данного потребителя, чем набор В”, - тоже самое, что и утверждение: “Набор А полезнее для данного потребителя, чем набор В”. Вопрос на сколько единиц полезнее набор А, чем набор В не ставится. Потребитель выбирает предпочтительный набор товаров из всех доступных для него.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.