Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные источники. Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно




Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады
Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно! Ради Укра!-
ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О всеукраинском и местных референдумах: Закон Украины
от 3 июля 1991 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. -
1991. — № 33. — Ст.443.

О выборах Президента Украины: Закон Украины от 5 марта
1999 г.// В1домосй Верховно! Ради Украши. — 1999. — № 14. —
Ст.81.

О выборах депутатов местных советов и сельских, поселко-
вых, городских голов: Закон Украины от 14 января 1998 г.//
В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1998. — № 3-4. — Ст.15.

О выборах народных депутатов Украины: Закон Украины от
18 октября 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. —
2001. — № 51-52. — Ст. 265.


 



 


 

Глава 6.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В УКРАИНЕ

6.1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ УКРАИНЫ

Функции Украинского государства реализуются посред-
ством деятельности государственных органов.

Система органов государственной власти Украины по-
строена по принципу разделения властей на законодатель-
ную, исполнительную и судебную.

Единственным законодательным органом Украинс-
кого государства является Верховная Рада Украины.

Исполнительные органы Украинского государства —
Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные
государственные администрации в областях, районах, го-
родах Киеве и Севастополе.

Судебные органы Украинского государства — Консти-
туционный Суд и суды общей юрисдикции.

Особое место в системе органов власти занимает Пре-
зидент Украины,
являющийся главой государства и име-
ющий полномочия в различных областях государственно-
го управления. Так, Президент Украины является участ-
ником законодательного процесса и в то же время
принимает важные решения в сфере исполнительной вла-
сти: назначает Премьер-министра и министров Украины,
создает, ликвидирует и реорганизует министерства и дру-
гие центральные органы исполнительной власти.

В особую группу органов контрольной власти выде-
ляют Прокуратуру Украины, основной задачей которой
является надзор за соблюдением законов.

Систему органов государственной власти Украины также
можно разделить по вертикали — на центральные и ме-
стные
органы власти. К центральным относятся Верхов-
ная Рада, Президент, Кабинет Министров и министерства,
суды. К местным -- государственные администрации в
областях, районах, городах Киеве и Севастополе.


6.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ
ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ

Верховная Рада Украины — представительный орган
(парламент), который является единственным органом
законодательной власти в Украине.

Верховная Рада Украины формируется посредством
выборов. Конституционный состав Верховной Рады — 450
депутатов, которые избираются сроком на 4 года. Верхов-
ная Рада Украины является полномочной при условии
избрания не менее двух третей от ее конституционного
состава (300 депутатов).

Конституция Украины закрепляет за Верховной Радой
широкий круг полномочий в различных сферах управле-
ния. Важнейшими полномочиями Верховной Рады Ук-
раины
являются:

1) в законодательной сфере — внесение изменений в
Конституцию Украины, принятие законов, утверждение
Государственного бюджета Украины;

2) во внешнеполитической сфере — объявление по
представлению Президента Украины состояния войны и
заключение мира, ратификация и денонсация междуна-
родных договоров;

3) участие в формировании органов исполнитель-
ной власти.
Верховная Рада дает согласие на назначение
Президентом Украины Премьер-министра Украины и дру-
гих высших должностных лиц;

4) участие в формировании органов судебной влас-
ти.
Верховная Рада назначает треть состава Конституци-
онного Суда Украины, избирает судей судов общей юрис-
дикции;

5) осуществление парламентского контроля за дея-
тельностью Кабинета Министров. Верховная Рада может
принять резолюцию недоверия Кабинету Министров. Фор-
мой парламентского контроля является также деятель-
ность Уполномоченного Верховной Рады Украины по пра-
вам человека. Верховная Рада ежегодно заслушивает его
доклад о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод
человека в Украине;

6) смещение Президента Украины с поста в порядке
особой процедуры (импичмента).

Полномочия Верховной Рады Украины вполне типич-
ны для парламентов современных государств. Перечень


 




полномочий Верховной Рады Украины свидетельствует о
том, что Украина развивается в том же направлении, что
и демократические страны Европы и Америки — по пути
парламентаризма и конституционализма.

 

6.3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС
НАРОДНОГО ДЕПУТАТА УКРАИНЫ

Народный депутат Украины — полномочный предста-
витель Украинского народа в Верховной Раде Украины,
избранный в соответствии с законом. Конституция Укра-
ины и Закон Украины «О статусе народного депутата Ук-
раины» (новая редакция от 22 марта 2001 г.) определяют
права и обязанности народного депутата, гарантии депу-
татской деятельности.

Свои полномочия народный депутат осуществляет на
постоянной основе. Статус народного депутата Украины
предполагает несовместимость с другими видами дея-
тельности. Народный депутат не должен иметь другой
представительский мандат или одновременно быть на го-
сударственной службе; занимать должность городского,
сельского, поселкового головы; заниматься любой опла-
чиваемой работой, за исключением преподавательской,
научной и творческой деятельности, а также медицинской

практики.

Перед вступлением в должность народный депутат при-
носит присягу на верность Украине перед Верховной Ра-
дой Украины и скрепляет ее личной подписью. С этого
момента начинаются полномочия народного депутата.
Полномочия народного депутата прекращаются с момента
открытия первого заседания Верховной Рады Украины
нового созыва либо досрочно в случаях, оговоренных за-
коном.

Решение о досрочном прекращении полномочий народ-
ного депутата Украины принимается большинством от
конституционного состава Верховной Рады Украины или,
в оговоренных случаях — по решению суда.

Конституционный статус народного депутата Украины
включает также права и обязанности народного депутата,
гарантии депутатской деятельности (см. далее 6.4, 6.5).


6.4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАРОДНОГО
ДЕПУТАТА УКРАИНЫ

Права народного депутата Украины разделяются на
две группы.

К первой группе относятся права народного депутата в
Верховной Раде Украины:

1) право решающего голоса в Верховной Раде и ее
органах, в состав которых входит депутат; право совеща-
тельного голоса
— в органах Верховной Рады, в состав
которых депутат не входит;

2) право избирать и быть избранным на должности
руководителей Верховной Рады и в органы Верховной Рады.
Народный депутат может быть одновременно членом только
одного комитета, временной следственной или временной
специальной комиссии Верховной Рады Украины;

3) право предлагать вопросы для рассмотрения Вер-
ховной Радой Украины или ее органами;

4) право выступать с законодательной инициативой
(в форме внесения в Верховную Раду Украины законопро-
екта, проекта постановления либо другого законодатель-
ного предложения);

5) право принимать участие в прениях и высказы-
вать свое мнение по любому рассматриваемому вопросу;

6) право объединяться в депутатские фракции (груп-
пы).
Депутатские фракции (группы) — объединения де-
путатов в Верховной Раде, которые создаются на партий-
ной или внепартийной основе. Народный депутат вправе
входить только в одну депутатскую фракцию (группу).
Депутатские группы (фракции) имеют право на пропорци-
ональное своей численности представительство в органах
Верховной Рады и официальных парламентских делега-
циях Верховной Рады;

7) право на депутатский запрос. Депутатский зап-
рос — это требование народного депутата, группы народ-
ных депутатов или комитета Верховной Рады Украины к
любому государственному органу, органу местного самоуп-
равления или его должностному лицу с требованием дать
официальное разъяснение по вопросам, находящимся в их
компетенции. Депутатский запрос должен быть поддер-
жан не менее чем одной пятой конституционного состава
Верховной Рады (а в случае запроса к Президенту Украи-


 




ны — не менее чем одной третью от конституционного
состава Верховной рады Украины);

8) право на депутатское обращение к органам госу-
дарственной власти и органам местного самоуправления,
их должностным лицам, руководителям предприятий, уч-
реждений и организаций. Депутатское обращение содер-
жит предложение совершить действия, дать разъяснения
или изложить позицию по вопросам, отнесенным к ком-
петенции органа или должностного лица, которому на-
правлено обращение.

Ко второй группе относятся права народного депута-
та во взаимоотношениях с органами государственной
власти, органами местного самоуправления, предпри-
ятиями, учреждениями и организациями граждан Ук-
раины и иностранных государств:

1) право безотлагательного приема по вопросам де-
путатской деятельности руководителями и должностны-
ми лицами органов государственной власти и местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;

2) право беспрепятственного посещения органов го-
сударственной власти и местного самоуправления и право
беспрепятственного доступа
на все предприятия, в уч-
реждения и организации;

3) право требовать прекращения нарушений закон-
ности;

4) право принимать участие в рассмотрении в орга-
нах государственной власти и местного самоуправления
предложений и требований избирателей;

5) право принимать участие с правом совещатель-
ного голоса
в работе сессий местных советов и некоторые
Другие права.

Основные обязанности народного депутата Украины:

1) соблюдать требования Конституции и законов Ук-
раины, закона о Регламенте Верховной Рады Украины,
присягу народного депутата;

2) присутствовать и лично принимать участие в засе-
даниях Верховной Рады и ее органов;

3) лично принимать участие в голосовании;

4) постоянно поддерживать связи с избирателями, ин-
формировать их о своей деятельности рассматривать об-
ращения избирателей и вести личный прием избирате-
лей.


6.5. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гарантии депутатской деятельности — это система
условий и способов обеспечения осуществления полномо-
чий народного депутата. К их числу относятся:

1) непреложность депутатских полномочий. Никто не
вправе ограничить полномочия народного депутата Укра-
ины;

2) неприкосновенность народного депутата Украины.
Она состоит в том, что народный депутат не может быть
без согласия Верховной Рады Украины привлечен к уго-
ловной ответственности, задержан или арестован. Обыск,
задержание народного депутата или досмотр личных ве-
щей, багажа, транспорта, жилого либо служебного поме-
щения, нарушение тайны переписки, телефонных разгово-
ров, телеграфной и иной корреспонденции допускаются
лишь в случае, когда Верховной Радой Украины дано со-
гласие на привлечение его к уголовной ответственности;

3) обеспечение народному депутату Украины условий
для исполнения депутатских полномочий, которое включа-
ет: предоставление служебного кабинета с персональным
компьютером, подключенным к информационным сетям,
безопасность народного депутата и членов его семьи и др.;

4) защита личных и социальных прав народного депу-
тата Украины, включающая: предоставление отсрочки от
призыва на военную службу или сборы, государственное
страхование, создание условий для повышения профессио-
нального уровня, финансовое, медицинское и социально-
бытовое обеспечение, надлежащие жилищные условия;

5) гарантии трудовых прав народного депутата. В част-
ности, время работы народного депутата в Верховной Раде
Украины засчитывается в стаж государственной службы,
а также — в его общий и непрерывный стаж работы. По
прекращении срока депутатских полномочий народному
депутату предоставляется прежняя работа (должность).
Народному депутату предоставляется ежегодный оплачи-
ваемый отпуск в межсессионный период продолжительно-
стью 45 календарных дней и т.д.;

6) право иметь до пятнадцати помощников-консуль-
тантов.

Нарушение прав народного депутата Украины и гаран-
тий его деятельности влечет юридическую ответственность.


6.6. ОРГАНЫ И АППАРАТ ВЕРХОВНОЙ
РАДЫ УКРАИНЫ

Система органов Верховной Рады Украины определя-
ется Конституцией Украины и Регламентом Верховной
Рады (27 июля 1994 г.).

Руководящие должностные лица Верховной Рады

Украины:

1) Председатель Верховной Рады Украины. Избирает-
ся и отзывается Верховной Радой из числа депутатов пу-
тем голосования. Председатель Верховной Рады имеет
следующие полномочия: ведет заседания Верховной Рады
Украины; организует подготовку вопросов для рассмотре-
ния на заседаниях Верховной Рады; подписывает акты,
принятые Верховной Радой; представляет Верховную Раду
в отношениях с другими органами государственной влас-
ти Украины и органами власти других государства; орга-
низует работу аппарата Верховной Рады;

2) Первый заместитель Председателя Верховной Рады
Украины и заместитель Председателя Верховной Рады
Украины избираются Верховной Радой из числа депутатов
по представлению Председателя Верховной Рады. По пору-
чению Председателя Верховной Рады они выполняют от-
дельные его функции. Первый заместитель Председателя
Верховной Рады Украины ведет организационную работу
по вопросам взаимодействия Верховной Рады с органами
исполнительной власти и органами местного самоуправле-
ния. Заместитель Председателя Верховной Рады Украины
ведет организационную работу по вопросам взаимодействия
Верховной Рады с органами судебной власти;

 

3) комитеты Верховной Рады Украины. Комите-
ты — это постоянно действующие органы, перечень кото-
рых утверждается Верховной Радой в соответствии с ос-
новными направлениями ее деятельности. Комитеты осу-
ществляют законопроектную работу, готовят и предвари-
тельно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям
Верховной Рады. Председатели и состав комитетов изби-
раются из числа депутатов, причем депутат имеет право
состоять только в одном комитете;

4) временные специальные комиссии. Эти органы со-
здаются Верховной Радой для подготовки и предваритель-
ного рассмотрения определенного вопроса, например, для
доработки законопроекта. Ее состав избирается Верхов-


 


ной Радой и действует вплоть до выполнения поставлен-
ной задачи;

5) временные следственные комиссии. Они создаются
Верховной Радой Украины для проведения расследования
по вопросу, представляющему общественный интерес, если
за создание такой комиссии проголосовало не менее трети
конституционного состава Верховной Рады (150 депутатов).

Решения комитетов и комиссий Верховной Рады Укра-
ины носят рекомендательный характер.

Органами Верховной Рады со специальным статусом
являются Счетная палата и Уполномоченный Верховной
Рады по правам человека.

Счетная палата от имени Верховной Рады осуществ-
ляет контроль за использование средств Государственно-
го бюджета Украины.

Уполномоченный Верховной Рады по правам челове-
ка
осуществляет парламентский контроль над соблюде-
нием конституционных прав и свобод человека и гражда-
нина в Украине.

Работу Верховной Рады Украины обеспечивает ее ап-
парат
— Секретариат Верховной Рады Украины, Служба
организационно-юридического и научного обеспечения,
Пресс-служба, Управление делами Верховной Рады Укра-
ины и т.д.

6.7. РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
УКРАИНЫ

Регламент Верховной Рады Украины — особый нор-
мативно-правовой акт, регулирующий работу парламента.
Он определяет:

1) порядок созыва и проведения сессий Верховной Рады;

2) порядок формирования органов Верховной Рады;

3) законодательную процедуру;

4) порядок осуществления контрольной деятель-
ности;

5) процедуру отдельных видов деятельности Верхов-
ной Рады, ее органов и народных депутатов Украины.

Верховная Рада Украины работает сессионно, иначе
говоря, не постоянно. Первая сессия Верховной Рады но-
вого созыва начинается не позднее чем на тридцатый день


после официального объявления результатов выборов.
Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в
первый вторник февраля и первый вторник сентября каж-
дого года. Длительность сессии определяется Верховной
Радой.

Существует ряд оснований для внеочередных сессий
Верховной Рады. Они созываются Председателем Верхов-
ной Рады Украины по требованию не менее 150 народных
депутатов или по требованию Президента Украины. В слу-
чае введения военного или чрезвычайного положения в
Украине Верховная Рада Украины собирается в двухднев-
ный срок без созыва. Сессия в условиях военного или
чрезвычайного положения продолжается до его отмены.

Сессии Верховной Рады состоят из пленарных заседа-
ний и заседаний постоянных комитетов и временных ко-
миссий. Обычно первая и третья недели месяца сессион-
ного периода отводятся для пленарных заседаний Верхов-
ной Рады, вторая — для работы комитетов Верховной Рады,
четвертая — для работы депутатов в избирательных ок-
ругах.

Все решения принимаются исключительно на пленар-
ных заседаниях Верховной Рады путем голосования. За-
коны, постановления и иные акты принимаются простым
(абсолютным) большинством состава Верховной Рады (по-
ловина от конституционного состава плюс один голос). В
некоторых случаях решения принимаются так называе-
мым квалифицированным большинством. Например, за-
коны о Большом Государственном Гербе и Государствен-
ном Гимне Украины должны быть приняты двумя третя-
ми от конституционного состава Верховной Рады. Решение
о смещении Президента Украины в порядке импичмента
принимается не менее чем тремя четвертями от конститу-
ционного состава Верховной Рады.

Заседания Верховной Рады Украины проводятся от-
крыто.
Иначе говоря, в зале заседаний Верховной Рады
может присутствовать пресса, телевидение. Возможна теле-
и радиотрансляция заседаний Верховной Рады. Закрытое
заседание проводится по решению большинства от консти-
туционного состава Верховной Рады Украины.

 

 


6.8. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
И ЕГО СТАДИИ

Процесс создания, изменения и отмены законов назы-
вают законодательным процессом. В Украине он состоит
из следующих стадий:

1) законодательная инициатива — внесение офици-
ального предложения об издании, изменении или отмене
закона в Верховную Раду Украины. Таким правом обла-
дает сравнительно узкий круг лиц: народные депутаты
Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Укра-
ины и Национальный банк Украины;

2) разработка законопроекта. Она может быть пору-
чена парламентским комитетам, временной специальной
комиссии, министерствам, коллективам ученых-специали-
стов. Чаще всего первая и вторая стадии законодательно-
го процесса совпадают, и тогда на рассмотрение Верхов-
ной Рады Украины вносится готовый законопроект;

3) предварительное обсуждение законопроекта. При-
нятый к рассмотрению законопроект обсуждается в коми-
тетах Верховной Рады. При этом для подготовки выво-
дов определяется головной комитет, которому остальные
подают свои результаты обсуждения законопроекта;

4) обсуждение законопроекта на пленарных заседа-
ниях
Верховной Рады Украины (чтения законопроекта).
В первом чтении обсуждаются основные положения за-
конопроекта. Во втором чтении происходит постатейное
обсуждение законопроекта. После обсуждения каждая ста-
тья законопроекта ставится на постатейное голосование.
Третье чтение законопроекта является необязательным
(факультативным) и проводится лишь тогда, когда необ-
ходимы редакционные правки и согласование; законопро-
екта с другими нормативно-правовыми актами;

5) принятие закона (в результате второго или третьего
чтения). Принятие закона осуществляется голосованием.
По общему правилу, закон должен получить одобрение про-
стого большинства членов парламента (т.е. 50 % + 1 го-
лос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голо-
сов парламентариев (квалифицированное большинство).
Например, в Украине таким образом должен быть принят
Закон о Государственном Гимне. Принятый закон подпи-
сывается Председателем Верховной Рады Украины;


 




6) подписание закона Президентом Украины. На эту

стадию отводится строго определенный срок (15 дней).
Президент Украины имеет право вернуть закон на по-
вторное рассмотрение со своими мотивированными заме-
чаниями (отлагательное вето). Если закон в неизменен-
ном виде повторно принимается квалифицированным
большинством голосов, то Президент обязан подписать
его и передать для обнародования в официальные сред-
ства массовой информации;

7) обнародование закона. Текст закона публикуется в
официальных печатных изданиях: газетах «Голос Украи-
ны» и «Урядовий кур'ер», журналах «Офщшний в!сник
Украши», «Вщомост! Верховно! Ради Украши». Значение
этой стадии состоит в том, что неопубликованные и, таким
образом, не доведенные до сведения людей законы не при-

' меняются;

8) вступление закона в силу. В соответствии с Кон-
ституцией Украины, закон вступает в силу через 10 дней
со дня его официального обнародования, если иное не ука-
зано самим законом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.